Мудрый Юрист

Средства исправительного воздействия при исполнении условного осуждения в отношении военнослужащих

Мананников Д.Ю., юрисконсульт Черноморского флота РФ.

Согласно ч. 1 ст. 73 УК РФ, основанием для назначения условного осуждения является вывод суда о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания. В своем Послании Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. Президент РФ Д. Медведев справедливо подчеркивал, что "сила суда не в жесткости, а в неотвратимости и справедливости наказания, а миссия правосудия - не только карать, но и исправлять" <1>. Но вопрос о том, какими именно средствами достигается исправление военнослужащего при исполнении условного осуждения, пока не подвергался глубокому научному исследованию в российской юридической литературе. В этой связи представляется актуальным определить основные механизмы воздействия на осужденного, при которых такое исправление представляется возможным в условиях прохождения военнослужащим военной службы.

<1> Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 ноября 2010 г. "Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации" // Парламентская газета. 03 - 09.12.2010. N 63.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 УИК РФ основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Согласно п. 7 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими под исправлением осужденных военнослужащих понимаются формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, сознательного отношения к военной службе, к исполнению возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке, стимулирование правопослушного поведения.

В силу содержания условного осуждения как формы реализации уголовной ответственности осужденный не ограничивается в физической возможности совершать новые преступления, ввиду чего возникает также вопрос о возможности режима (установленного порядка исполнения и отбывания наказания) выступать средством исправительного воздействия. Вопрос о распространении понятия "режим" на наказания, не связанные с изоляцией от общества, является дискуссионным в юридической науке. Являясь средством исправления, режим одновременно создает условия для применения других средств достижения наказания, регламентируя все сферы жизнедеятельности осужденного, в т.ч. во время исполнения обязанностей военной службы, а также во внеслужебное время. Порядок исполнения не регламентирует ни профессиональную деятельность осужденного военнослужащего, ни его поведение в свободное время. Поэтому представляется верной позиция В.И. Селиверстова, очень осторожно подходящего к вопросу о наличии режима при исполнении уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и выделяющего из всей совокупности элементов режима только контроль за поведением осужденных как присущий всем видам уголовных наказаний <2>.

<2> Уголовно-исполнительное право: Учебник. М., 2002. С. 57.

В отношении условного осуждения законодатель указал лишь одно средство исправительного воздействия - контроль за поведением условно осужденных военнослужащих. Действительно, контроль занимает значимое место в механизме реализации условного осуждения. Как отмечает Т.И. Эрхитуева <3>, он выступает не только в качестве средства обеспечения режима испытания, но является также важным средством исправления (дисциплинирования) условно осужденного.

<3> Эрхитуева Т.И. Понятие и содержание контроля за поведением условно осужденных // Вестник Бурятского госуниверситета. Сер. 12. Юриспруденция. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. Вып. 3. С. 131 - 132.

В науке уголовного права контроль зачастую рассматривают как деятельность в отношении условно осужденных военнослужащих со стороны командования их воинских частей по контролированию исполнения ими возложенных на них приговором суда обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ, и обязанностей, предусмотренных ч. 4 ст. 188 УИК РФ <4>. Между тем содержание понятия "контроль" является довольно объемной правовой категорией. Под контролем в широком смысле (социальный контроль) надо понимать процесс оказания определенного воздействия на личность с целью организации ее деятельности в рамках, установленных общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и другими нормативными актами.

<4> См., например: Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право: Учеб. для юридических вузов и факультетов. М.: Межрегиональный институт экономики и права, КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. С. 368.

Согласно ч. ч. 5, 6 ст. 73 УК РФ, исправление обеспечивается путем осуществления контроля за поведением осужденного и возложения на него определенных обязанностей. Но ограничивается ли деятельность командования, исполняющего условное осуждение, лишь контролем исполнения возложенных на осужденных приговором суда обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ?

На наш взгляд, контроль в отношении условно осужденных военнослужащих нельзя отождествлять только с деятельностью командования воинских частей (учреждений) по учету и регистрации совершаемых осужденными правонарушений. Мы разделяем мнение О.В. Сукманова, рассматривающего понятие контроля в широком смысле, которое включает в себя всю деятельность командования воинских частей (учреждений) в отношении условно осужденных военнослужащих по исполнению приговора с момента поступления документов в уполномоченный орган до момента снятия условно осужденного с учета.

Действительно, возможности исправительного воздействия на осужденных не исчерпываются только контролем. В научной литературе также можно встретить мнения ученых о наличии иных средств исправительного воздействия. А.А. Рябинин, в частности, таким средством считает развитие полезной инициативы у осужденного <5>. Ф.С. Бражник отмечал необходимость заслушивания периодического отчета осужденного военнослужащего перед командованием части о том, что он делает для того, чтобы искупить свою вину и доказать свое исправление, в том числе и публично перед соответствующей категорией военнослужащих в соответствии с Уставом Вооруженных Сил РФ <6>.

<5> Рябинин А.А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) права Российской Федерации: вопросы дифференциации и индивидуализации наказания. М., 1995. С. 70.
<6> Бражник Ф.С. Уголовно-исполнительное право. Модуль 3. Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, и освобождение от наказаний осужденных. М., 2004. С. 42.

Следует согласиться с указанными авторами в том, что перечисленные средства применимы при исполнении условного осуждения. Ведь неслучайно в соответствии с ч. 4 ст. 188 УИК РФ законодатель указал, что условно осужденные обязаны отчитываться перед командованием воинских частей о своем поведении. Кроме того, заслушивание периодического отчета военнослужащего на собрании соответствующей категории военнослужащих нелишним было бы дополнить также соответствующим отчетом должностных лиц воинской части, принимающих участие в исполнении условного приговора военного суда, об особенностях проводимой с ним воспитательной работы; непосредственных командиров о поведении осужденного и его отношении к военной службе и т.д., что позволило бы оперативно корректировать оказываемое исправительное воздействие на осужденного военнослужащего.

В.В. Пестунович также признавал необходимость установления в действующем уголовно-исполнительном законодательстве и изданных в его развитие нормативно-правовых актах обязанности органов, осуществляющих контроль за условно осужденными, проводить периодическое подведение итогов прохождения осужденным испытательного срока с вынесением заключения о результатах. Указанная периодичность, по мнению упомянутого автора, может быть обусловлена конкретными сроками (например, истечением определенного периода - полугодие, год, половина испытательного срока по приговору), наступлением каких-либо обстоятельств, влияющих на прохождение осужденным испытания или явно свидетельствующих об успешном выполнении условий испытания (изменение семейного положения, тяжелое заболевание осужденного, достижение выдающихся результатов в службе, науке, искусстве, спорте, героизм и мужество, проявленные при выполнении боевого задания и др.). В условиях военной службы таким основанием для вынесения заключения могут быть, кроме того, предстоящее увольнение осужденного с военной службы, решение вопроса о назначении на другую должность, перевод к новому месту службы и др. <7>.

<7> Пестунович В.В. Условное осуждение военнослужащего: Дис. ... канд. юрид. наук. М.: Военный Университет, 2000. С. 128.

Вышеуказанное заключение, как отмечает В.В. Пестунович, в зависимости от результатов выполнения обязанностей в течение испытательного срока может служить основанием для принятия органом, осуществляющим контроль за условно осужденным, решения о направлении представления в суд о сокращении либо продлении испытательного срока, об отмене условного осуждения, отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных для условно осужденного обязанностей. Такая активная позиция органов, осуществляющих контроль за условно осужденными, несомненно, будет способствовать эффективности условного осуждения, создаст условия для реального контроля за процессом исправления и в конечном итоге будет служить достижению целей государства в области уголовной политики.

Кроме того, учитывая, что на органы воспитательной работы возложена обязанность обеспечивать периодическое (не реже одного раза в период обучения) проведение совместно с органами военной прокуратуры предупредительно-профилактических мероприятий с военнослужащими, приговоренными судами к отбыванию наказания, не связанного с лишением свободы <8>, целесообразно было бы такие отчеты проводить с участием представителей органов военной прокуратуры, надзирающих за законностью исполнения ограничения по военной службе.

<8> Приказ Министра обороны РФ от 15 декабря 2010 г. N 1800 "О мерах по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации".

Контроль за поведением условно осужденных представляет собой особое средство исправительного воздействия, проявляющееся, с одной стороны, в установлении для осужденного определенных ограничений (обязанностей), с другой - в применении к осужденным комплекса профилактических и воспитательных мер. Весьма актуальными представляются мнения Х.Х. Кадари <9> и Ф.С. Саввина <10>, предполагавших, что условное осуждение имеет ярко выраженный воспитательный характер. Аналогичную позицию занимает В.Н. Баландин. Он полагает, что сущностью условного осуждения выступает воспитание, что находит свое выражение в особом психолого-педагогическом воздействии на осужденного с целью его исправления <11>.

<9> Кадари Х.Х. Условное осуждение в советском уголовном праве. Ученые записки Тартуского университета. Таллин, 1966. Вып. 44. С. 193.
<10> Саввин Ф.С. Условное осуждение как мера воспитания осужденных в современный период // XXII съезд КПСС и вопросы государства. Свердловск, 1962. С. 351.
<11> Баландин В.Н. Эффективность освобождения от отбывания наказания при условном осуждении и отсрочке исполнения приговора. Свердловск, 1998. С. 7.

В соответствии с положениями УИК РФ на командование воинских частей воспитательные функции возлагаются лишь в случаях реального отбывания наказания осужденными военнослужащими в период прохождения ими военной службы. Каких-либо указаний в отношении воспитательной работы с условно осужденными военнослужащими закон не содержит. Нет такой обязанности командования в отношении этой категории военнослужащих и в нормативных актах руководителей министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. Однако, на наш взгляд, это вовсе не означает, что командование части в этом случае выполняет роль стороннего наблюдателя за процессом исправления условно осужденного военнослужащего, формально фиксирующего выполнение установленных в приговоре требований. Поскольку условия продолжения прохождения военной службы условно осужденным военнослужащим практически не отличаются от условий других военнослужащих части, командование воинской части обязано проводить весь комплекс воспитательной работы, определенный общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и приказами руководителей высших органов военного управления. Уместно в этой связи упомянуть Н.И. Фалеева, писавшего: "Мало только ознакомить вступившего в армию - его необходимо воспитывать так, чтобы воинские нормы - и в особенности дисциплина - стали его второю натурою" <12>.

<12> Фалеев Н.И. Условное осуждение (новая область его применения). М., 1904. С. 74.

В Вооруженных Силах Российской Федерации воспитательная работа организована в соответствии с Концепцией воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации <13>, определяющей основные цели, задачи и направления воспитания всех категорий военнослужащих. Воспитание военнослужащих осуществляется с использованием педагогических технологий, под которыми понимается комплекс взаимосогласованных и последовательно применяемых методов, средств и форм реализации воспитательных целей и задач. В соответствии с п. 9 Основ организации воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ <14> планирование и учет индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими осуществляются в рабочих тетрадях соответствующих командиров (начальников).

<13> Приложение N 3 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 11 марта 2004 г. N 70.
<14> Утверждены Приказом МО РФ от 28.02.2005 N 79.

С другой стороны, нельзя не отметить, что, несмотря на важность поставленных перед командованием воспитательно-исправительных задач и совпадение основных методов и основных направлений системы воспитания военнослужащих с формами и методами воспитательной работы с осужденными военнослужащими, особенности воспитательной работы именно с осужденными военнослужащими, продолжающими проходить военную службу, не нашли своего отражения в основополагающих документах по воспитательной работе в Вооруженных Силах РФ. Хотя научная разработка указанных вопросов военной педагогикой, несомненно, повысила бы эффективность исправительного воздействия и способствовала бы скорейшему исправлению осужденного военнослужащего и предупреждению новых преступлений.

В вопросе воспитательной работы в отношении условно осужденного, продолжающего проходить военную службу, представляется возможным использовать опыт немецких законодателей. Так, в соответствии с требованиями Уголовного кодекса Германии (Strafgesetzbuch, StGB), Военно-уголовного закона (WStG) и части IV Закона об отправлении правосудия по делам молодежи (JGG) для оказания помощи молодому условно осужденному военнослужащему бундесвера (до 21 года) может быть назначен на общественных началах персональный воспитатель из числа военнослужащих. Лицо, назначенное для оказания помощи условно осужденному военнослужащему и не состоящее на военной службе, не вправе вмешиваться в решение вопросов, подведомственных военному командованию. А воспитательные меры, проводимые дисциплинарным начальником, всегда имеют приоритет <15>.

<15> Шулепова Л.Ф. Особенности применения молодежного уголовного права Германии к военнослужащим бундесвера // Военно-уголовное право. 2004. N 3. См. также: Wehrstrafgesetz (WStG) idF v. Mai 1974 (BGB1. I 1213; III 452-2), letztes DndG v. 26. l. 1998 (Bundesgesetzblatt, BGB1. I 164); Jugendstrafvollstreckung von Gerald Gareis Rechtspfleger am Amtsgericht Bayreuth (letzte Dnderung am 27.01.2000) // URL: http:// privat.schlund.de/ k/ konrad-breunig/ willkomm.htm; Jugendgerichtsgesetz i.d.F. vom 11. 12. 1974 (BGBl. I 3427), letztes DndG v. 28. 10. 1994 (Bundesgesetzblatt, BGB1. I S. 3186).

Пункт 7 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими помимо перечисленных в законе предусматривает и применение иных средств, обусловленных прохождением военной службы, перечень которых, однако, не дается. На наш взгляд, недостаточно учитывается в теории и практике исполнения наказаний в условиях военной службы такое важнейшее средство, как общественное воздействие со стороны воинского коллектива. В.А. Ломако справедливо отметил, что "условное осуждение позволяет использовать принудительное и воспитательное значение в их необходимом сочетании и одновременно обеспечивает активное участие общественности в исправлении и перевоспитании преступников" <16>. По мнению Э. Саркисовой, общественность может привлекаться к воспитательной работе с условно осужденным на тех же основаниях, на которых она оказывает помощь государству в деле борьбы с преступностью <17>.

<16> Ломако В.А. Применение условного осуждения. Харьков, 1976. С. 3.
<17> Саркисова Э. О воспитательной работе с условно осужденными // Социалистическая законность. 1963. N 12. С. 48.

Действительно, в течение своей жизни человек находится в самых различных социальных средах, но только в коллективе он удовлетворяет и развивает свои потребности и интересы. Только в "условиях коллектива человек формирует в себе практические навыки социального общения, умения жить в обществе, выполнять обязанности гражданина и пользоваться его правами. Здесь происходят практическое осознание личностью своего места в жизни, шлифовка характера, важные социально-психологические изменения" <18>. Сила влияния коллектива на личность заключена в силе его общественного мнения, коллективного сознания, принципов организации его внутренней жизни, в развитии внутренних взаимоотношений <19>. По мнению А.Б. Сахарова, общественное мнение, воздействующее на правонарушителя, включает в себя своеобразное наказание и "притом во многих случаях более действенное, чем государственное принуждение" <20>.

<18> Сычев Ю.В. Микросреда и личность (философские и социологические аспекты). М., 1974. С. 159.
<19> Там же. С. 163.
<20> Сахаров А.Б. Роль общественности в укреплении советского правопорядка // Вопросы философии. 1960. N 3. С. 33.

Как одно из важнейших средств повышения эффективности воспитания военнослужащих, формирование у военнослужащих социально значимых для военной службы качеств выступает активным регулятором их социального поведения как в мирное время, так и в боевой обстановке <21>. Создание обстановки нетерпимости к совершенному преступлению, позитивно формирующей общественное мнение воинского коллектива, осуждающая общественная реакция на правонарушение способствуют созданию у осужденного соответствующего эмоционального состояния, характеризующегося переживанием, тягостным беспокойством, неудовлетворенностью собой, осуждением своего поведения и сожалением о совершенном поступке, т.е., соответственно, направлены на вызов у осужденного чувства стыда, определяемого Б. Спинозой как "неудовольствие, сопровождаемое идеей какого-либо нашего действия, которое другие, как нам представляется, порицают" <22>.

<21> Парфенов В.Г. Общественное мнение в воинском коллективе и его использование в воспитательном процессе: Дис. ... канд. социол. наук. М., 1996. С. 130 - 133.
<22> Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона // URL: http:// slovari.yandex.ru/ dict/ brokminor/ article/ 37/ 37991.html?text= %D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B4& stpar3=1.5.

На современном этапе идея стыда как основного средства в процессе контроля над преступностью остается актуальной и входит в качестве основы в теорию восстановительного правосудия как альтернативного метода борьбы с преступностью, направленного на понимание и признание преступником нанесенного вреда и его возмещение. Реакция общества на правонарушение, осуждающая девиантное поведение и стремящаяся восстановить нарушенный социальный порядок, получила название "клеймящий стыд", а ответная реакция преступника на такое выражение общественного неодобрения - это "восстанавливающий стыд", переживание которого помогает преступнику исправиться и вернуться в полноправные члены общества <23>.

<23> См. подробнее: Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение. М., 2002. С 310.

Международные правовые акты в сфере регулирования мер, не связанных с тюремным заключением, прямо ставят своей целью обеспечение более активного участия общественности в осуществлении правосудия по уголовным делам, особенно в обращении с правонарушителями, и рекомендуют компетентным органам привлекать общественность и системы общественной поддержки к применению таких мер <24>. Реализация карательного содержания уголовного наказания в условиях военной службы имеет также и общепредупредительное значение, т.к. такие наглядные уголовные наказания, что "поражают личные служебные права и отличия солдата, которые наглядно ставят его в низшее положение в глазах товарищей" <25>, одновременно оказывают воздействие на неустойчивую часть военнослужащих, в рамках общей превенции предостерегая их от совершения преступлений и опосредованно влияя на снижение преступности в целом.

<24> См. п. п. 1.2 и 13.4 Минимальных стандартных правил ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (приняты 14.12.1990 Резолюцией 45/110 Генеральной Ассамблеи ООН).
<25> Неелов Я.А. Курс военно-уголовного права: лекции, читанные в Военно-юридической академии проф. Я.А. Нееловым в 1884/1885 акад. году / Я.А. Неелов. СПб.: печатня А. Григорьева. С. 50.

Психическое воздействие или устрашение осужденных реализуется в разных формах. М.Н. Становский считает, что устрашение осуществляется путем возможности замены наказания более строгим видом в случае злостного уклонения от его отбывания или в форме морального и материального ограничения прав и заслуг осужденного <26>. Первая форма устрашения присуща условному осуждению к ограничению по военной службе, а вторая - при реальном исполнении данного уголовного наказания.

<26> Становский М.Н. Цели уголовного наказания // Актуальные проблемы уголовно-правовой охраны личности / Сб. статей Международной научно-практической конференции. 18 - 19 октября 2007 г. Великий Новгород, 2008. С. 238.

Профессиональная подготовка осужденных военнослужащих осуществляется в рамках военной подготовки, в зависимости от содержания повседневной деятельности военнослужащих, военно-учетной специальности, должностных и специальных обязанностей, осуществляемых в виде боевой <27>, специальной <28>, правовой, физической <29> и др. видов подготовок.

<27> См.: ст. 234 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
<28> См., например: ст. 338 Устава гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
<29> См.: ст. 14 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" // Рос. газета. 1997. N 29. 12 февр.

Вместе с тем некоторые другие предусмотренные законом средства не находят своего применения при исполнении условного осуждения. Так, в отличие от военнослужащего, содержащегося в дисциплинарной воинской части, вызывает серьезные сомнения возможность привлечения командованием условно осужденного военнослужащего по контракту к общественно полезному труду. Направление военнослужащего по контракту на общественно полезные работы, как, например, это предусмотрено в отношении осужденного к обязательным или исправительным работам, явно будет содержать в себе карательные элементы перечисленных уголовных наказаний, что недопустимо в отношении осужденных к другому виду уголовного наказания, в содержание которого привлечение к труду не входит. Проведение общественно полезных работ с участием осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в интересах воинской части не урегулировано нормами военного законодательства и противоречит запрету на привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей, не связанных с военной службой. Дополнительных же полномочий командованию воинской части, исполняющему ограничение по военной службе, по данному вопросу не предоставлено. Все это свидетельствует об отсутствии на сегодняшний день правовых оснований для применения такого средства, как общественно полезный труд в отношении осужденных по военной службе военнослужащих.

Не имеет особого значения получение осужденным военнослужащим общего образования, т.к. в соответствии с требованиями по уровню образования, установленными Министром обороны Российской Федерации (руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба), граждане, поступающие на военную службу по контракту, должны иметь образование не ниже среднего профессионального <30>.

<30> См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону "О воинской обязанности и военной службе". 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. Вып. 77. С. 312 - 314.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, к средствам исправления условно осужденного военнослужащего следует отнести:

Комплексное применение командованием воинской части (учреждения) указанных исправительных средств, обладающих одновременно уголовно-исполнительной и военно-административной спецификой, при исполнении условного осуждения способствует укреплению воинской дисциплины, правовому воспитанию личного состава, укреплению морально-психологического состояния военнослужащих и, как следствие, повышению боевой готовности и боеспособности войск.