Мудрый Юрист

О санаторно-курортном обеспечении военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации и членов их семей в лечебно-профилактических учреждениях других федеральных органов исполнительной власти

Щедринов К.С., преподаватель кафедры криминалистики Военного университета, кандидат юридических наук.

Рассмотрен порядок обеспечения военнослужащих санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Минобороны России.

Ключевые слова: военнослужащий, санаторно-курортное обеспечение.

About sanatorium maintenance of military men of Armed forces of the Russian Federation and members of their families in treatment-and- prophylactic establishments of other federal enforcement authorities

K.S. Schedrinov

The order of maintenance of military men by sanatorium treatment and the organized rest in sanatoria, rest houses, boarding houses, children's recreation camps, on tourist centers of the Minister of Defence of Russia is considered.

Key words: the military man, sanatorium maintenance.

Согласно положениям п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. 76-ФЗ, а также п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих" от 26 сентября 1994 г. N 1093, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в соединениях и воинских частях постоянной готовности на должностях, подлежащих комплектованию солдатами, матросами, сержантами и старшинами, и поступивших на военную службу по контракту после 1 января 2004 г., а также курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и члены их семей во время отпуска, но не более одного раза в год, обеспечиваются санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации.

Указанные гарантии обеспечения санаторно-курортным лечением распространяются и на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей. Данные категории военнослужащих оплачивают 25%, а члены их семей - 50% стоимости путевки, за исключением случаев, когда законодательством определены иные условия оплаты. Также имеют право на льготное санаторно-курортное лечение прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более <1>.

<1> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". М., 2005. С. 179.

При этом наряду с правом на обеспечение военнослужащих и членов их семей санаторно-курортным лечением и организованным отдыхом в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации закон допускает предоставление указанных гарантий их социальной защиты также в аналогичных лечебно-профилактических учреждениях иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации действует Порядок санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 марта 2011 г. N 333.

Так, в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом в санатории и дома отдыха Министерства обороны Российской Федерации на льготных основаниях направляются:

Аналогичные условия обеспечения санаторно-курортным лечением предусмотрены и в иных федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба <2>.

<2> См., напр.: Приказ ФСБ России "Об утверждении Инструкции о порядке санаторно-курортного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности" от 25 мая 2007 г. N 266; Приказ МВД России "Об утверждении Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России" от 8 ноября 2006 г. N 895.

Однако несмотря на довольно детальную регламентацию порядка и условий льготного обеспечения санаторно-курортным лечением военнослужащих и членов их семей в системе "ведомственных" санаториев, домов отдыха и пансионатов федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, до настоящего времени остается недостаточно урегулированным вопрос порядка и условий направления военнослужащих и членов их семей в лечебно-профилактические учреждения, находящиеся в ведении иных федеральных органов исполнительной власти.

Так, положения п. 32 Порядка санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации допускают, при отсутствии в Министерстве обороны Российской Федерации санаторно-курортных учреждений необходимого профиля, возможность направления на договорной основе военнослужащих и членов их семей на санаторно-курортное лечение в специализированные санаторно-курортные учреждения других федеральных органов исполнительной власти или иных организаций, имеющих соответствующую лицензию на медицинскую деятельность. Однако наряду с вышесказанным нормы Приказа Министра обороны Российской Федерации "О порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 марта 2011 г. N 333 не регламентируют порядок и условия оплаты путевок в указанные категории учреждений в случае их приобретения военнослужащими. В этой связи хотелось бы отметить положения Приказа МВД России "Об организации в системе МВД России оздоровительного туристского отдыха" от 25 июля 2002 г. N 701, предусматривающие оплату военнослужащим МВД России и членам их семей за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации части стоимости путевки в дома отдыха других федеральных органов исполнительной власти и иных организаций в размере, эквивалентном средней сумме бюджетных расходов на содержание одного отдыхающего военнослужащего в домах отдыха МВД России. При этом согласно нормам указанного Приказа оставшаяся непокрытой разница между полной стоимостью путевки и суммой, оплачиваемой за счет соответствующих бюджетных средств, оплачивается за счет собственных средств военнослужащих, изъявивших желание приобрести путевку для оздоровительного туристского отдыха.

Таким образом, проанализированные в настоящей статье положения действующего законодательства, регламентирующие вопросы реализации гарантий и прав военнослужащих, а также членов их семей на санаторно-курортное обеспечение в различных федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, не в полной мере соответствуют установленному законодателем принципу равенства военнослужащих, что позволяет констатировать тот факт, что военное законодательство нуждается в серьезной переработке и совершенствовании в плане более четкой конкретизации гарантий и прав военнослужащих и членов их семей на их обеспечение санаторно-курортным лечением независимо от федерального органа исполнительной власти и места, где военнослужащие проходят военную службу.