Мудрый Юрист

Правовые основы мирного использования атомной энергии в германии и европейском союзе м. Шмидт-пройс

Шмидт-Пройс М., заведующий кафедрой конституционного права факультета юридических и государственных наук Боннского университета им. Фридриха Вильгельма, профессор, доктор юридических наук.

I. Актуальная ситуация

События в Фукусиме (Япония) повлекли за собой глубокие последствия для энергетической политики Германии, результатом которых стал отказ Германии от мирного использования атомной энергии. Это решение стало важным событием в энергетической политике, значение которого невозможно переоценить. В 2010 г. на атомную энергетику приходилось 22,6% <1> валовой выработки электроэнергии в Германии. Согласно этому фундаментальному решению Федерального правительства и соответствующим законам этот объем к 2022 г. должен быть снижен до нуля. Исчезнувшие объемы должны по возможности возмещаться за счет быстрого роста производства электроэнергии из возобновляемых источников (50% к 2030 г.) <2>, а также, насколько это будет необходимо в переходный период, за счет строительства новых традиционных электростанций. В остальном ставка делается на импортные поставки энергии. Также предполагается сократить энергопотребление за счет повышения эффективности использования энергии и накапливания энергии. В общей сложности отказ Германии от использования атомной энергии является частью широкомасштабного перелома в энергетической политике.

<1> Schiffer, et 3/2011, 50 (56).
<2> Федеральное министерство по экологии. Охрана природы и безопасность ядерных реакторов, сводка обобщенного опыта на 2011 г. к Закону об использовании возобновляемых источников энергии (EEG-Erfahrungsbericht). 2011. С. 4.

II. Атомно-энергетическая политика Европейского союза 1. Договор о создании Евратома

Энергетическая политика в области атомной энергии должна соблюдать условия Договора о создании Евратома (далее - Договор о Евратоме). Он был подписан шестью государствами - членами ЕС того времени в Риме 23 марта 1957 г. одновременно с Договором об учреждении Европейского экономического сообщества (EWG) - другим учредительным договором. При каждой последующей редакции договоров он подтверждался вновь, как и в последний раз в рамках подписания договора в Лиссабоне в 2009 г. В то время как Договор об учреждении Европейского экономического сообщества или действующий на сегодняшний день Договор о порядке функционирования Европейского союза (AEUV) в целом подчиняет экономику в пределах внутреннего рынка правилам конкуренции, то, говоря о Договоре о Евратоме, речь идет о соглашении, носящем секторальный характер и целенаправленно регулирующем отношения в области атомной энергетики. Целью при этом являлись и являются до сих пор поддержка и развитие мирного использования атомной энергии. Таким образом, Договор о Евратоме представляет собой договор с целью стимулирования использования <3>. Он носит специальный характер и является самостоятельным документом, содержащим окончательное регулирование вопросов в соответствующей сфере <4>. В силу вступил он, как и Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, 1 января 1958 г.

<3> Schmidt-Preub, in: Sacker (Hrsg.), Handbuch zum deutsch-russischen Energierecht, 2010. Гл. 8. Ч. 1. П. 89.
<4> Там же. П. 90. Цифры взяты за 2008 г.

2. Фактическое и правовое положение атомной энергии в ЕС

В настоящее время в ЕС существует чуть более 140 атомных электростанций (а значит, примерно одна пятая часть всех эксплуатируемых атомных электростанций в мире). Те государства-члены, на территории которых расположены АЭС, перечислены ниже в представленном списке с соответствующей долей атомной энергии в общей генерации электроэнергии <5>:

<5> Там же. П. 49.
     Франция     
       76%       
      Литва      
       73%       
    Словакия     
       56%       
     Бельгия     
       54%       
     Швеция      
       42%       
    Словения     
       41%       
     Венгрия     
       37%       
    Болгария     
       33%       
      Чехия      
       32%       
    Финляндия    
       30%       
    Германия     
       23%       
 Великобритания  
       14%       

Для сравнения назовем следующие примеры: Россия (17%), Украина (47%) или Швейцария (40%). В связи с этим можно сделать вывод <6>, что Бельгия и Швеция не придерживаются первоначально запланированного отказа от использования атомной энергии. Атомные реакторы так называемого третьего поколения (EPR) строятся в настоящее время в Финляндии (Okilioto) и Франции (Flamanville). В Великобритании запланировано строительство новых АЭС ("new build"). Даже после событий в Фукусиме, например, Франция и Великобритания выразили готовность придерживаться своей политики в отношении атомной энергии. В Австрии и Италии пока ни одна АЭС не была присоединена к сети. Польша 13 мая 2011 г. законодательно приняла решение о строительстве двух новых АЭС <7>.

<6> Die Zeit vom 05.09.2011; Onachrichtenat vom 05.06.2011.
<7> "Polish parliament clear ways for nuclear plant". URL: http:// www.thenews.pl/ 9/ 7/ Artykul/ 24640,Polish- parliament- clear-ways.

Если Договор о Евратоме является договором в поддержку использования атомной энергии, то встает вопрос, могут ли отдельные государства-члены в одностороннем порядке "выйти" из мирного использования ядерной энергии. Хотя в ст. 2 Договора о Евратоме его целью в том числе названо развитие использования атомной энергии и распространение технических знаний в этой области. В этом смысле, конечно, ожидается, что государства-члены практикуют мирное использование атомной энергии. Однако какую-либо конкретную правовую обязанность в этом отношении он не содержит. Следовательно, каждое государство-член может самостоятельно решать, будет на его территории применяться атомная энергия в целях коммерческой выработки электроэнергии или нет <8>. Столь же ясно и то, что, пока АЭС находятся в эксплуатации и присоединены к сети, соответствующее государство-член должно соблюдать обязательства, установленные Договором о Евратоме.

<8> Schmidt-Preub, Rechtsfragen des Ausstiegs aus der Kernenergie. Gemeinschafts-, volker-und verfas-sungs-rechtliche Probleme einer Novellierung des Atomgesetzes, 2000. С. 56.

Это значит, что Германия имеет возможность, не нарушая условий Договора о Евратоме, принять решение об отказе от использования атомной энергии. Принятие Германией данного решения было в центре внимания и других государств-членов. Так, например, согласно прессе <9> президент Франции Саркози указал на последствия для климата, но ясно исключил возможность такого шага для Франции.

<9> Sarkozy kritisiert deutschen Atomausstieg. URL: http:// www.spiegel.de/ olitik/ ausland/ 0,1518,768427,00.html.

Принцип лояльности внутри сообщества не обосновывает обязанности по проведению формальных ex-ante-консультаций с другими государствами-членами, и, кроме того, компетенция государств-членов по независимому определению атомной политики должна полностью соблюдаться. Особенно в свете такого значительного события, как Фукусима, каждое государство-член может и должно делать собственные выводы. При этом взаимные консультации не исключаются.

3. Полномочия ЕС в области атомной энергетики

В Договоре о Евратоме предусматривается в том числе набор инструментов для содействия проведению исследований в области мирного использования атомной энергии. Агентство по снабжению Евратома на недискриминационной основе распоряжается объемами ядерного топлива. Право собственности на ядерное топливо принадлежит Евратом-сообществу. Порядок внесения инвестиций облегчен. Строгий контроль служит предотвращению рисков пролиферации.

Одним из центральных вопросов является компетенция в области радиационной защиты согласно ст. ст. 31, 32 Договора о Евратоме. На основе данных норм в 1996 г. была принята Директива 96/29/EURATOM <10>, которая устанавливает основные требования по радиационной безопасности. По мнению Европейского суда <11>, в пределах определенного коридора данной нормой обосновывается частичная компетенция Евратом-сообщества относительно ядерной безопасности. Это вытекает из взаимосвязи радиационной защиты и технической безопасности. На этом фоне Комиссией ЕС после событий в Фукусиме было принято решение о проведении так называемого стресс-теста на всех 143 атомных электростанциях, осуществление которого началось 1 июня 2011 г. <12>.

<10> Директива 96/29/EURATOM от 13.05.1996 "Об установлении основных норм безопасности в целях защиты здоровья персонала и населения от опасности ионизированного облучения". ABl. L Nr. 159 (от 29.06.1996). С. 1.
<11> EuGH, Slg. 2002, I-11211 Tz. 73 и посл. Kommission/Rat (Sicherheits-Konvention).
<12> EU Commission, IP/11/640.

Воспользовавшись предоставленной Европейским судом компетенцией, Евратом-сообщество приняло Директиву о ядерной безопасности <13>. В ней установлены основные задачи, координация и сотрудничество между Евратом-сообществом и государствами-членами. Такие оперативно-административные решения, как, например, выдача отдельных разрешений или вывод из эксплуатации, каждое государство-член вправе принимать самостоятельно. В полномочия Западноевропейской ассоциации регуляторов в сфере атомной энергии (Western European Nuclear Regulator's Association, WENRA) входит высказывание экспертных мнений, но не установление каких-либо государственно-руководящих принципов. WENRA является независимой организацией и состоит из органов по надзору в области атомной энергетики 19 европейских государств, рекомендации которых для Комиссии могут быть ценным ориентиром <14>.

<13> Директива 2009/71/EURATOM от 25.06.2009 о создании системы безопасности ядерных установок в рамках сообщества. ABl. L Nr. 172 (от 02.07.2009). С. 18; об истории создания Schmidt-Preub, in: Ders. (Hrsg.), Deutscher Atomrechtstag 2008, 2009. С. 77 и посл.
<14> Об этом Drabova, in: Schmidt-Preub (Hrsg.), Deutscher Atomrechtstag 2008, 2009. С. 183 и посл.

Опираясь на нормы ст. ст. 31, 32 Договора о Евратоме, также была принята Директива об утилизации отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов <15>, которая предусматривает создание государствами-членами возможностей для захоронения радиоактивных отходов. В отличие от ранее предложенного проекта Директивы в ней не содержится сведений о сроках. В этом отношении государства-члены оставляют за собой оперативную подведомственность. Установлен принцип, что каждое государство-член несет ответственность за утилизацию радиоактивных отходов, произведенных на его территории. В то же время Директива предоставляет возможность транспортировки радиоактивных отходов и отработанного ядерного топлива в целях утилизации между государствами - членами ЕС, а также между государством - членом ЕС и третьими странами <16>. Тем самым однозначно решен вопрос о том, может ли транспортировка выходить за рамки ЕС. Нормой ст. 4 IV Директивы об утилизации 2011 транспортировка за пределы ЕС однозначно допускается. Для этого устанавливаются процедурно-правовые и материально-правовые требования. Следует отметить, что Директивой предусматривается транспортировка не только из государства - члена ЕС в третью страну, но и наоборот. "Окончательная ответственность" всегда ложится на страну-отправителя (ст. 4 II Директивы об утилизации).

<15> Директива 2011/70/EURATOM от 19.07.2011 об ответственной и безопасной утилизации отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов, ABl. L Nr. 199 (от 02.08.2011). С. 48; см. также KOM(2010) 618 окончательно (03.11.2010); о предыдущих предложениях Schmidt-Preub, in: Pelzer (Hrsg.), Brennpunkte des Atomenergierechts, 2003, С. 209, 227 и посл.
<16> Предложение Комиссии предусматривало, что это должно действовать только по отношению к мелким государствам. См.: ст. 4 III Vorschlags einer Entsorgungs-RL, KOM(2010) 618 окончательно (03.11.2010).

III. Атомная энергетика в Германии: смена направления энергетической политики 1. Факты и история: после 40 лет действия - отказ от использования атомной энергии

6 июня 2011 г. Федеральное правительство приняло решение, которое стало переломным в энергетике. Оно включает в себя законопроект 13-го Закона о внесении изменений в Закон об использовании атомной энергии, который устанавливает завершение мирного использования атомной энергии в Германии. Значение этого закона можно понять, только рассмотрев историко-политическое развитие Закона об атомной энергии <17> с момента его вступления в силу 1 января 1958 г. - одновременно с Договором о Евратоме. Его целью было стимулирование применения в Германии нового для того времени варианта генерации электроэнергии. Это нашло свое отражение в сформулированной в § 1 AtG цели стимулирования использования атомной энергии, которая стоит наряду с принципом обеспечения безопасности при использовании атомной энергии. Для получения лицензии на строительство и эксплуатацию АЭС требуется доказать, что необходимые в соответствии с состоянием науки и техники меры безопасности были приняты. По этому принципу в Германии была построена 21 атомная электростанция, которые при общей нагрузке в 140 млрд. киловатт-часов обеспечивают почти половину объемов вырабатываемой электроэнергии и до последнего времени обладали установленной мощностью в 22 МВт <18>. На протяжении почти 40 лет все Федеральные правительства придерживались такой энергетической политики, где для атомной энергии предоставлялось свое четкое место в сфере энергетики, основанное на различных источниках энергии. В рамках изменения Закона весной 1998 г. <19>, когда создавались предпосылки в том числе для приватизации захоронений и улучшения дополнительного оснащения АЭС, данное направление было утверждено в последний раз.

<17> Закон от 23.12.1959 "Об использовании атомной энергии в мирных целях и защиты от связанных с ней опасностей" (Закон об атомной энергии). BGBl. I. С. 814 (далее - AtG).
<18> Schiffer, et 3/2011. S. 50 (56).
<19> Закон от 06.04.1998 о внесении изменений в Закон об атомной энергии и Закон о создании Федеральной службы по радиационной безопасности. BGBl. I. С. 694; об этом см.: Schmidt-Preub, NVwZ 1998, 553 и посл.; Sendler, in: FS f. Sendler, in: FS f. Kutscheidt. 2003. С. 59 (70 и посл.).

Перелом в данной политике произошел осенью 1998 г., когда коалиция партий ХДС/ХСС и СвДП проиграла на выборах и федеральное правительство теперь формировали СДГП и Союз 90/Зеленые. В их коалиционном соглашении положения об отказе от использования атомной энергии заняли центральное место. Поскольку законопроект о немедленном отказе от атомной энергии не увенчался успехом, это затянулось до 2002 г., когда формальный Закон о выходе из атомной энергии <20> вступил в силу. Этому предшествовало заключение соглашения между текущим правительством и организациями, эксплуатирующими АЭС, от 14 июня 2000 г. Закон об отказе от использования атомной энергии от 2002 г., о котором я уже детально рассказывал здесь в Москве в 1998 г. <21>, представлял собой настоящую переориентацию. Существующее до этого направление развития атомной энергетики было заменено целью полного отказа от использования атомной энергии. Ключевым нововведением стало ограничение срока эксплуатации АЭС. При этом закон не устанавливал конкретной даты завершения использования атомной энергии, а предусматривал постепенное завершение использования атомной энергии, которое заключалось в том, что для каждой присоединенной к сети электропередачи АЭС выделялся индивидуальный остаточный объем выработки электроэнергии ("phasing-out"). Эти объемы были рассчитаны таким образом, что при нормальном сгорании и типичных сроках технической эксплуатации оставшийся средний срок эксплуатации всех АЭС составлял 32 календарных года. Срок действия лицензии на эксплуатацию АЭС истекал в силу закона, как только соответствующая АЭС произвела выделенный ей индивидуальный объем электроэнергии. Пункт Ib § 7 AtG предусматривал - и предусматривает - возможность обмена объемами произведенной электроэнергии между АЭС, т.е. срок эксплуатации одной АЭС может быть продлен, если другая АЭС будет выведена из эксплуатации раньше <22>. Согласно прежнему "графику" самая новая АЭС была бы примерно в 2022 г. выведена из эксплуатации. Закон (§ 7 I 2 AtG)устанавливал также запрет выдачи лицензий на введение в эксплуатацию новых АЭС.

<20> Закон от 22.04.2002 "Об упорядоченном завершении использования атомной энергии для производства атомной энергии". BGBl. I. С. 1351.
<21> Schmidt-Preub, Der rechtliche Rahmen fur Kernkraftwerke in Deutschland (Vortrag an der Lomonossow-Staats-Universitat, Moskau, vom 11.04.2008), RdE 2008. 153 и посл.
<22> Подробнее о вопросе толкования обмена "новый на старый" см.: Schmidt-Preub, RdE 2008. 153 (154).

В отношении отработанного топлива предусматривалась возможность децентрального захоронения в промежуточных захоронениях. Вне рамок закона текущее правительство приняло решение приостановить на 10 лет (так называемый "мораторий") изучение соляного купола в местности Горлебен с точки зрения пригодности для размещения могильника теплогенерирующих (высокорадиоактивных) отходов, которое длилось уже в течение нескольких лет.

2. Выход из выхода - Закон о продлении срока эксплуатации АЭС от 2010 г.

По результатам досрочных выборов в Бундестаг в 2005 г. коалиция СДПГ и Союз 90/Зеленые утратили свое большинство (подтвержденное еще в 2002 г.). Была сформирована коалиция из ХДС/ХСС и СДПГ. Поскольку в рамках переговоров по заключению коалиционного соглашения в отношении Закона об отказе от использования атомной энергии не было достигнуто общей позиции, было решено оставить существующую на тот момент правовую ситуацию, т.е. поэтапный выход к 2020 г.

Новая ситуация, называемая в политической дискуссии "выход из выхода" (имеется в виду выход из использования атомной энергии), возникла, когда по результатам выборов в Бундестаг в 2009 г. было сформировано правительство из ХДС/ХСС и СвДП. Коалиционным соглашением устанавливалось продление сроков эксплуатации АЭС. Согласно этому 28 октября 2010 г. в Бундестаге был принят Закон о продлении сроков эксплуатации АЭС <23>. Бундесрат на своем заседании 26 ноября 2010 г. не потребовал созыва согласительного комитета. 8 декабря 2010 г. данный Закон был подписан Президентом.

<23> Одиннадцатый Закон о внесении изменений в Закон об атомной энергии от 2010 г. BGBl. I. С. 1814.

Продление срока эксплуатации АЭС составляло в среднем 8 лет для АЭС, коммерческая эксплуатация которых была начата до 1980 г., и 14 лет для тех АЭС, которые были введены в эксплуатацию после 1980 г. Таким образом, продление срока в среднем составляло 12 лет <24>. В соответствии с этим в рамках приложения к Закону об атомной энергии допустимый объем произведенной энергии был увеличен для каждой АЭС. С точки зрения законодательной техники тем самым продолжалось применение принципа регулирования поэтапного отказа от использования атомной энергии, установленного в Законе об атомной энергии в 2002 г. Также продолжал свое применение и запрет на выдачу новых разрешений на эксплуатацию АЭС. Мораторий на исследование подземных хранилищ для радиоактивных отходов федеральным правительством был отменен.

<24> BT-Drcks. 17/3501. С. 1.

В обосновании Закона говорилось, что атомная энергия служит в "переходный период" <25> для обеспечения охраны климата, экономической рентабельности и надежности энергоснабжения. Она представлялась в качестве моста до того момента, пока генерация электроэнергии в наибольшей степени будет обеспечена из возобновляемых источников. Таким образом, атомной энергии отдавалась функция переходной технологии. В этом отношении продление срока эксплуатации АЭС являлось частью энергетической концепции, которая определяющую роль отводила энергии из возобновляемых источников. Закон, продлевающий срок эксплуатации, вступил в силу 14 декабря 2010 г. На тот момент никто не мог предвидеть, что спустя полгода он утратит действие.

<25> BT-Drcks. 17/3051. С. 1 (Hervorhebung durch Verf.).

К энерго-политическим рамкам, в которые включался данный Закон, также относились Закон о налоге на ядерное топливо <26> и Закон об энергетических и климатических фондах <27>. За счет первого должны были быть обеспечены финансовые средства для консолидации государственного бюджета, т.е. средства для реализации государственных задач, за счет второго полученная из-за продленного срока эксплуатации прибыль должна была пойти на пользу исследованиям в области энергии и климата.

<26> Закон о налоге на ядерное топливо (KernbrStG) от 08.12.2010. BGBl. I. С. 1804.
<27> Закон от 08.12.2010 о создании отдельного имущества "Энергетические и климатические фонды" (EKFG). BGBl. I. С. 1807.

3. Фукусима: смена направления в атомно-энергетической политике Германии в 2011 г.

11 марта 2011 г. произошла катастрофа в Фукусиме. Правительство Германии отреагировало объявлением о проведении проверки на безопасность всех АЭС и установило мораторий на эксплуатацию восьми АЭС. Согласно этому правительства тех федеральных земель, на территории которых находятся АЭС, объявили трехмесячный так называемый мораторий в отношении семи более старых АЭС (Библис А и Б, Некарвестгейн, Филиппсбург I, Унтервассер, Изар I и Брунсбюттель), а также Крюммель-АЭС. Постановления подвергались немедленному исполнению и были соблюдены <28>.

<28> В период между истечением срока моратория и вступлением в силу Закона об отказе от использования атомной энергии 2011 г. АЭС, не подлежащие отключению, не были введены в эксплуатацию.

В целях обоснования своих решений, а также для осуществления общественного диалога правительство созвало так называемую Комиссию по этике, которая должна была разработать рекомендации относительно будущего атомной энергии. 30 мая 2011 г. Комиссия представила свой окончательный доклад, в котором рекомендовала завершить мирное использование атомной энергии самое позднее к 2021 г. <29>. По мнению Комиссии, с учетом событий в Фукусиме именно это является с этической точки зрения "обоснованным" и "необходимым".

<29> Ethik-Kommission: "Sichere Energieversorgung", Deutschlands Energiewende - Ein Gemeinschaftswerk fur die Zukunft, Berlin, den 30. Mai 2011. С. 9 и посл., 13 и посл. цитата находится на с. 6.

Правительство одобрило рекомендацию Комиссии. В обоснование Закона об отказе от использования атомной энергии 2011 г. оно аргументировало свое отречение от норм Закона о продлении срока эксплуатации АЭС, принятого лишь несколько месяцев назад, тем, что события в Фукусиме потребовали переоценки требований безопасности <30>.

<30> BT-Drcks. 17/6070. С. 1: "Die nuklearen Folgen der Erdbebenkatastrophe in Japan bedeuten einen Einschnitt fur die friedliche Nutzung der Kernenergie auch Deutschland".

Закон об отказе от использования атомной энергии 2011 г. был принят на удивление быстрыми темпами, что опять-таки отражало срочность принятия мер. Кабинет министров утвердил законопроект 6 июня 2011 г. Слушания в соответствующем Комитете состоялись в короткие сроки, 30 июня 2011 г. на пленарном заседании новый Закон об отказе от использования атомной энергии 2011 г. <31> был принят - за счет голосов СДПГ и Союза 90/Зеленые. От Бундесрата не поступило опротестования. Президент подписал Закон 1 августа 2011 г., и 6 августа 2011 г. он вступил в силу.

<31> 13-й Закон о внесении изменений в Закон об атомной энергии от 31.07.2011. BGBl. I. С. 1704.

4. Содержание Закона об отказе от использования атомной энергии 2011 г.

Желая продолжить игру слов, можно говорить о выходе из выхода. Говоря же по существу, необходимо признать фундаментальность этого перелома в энергетической политике. Редко когда драматическое событие в другой стране приводило к таким серьезным политическим переменам.

В целях правовой ясности каждая АЭС получает специальную дату истечения срока эксплуатации. Семь старейших АЭС и Крюммель-АЭС, на которые распространялся мораторий, остаются отключенными <32>. Завершение использования девяти не подпадающих под мораторий АЭС будет осуществляться в несколько этапов. Сначала АЭС будут выводиться из строя согласно двухгодичным циклам, всегда к 31 декабря. Согласно этому завершение эксплуатации для Графенхайнфельд-АЭС придется на 31 декабря 2015 г., Грундремминген B - на 31 декабря 2017 г., Филирсбург II - на 31 декабря 2019 г., Гронде, Грундремминген C. и Брокдорф - на 31 декабря 2021 г. За ними в последнюю очередь последуют Изар 2, Емсланд и Неккарвестгэйн 2 - к 31 декабря 2022 г. (п. Ia 2 - 6 § 7 AtG 2011). В целом Закон об отказе от использования атомной энергии содержит еще более жесткие временные рамки, чем Закон 2002 г.

<32> Самое позднее 06.08.2011 истекает срок эксплуатации для АЭС Библис А и Б, Некарвестгейн, Филиппсбург I, Унтервассер, Изар I и Брунсбюттель, а также Крюммель-АЭС (§ 7 Ia 1 ц. 1 AtG 2011).

IV. Перспективы

Атомное право Германии приняло в целом переменное развитие. Во время первой фазы, которая длилась почти 40 лет, все правительства поддерживали развитие мирного использования атомной энергии. Совершенно другой стала ситуация во второй фазе. Теперь федеральное правительство приняло позицию, которая характеризовалась сначала принятием Закона об отказе от использования атомной энергии от 2002 г. и сохранением действия его норм в течение последующих лет, чтобы затем - после временного признания в качестве переходной технологии в период перехода на усиленное энергоснабжение на основе возобновляемых источников - вылиться в Закон об отказе от использования атомной энергии 2011 г. Причиной этого последнего шага стала катастрофа в Фукусиме, которая внезапно полностью изменила мнение федерального правительства о политических представлениях и оценке технической безопасности. Основываясь на рекомендации Комиссии по этике, оно решило прекратить использование атомной энергии самое позднее к 2022 г., причем парламентское решение было принято с максимальной поддержкой оппозиционных партий. Это фундаментальное переломное решение в энергетической политике наметило одновременно путь для развития благоприятных для климата видов генерации электроэнергии из возобновляемых источников и связанного с этим преобразования сетей электропередачи.