Мудрый Юрист

Россия на мировых энергетических рынках: правовые аспекты

Фролова Н.В., директор Нижневартовского экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного университета, зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин, доктор юридических наук.

Сегодня Россия занимает одно из ведущих мест в мировой системе оборота энергоресурсов, активно участвует в международном сотрудничестве в области производства и поставок на рынки топливно-энергетических ресурсов.

Особенно значимы позиции страны на мировом рынке углеводородов. В последние годы Россия обеспечивает 12% мировой торговли нефтью. Свыше четырех пятых объема российской нефти экспортируется в страны Европы, доля России на рынках которых составляет около 30%. Основным направлением экспорта российских нефтепродуктов также является европейский рынок.

Согласимся с авторами Энергетической стратегии России на период до 2030 года <1> в том, что особенности предстоящего периода развития мировых энергетических рынков связаны с процессами их реструктуризации, возрастанием удельного веса развивающихся стран, обострением конкуренции. При этом в последнее время существенно увеличилась степень неопределенности и рисков в развитии мировых рынков, в т.ч. в связи с резкой и непредсказуемой динамикой цен на нефть, негативными последствиями мирового финансового кризиса, угрозами дефицита поставок энергоресурсов в посткризисный период, неоднозначными перспективами заключения международных соглашений по вопросам экологической политики и изменения климата, военными конфликтами в ряде азиатских нефтедобывающих стран. С другой стороны, все большее понимание и поддержку в мире находят усилия по повышению долгосрочной устойчивости энергетических рынков, глобальной энергетической безопасности, обеспечение которой должно осуществляться без ущерба чьим бы то ни было национальным интересам.

<1> Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. URL: http:// www.atominfo.ru/ files/ strateg/ strateg.htm.

В таких условиях очевиден интерес России в дальнейшем повышении эффективности производства и экспорта всех основных видов энергоресурсов и продуктов их переработки, а также технологий, в которых российские энергетические и промышленные компании имеют конкурентные преимущества.

Присутствие России на мировых энергетических рынках имеет правовое закрепление. Отправная точка - Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, которая определяет в качестве стратегической цели в области внешней энергетической политики полноценную интеграцию нашей страны в мировой энергетический рынок, укрепление позиций на нем и получение наибольшей выгоды для национальной экономики.

Реализации стратегической цели России способствуют существующие двусторонние договоренности и многосторонние юридические обязательные нормы в области международных энергетических отношений.

Для европейского пространства здесь основополагающее значение имеют Европейская энергетическая хартия (17 декабря 1991 г., Гаага) и Договор к Энергетической хартии (17 декабря 1994 г., Лиссабон).

Сегодня активно высказывается позиция о том, что назрела необходимость создания нового универсального международного юридически обязывающего документа, сторонами которого, в отличие от существующей системы, построенной вокруг Энергетической хартии, станут все основные страны-производители (экспортеры), транзитеры и потребители (импортеры) энергоресурсов и который будет охватывать все аспекты глобального энергетического взаимодействия.

Новая система правовых актов в области энергетики должна быть универсальной (применимой к отношениям между любыми странами), открытой (к ней могут присоединиться третьи страны), всесторонней (охватывать все аспекты энергетического взаимодействия), равноправной и недискриминационной (без дисбалансов в пользу отдельных категорий участников), не противоречащей соответствующим обязательствам в других международных документах, эффективной (должна включать действенный общий механизм реализации).

Опыт применения норм, содержащихся в Договоре к Энергетической хартии, объективные предпосылки развития мировых энергетических рынков подсказывают новые правовые принципы глобального энергетического сотрудничества: 1) признание неделимости устойчивой глобальной энергетической безопасности и взаимозависимости всех участников мирового энергообмена; 2) взаимная ответственность стран - потребителей и поставщиков энергоресурсов, а также транзитных государств за обеспечение глобальной энергетической безопасности; 3) признание безопасности предложения (поставок) и спроса (прозрачный и предсказуемый сбыт) в качестве ключевых аспектов глобальной энергетической безопасности; 4) безусловный государственный суверенитет над национальными энергоресурсами; 5) обеспечение недискриминационного доступа к международным энергетическим рынкам, их открытие и развитие их конкурентного характера; 6) охват всех видов энергии и энергоносителей и связанных с ними материалов и оборудования; 7) транспарентность всех сегментов международных энергетических рынков (производства/экспорта, транзита, потребления/импорта); 8) недискриминационное поощрение и защита инвестиций, включая осуществление новых инвестиций во все звенья энергетической цепочки; 9) поощрение взаимного обмена активами энергетического бизнеса в рамках инвестиционной деятельности; 10) обеспечение недискриминационного доступа к энергетическим технологиям и участие в передаче технологий; 11) обеспечение возможности беспрепятственной доставки энергоресурсов на международные рынки, в т.ч. через транзитные системы; 12) обеспечение технологической надежности всех элементов энергетической инфраструктуры, включая транзитные; 13) обеспечение физической безопасности жизненно важной энергетической инфраструктуры; 14) содействие осуществлению инфраструктурных проектов, имеющих важное значение для обеспечения глобальной и региональной энергетической безопасности; 15) обязательность консультаций и координации энергетической политики и связанных с ней мер, в т.ч. в области формирования будущей структуры энергетических балансов, диверсификации энергоснабжения, регуляторных документов в области производства, торговли, транзита и потребления энергии, планирования и осуществления инфраструктурных проектов, оказывающих влияние на глобальную и региональную энергетическую безопасность; 16) создание и совершенствование механизмов раннего предупреждения с участием поставщиков, потребителей и транзитных государств; 17) повышение эффективности производства, переработки, транспортировки и использования энергоресурсов за счет инициатив, реализуемых на национальном и международном уровне; 18) стимулирование широкого научно-технического сотрудничества в энергетике, включая вопросы альтернативных и возобновляемых источников энергии, повышения энергоэффективности и энергосбережения во всех звеньях энергетической цепочки; 19) совместная работа по охране окружающей среды, предотвращению новых и борьбе с последствиями происходящих неблагоприятных климатических изменений; 20) терминологическое и понятийное единообразие создаваемых новым документом режимов <2>.

<2> Информация с сайта Министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://minenergo.gov.ru.

Об изменении направлений и содержания взаимного сотрудничества между странами свидетельствует предмет соглашений, заключаемых на современном этапе, в частности в нефтегазовой сфере.

В середине - конце прошлого столетия акцент был сделан на создание международного правового поля в сфере возмещения ущерба от загрязнений окружающей среды. Примерами могут служить: Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью, 1954 (12 мая 1954 г., Лондон), Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (КГО/CLC) (29 ноября 1969 г., Брюссель, с изм. от 19.11.1976), Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (КГО/CLC) (29 ноября 1969 г., Брюссель), Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью (Intervention) (29 ноября 1969 г., Брюссель), Международная конвенция о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью (ФОНД/FUND) (18 декабря 1971 г., Брюссель, с изм. от 19.11.1976), Протокол к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 г. (ФОНД/FUND) (19 ноября 1976 г., Лондон), Соглашение о сотрудничестве по борьбе с загрязнением Северного моря нефтью и другими вредными веществами (13 сентября 1983 г., Бонн), Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года (OPRC) (30 ноября 1990 г., Лондон).

В практике сотрудничества известны соглашения о совместной деятельности нашей страны с другими государствами в области осуществления поисковых (геологической разведки) работ на нефть и газ, строительства объектов нефтяной и газовой промышленности, добычи нефти и газа. К их числу относятся: Протокол к Соглашению между Правительством СССР и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об учреждении Совместного советско-вьетнамского предприятия по проведению геологической разведки и добыче нефти и газа на континентальном шельфе юга СРВ от 19 июня 1981 г. (19 июня 1981 г., Москва), Соглашение между Правительством СССР и Правительством Венгерской Народной Республики об условиях пребывания и деятельности на территории СССР подрядных организаций ВНР на строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности СССР (25 июля 1986 г., Москва), Соглашение между Правительством СССР и Правительством Народной Республики Болгарии о сотрудничестве в проведении поисковых работ на нефть и газ на континентальном шельфе НРБ (22 июня 1982 г., Москва), Соглашение между Правительством СССР и Правительством Народной Республики Ангола о сотрудничестве в области нефтяной промышленности (30 апреля 1979 г., Луанда), Соглашение между Правительством СССР и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о дальнейшем сотрудничестве в области геологической разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе юга СРВ в рамках Совместного советско-вьетнамского предприятия "Вьетсовпетро" (16 июля 1991 г., Ханой).

Сегодня страны стремятся к организации и развитию общих рынков.

В сентябре 2005 г. между государствами - членами Евразийского экономического сообщества было подписано Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти и газа <3>. Участники Соглашения договорились создать общий рынок нефти и газа на основе национальных рынков нефти, газа и продуктов их переработки, транспортных коммуникаций участников, предназначенных для транспортировки и транзита нефтегазовых ресурсов, а также ресурсных и производственных потенциалов топливно-энергетических комплексов участников.

<3> Одобрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. N 1499-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 40. Ст. 4082.

Общий рынок нефти и газа государств - членов Евразийского экономического сообщества направлен на формирование свободного перемещения нефти, газа и продуктов их переработки на территориях государств - членов ЕврАзЭС на основе применения режима, не допускающего каких-либо тарифных и нетарифных ограничений в торговле нефтегазовыми ресурсами, равных условий доступа юридических и физических лиц - участников Соглашения к инфраструктуре национальных рынков нефти и газа, системы информационного обеспечения общего рынка нефти и газа, потребности внутренних рынков нефти и газа государств - членов ЕврАзЭС на основе разработки совместного топливно-энергетического баланса.

Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 9 декабря 2010 г. N 65 "О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" утвержден перечень соглашений, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В их числе Соглашение о согласованной макроэкономической политике, Соглашение о создании условий на финансовых рынках для свободного движения капитала, Соглашение о согласованных принципах валютной политики, Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции, Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий, Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах - членах ЕЭП, Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, Соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, Соглашение о регулировании доступа к услугам естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В июле 2011 г. Россия ратифицировала Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации <4>. Его базовые принципы заключаются в том, что стороны не применяют во взаимной торговле количественные ограничения и вывозные таможенные пошлины; предусматривается приоритетное обеспечение потребностей стран Единого экономического пространства (ЕЭП) в нефти и нефтепродуктах, унификация норм и стандартов на данные товары; гарантируют возможность долгосрочной транспортировки нефти и нефтепродуктов.

<4> Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 189-ФЗ "О ратификации Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" // Российская газета. 2011. 15 июля. N 5529.

Двухсторонние договоренности о взаимном сотрудничестве в нефтяной сфере достигнуты между Россией и Турцией (Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере (6 августа 2009 г., Анкара)). Предмет сотрудничества: поощрение создания совместных компаний между турецкими и российскими нефтяными компаниями в Российской Федерации, Турции и в третьих странах в части разведки и разработки углеводородов; поддержка поставки нефти и нефтепродуктов из Российской Федерации в Турецкую Республику в объемах, установленных коммерческими договорами с российскими нефтяными компаниями; участие в реализации проекта нефтепровода Самсун - Джейхан; создание совместных платежных систем и биржевых технологий для использования в торговле нефтью и нефтепродуктами.

Приведенные нами в качестве примера соглашения о сотрудничестве между государствами с участием России в нефтегазовой сфере еще раз подтверждают выводы, присутствующие в работах и ученых, и практиков: "Энергетический рынок в своем развитии, по существу, перестал быть энергетическим и стал финансовым, нефть стала своего рода мировой валютой, которая стабилизирует процессы в реальной экономике..." <5>.

<5> Шафраник Ю.К. Глобальная энергетика и Россия: ключевые вопросы: выступление в Институте Кеннана, Вашингтон, 29.05.2009. URL: http:// www.energystrategy.ru/ present/ present.htm; Лахно П.Г. Правовые вопросы становления и трансформации нефтегазового рынка в условиях финансового кризиса и после него // Право и бизнес в условиях экономического кризиса: опыт России и Германии / Под ред. д.ю.н, профессора Е.П. Губина, к.ю.н. Е.Б. Лаутс // СПС "КонсультантПлюс".

Международные соглашения - одна из главных форм реализации мер по обеспечению государствами взятых на себя обязательств. Очевидно, что международные соглашения будут способствовать усилению межгосударственной интеграции, в частности, это касается Евразийского экономического сообщества. Факт ратификации Россией в числе первых Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации указывает на особую значимость этих рынков для экономической стабильности и безопасности участников Соглашения.

По словам премьер-министра России Владимира Путина, Таможенный союз и единое экономическое пространство в перспективе могут стать основой Евразийского союза. Создание единого экономического пространства - важнейший интеграционный проект, являющийся "исторической вехой не только для трех наших стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве" <6>.

<6> Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. 2011. 4 октября.

Задуманные интеграционные процессы остро нуждаются в правовом оформлении, в унифицированном законодательстве. "Так, в интересах бизнеса уже принято решение начать кодификацию правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, чтобы участникам экономической жизни не приходилось пробираться через "лес" многочисленных абзацев, статей и отсылочных норм" <7>.

<7> Путин В.В. Указ. соч.

Развитие такого рода законодательства не только дает положительный опыт для национальной правовой системы, но будет и в дальнейшем влиять на положение России и других стран - участников Евразийского экономического сообщества на мировых энергетических рынках.