Мудрый Юрист

Направления совершенствования российского законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (по материалам сравнительного экономико-правового анализа законодательства России и стран азиатско-тихоокеанского региона)

Варавенко В.Е., доцент кафедры частного права Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), юрисконсульт ОАО "Наш дом - Приморье", кандидат юридических наук.

Обеспечение развития внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами является одной из приоритетных задач, стоящих перед государством, что нашло отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) <1>.

<1> Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-Экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года) // СПС "КонсультантПлюс".

В качестве приоритетных направлений государственной политики в области внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) указывается на содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг, обеспечение интеграции России в глобальную транспортную систему и реализацию транзитного потенциала российской экономики. В Концепции подчеркивается значимость развития торгово-экономических отношений с Китаем, Южной Кореей, Японией как наиболее сильными игроками на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР). Определены приоритетные направления взаимодействия с названными странами. Если в отношениях с Китаем отмечается важность расширения экспорта российских товаров, то в отношениях с Южной Кореей и Японией основной акцент сделан на необходимости развития импорта технологий и создания интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры.

В решении задач, сформулированных в Концепции, немаловажным фактором является совершенствование отечественного законодательства, опосредующего государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Для определения направлений реформирования законодательства большую ценность представляют результаты сравнительно-правовых исследований. Одним из наиболее масштабных исследовательских проектов в данной сфере, осуществляемых на постоянной основе, является проект Всемирного Банка "Doing Business" (далее - Проект).

В рамках Проекта анализируются и оцениваются действие национального права, эффективность применения правовых норм (выделено автором. - В.В.). Исследование проводится в 183 странах мира. Основным методом проекта является метод экспертных оценок: первичная информация предоставляется бизнесменами и юристами, практикующими в соответствующих областях предпринимательской деятельности. В целом Проект является одним из проявлений социологического подхода к исследованию права: "...сама правовая норма, ее качество и эффективность могут быть оценены только клиентами соответствующей системы, задействованными в процессе применения соответствующих норм и испытывающими непосредственно на себе результаты этого процесса" <2>.

<2> Эффективность законодательства в экономической сфере: Науч.-практ. исследование / Отв. ред. проф. Ю.А. Тихомиров. М., 2010.

Разработчики Проекта избрали в качестве одного из критериев оценки эффективности правового регулирования предпринимательской деятельности в различных странах правовой режим международной торговли. При помощи этого критерия оценивается степень предсказуемости правовых предписаний, быстроты и дешевизны экспортных/импортных операций и тем самым доступность ВЭД для предпринимателей.

Опираясь на материалы страноведческих отчетов по правовым системам России <3>, Китая <4>, Особого Административного Района Китайской Народной Республики Гонконг <5>, Южной Кореи <6> и Японии <7>, опубликованных в рамках Проекта, а также на законодательство указанных стран, проведем оценку эффективности мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России и наметим пути совершенствования отечественного законодательства в этой сфере.

<3> Doing Business 2011: Making a Difference for Entrepreneurs (Russian Federation). URL: http://www.doingbusiness.org.
<4> Doing Business 2011: Making a Difference for Entrepreneurs (China). URL: http://www.doingbusiness.org.
<5> Doing Business 2011: Making a Difference for Entrepreneurs (Hong Kong SAR, China). URL: http://www.doingbusiness.org.
<6> Doing Business 2011: Making a Difference for Entrepreneurs (Korea Rep.). URL: http://www.doingbusiness.org.
<7> Doing Business 2011: Making a Difference for Entrepreneurs (Japan). URL: http://www.doingbusiness.org.

В рамках Проекта эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности оценивается с точки зрения интересов субъектов ВЭД. Для этой цели применяется три субкритерия: 1) количество документов, оформление которых необходимо для прохождения процедур контроля; 2) время, которое требуется для прохождения контрольных процедур и вспомогательных операций, связанных с экспортом/импортом, и 3) стоимость этих процедур и операций.

В качестве объекта оценки смоделирована ситуация, в которой компания с ограниченной ответственностью, находящаяся в крупном деловом центре, экспортирует/импортирует товар стоимостью 20000 долл. США в 20-футовом контейнере. Доставка товара осуществляется морским транспортом. Компания не является специальным субъектом ВЭД; объем ее экспортных/импортных операций составляет 10% от годового объема продаж. Товар не относится к опасным, скоропортящимся товарам, не требует специальных условий транспортировки и относится к ведущим товарам в структуре экспорта/импорта страны.

Результаты оценки эффективности государственного регулирования ВЭД по указанным критериям приведены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка эффективности государственного регулирования ВЭД

Страна 
             Экспорт             
            Импорт               
Количество
документов
Длительность
процедур
Стоимость
процедур
Количество
документов
Длительность
процедур
Стоимость
процедур
Россия 
    8     
     36     
  1850   
    13    
     36     
  1850   
Китай  
    7     
     21     
   500   
    5     
     24     
   545   
Гонконг
    4     
     6      
   625   
    4     
     5      
   600   
Южная  
Корея
    3     
     8      
   790   
    3     
     7      
   790   
Япония 
    4     
     10     
  1010   
    5     
     11     
  1060   

Источник: составлено автором по материалам страноведческих отчетов проекта "Doing Business".

Итак, анализ результатов, сформулированных в страноведческих отчетах Проекта, позволяет увидеть основные проблемы, связанные с регулированием ВЭД в России.

Во-первых, это значительное количество документов, подлежащих оформлению в связи с проведением экспортных/импортных операций. Так, если для прохождения процедур, связанных с экспортом, российскому предпринимателю необходимо оформить восемь документов, то его коллеге в Гонконге достаточно оформить только четыре документа.

Во-вторых, в структуре временных и финансовых затрат на осуществление экспортных/импортных операций значительную долю занимает доставка товара из/в места(о) нахождения субъекта ВЭД до/из порта отправки/получения товара. Срок доставки товара в России составляет 5 дней, а стоимость доставки - 900 долл. США. В Китае, сопоставимом по размерам территории с Россией (по сравнению с другими странами, чьи правопорядки вошли в объект настоящего исследования), указанные параметры составляют 3 дня для экспортируемых товаров при стоимости доставки 95 долл. США и 2 дня для импортируемых товаров при стоимости доставки 135 долл. США соответственно. Развернутая информация о временных и финансовых затратах представлена в таблице 2.

Таблица 2. Временные и финансовые затраты, связанные с проведением внешнеторговых операций

 Страна 
      Процедура       
Длительность (дней)
Стоимость (долл. США)
 Россия 
                             Экспорт                            
Подготовка документов 
        25         
         200         
Таможенные процедуры  
         3         
         500         
Портовые операции     
         3         
         250         
Доставка в/из порт(а) 
         5         
         900         
        Итого         
        36         
        1850         
                             Импорт                             
Подготовка документов 
        25         
         200         
Таможенные процедуры  
         4         
         500         
Портовые операции     
         2         
         250         
Доставка в/из порт(а) 
         5         
         900         
        Итого         
        36         
        1850         
 Китай  
                             Экспорт                            
Подготовка документов 
        14         
         250         
Таможенные процедуры  
         2         
          70         
Портовые операции     
         3         
          85         
Доставка в/из порт(а) 
         2         
          95         
        Итого         
        21         
         500         
                             Импорт                             
Подготовка документов 
        15         
         260         
Таможенные процедуры  
         4         
          70         
Портовые операции     
         3         
          80         
Доставка в/из порт(а) 
         2         
         135         
        Итого         
        24         
         545         
 Гонконг
                             Экспорт                            
Подготовка документов 
         2         
          90         
Таможенные процедуры  
         1         
          60         
Портовые операции     
         2         
         265         
Доставка в/из порт(а) 
         1         
         220         
        Итого         
         6         
         625         
                             Импорт       
Подготовка документов 
         2         
          95         
Таможенные процедуры  
         1         
          40         
Портовые операции     
         1         
         265         
Доставка в/из порт(а) 
         1         
         200         
        Итого         
         5         
         600         
 Южная  
Корея
                             Экспорт                            
Подготовка документов 
         2         
          60         
Таможенные процедуры  
         1         
          30         
Портовые операции     
         3         
         200         
Доставка в/из порт(а) 
         2         
         500         
        Итого         
         8         
         790         
                              Импорт                            
Подготовка документов 
         2         
          60         
Таможенные процедуры  
         1         
          30         
Портовые операции     
         2         
         200         
Доставка в/из порт(а) 
         2         
         500         
        Итого         
         7         
         790         
 Япония 
                              Экспорт                           
Подготовка документов 
         4         
         110         
Таможенные процедуры  
         2         
         160         
Портовые операции     
         2         
         250         
Доставка в/из порт(а) 
         2         
         490         
        Итого         
        10         
        1010         
                              Импорт                            
Подготовка документов 
         5         
         200         
Таможенные процедуры  
         2         
         115         
Портовые операции     
         2         
         250         
Доставка в/из порт(а) 
         2         
         495         
        Итого         
        11         
        1060         

Источник: составлено автором по материалам страноведческих отчетов проекта "Doing Business".

Из таблиц 1 и 2 следует, что в свете критериев Проекта государственное регулирование ВЭД в России является наименее эффективным по сравнению с другими странами. Россия занимает в рейтинге АТР последнее, 21 место. Для сравнения: Китай занимает 11 место; ОАР КНР Гонконг - 3 место; Южная Корея - 6 место, Япония - 9 место <8>.

<8> Doing Business 2011: Making a Difference for Entrepreneurs (APEC). URL: http://www.doingbusiness.org.

Вместе с тем эффективность государственного регулирования ВЭД не следует оценивать лишь с точки зрения соответствия законодательства интересам и потребностям предпринимателей: этого недостаточно для получения объективной картины эффективности государственно-правового воздействия на ВЭД. Следует принимать во внимание интересы общества и государства, в частности необходимость обеспечения безопасности граждан и общества в целом от противоправных действий со стороны предпринимателей. Достижению этой цели служат меры ответственности, закрепляемые в законодательстве. Следует дополнить систему критериев Проекта еще одним критерием: характер мер ответственности и размер санкций за нарушение законодательства, регулирующего ВЭД.

Поскольку в каждой из стран, чьи правопорядки вошли в объект настоящего исследования, существует своя национальная валюта, для обеспечения сопоставимости мер ответственности, имеющих денежное выражение, суммы штрафных санкций переведены в доллар США. Кроме того, поскольку предприниматели находятся не просто под разными юрисдикциями, а в разных экономических условиях, требуется обеспечить сопоставимость оценки финансовой нагрузки на правонарушителя. Для этой цели используем макроэкономический показатель "годовой доход на душу населения". Кроме того, определим соотношение размера санкций со стоимостью товара, который является объектом правонарушения.

Объектом оценки является ситуация нарушения предпринимателем запрета или ограничения на ввоз/вывоз определенного товара, введенного компетентным государственным органом. Стоимость товара составляет 20000 долл. США, как в предыдущем случае.

Эмпирическую базу анализа составляют положения национального законодательства России и стран АТР, закрепляющие меры ответственности за указанное выше нарушение. Ответственность за нарушение запретов и/или ограничений на ввоз/вывоз товаров закреплена в ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <9>, ст. 13 Правил КНР о применении таможенных административных наказаний <10>, ст. 6C Ордонанса ОАР КНР Гонконг об экспорте и импорте <11>, ст. 53(2) Акта о внешней торговле Республики Корея <12>, а также в ст. 70 Закона о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей Японии <13>.

<9> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 253-ФЗ) // СПС "КонсультантПлюс".
<10> Regulation of the People's Republic of China on the Implementation of Customs Administrative Punishment: Order of the State Council of the People's Republic of China N. 420, dated September 19, 2004. URL: http://www.lawinfochina.com.
<11> Import and Export Ordinance of Hong Kong Special Administrative Region of the People's Republic of China 1971 (Amended by L. N. 16 of 2009). URL: http//www.legislation.gov.hk.
<12> Foreign Trade Act of the Korean Republic 1986 (Amended by Act N 10231, dated April 5, 2010). URL: http://www.moleg.go.kr.
<13> Foreign Exchange and Foreign Trade Control Law of Japan 1997. URL: http://www.japanlaw.info/forex/law/JS.htm#I.

Результаты анализа национального законодательства представлены в таблице 3, из которой следует, что меры ответственности за нарушение законодательства в области внешней торговли в России являются самыми мягкими по сравнению с другими национальными правопорядками. Наибольшая разница в размерах санкций наблюдается между российским и китайским законодательствами, наименьшая - между российским и японским законодательствами.

Таблица 3. Отношение размера санкций за нарушение запрета на ввоз/вывоз товара к уровню годового дохода на душу населения и цене товара

Страна 
Доход на душу
населения
(долл. США)
<14>
 Предельный  
размер штрафа
(долл. США)
<15>
Отношение
размера
штрафа к
доходу на
душу
населения
 Отношение 
размера
штрафа к
стоимости
товара
(от 20000
долл. США)
Дополнительные 
меры
ответственности
Россия 
     9370    
    10000    
   106%  
    50%    
      нет      
Китай  
     3590    
   167000    
  4651%  
    835%   
      нет      
Гонконг
    31420    
    50000    
   160%  
    250%   
лишение свободы
до 2 лет
Южная  
Корея
    19830    
    60000    
   300%  
    300%   
лишение свободы
до 5 лет
Япония 
    37870    
    13000    
    34%  
     65%   
исправительные 
работы до 3 лет
<14> Информация о размере годового дохода на душу населения приведена по состоянию на 2009 г. URL: http:// gtmarket.ru/ ratings/ rating- countries- gni/ rating- countries- gni- info.
<15> Информация о курсах национальных валют по отношению к доллару приведена по состоянию на 2 сентября 2011 г. URL: http:// www.tursvodka.ru/ information/ exchange_rates.

Источник: составлено автором по материалам анализа нормативно-правовых актов России, Китая, ОАР КНР Гонконг, Южной Кореи и Японии.

Если в Китае за экспорт/импорт товара в нарушение запрета или ограничения, введенного властями, применяется штраф в размере до 1000000 юаней, что эквивалентно примерно 167000 долл. США, то в России за то же самое правонарушение предпринимателю грозит штраф в размере до 300000 руб., что составляет примерно 10000 долл. США.

Что касается близости размеров штрафов в российском и японском законодательствах, то следует принимать во внимание, что в Японии за совершение рассматриваемого правонарушения совместно применяются штраф и исправительные работы сроком до трех лет. В связи с этим санкции в японском законодательстве нельзя оценить как более мягкие по сравнению с российскими. Таким образом, приходится признать, что в России нарушение законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности является экономически целесообразным и выгодным.

Выявленные в результате анализа слабые стороны государственного регулирования внешнеторговой деятельности позволяют сформулировать предложения по совершенствованию отечественного законодательства. Во-первых, необходимо снизить административную нагрузку на предпринимателей, в частности, оптимизировать процедуры оформления документов, необходимых для прохождения контрольных процедур, уменьшить количество оформляемых документов. Во-вторых, следует предусмотреть в законодательстве меры стимулирования, развития транспортно-экспедиторской инфраструктуры, ориентированной на обслуживание экспортных/импортных операций российских и зарубежных предпринимателей. В-третьих, следует рассмотреть вопрос об усилении мер ответственности за нарушение законодательства в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного дела, опираясь на результаты сравнительно-правовых исследований.