Мудрый Юрист

Финансовая преступность как объект финансового контроля

Кондрат Е.Н., кандидат юридических наук, судья Арбитражного суда г. Москвы.

Статья посвящена анализу преступности в финансовой сфере и роли финансового контроля в ее предотвращении.

Ключевые слова: финансовый контроль, финансовая безопасность, финансовая преступность, функции контроля.

The article is devoted to analysis of crime in the financial sphere and the role of financial control in its prevention.

Необходимость совершенствования функций финансового контроля обусловлена особой, значимой ролью контрольной функции государственной деятельности и необходимости создания эффективной системы мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий государственных органов и частных субъектов по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, связанных с образованием фондов денежных средств государства. Актуальность финансово-контрольной деятельности проявляется прежде всего в контроле за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства, контроле за расходованием государственных средств, а также в контроле за движением капитала. Финансовый контроль должен сопровождать любое движение денежных средств.

Значение финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности является ключевым, поскольку именно методами финансового контроля обеспечивается финансовая стабильность, управление потоками денежных средств, в соответствии с целями и задачами государственной политики. Следовательно, финансовая безопасность является конечной целью финансово-контрольной деятельности.

Финансовый контроль сопряжен с вмешательством в деятельность подконтрольных субъектов и поэтому может оказывать существенное влияние на политические и экономические процессы в обществе. В то же время финансовый контроль должен осуществляться с соблюдением баланса частных и публичных интересов, в соответствии с которым государственное вмешательство в частную жизнь должно обусловливаться конституционно значимыми задачами и целями.

Социальное назначение финансового контроля - быть регулятором общественных отношений в сфере публичных финансов и обеспечивать:

Характерными чертами финансового контроля являются:

<1> Ногина О.А. Налоговый контроль: Вопросы теории. СПб.: Питер, 2002. С. 10.

Среди многочисленных функций финансового контроля можно выделить такие функции, которые непосредственно влияют на состояние защищенности финансов - это превентивная, регулирующая и контрольная. Необходимо отметить, что нередко финансовый контроль не достигает своей цели - не обеспечивает должного поведения подконтрольных субъектов.

Необходимость ужесточения государственных финансово-контрольных функций обусловлена значимостью финансовой сферы в экономике государства, кроме того наличие эффективно функционирующих органов финансового контроля способствует правильному и своевременному накоплению, распределению и использованию государственных и частных денежных средств, функционированию финансов в соответствии с требованиями закона и с учетом экономических интересов государства.

Преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности относятся к финансовой преступности, которая препятствует развитию экономики, тормозит экономические преобразования, ухудшает инвестиционную привлекательность государства, способствует преобразованию легального капитала в теневой и тем самым лишает государство значительных инвестиционных ресурсов, создает непрогнозируемые инфляционные процессы, возможность незаконной оптимизации налогообложения, оказывая влияние на формирование доходной части бюджета. Финансовая преступность усугубляет существующие в государстве финансовые проблемы и противоречия, оказывает влияние на функционирование финансов и в связи с этим является одной из наиболее существенных угроз финансовой безопасности.

Кроме того, финансовая преступность является основным фактором формирования коррупционной преступности, что нередко приводит к безнаказанности преступников, формированию правового нигилизма и устойчивых сетевых коррупционных связей.

Противоправная деятельность в финансовой сфере препятствует законодательно урегулированному движению денежных средств всех элементов финансовой системы и является общественно опасным социально-правовым явлением, негативно влияющим на обеспечение финансовой безопасности и имеющая ярко выраженный финансово-правовой характер. В результате нарушения норм финансового законодательства возникают угрозы финансовой системе государства, которую составляют следующие институты: 1) бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами; 2) государственные внебюджетные целевые фонды; 3) финансы предприятий, организаций, учреждений; 4) кредит (государственный и банковский); 5) имущественное и личное страхование.

Нередко финансовым правонарушениям способствует чрезмерная фискальная политика государства, направленная на увеличение объема государственных финансовых ресурсов, и противоположная деятельность частных субъектов, направленная на сокрытие части дохода, влекущая правореализационные конфликты.

Также противоправные действия в финансовой сфере могут совершаться вследствие политической, экономической или социальной нестабильности, в силу стремления субъектов сохранить бизнес или ввиду отсутствия мотивации к экономической деятельности вследствие правовой незащищенности или неопределенности.

Причины совершения, количественного роста финансовых преступлений можно разделить на две группы:

  1. общие, характерные для всех экономических преступлений;
  2. специальные, свойственные специфике финансовой системы, аккумулирующей в себе фонды публичных денежных средств.

В результате анализа преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности можно сделать следующие выводы: 1) главными причинами финансовой преступности являются: недостаточная разработанность финансового законодательства и экономическая нестабильность; 2) непосредственными предпосылками к совершению финансовых преступлений являются: отсутствие государственной стратегии противодействия финансовой преступности, отсутствие заинтересованности широких слоев общества в раскрытии финансовых преступлений, предоставляемые законодательством возможности к сокрытию доходов, подлежащего налогообложению имущества; 3) существенную роль в совершении финансовых преступлений играет субъективно-личностный фактор, выражающийся в реализации волевого фактора, направленного на совершение противоправных действий (преступный умысел) <2>.

<2> См.: Крупин М.Л. Личность налогового преступника: опыт персонологического исследования // Безопасность бизнеса. 2006. N 2; Есаян А.К., Трунцевский Ю.В. О понятии и признаках схем совершения финансовых преступлений // Юридический мир. 2008. N 2; Тарасов А.М. Государственное регулирование и экономическая преступность // Финансовый контроль. 2003. N 11. С. 68; Каратонов М.Е. Финансовая безопасность и финансовый контроль в условиях рыночных отношений // Юрист. 2006. N 6.

Финансовые преступления - это деяния, посягающие на общественные отношения собственности, развивающиеся, изменяющиеся и прекращающиеся внутри финансовой системы России, которую составляют следующие институты: 1) имущественное и личное страхование; 2) кредит (государственный и банковский); 3) бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами; 4) внебюджетные целевые фонды; 5) финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, экономических отраслей <3>.

<3> Карпович О.Г. Понятие, признаки и виды финансового мошенничества // Юридический мир. 2010. N 8.

К основным формам преступности в финансовой сфере традиционно относят:

"Финансовая преступность" в настоящее время в различных странах по-разному охватывает широкий спектр преступных деяний, в связи с чем четкое и концептуальное определение на международном уровне сформировать пока не удается. Ориентиром служит сформулированное еще в 1981 г. Комитетом министров Совета Европы (Рекомендация N R (61) 12) определение 16 видов экономических правонарушений <4>.

<4> Квашис В.Е. Преступность как глобальная угроза // Юридический мир. 2005. N 10.

Финансовая преступность является разновидностью экономической преступности, в связи с чем объект преступного посягательства в большинстве случаев совпадает.

Исходя из сфер совершения преступлений Б.В. Яцеленко наряду с преступлениями в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. ст. 169 - 175, 178 - 180, 182 - 184, 195 - 197) выделяет преступления в денежно-кредитной сфере (ст. ст. 176, 177, 181, 185 - 187) и преступления в сфере финансовой деятельности государства (ст. ст. 188 - 194, 198, 199) <5>.

<5> Уголовное право России. Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 1998. С. 145; Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина. М., 1998. С. 164.

А.Э. Жалинский преступления в сфере экономической деятельности делит на основе посягательства их на объект - порядок: 1) против общего порядка предпринимательской деятельности; 2) против правил кредитных отношений; 3) против порядка законной конкуренции на рынке; 4) против финансовой системы; 5) против порядка внешнеторговой деятельности; 6) против порядка оборота валютных ценностей; 7) против порядка уплаты таможенных платежей и налогов; 8) против порядка осуществления банкротства <6>.

<6> Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. С. 228.

Б.М. Леонтьев в качестве объектов преступлений в сфере экономической деятельности выделяет: 1) финансовые интересы государства и других субъектов экономической деятельности; 2) интересы кредиторов; 3) установленный порядок внешнеэкономической деятельности; 4) установленный порядок обращения (оборота) валютных ценностей; 5) материальные и иные блага потребителей <7>.

<7> Курс уголовного права. Особенная часть: Учебник / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М., 2002. Т. 4. С. 24.

С учетом системности финансовой преступности, выражающейся в систематической и организованной преступной деятельности, высокой латентности и отсутствия единого перечня криминализированных общественно опасных посягательств, представляющих угрозу финансовой безопасности России, целесообразно сформулировать определение финансовой преступности: "...финансовая преступность - это система общественно опасных посягательств на правопорядок и финансовую безопасность государства, общества и личности, совершаемых путем использования субъектами финансовых отношений финансовых механизмов как средства достижения преступного результата" <8>.

<8> Хусаимова А. Вопросы стратегического планирования и конкуренции // Проблемы современной российской и зарубежной экономики. М.: Новый Век, 2001. С. 116.

В настоящее время необходимость уголовно-правовой охраны принципов добропорядочного экономического поведения обусловлена тем, что в экономике "широко практикуются недобросовестная конкуренция и чисто криминальные формы конкурентной борьбы" <9>.

<9> См.: Учебный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.Э. Жалинский. М.: Эксмо, 2005. С. 458; Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2002. С. 177 - 179; Лопашенко Н.А. Преступления против собственности: Теорет.-приклад. исслед. М.: ЛексЭст, 2005. С. 301.

Благоприятной средой для утечки капиталов стали безвалютные расчеты в режиме товарообмена (бартер, клиринг, приграничные, параллельные и компенсационные сделки) без применения свободно конвертируемой валюты. Товарообменные сделки обычно сопряжены с резкими отклонениями договорных цен от среднемировых.

Общественная опасность легализации связана с утечкой капитала за рубеж, преимущественно в оффшорные зоны, с целью утаивания источника происхождения доходов. Отмывание денег влечет перераспределение средств с эффективных инвестиций на инвестиции низкого качества и, как правило, связано с проведением финансовых операций с наличными денежными средствами без оформления первичных документов финансовой отчетности, что препятствует учету денежной массы, находящейся в обороте. Незаконное движение капиталов мешает прогнозированию и реализации фискальной политики государства, дезориентирует экономические преобразования и подрывает стабильность функционирования экономики <10>.

<10> Цит. по книге "Экономическая безопасность: Производство - Финансы - Банки" / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: ЗАО "Финстатинформ", 1998. С. 487 - 488.

Легализация преступных доходов - это многоэтапный процесс, преследующий цель с помощью ряда финансовых операций придать правомерность владения незаконно полученным доходам. С этой целью используются различные средства, приемы, техники, призванные исказить истинную информацию о первичном источнике происхождения легализуемого капитала, оторвать имеющиеся доходы от укрываемых, криминально полученных и ввести их в легальную сферу экономики. Легализация является прямым каналом поступления доходов криминального сектора теневой экономики в открытую экономику. Вследствие отмывания денег финансовые институты могут быть лишены возможности управлять своей ликвидностью, активами, обязательствами и операциями.

Легализация имущества как финансово-экономическая категория тесно связана с проблемой функционирования нелегального капитала, теневой экономики.

При анализе содержания и форм нелегального капитала выясняется, что капитал может быть нелегальным по двум причинам:

  1. незаконный способ, источник его получения;
  2. незаконная сфера его применения, использования, даже при легальном источнике первоначального возникновения капитала.

По источникам образования, а равно сфере приложения нелегальный капитал следует подразделить на:

<11> Клепицкий И.А. Отмывание денег в современном уголовном праве // Государство и право. 2002. N 8. С. 45.

Характер последствий для общества, государства, экономики:

<12> Леонтьев Б.М. Глава 1. Преступления в сфере экономической деятельности // Курс уголовного права: В 5 т. Особенная часть. Т 4. Учебник для вузов / Под ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М.: ИКД "Зерцало-М", 2002. С. 93.

Современное состояние мировой экономики характеризуется все более возрастающим влиянием международных (глобальных) банков, банковских групп, финансовых холдингов. Бурное развитие информационных технологий и их широкое использование банками в своей деятельности привели к появлению такого понятия, как "электронный перевод денежных средств" (electronic funds transfer, EFT). В условиях роста зависимости каждого из нас от информации, циркулирующей в глобальных компьютерных сетях, развития информационных и сетевых технологий появилась так называемая киберпреступность. Термин российским законодателем юридически не определен, но в научной литературе этот термин используется для определения преступности в виртуальном пространстве, в котором находятся сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, представленных в локальных и глобальных сетях.

Особое беспокойство криминалистов вызывает так называемый фишинг - разновидность сетевого мошенничества, при котором пользователей заманивают на фальшивые сайты, где получают доступ к данным платежных карт с целью хищения денежных средств. Техника фишинга была подробно описана в 1987 г., а сам термин появился 2 января 1996 г. в новостной группе alt.online-service.America-Online сети Usenet. На этом этапе фишинг-атаки были направлены на орфографию содержания электронной почты и/или грамматические ошибки. Целью фишеров сегодня являются клиенты банков и электронных платежных систем.

Следующим этапом совершенствования способа преступления стал фарминг. Как и при фишинге, целью фарминга является получение персональных данных клиентов платежных систем. Разница заключается в том, что атака преследует цель перенаправления трафика к веб-сайту в другое место. В результате механизм перенаправления активизируется, когда пользователь набирает адрес, соответствующий его банку, и жертва попадает на один из ложных сайтов. Термин "фарминг" - это перенаправление жертвы на ложный IP-адрес. Для этого может использоваться некая навигационная структура (файл hosts, система доменных имен - domain namesystem, DNS). Фишинг не может быть осуществим без участия определенного количества лиц.

На этой основе возникают такие угрозы финансовой безопасности, провоцируемые преступной финансовой деятельностью и отсутствием надлежащего финансового контроля на канале трансграничных переводов, как:

  1. Угроза вымывания наличных денежных средств из легального наличного оборота, увеличение в расчетах доли наличных.
  2. Угроза нормальному функционированию национальной финансово-кредитной системы, нарушения интересов законного бизнеса.
  3. Угроза наращивания финансовой основы существования организованных преступных сообществ, процветание черного рынка, дестабилизации финансового рынка, нанесения ущерба экономике страны и роста инфляции.
  4. Угроза нанесения экономического и политического ущерба государству, дестабилизации финансовой системы посредством подрыва ее функциональности и целостности, возникновения помех нормальному развитию экономики и общества.
  5. Угроза стабильности национальной валюты, роста оборотов нелегальной финансовой деятельности, снижения эффективности денежно-кредитной политики государства, политики макроуправления в стране.
  6. Угроза падения эффективности национальной денежно-валютной политики, серьезных ошибок в определении денежной базы страны.

Необходимость повышения роли финансового контроля в бюджетной сфере вызвано увеличением роста правонарушений, связанных с правомерностью и эффективностью использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. Бесспорно, государственный и муниципальный финансовый контроль является ведущим фактором, влияющим на эффективность управления государственными и муниципальными ресурсами. В настоящее время деятельность органов финансового контроля недостаточно эффективна, в связи с чем растет количество правонарушений, совершаемых получателями бюджетных средств.

В некоторых случаях федеральные органы исполнительной власти размещение государственного заказа на выполнение работ осуществляли на бесконкурсной основе, не обеспечивали контроль за надлежащим выполнением организациями - поставщиками товаров (работ, услуг) обязательств, предусмотренных государственными контрактами, допускали фальсификацию при оформлении конкурсных документов.

Нередко это приводит к созданию наиболее благоприятных условий отдельным хозяйствующим субъектам, способствует коррупционным проявлениям и нерациональному расходованию бюджетных средств.

Для обеспечения финансовой безопасности средствами и методами финансового контроля важное значение имеет эффективный процесс управления государственными финансами, контроль финансовых потоков в масштабах государства, государственный мониторинг источников образования капитала.

Наиболее распространенными видами угроз, посягающих на основы функционирования финансовой системы, являются следующие: