Мудрый Юрист

Признание и исполнение судебных решений в рамках конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

Чемыхина Ю.В., старший специалист отдела по вопросам правовой помощи и международного сотрудничества Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и подлежат добросовестному выполнению в соответствии с условиями самих международных договоров, нормами международного права, Конституцией Российской Федерации <1>, Федеральным законом от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <2>, иными законодательными актами Российской Федерации.

<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // СПС "КонсультантПлюс".
<2> Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "О международных договорах Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.06.1995) // СПС "КонсультантПлюс".

Государства - члены Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), исходя из стремления обеспечить гражданам и лицам, проживающим на их территориях, правовую защиту в отношении личных и имущественных прав, договорились и подписали 22.01.1993 в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (далее - Конвенция) <3>.

<3> Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске 22.01.1993) // Бюллетень международных договоров. 1995. N 2.

Странами - участницами Конвенции являются: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Республика Таджикистан, Республика Молдова, Украина, Грузия, Туркменистан, Азербайджанская Республика, Республика Узбекистан, Кыргызская Республика.

В соответствии со ст. 5 Конвенции государства - члены СНГ при оказании международной правовой помощи взаимодействуют друг с другом через свои центральные органы.

С целью упрощения и облегчения процедурных формальностей при оказании международной правовой помощи, а также ускорения пересылки документов 28.03.1997 в Москве 7 из 12 стран - участниц Конвенции подписали дополнительный Протокол к ней (далее - Протокол) <4>, в их числе: Российская Федерация, Республика Беларусь, Украина, Республика Казахстан, Республика Таджикистан, Республика Армения, Республика Молдова (с оговоркой к ст. 5 Конвенции).

<4> Протокол к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (подписан в г. Москве 28.03.1997) // СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с Протоколом при оказании правовой помощи вышеперечисленные страны-участницы сносятся друг с другом не только через центральные органы, но и через территориальные органы с учетом их компетенции. В Российской Федерации полномочиями по пересылке судебных документов наделено Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.

Положениями Конвенции предусмотрено право граждан стран-участниц свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения Договаривающихся сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся стороны. Положения Конвенции применяются также к юридическим лицам, созданным в соответствии с законодательством Договаривающихся сторон.

При этом стоит отметить, что разрешение судебных споров между юридическими лицами некоторых стран - участниц СНГ возможно также в рамках Соглашения о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20.03.1992 (Киев). Данное Соглашение применимо в случаях разрешения спора между хозяйствующими субъектами следующих стран - участниц СНГ: Российской Федерации, Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины.

Исполнение российских решений, вынесенных судами общей юрисдикции и мировыми судьями на территории стран - участниц Конвенции, возможно после прохождения правовой процедуры экзекватуры, т.е. признания судебного решения одного государства на территории другого государства, в котором предполагается исполнение судебного решения <5>.

<5> Экзекватура (от лат. exsequare - "выполнить") - приведение в исполнение в данной стране судебного решения, вынесенного в другой стране. См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

В соответствии со ст. 51 Конвенции, каждая из Договаривающихся сторон признает и исполняет вынесенные на территории других Договаривающихся сторон решения учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, а также включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам, решения судов по уголовным делам о возмещении ущерба.

Для прохождения процедуры признания российскому взыскателю, в пользу которого вынесено решение, необходимо оформить ходатайство о признании решения российского суда и разрешении его принудительного исполнения, адресованное компетентному суду запрашиваемого государства со ссылкой на международный договор, послуживший основанием для обращения. В ходатайстве следует указать наименование суда, дату вынесения решения, предмет взыскания, требующий признания, а также свой адрес, реквизиты счета и отделения банка для перечисления взыскиваемых денежных средств.

Особое внимание следует обращать на сведения о должнике. В случае если неизвестен точный адрес лица, в отношении которого будет осуществляться принудительное исполнение, необходимо указать об этом в ходатайстве и обратиться в нем же с просьбой об установлении места нахождения должника на территории запрашиваемого иностранного государства, указав максимально известную информацию (дата, место рождения, последнее известное место жительства, место работы должника и пр.).

Конвенцией установлено, что ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается заинтересованным лицом в суд той страны, где решение подлежит исполнению, или в суд своего государства, который вынес решение в первой инстанции. Как правило, в связи с отсутствием сведений о компетенции судов в иностранном государстве, взыскатель использует последний вариант.

В соответствии со ст. 53 Конвенции к ходатайству заявителя приобщаются следующие документы:

Стоит отметить, что одним из видов судебных актов, в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (далее - ГПК РФ) <6>, является судебный приказ. Нужно учитывать, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ, если место жительства или место нахождения должника на момент рассмотрения заявления о выдаче судебного приказа находится вне пределов Российской Федерации, судья отказывает в выдаче судебного приказа. В этом случае рассмотрение спора возможно только в порядке искового производства по правилам подсудности, установленным ГПК РФ;

<6> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 06.04.2011 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

Последний документ имеет особое значение, поскольку отсутствие доказательства о надлежащем уведомлении сторон является безусловным обстоятельством для отказа в удовлетворении ходатайства о признании иностранного решения. Как правило, ходатайству о признании и принудительном исполнении решения на территории иностранного государства предшествует судебное поручение о вручении документов (копии искового заявления и уведомления о дате судебного разбирательства), при исполнении которого компетентным органом запрашиваемого государства заполняется бланк-подтверждение, являющийся одним из доказательств надлежащего извещения стороны, против которой вынесено решение.

Для получения вышеуказанных документов взыскателю следует обращаться в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции.

В соответствии с условиями Конвенции перевод документов на язык запрашиваемого государства не требуется, но при этом необходимо соблюдать требования ст. 13 Конвенции и надлежащим образом заверять изготовленные документы. Направляемые документы должны быть составлены уполномоченным на то лицом в пределах его компетенции и скреплены гербовой печатью.

Исполнительный лист российского суда не имеет юридической силы на территории иностранного государства, поэтому приобщение его к материалам ходатайства нецелесообразно.

Зачастую одновременно с подготовкой пакета документов для направления в иностранное государство ходатайства взыскателя (о взыскании долга, алиментов и пр.) судебный орган от своего имени оформляет ходатайство о признании и принудительном исполнении того же решения в части взыскания с ответчика государственной пошлины. При этом нужно учитывать, что каждое ходатайство (и о взыскании долга по иску, и о взыскании государственной пошлины) является самостоятельным, и потому каждое из них должно сопровождаться необходимыми приложениями.

В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 N 146 "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" <7> главные управления Минюста России являются территориальными органами Минюста России, уполномоченными на оказание международной правовой помощи в пределах своей компетенции, в том числе по направлению ходатайств о признании и принудительном исполнении решений российских судов на территории иностранных государств.

<7> Приказ Минюста РФ от 21.05.2009 N 146 (ред. от 24.01.2011) "Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Поступившие в территориальные органы Минюста России ходатайства проверяются на соответствие требованиям, предъявляемым к оформлению документов, и направляются, в зависимости от порядка сношения, либо в территориальное учреждение юстиции запрашиваемого государства, либо в Министерство юстиции Российской Федерации для последующего препровождения центральному органу иностранного государства, с уведомлением органа, инициировавшего направление ходатайств.

Компетентный суд иностранного государства, при отсутствии оснований к отказу, выносит определение об удовлетворении ходатайства и разрешении принудительного исполнения российского судебного решения на своей территории.

Отказ в признании и принудительном исполнении решения российского суда возможен в случае, если:

После вступления в законную силу судебного определения о признании и разрешении принудительного исполнения российского решения иностранным судом выдается исполнительный документ, составленный в соответствии с законодательством, и направляется в компетентный орган запрашиваемого государства, который будет осуществлять исполнение решения суда.

Копия определения направляется в запрашивающий орган Российской Федерации для последующего препровождения инициатору ходатайства.

Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству государства, на территории которого должно быть осуществлено принудительное исполнение.

В заключение хотелось бы отметить, что для своевременной реализации гражданами своих прав необходимо учитывать и соблюдать требования, предусмотренные международным договором, в данном случае Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.). Кроме того, нужно помнить, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства. Судебной системе, как одной из ветвей власти Российской Федерации, необходимо оказывать всестороннюю помощь гражданам в защите их конституционных прав, в том числе при возникновении у них потребности в признании и последующем исполнении решения российского суда на территории стран - участников Конвенции. Хотелось бы надеяться, что в ближайшей перспективе все не присоединившиеся к Протоколу страны - участники Конвенции выразят свое желание и намерение подписать и ратифицировать Протокол в интересах своих граждан.