Мудрый Юрист

Контроль таможенной стоимости товара

Шавшина В.П., советник, руководитель практики внешнеторгового регулирования международной юридической компании DLA Piper, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук <*>.

<*> В.П. Шавшина признана лучшим юристом России в категории "Государственное регулирование" согласно рэнкингу Best Lawyers 2011. - Прим. редакции.

На сегодняшний день по-прежнему одним из наиболее чувствительных вопросов в сфере администрирования внешней торговли остается вопрос корректировки таможенным органом таможенной стоимости ввозимых в Россию товаров. В рамках нового таможенного законодательства правила корректировки таможенной стоимости товаров изменились.

Основной целью статьи выступает знакомство читателя в первую очередь с изменившимся нормативно-правовым регулированием. Судебно-арбитражная практика применения нового законодательства находится в стадии становления, соответственно, тем более важно предусмотреть возможное развитие таможенной практики через призму анализируемых ниже новелл и оценить правовые последствия этой практики.

В целом можно констатировать, что основы определения и контроля таможенной стоимости не претерпели глобальных изменений. Новые нормы в рамках регулирования Таможенного союза, сформированного на основании Договора от 6 октября 2007 года между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, корреспондируют с основами Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года:

  1. Установление исчерпывающего перечня методов определения таможенной стоимости товаров, предусмотренных нормами международного права и общепринятой международной практикой.
  2. Закрепление в качестве первоосновы для таможенной стоимости товаров стоимости сделки.
  3. Строгая последовательность использования методов определения таможенной стоимости.
  4. Объективность определения таможенной стоимости товара, то есть таможенная стоимость устанавливается на основании информации, доступной в стране импорта.

Законодательная основа

Обратимся к нормативно-правовой базе. С 1 января 2011 года в государствах - участниках Таможенного союза начал действовать новый порядок декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров до их выпуска.

Правовой основой процедуры определения, декларирования и контроля за таможенной стоимостью являются соглашения, подписанные на уровне государств - участников Таможенного союза. К таким соглашениям относятся:

Глава 8 "Таможенная стоимость товаров" Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс) на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17), вступившего в силу 1 июля 2010 года, содержит, во-первых, общие положения о таможенной стоимости и, во-вторых, отсылочные нормы на решения Комиссии Таможенного союза и на национальное законодательство стран Таможенного союза.

По вопросам таможенной стоимости Комиссией Таможенного союза принято решение от 20.09.2010 N 376, которым утверждены:

В Российской Федерации дополнительно в развитие отсылочных положений законодательства Таможенного союза вопросы таможенной стоимости товаров регулируются на национальном уровне. В частности, главой 11 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон), вступившего в силу 29 декабря 2010 года, устанавливаются:

На подзаконный уровень (к компетенции Федеральной таможенной службы) национальное законодательство относит установление:

Как отмечалось выше, в настоящее время принятый Закон, в отличие от ранее действовавшего регулирования, предусматривает исключительные случаи, когда таможенный орган вправе скорректировать таможенную стоимость товаров до их выпуска и без назначения дополнительной проверки. К таким случаям относятся:

Иными словами, в соответствии с Законом таможенный орган не вправе до выпуска товаров корректировать их таможенную стоимость при наличии каких-либо сомнений в ее достоверности и отсутствии вышеперечисленных оснований. В этом случае таможенный орган должен либо принять заявленную таможенную стоимость, либо начать дополнительную проверку, о чем обязан письменно уведомить декларанта в сроки выпуска товара (один день). Вместе с уведомлением таможенный орган направляет декларанту требование с расчетом обеспечения уплаты таможенных платежей и выпускает товары незамедлительно после предоставления декларантом суммы обеспечения. Уже после выпуска товаров таможенный орган проводит дополнительную проверку в отношении таможенной стоимости.

Таким образом, положения Закона ориентированы на то, чтобы не задерживать выпуск товаров в случае наличия у таможенного органа сомнений в правильности определения или достоверности заявленной таможенной стоимости товаров и осуществлять дополнительную проверку уже в отношении выпущенных в свободное обращение товаров.

Следует отметить, что в таможенной практике представители таможни крайне неохотно идут на реализацию данных положений. Равно как и таможенные представители компании-импортера. Связано это по сути с двойной работой как таможни, так и таможенного представителя, то есть сначала товар выпускается под обеспечение, а потом должен быть проведен окончательный выпуск товара. Чтобы не обременять себя, таможня придерживается практики обращения с компанией и (или) таможенным представителем, в соответствии с которой по-прежнему настаивает на самостоятельной корректировке таможенной стоимости декларантом. Причем эти требования никоим образом не формализованы и заявляются устно, поскольку у таможни нет правомерных оснований для пересмотра таможенной стоимости. Как правило, таможенный представитель выполняет подобные требования таможни и настаивает в отношениях с клиентом (компанией-импортером) на якобы целесообразности этих требований. Таможня же в выстраивании отношений с компаниями - таможенными представителями в первую очередь и с компаниями-импортерами во вторую в случае неудовлетворения подобных требований принимает повышенные меры контроля (например, проведение досмотров), причем не только относительно данной поставки - таможня извещает о применении повышенных мер контроля ко всем будущим поставкам, в том числе в отношении иных клиентов таможенного представителя. При намерении провести досмотр товара срок его нахождения на складе временного хранения может увеличиться не только до десяти дней, как предусмотрено по закону, но и до нескольких недель, при том что формально это выглядит как хранение товара на складе временного хранения декларантом по собственному усмотрению. Хотя фактически именно таможней не соблюдаются сроки на проведение операций по таможенному оформлению и контролю. Расходы у импортера возрастают кратно. Законность подобных действий таможни не является предметом рассмотрения в данной статье, но очевидно, что эти действия вынуждают таможенного представителя и импортера идти на поводу у незаконных требований таможни. Хочу подчеркнуть: незаконных с точки зрения процедур контроля и таможенного оформления. При этом согласие декларанта с таможней понятно: интерес к сокращению убытков отвечает целям деятельности любой коммерческой организации. Но основное - что в ряде случаев никакой формально проведенной таможней или декларантом корректировки таможенной стоимости нет, поскольку таможня просто не принимает грузовую таможенную декларацию с неприемлемой с точки зрения таможни таможенной стоимостью (иногда приняв, настаивает на ее самостоятельном отзыве, хотя должна была бы сама вынести решение об отказе в приеме грузовой таможенной декларации, которое, вероятно, нечем обосновывать), и декларант, можно сказать, "перезаявляет" таможенную стоимость. Данные действия свидетельствуют об отсутствии формализованного окончательного решения по таможенной стоимости, принятого таможенным органом, а не декларантом, как это по сути происходит де-факто. Нет решения таможенного органа, которое можно было бы оспорить. Поэтому так велико количество дел о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, где по существу рассматривается правильность определения таможенной стоимости. Ниже мы вернемся к правовым последствиям такой таможенной практики.

Ранее уже указывалось, что главой 11 Закона устанавливается право таможенных органов консультировать заинтересованных лиц по вопросам таможенной стоимости (статья 113). Дополнительно можно отметить, что при проведении подобных консультаций таможенный орган не вправе осуществлять проверку документов и принимать предварительные решения по таможенной стоимости. В связи с этим консультация по вопросу таможенной стоимости будет иметь, скорее, теоретический характер.

Процедура контроля таможенной стоимости товаров

До выпуска товаров и в сроки, установленные статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган проводит контроль таможенной стоимости и принимает одно из нижеперечисленных решений:

  1. принять заявленную таможенную стоимость;
  2. корректировать заявленную таможенную стоимость;
  3. провести дополнительную проверку.

Как было отмечено выше, решение о корректировке заявленной таможенной стоимости до выпуска товаров и без назначения дополнительной проверки (случай 2) принимается лишь в исключительных случаях. В остальных ситуациях при выявлении признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости проводится дополнительная проверка (случай 3).

Таможенный орган выявляет признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары. К признакам недостоверности таможенной стоимости относятся:

Наличие взаимосвязи продавца и покупателя в сочетании с низкими ценами, а также выявленные с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости уже стали наиболее распространенными в таможенной практике выявляемыми признаками недостоверности таможенной стоимости.

Порядок проведения дополнительной проверки

Решение о проведении дополнительной проверки должно быть принято таможенным органом в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары. Указанное решение оформляется по форме, установленной приложением N 2 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, а в декларации таможенной стоимости в таком случае проставляется соответствующая отметка. Решение о проведении дополнительной проверки должно содержать:

При принятии таможенным органом решения о проведении дополнительной проверки заявленная декларантом (таможенным представителем) таможенная стоимость товаров не пересчитывается и декларация таможенной стоимости не заполняется.

По факту принятия решения о дополнительной проверке не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации декларации на товары, таможенный орган должен лично либо посредством почты передать (направить) декларанту (таможенному представителю) один экземпляр решения о проведении дополнительной проверки.

При запросе дополнительных документов, сведений и пояснений в решении о проведении дополнительной проверки указывается срок их представления, который не может превышать шестидесяти календарных дней со дня регистрации декларации на товары.

Установлен примерный перечень дополнительных документов, которые могут быть запрошены таможенным органом. В частности, к таким документам относятся: прайс-листы, упаковочные листы, бухгалтерские документы об оприходовании товара, внутренние договоры поставки, оферты, заказы, документы об отсутствии влияния взаимосвязи на цену товара и т.д. (приложение N 3 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров).

Конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов определяется должностным лицом таможенного органа с учетом выявленных признаков недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости оцениваемых товаров, условий сделки и физических характеристик, качества и репутации на рынке ввозимых товаров. Необходимость представления дополнительных документов для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости ввезенных на территорию Таможенного союза товаров, в том числе в актах проверок, должна обосновываться таможенными органами, проводящими таможенную проверку. Вместе с тем следует отметить, что в случае проведения дополнительной проверки в рамках системы управления рисками в документах, описывающих риск, который и стал причиной для дополнительного контроля, как правило, содержится конкретный перечень дополнительно запрашиваемых документов с учетом специфики таможенного риска. Указанные документы являются документами для служебного пользования и не доступны иным лицам. Поэтому, поскольку в случае с так называемыми рисковыми поставками не конкретный сотрудник таможни определяет рискованность поставки, а система СУР (через так называемые профили рисков - документы "для служебного пользования"), то в случае судебного спора представители таможни не располагают документами и ценовой информацией, на основании которой можно было бы доказывать правомерность уплаченных (взысканных - в редких случаях) таможенных платежей, равно как и обоснованием необходимости их предоставления. А в тех случаях, где представляется информация по идентичным или однородным товарам, отсутствует обоснование собственно идентичности/однородности товаров, с которыми таможня сравнивает заявленную таможенную стоимость. При этом нет и обоснований, каким образом отсутствие названных документов повлияло на невозможность принятия заявленной декларантом таможенной стоимости и каковы причины неприемлемости представленных документов.

Вместе с тем в ходе судебного разбирательства, в том числе при доказывании правильности заявленной таможенной стоимости на этапе таможенного оформления (или пост-контроля), лицо должно обосновать ее правильность. Для этого можно воспользоваться официальной статистикой таможенных органов, запросив ее у Федеральной таможенной службы.

В ряде случаев подобную информацию получить не представляется возможным, например если данный товар ввозится только единственным уполномоченным импортером - компанией, взаимосвязанной с поставщиком товара.

Приведем пример: при продаже товаров между взаимосвязанными лицами таможенная стоимость определяется по первому методу <1> только в случае, если декларант докажет близость стоимости сделки с проверочными величинами.

<1> Методы определения таможенной стоимости товаров установлены Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25 января 2008 года: первый метод - по стоимости товара (статьи 4, 5), второй - по идентичным товарам (статья 6), третий - по однородным товарам (статья 7), четвертый - метод вычета (статья 8), пятый - метод сложения (статья 9), шестой - резервный метод (статья 10).

Проверочные величины представляют собой стоимость идентичных или однородных товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза в рамках сделки между невзаимосвязанными лицами (пункт 4 статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза). При этом проверочные величины используются по инициативе декларанта исключительно в целях сравнения (пункт 6 статьи 4 названного Соглашения об определении таможенной стоимости).

В свете данных новелл могут возникнуть следующие проблемы: 1) на практике декларант зачастую не имеет реальной возможности получить в распоряжение проверочные величины; 2) в случае непредставления декларантом в целях сравнения проверочных величин по идентичным или однородным товарам, перемещаемым между невзаимосвязанными лицами, возникает риск невозможности применения первого метода. Для минимизации данного риска можно воспользоваться значениями стоимости ввезенных в рамках сделки между "зависимыми" лицами идентичных или однородных товаров, определенными, например, по методу вычитания при условии последующей продажи ввезенного товара на таможенной территории лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу.

(То есть, ориентируясь на подобную ситуацию ввоза и последующей продажи идентичного товара третьим (несвязанным) лицам, взяв за основу цену продажи на внутреннем рынке, можно прийти к соответствующей проверочной величине. Но важно отметить, что в данном случае придется раскрыть все вознаграждения агентам (посредникам), надбавки к цене, расходы на перевозку по территории Таможенного союза и т.п. Тем не менее, если импортер готов эту информацию раскрыть, таможенная стоимость, заявленная импортером, в полной мере будет обоснованной. - Прим. авт.)

Выпуск товаров под обеспечение

Одновременно с доведением до декларанта (таможенного представителя) решения о проведении дополнительной проверки таможенный орган сообщает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которую необходимо предоставить таможенному органу для выпуска товаров. Формально в настоящее время порядок сообщения декларанту суммы обеспечения уплаты таможенных платежей не установлен.

Сумма обеспечения определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 88 Таможенного кодекса Таможенного союза. Для ее расчета может быть, в частности, использована:

Сроки выпуска товаров продлеваются до предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

В течение срока, указанного в решении о проведении дополнительной проверки, который в соответствии со статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза не должен превышать десяти дней, декларант (таможенный представитель) представляет в таможенный орган заполненную форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и вносит обеспечение уплаты таможенных платежей. Форма такого представления не установлена, и полагаю, что оно может быть осуществлено лично либо направлено почтой.

При выпуске товаров под обеспечение декларантом (таможенным представителем) представляется заполненная в установленном порядке форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей: КТС1 (основной лист) и КТС2 (дополнительные листы). (Формы КТС1 и КТС2 установлены приложением N 1 к Порядку корректировки таможенной стоимости товаров; правила заполнения формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей установлены разделом IV Порядка корректировки таможенной стоимости товаров. - Прим. авт.)

Таможенный орган осуществляет выпуск товаров под обеспечение в течение установленных сроков на выпуск товаров и проставляет на таможенной декларации отметку "Выпуск разрешен".

При принятии таможенным органом решения о проведении дополнительной проверки выпуск товаров производится при условии предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

В случае непредоставления до истечения срока выпуска товаров обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов таможенный орган отказывает в выпуске товаров в соответствии со статьей 201 Таможенного кодекса Таможенного союза. При этом дополнительная проверка таможенным органом не проводится.

Дальнейшие действия осуществляются таможенным органом в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза, устанавливающим порядок оформления отказа в выпуске товаров, заявленных в декларации на товары.

Решение о принятии или корректировке таможенной стоимости

Декларант (таможенный представитель) в ходе проверки представляет запрошенные документы (сведения) либо направляет письменные пояснения о причинах невозможности представления таких документов (сведений) в течение срока, указанного в решении о проведении дополнительной проверки. При этом декларант вправе представить дополнительные документы раньше срока, установленного для их представления таможенным органом, а таможенный орган обязан принять к рассмотрению дополнительные документы, представленные декларантом (таможенным представителем) ранее установленного срока.

Одновременно с запрошенными таможенным органом документами, сведениями и пояснениями могут быть представлены другие документы и сведения в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров.

Запрошенные документы, сведения и пояснения должны быть представлены декларантом (таможенным представителем) в таможенный орган одним комплектом (не частями) до истечения срока их представления. Днем исполнения обязанности по представлению дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений считается дата их регистрации в таможенном органе (при непосредственном представлении в таможенный орган) либо дата отправки на почтовом штемпеле при представлении документов по почте.

Таможенный орган после представления дополнительных документов и сведений принимает решение о корректировке или принятии таможенной стоимости. Решение принимается должностным лицом того таможенного органа, которым проводилась дополнительная проверка, с учетом информации, полученной в ходе дополнительной проверки от декларанта (таможенного представителя) и самостоятельно. (Под самостоятельно полученной информацией понимается информация, полученная таможенным органом в рамках проведения дополнительной проверки заявленной таможенной стоимости товаров (включая ответы государственных и иных организаций на запросы таможенного органа, результаты таможенной экспертизы товаров и (или) документов). - Прим. авт.) Данное решение должно быть принято не позднее чем через тридцать календарных дней со дня, следующего за днем представления декларантом (таможенным представителем) дополнительно запрошенных документов, сведений и пояснений.

Если принимается решение о принятии таможенной стоимости, то таможенный орган возвращает обеспечение уплаты таможенных платежей. Возврат (зачет) сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов производится в соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза. При этом должностным лицом в установленном порядке проставляются соответствующие отметки в декларации таможенной стоимости (декларации на товары).

Решение о корректировке таможенной стоимости принимается, если:

Должностное лицо в решении о корректировке таможенной стоимости товаров указывает таможенную стоимость товаров и метод ее определения, а также реквизиты соответствующих источников информации; в установленном порядке проставляет соответствующие отметки в декларации таможенной стоимости (декларации на товары) и оформляет решение о корректировке таможенной стоимости товаров в двух экземплярах по форме согласно приложению N 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров.

Таможенный орган вручает один экземпляр решения о корректировке таможенной стоимости декларанту (таможенному представителю); срок на вручение решения не установлен. Если решение вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении десяти календарных дней с даты направления заказного письма.

Важно отметить различие в процедурах, когда декларант (таможенный представитель) соглашается с принятым решением о корректировке таможенной стоимости и когда - не соглашается.

В случае согласия декларант (таможенный представитель) в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты получения декларантом (таможенным представителем) решения о корректировке таможенной стоимости товаров в установленном порядке:

При этом должностное лицо таможенного органа не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления декларантом (таможенным представителем) в таможенный орган декларации таможенной стоимости, формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и документов, подтверждающих уплату таможенных пошлин, налогов:

Решение о принятии вновь определенной таможенной стоимости товаров оформляется должностным лицом путем проставления в установленном порядке соответствующей отметки в декларации таможенной стоимости (декларации на товары).

Декларация таможенной стоимости (таможенная декларация) с отметкой таможенного органа возвращается декларанту (таможенному представителю) в установленном порядке.

При несогласии декларанта (таможенного представителя) с решением таможенного органа о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров должностное лицо осуществляет корректировку таможенной стоимости товаров.

Должностное лицо заполняет в установленном порядке декларацию таможенной стоимости, форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и направляет декларанту (таможенному представителю) их экземпляры не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их заполнения.

Таможенный орган осуществляет взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в результате корректировки таможенной стоимости товаров, в соответствии с главой 14 Таможенного кодекса Таможенного союза в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня, следующего за днем:

Нарушения, допускаемые таможенными органами

На практике нередко приходится констатировать нежелание таможенных инспекторов соблюдать указанную выше процедуру контроля, поскольку это, безусловно, требует большего ресурса - и временного, и квалификационного. Выше уже отмечалось, что таможенный орган редко применяет в своей деятельности выпуск под обеспечение, как по уже указанным причинам, так и за отсутствием информации для расчета.

В частности, базируясь на таможенной практике, можно привести перечень нарушений со стороны таможенных органов при принятии решений по таможенной стоимости. Так, Центральным таможенным управлением был проведен анализ причин и условий, способствующих принятию незаконных решений в области таможенного дела. На основании полученных результатов Служба федеральных таможенных доходов Центрального таможенного управления подготовила письмо от 20.04.2011 N 66-11/9104 "О направлении информации", в котором перечислены 15 видов нарушений, допускаемых таможенными органами при принятии решений, связанных с осуществлением контроля таможенной стоимости товаров. Отдельно выделены такие основные нарушения, как:

В то же время следует учитывать, что отсутствие каких-либо сведений в одних документах, но их наличие в других, одновременно представленных при декларировании товара, не может служить основанием для вывода о неполноте представленной декларантом информации. При этом непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара;

направление запроса о представлении дополнительных документов без обоснования, каким образом отсутствие этих документов повлияло на невозможность принятия заявленной декларантом таможенной стоимости. Вместе с тем необходимость представления дополнительных документов для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости ввезенных на территорию Таможенного союза товаров, в том числе в актах проверок, обосновывается таможенными органами, проводящими таможенную проверку, претензиями гражданско-правового характера к представленным в ходе таможенного оформления документам, заключающимися в том числе в отличии подписей в ряде коммерческих документов продавца, отсутствии расшифровки подписей со стороны продавца и подтверждении полномочий этих лиц на подпись документов; наличии признаков использования факсимильной подписи; несогласовании существенных условий о наименовании, ассортименте товаров в контракте и т.д. И в случае непредставления декларантом в ходе проверки запрашиваемых документов делается вывод о том, что декларант не воспользовался правом доказать заявленную таможенную стоимость товара и таможенная проверка на этом закрывается. В результате основанием для принятия решений о корректировке таможенной стоимости товаров как результатом таможенного контроля является непредставление декларантом запрашиваемых дополнительных документов. Вместе с тем сомнения в недостоверности представленных декларантом документов можно разрешить путем получения в ходе таможенного контроля после выпуска товаров в качестве доказательной базы дополнительной информации:

некорректное использование ценовой информации, в частности использование недостоверной или документально не подтвержденной информации при самостоятельном определении таможенной стоимости таможенным органом (использование в качестве основы для определения таможенной стоимости информации, содержащейся в информационно-аналитической системе "Мониторинг-Анализ", информации, содержащейся на интернет-сайтах, информации об уровне таможенной стоимости, а не цене за единицу товара, информации прайс-листа, не отражающего цену конкретной сделки и не содержащего сведений о периоде его действия). При этом должностными лицами таможенных органов допускаются следующие нарушения пункта 23 Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС), утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 01.09.2006 N 829:

Так, в ряде судебных решений судом было указано, во-первых, что со стороны таможенного органа не должно допускаться необоснованного и произвольного истребования сведений, не влияющих на принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости товаров либо не имеющих значение для выяснения обстоятельств сделки <2>, во-вторых, что различие цены внешнеэкономической сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, имеющихся у таможенных органов, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий этой сделки и служить основанием для корректировки таможенной стоимости <3>, в-третьих, что одной ссылки на недостатки некоторых документов недостаточно для отказа в применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при определении таможенной стоимости товаров; таможенному органу необходимо дать пояснения, каким образом данные обстоятельства повлияли на цену сделки и на достоверность представленных документов <4>.

<2> Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.05.2011 N А51-3824/2011.
<3> Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.01.2011 N А12-18376/2010; решения Арбитражного суда Приморского края от 10.02.2011 N А51-15736/2010, от 08.02.2011 N А51-16995/2010, от 25.05.2011 N А51-4847/2011.
<4> Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.01.2011 N А12-18376/2010.

Как отмечено выше, должностное лицо, пользуясь зачастую - надо отметить - невысокой профессиональностью таможенных представителей декларанта, вынуждает провести самостоятельное изменение таможенной стоимости. При этом используется так называемый административный ресурс задержки процедур таможенного оформления, настояние таможни отозвать поданную декларацию и т.п. Например, Арбитражным судом Приморского края было установлено, что на основании решения таможенного органа о невозможности применения первого метода таможенной оценки, а также с целью скорейшего выпуска ввезенного товара в свободное обращение декларантом самостоятельно была скорректирована таможенная стоимость по шестому методу на базе третьего, которая была принята таможенным органом. Суд, признавая решение таможенного органа о принятии скорректированной стоимости незаконным, отметил, что таможенным органом не было приведено доказательств недостаточности и недостоверности представленных документов для применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами, а также указал, что названное решение повлекло увеличение размера таможенных платежей, исчисляемых в соответствии с таможенной стоимостью товаров, чем были нарушены законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности <5>.

<5> Решение Арбитражного суда Приморского края от 03.02.2011 N А51-18938/2010.

Заключение

В свете вышесказанного хочется отметить, что компетентный и профессиональный способ взаимодействия с таможенным органом позволяет, как правило, отстоять свои права и доказать правомерность заявленной таможенной стоимости там и тогда, когда сама реализация сделки правомерна в рамках гражданских правоотношений (с иностранным контрагентом), представленные в таможню документы соответствуют реализованной сделке и отношения с таможней строятся исключительно в правовом поле. (Мы не рассматриваем так называемые серые схемы, в которых происходит подмена документов (в частности, инвойсов) для целей представления в таможню. В подобных схемах только на "договоренностях" с должностными лицами таможенного органа можно добиваться признания правильности заявленной таможенной стоимости товара, которая по факту занижена. А если такие дефектные с точки зрения правопорядка отношения с таможенным органом по тем или иным причинам не срабатывают и таможня не соглашается с заявленной таможенной стоимостью, то, как правило, у компании нет возможности ее обосновать документально. - Прим. авт.) Не всегда это удается сделать при проведении дополнительной проверки, иногда - только в судебных органах. Но если компания имеет документальное обоснование правильности заявленной таможенной стоимости и отсутствия влияния на ее размер факта взаимозависимости (в случаях когда факт взаимозависимости имеет место быть) или отсутствия факта взаимозависимости, соблюдены процедуры контроля в контексте действий как со стороны таможенного органа, так и декларанта, то шансы судебного разрешения спора в пользу декларанта значительно увеличиваются. В отличие от ситуации, когда сначала декларант соглашается с неправомерными требованиями таможни, а потом пытается истребовать суммы, по сути самостоятельной корректировки таможенной стоимости, в качестве излишней уплаты. Последний опыт представления интересов декларанта в подобных спорах с таможней свидетельствует, что арбитражные суды все большее внимание уделяют досудебной процедуре правильности доказывания таможенной стоимости товара. В решениях суда по вопросам таможенной стоимости товаров это не находит формального отражения, но по тому, как идет рассмотрение спора: вопросы со стороны судебного состава, комментарии, можно констатировать, что пренебрежение процедурой контроля со стороны декларанта (непредставление документов или обоснований невозможности представления документов, самостоятельная корректировка таможенной стоимости только в отношении определенного вида товара (попавшего под риск) с использованием отличного от первого метода, примененного для определения стоимости других товаров в рамках одной поставки) имеет негативный субъективный эффект для декларанта при рассмотрении споров.

И основной вывод, которым хотелось бы завершить рассуждения, сводится к тому, сколь значимо общее верное восприятие подходов со стороны таможенных и судебных органов по вопросам корректировки таможенной стоимости товаров.