Мудрый Юрист

Юридическая техника нормативно-правовых актов коми автономной области на этапе построения основ социализма *

<*> Plotskaya O.A. Juridical techniques of normative-law acts of autonomous district of Komi at the stage of building of socialism.

Плоцкая Ольга Андреевна, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сыктывкарский государственный университет", кандидат юридических наук, доцент.

В статье рассмотрены проблемы юридической техники нормативно-правовых актов в Коми Автономной области в послереволюционный период. Представлен сравнительно-правовой анализ нормативно-правовых актов в Коми Автономной области. Особое внимание уделяется определению закономерностей и особенностей развития юридической техники в рассматриваемый период.

Ключевые слова: юридическая техника, нормативно-правовые акты, правотворческая деятельность.

This article contains information about the problem of legal technology regulations in Komi autonomous region in the post revolution era. Is comparatively legal analysis of legislation in autonomous region of Komi. Special attention is paid to identify patterns and characteristics of legal technology development during the period under review.

Key words: juridical techniques, normative-law acts, law-making activity.

Значимость научной разработки юридической техники системы нормативно-правовых актов Коми Автономной области обусловлена началом формирования новой советской правовой системы в период серьезных государственно-правовых перемен после Октябрьской революции. Коми - край, не имевший к тому времени не только своей государственности, единой территории, но и выработанной собственной практики подготовки нормативно-правовых актов, так же как и другие республики и области РСФСР, стремился образовать национальную автономию и сформировать собственную систему нормативно-правовых актов, являющуюся составной частью общероссийской системы.

Нормативно-правовые акты первых послереволюционных лет в Коми Автономной области, кроме общероссийских актов, представлены были в основном циркулярами, инструкциями, постановлениями, являвшимися подзаконными актами. Встречались также и приказы, которые законодатель Коми относил не к локальным, а к нормативно-правовым актам, и совершенно новый нетрадиционный акт - конструкция.

Стремительный темп правотворческой деятельности, начавшийся со смены общественных отношений и перехода к новому социалистическому обществу, не мог не сказаться на качестве и самобытности нормативно-правовых актов Коми Автономной области в рассматриваемый период. Субъекты правотворчества не обладали высоким профессионализмом, не проводилась целенаправленная и постоянная работа по повышению культуры правотворческой деятельности, практически не совершенствовалась юридическая техника, существовал достаточно низкий уровень качества нормативно-правовых актов, а правовая и лингвистическая обработка в процессе подготовки и принятия актов вызывает множество вопросов. Достаточно часто нормативно-правовые акты Коми Автономной области данного периода не имели четкого предмета правового регулирования, страдали отсутствием единства формы и содержания акта. Под формой акта понимается его наименование и структура, а под содержанием - круг регулируемых вопросов <1>. В качестве примера можно привести выписку из Протокола N 14 пленарного заседания Революционного комитета Автономной области Коми от 27.12.1921, утверждавшего постановление Президиума Всероссийского центрального Исполнительного комитета закрепление административного деления Коми <2>. Она применялась как самостоятельная форма права. Выписка не является самостоятельным нормативно-правовым актом, а потому использовать ее как отдельную форму права нельзя.

<1> Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов // Журнал российского права. 2004. N 12 (96). С. 52.
<2> Выписка из Протокола N 14 пленарного заседания Революционного комитета Автономной области Коми от 27.12.1921 // НА РК. ФР-3, оп. 1, д. 1, л. 6.

Форма акта также включает реквизиты, такие как: название вида акта, указание места и даты принятия, органа, принявшего его, регистрационный номер, официально-деловой стиль, обеспечивающий ясность, точность изложения его содержания. Так, в качестве примера, в котором прослеживается отсутствие элементарных критериев, определяющих форму акта, можно привести такой акт, как "конструкция", в последующие годы более не применявшаяся в правотворческой практике Коми Автономной области. Согласно конструкции, имевшей название "О государственном устройстве автономной "Коми" С.С.Р., принятая I Всезырянским Съездом Р.К.П. (большевиков)" <3>, определявшей аппарат государственной власти в Коми, возникает большое количество вопросов относительно формы акта. Так, неясными остаются место и дата принятия акта, его регистрационный номер, правовой статус органа, принявшего его (ведь это был Всезырянский Съезд РКП(б)). Кроме того, возникает вопрос о юридической силе акта.

<3> Конструкция "О государственном устройстве автономной "Коми" С.С.Р., принятая I Всезырянским Съездом Р.К.П. (большевиков)" // НА РК. ФР-398, оп. 1, д. 57, л. 18.

Примером отсутствия единства формы и содержания акта является Приказ Печерского уездного революционного комитета от 2 апреля 1920 г. N 11 "Согласно телеграммы Заведывающего Арх. Губ. Отделом Управления Троицко-Печерская, Совиноборская, Щугорская, волости входят в состав Устьсысольского уезда Северо-Двинской губернии..." <4>. Приказ, являясь локальным правоприменительным актом, закреплял новое административное деление Устьсысольского уезда, что по меньшей мере не соответствует юридической силе акта и его статусу. Подобные вопросы, как представляется, должен регулировать закон, а не локальный правоприменительный акт. Кроме того, на данном примере можно заметить уровень орфографической грамотности исполнителя ("Заведывающий", "Устьсысольского уезда").

<4> Приказ Печерского уездного революционного комитета N 11. 2 апреля 1920 г. // НА РК. ФР-41, оп. 1, д. 1, л. 30.

Особым, достаточно распространенным, правовым актом, применяемым в рассматриваемый период не только в Коми Автономной области, но и на территории иных субъектов РСФСР, являлся циркуляр. Циркуляр - это ведомственный правовой акт, содержащий определенные предписания подчиненным органам <5>. Законодатель Коми часто подменял понятия "циркуляр" и "циркулярно", не замечая в этом ничего подозрительного. Однако циркуляр по своему стилю напоминал наставления, содержащие дополнительную смысловую нагрузку поучительного характера, нежели четкие указания по конкретным вопросам <6>. Можно также выделить ряд особенностей, характерных для этих документов. Так, многие из них имели название "циркуляра", обращенного к конкретному органу. Некоторые циркулярные указания имели определенный номер, хотя во многих случаях номер на документах отсутствовал; большинство из них существовали в рукописном варианте, либо, если печатный вариант присутствовал, чаще всего он был выполнен на языке коми, причем с использованием букв латинского (молодцовского) алфавита. В последующие 30-е, 40-е годы нормативно-правовые акты Коми Автономной области очень редко будут печататься на коми языке, а от использования молодцовского алфавита откажутся.

<5> Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1998. С. 757.
<6> См.: Циркулярно Обсоберу, Обкомзему, Посевкому, Обпродкому и Всем Райревкомам Коми Области от 14.09.1921 N 1263 // НА РК. Ф. 1, оп. 1, д. 2, л. 32; Циркулярно всем руководителям областных учреждений от 05.12.1921 // НА РК. Ф. 1, оп. 1, д. 2, л. 28.

Часто использовались и такие подзаконные акты, как инструкции. Инструкция, согласно Большому юридическому словарю, это один из видов нормативных правовых актов подзаконного характера, издаваемый министерствами, руководителями других центральных и местных органов государственной власти и управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений Правительства и актов вышестоящих органов государственного управления <7>.

<7> Большой юридический словарь... С. 255.

Очевидно, что Инструкция издается с целью разъяснить и определить порядок применения законодательного акта органами исполнительной власти.

Однако необходимо отметить, что кроме уточнения, разъяснения <8> и определения порядка применения Законодательного акта органами власти, инструкции, издаваемые в Коми Автономной области, вводили в действие декреты. Именно инструкции, будучи подзаконными актами, вводили в действие декреты, акты, имевшие высшую юридическую силу, практически равную в то время конституции. Так, к примеру, Инструкция по проведению в жизнь Декрета от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства" предусмотрела перечень церквей, процедуру изъятия имущества для религиозных обрядов, процесс отделения школы от церкви и детально излагала необходимые действия, направленные на отделение церкви от государства <9>.

<8> Инструкция "О порядке ликвидации уездов". С. 45 // НА РК. ФР-3, оп. 1, д. 1, л. 45.
<9> Инструкция по проведению в жизнь Декрета от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства" // НА РК. ФР-3, оп. 1, д. 8, л. 23.

В правотворческой практике Коми законодателя в рассматриваемый период встречаются также и такие акты, как приказы. Приказ, согласно Большому юридическому словарю, представляет собой акт руководителя органа государственного управления или государственного учреждения, либо распоряжение руководителя, начальника подчиненным <10>. По мнению С.В. Бошно, приказ - это правовой документ, принимаемый правомочным на то должностным лицом в порядке осуществления единоначалия. Приказы имеют внутриорганизационное предназначение, что исключает их нормативный характер... это документ локального характера, использующийся для осуществления власти должностного лица по отношению к зависимым от него в силу трудовых, служебных отношений лицам <11>. Тем не менее практика издания приказов свидетельствует о том, что законодатель Коми придавал приказам нормативный характер, снабжая его такими характеристиками, как широкий круг адресатов и возможность неоднократного применения, таким образом, выводя его за рамки правоприменительного акта. В приказах этого периода наметилась тенденция присутствия большого количества описаний и констатации фактов, нежели конкретных действий.

<10> Большой юридический словарь... С. 547.
<11> Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемы подзаконных актов // Журнал российского права. 2004. N 12 (96). С. 57 - 58.

Таким образом, низкий технико-юридический уровень Коми региональных нормативно-правовых актов в рассматриваемый период объясняется, с одной стороны, недостаточным вниманием законодателя к качеству самих актов, а с другой - небольшим правотворческим опытом.