Мудрый Юрист

История возникновения и развития государственного обвинения в России *

<*> Lukozhev Kh.M. History of foundation and development of state prosecution in Russia.

Лукожев Хусен Манаевич, доцент кафедры уголовного процесса юридического факультета Кубанского государственного университета, кандидат юридических наук.

В статье исследуется история становления института государственного обвинения. Автор отмечает, что только после судебной реформы 1864 г. в России появились государственные обвинители. При этом перераспределение полномочий прокурора в сторону государственного обвинения не лишило деятельность прокурора надзорной сущности.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, прокурор, государственный обвинитель, суд, потерпевший, история.

The article researches the history of development of state accusation. The author says that state prosecutors appeared only after the court reform of 1864 in Russia. The distribution of authorities of the public prosecutor to the state prosecution didn't prevent prosecutor's activity from supervision.

Key words: criminal proceedings, judge, state prosecutor, court, victim, history.

Русский уголовный процесс по Уставу уголовного судопроизводства 1864 г. стоял на началах законности. По всем делам публичного преследования прокурор выполнял функции возбуждения уголовного преследования и государственного обвинения в уголовном процессе на правах стороны. Однако прокурор одновременно наблюдал за законностью процесса в целом, что выражалось в праве лиц прокурорского надзора обжаловать приговоры суда не только в интересах обвинения, но и в интересах обвиняемого.

При отказе от поддержания обвинения прокурор руководствовался исключительно своей совестью и внутренним убеждением. Прокурор не должен был представлять дело в одностороннем виде, извлекая из него только обстоятельства, уличающие подсудимого (ст. ст. 739, 740 УУС).

После убийства 1 марта 1881 г. Александра II его преемник Александр III принял меры к усилению судебной репрессии в отношении революционно настроенных масс; существенно ограничивались полномочия суда присяжных, и, наоборот, расширялась сфера коронного суда. Рескриптом Александра III была учреждена комиссия во главе с генерал-прокурором Н.В. Муравьевым, которая в течение шести лет упорно работала над проектом закона об усилении прокурорского надзора, превращении прокуратуры в сугубо карательный орган.

Эта сторона деятельности прокуроров особо отчетливо проявилась после революции 1905 г. Органы юстиции ответили на революционные выступления рабочих, солдат и матросов, революционно настроенного крестьянства массовыми репрессиями, карательными экспедициями, военно-полевыми судами и политическими убийствами. Военно-полевые суды, которые признавали лишь одну меру наказания - смертную казнь, только с 19 августа 1906 г. по 20 апреля 1907 г. вынесли свыше 1000 смертных приговоров. Военно-окружные суды не отставали от судов военно-полевых в применении репрессий в отношении революционно настроенных масс: за период с 1907 по 1909 г. они осудили на смертную казнь 3196 человек <1>.

<1> Басков В.И. История прокуратуры Российской империи // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1997. N 2. С. 12.

Реакционным, сугубо карательным органом прокуратура России продолжала оставаться вплоть до ликвидации ее вместе с рухнувшим царским самодержавием в 1917 г. Формированию реакционной сущности прокурорского надзора того периода в немалой степени способствовал генерал-прокурор И.Г. Щегловитов. Находясь в указанной должности с апреля 1906 г. по июль 1915 г., он назначал на должности прокуроров людей, настроенных сугубо монархически, в то же время изгонял прокуроров, судей и судебных следователей, мысливших либерально. Особой "монаршей милостью" были отмечены его заслуги в поддержании в Особом присутствии Правительствующего Сената обвинения по делу И. Каляева, совершившего террористический акт против великого князя Сергея Александровича. Как пишет В.И. Басков: "С ведома Щегловитова фальсифицировались уголовные дела в отношении демократически настроенных лиц; он всячески поощрял произвол и насилие в тюрьмах, в судах и местах отбывания каторжных работ" <2>.

<2> Там же. С. 12.

С началом революции в октябре 1917 г. началась новая крупная судебная реформа. В Советском государстве Декретом о Суде N 1 от 24 ноября 1917 г. и Декретом о Суде N 2 был провозглашен слом судебной системы и отказ от уголовного судопроизводства по Судебным уставам и Уставу уголовного судопроизводства 1864 г. До 1922 г. уголовное судопроизводство осуществляли главным образом революционные суды и суды общей юрисдикции, деятельность которых регламентировалась в основном приказами Народного комиссариата юстиции.

Декретом о суде N 1 была упразднена прежняя прокуратура. В первые годы советской власти некоторые прокурорские функции выполняли различные государственные органы. В соответствии с Декретом N 1 в качестве обвинителей могли выступать все непорочные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами. Принцип участия любого гражданина в роли обвинителя или защитника был закреплен и в первой Инструкции "О революционном трибунале" от 19 декабря 1917 г., которая предусматривала создание при трибунале особой коллегии правозаступников, из среды которой революционный трибунал мог пригласить обвинителя для каждого дела.

Декретом СНК от 4 мая 1918 г. "О революционных трибуналах" при каждом трибунале образовывались коллегии обвинителей из трех лиц, избираемых местными советами. На коллегии возлагались обязанности наблюдать за рассмотрением дел, подсудных трибуналам, участвовать в рассмотрении вопроса о предании суду обвиняемых по этим делам, формулировать по ним обвинительные тезисы и поддерживать обвинение в судебном заседании трибунала.

Декретом от 29 (16) мая 1918 г. "О революционном трибунале" при ВЦИК была создана Центральная коллегия обвинителей, избираемая ВЦИК. На нее возлагались функции, выполняемые местными коллегиями обвинителей, а также руководство деятельностью коллегий обвинителей местных революционных трибуналов.

По Положению от 21 октября 1920 г. "О народном суде РСФСР" обвинение в народных судах от имени государства стали поддерживать обвинители, состоявшие при отделах юстиции, назначаемые и отзываемые местными исполнительными комитетами. В Инструкции Наркомюста от 23 ноября 1920 г. "Об организации обвинения и защиты в суде" говорилось: "Обвинители назначаются главным образом по делам... когда важность и сложность дела, а равно спорность собранных в отношении обвиняемого улик требуют всестороннего освещения дела на началах состязательности". В период с 1917 по 1922 г. надзор за законностью осуществлял ряд органов государственной власти и управления: ВЦИК, СНК, народные комиссары юстиции, исполкомы и прочие. Функции обвинения и надзора были разделены. Это был мучительный поиск форм, необходимых для осуществления указанных функций. Наряду с подготовкой Уголовно-процессуального кодекса 1922 г. развернулись многочисленные научные дискуссии. Значительное место в них занимали труды Н.В. Крыленко. Он решительно выступал против начала состязательности "как догмы, унаследованной от буржуазного права", и против формальностей, вытекающих "из принципа состязательности и основных начал буржуазного процесса". В развернувшейся полемике Н.В. Крыленко высказывался за создание прокуратуры, во-первых, как органа государственного обвинения, во-вторых, как органа наблюдения за законностью, как блюстителя закона (око государственной власти), в-третьих, органа свободного и независимого от местных властей <3>.

<3> Еженедельник советской юстиции. 1922. N 3.

Таким образом, концептуально прокуратура задумывалась как институт, сосредоточивший в своих руках обвинительные, надзорные и следственные функции. В целом Н.В. Крыленко можно назвать идеологом государственного обвинения, сторонником "активного участия прокурора в судебном следствии", именно он сконструировал фундамент пролетарской прокуратуры.

25 мая 1922 г. был принят первый УПК РСФСР, который в редакции от 15 февраля 1923 г. действовал вплоть до принятия УПК РСФСР в 1960 г. <4>. Первый УПК регламентировал уголовный процесс смешанного типа, заимствуя ряд положений из Уставов уголовного судопроизводства 1864 г., которые, в свою очередь, были созданы под влиянием французского законодательства.

<4> История отечественного государства и права / Под ред. О.И. Чистякова. Ч. II. М., 1997. С. 238.

Когда в 1922 г. создавалась прокуратура как государственный орган по надзору за точным единообразным соблюдением законности, эта функция прокуратуры прямо увязывалось с поддержанием государственного обвинения в суде. Таким образом, вновь после некоторого перерыва прокуратура приняла на себя выполнение функции государственного обвинения.

В дальнейшем прокуратура сделалась органом тотального надзора за исполнением законов и подзаконных актов всеми структурами в СССР, должностными лицами и даже гражданами. Не только публично-правовые, но и частные отношения в любой момент могли стать предметом прокурорского вмешательства.

С выделением в 1933 г. Прокуратуры СССР из Верховного Суда СССР, а в 1936 г. прокуратур союзных республик из наркомюстов союзных республик сформировалась мощная прокурорская вертикаль, без больших изменений дожившая до наших дней. В этот же период прокуратура из обвинителя в суде превратилась в надзирателя над судом. Прокуратура посредством общего надзора, ставшего приоритетным направлением, была подключена к решению чисто хозяйственных задач, правда, без большого практического результата и активно вмешивалась в гражданское судопроизводство. Естественно, в такой обстановке задачам уголовного преследования уделялось недостаточное внимание. Обвинение в судах поддерживалось менее чем по половине направленных в суд дел.

По окончании Великой Отечественной войны работниками прокуратуры Союза ССР, прокуратур РСФСР, УССР и БССР была проведена огромная по своим масштабам работа по разоблачению немецко-фашистских захватчиков и их пособников, установлению совершенных ими злодеяний на оккупированных территориях СССР. Высококвалифицированные прокуроры и следователи принимали активное участие в судебном процессе над главными военными преступниками, проходившем в Нюрнберге в период с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Главным обвинителем от СССР выступал выдающийся деятель прокуратуры Р.А. Руденко, занимавший в то время пост прокурора Украины, впоследствии, в 1953 г., назначенный генеральным прокурором СССР.

Р.А. Руденко выступал обвинителем и на многих других известных процессах: по делу об убийстве украинского писателя Ярослава Галана, по делу американского летчика-шпиона Гарри Пауэрса и др.

В разное время глубокими аналитиками, вдумчивыми судебными ораторами проявили себя областные прокуроры В.И. Царев, А.И. Викулов и др. Немало талантливых людей трудились во всех звеньях прокурорской системы.

В соответствии с Законом от 30 ноября 1979 г. "О прокуратуре СССР" одним из направлений прокурорского надзора являлся надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах. Указанный нормативный акт более широко формулирует данную функцию прокуратуры. Поддержание обвинения являлось одной из форм осуществления надзора за рассмотрением дел в судах.

В 1960 г. был принят УПК РСФСР, который воплотил многие черты розыскного процесса, о чем свидетельствует отсутствие разделения функции между обвинением и судом. В силу ст. 3 УПК РСФСР следователь, прокурор и суд в равной мере несли обязанность раскрытия преступлений, изобличения и наказания каждого совершившего преступление. Оправдательные приговоры выносились в единичных случаях. Суд имел право возбудить дело по новому обвинению и в отношении новых лиц.

Отдельные изменения, внесенные в последующие годы в УПК, а именно определение прав потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, более точная регламентация доказательств и доказывания, расширение прав обвиняемого при производстве в отдельных стадиях процесса и др., не меняли в целом определяющих подходов к концепции уголовного процесса. УПК РСФСР 1960 г. был построен на прежней идеологической основе.

Официальным началом реформ послужила одобренная высшим законодательным органом страны Концепция судебной реформы РСФСР, ряд положений которой неоднократно подвергались критике известными учеными-юристами <5>.

<5> Бойков А.Д. В дебрях судебно-правовой реформы // Законность. 1993. N 3. С. 8 - 14.

Концепция предусматривает существенное ограничение полномочий прокурора по общему надзору за законностью лишь в орган уголовного преследования, полномочия которого в суде ограничиваются поддержанием государственного обвинения. В результате реализации идей такого рода Закон РФ от 17 января 1992 г. "О прокуратуре РФ" уже существенно ограничивал возможности прокуратуры по проведению проверок исполнения законов в порядке общего надзора; кроме того, были урезаны полномочия прокурора по реагированию на выявленные нарушения. Функции же прокуратуры в суде обозначились как "участие" и применительно к уголовному судопроизводству ограничивались поддержанием государственного обвинения.

Генеральный прокурор Российской Федерации, полагая, что участие прокурора в качестве государственного обвинителя при рассмотрении судом уголовных дел является одной из гарантий законности в правосудии, в своем Приказе N 7 от 11 марта 1992 г. "О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" предлагает подчиненным прокурорам: "Последовательно расширять участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. В условиях судебно-правовой реформы активное участие в рассмотрении дела считать основным средством воздействия на судебную деятельность, постановление справедливого приговора".

Тем не менее участие государственного обвинителя не обеспечивалось по всем уголовным делам. Так, по данным прокуратуры Республики Северная Осетия - Алания, в рассмотренных судами этой республики уголовных делах было поддержано государственное обвинение: в 1996 г. в 66,3% дел; в 1997 г. - 67%; в 1998 г. - 67,3%; в 1999 г. - 68,7%; в 2000 г. - 71,5%; в 2001 г. - 73,5%; что в среднем за шесть лет составляет 69,1% <6>. Хотя эта цифра и повышалась из года в год, но все же среднее количество уголовных дел, рассмотренных без участия прокурора, за эти годы велико - 30,9%. На наш взгляд, нельзя допускать возможность рассмотрения судом уголовных дел, в которых присутствует публичный интерес, без участия прокурора.

<6> Основные показатели организации прокурорского надзора за законностью судебных постановлений по уголовным делам за 1997, 1998, 1999, 2000, 2001 гг. Годовой отчет прокуратуры Республики Северная Осетия - Алания.

22 ноября 2001 г. Государственная Дума РФ приняла новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в котором процессуальный статус прокурора претерпел серьезные изменения. По новому УПК РФ прокурор - это сторона обвинения, должностное лицо, осуществляющее функцию уголовного преследования. При этом обвинение и уголовное преследование толкуются в УПК РФ как тождественные понятия (п. п. 6, 45, 47 ст. 5).

В УПК РФ существенно расширена категория уголовных дел, которые должны рассматриваться судом с обязательным участием государственного обвинителя. Согласно ч. 2 ст. 246 УПК РФ участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.

К поддержанию государственного обвинения в суде еще до введения в действие УПК РФ стали привлекаться все работники прокуратур независимо от участков прокурорской деятельности и занимаемых должностей. Актуальность присутствия в суде продемонстрировал личным примером Генеральный прокурор РФ, который возглавил бригаду государственных обвинителей и выступал 12 декабря 2001 г. с обвинительной речью по обвинению С. Радуева и др. в Верховном суде Республики Дагестан.

Институт государственного обвинителя претерпел качественные изменения, как по объему его процессуальных полномочий, так и по кругу должностных лиц, уполномоченных осуществлять в суде функции государственного обвинителя.

В соответствии с п. 6 ст. 5 и ч. 4 ст. 37 первоначальной редакции УПК РФ обвинение в суде от имени государства могли поддерживать не только должностные лица органов прокуратуры, но также должностное лицо органа дознания и следователь. В период после принятия УПК РФ Федеральными законами от 29 мая 2002 г. N 58-ФЗ и от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ определена новая редакция п. 6 ст. 5 УПК РФ. При сравнительном анализе произошедших изменений видно, что вместо "должностное лицо органа дознания" в уточненной редакции появился "дознаватель".

Проведение судебной реформы продолжается и со вступлением в действие в полном объеме нового УПК РФ. Так, Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ внесены новые поправки в УПК РФ, полностью исключившие возможность участия следователей и дознавателей в качестве государственных обвинителей в суде и установившие обязательность участия государственного обвинителя также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора. Федеральным законом от 30 октября 2009 г. N 244-ФЗ утратила силу ч. 9 ст. 246 УПК РФ, устанавливающая, что пересмотр определения или постановления суда о прекращении уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения допускается лишь при наличии новых или вновь открывшихся обстоятельств в соответствии с главой 49 настоящего Кодекса.

Таким образом, продолжается реформирование и развитие института поддержания государственного обвинения, а правоприменительная практика, возможно, повлечет за собой появление новых проблем государственного обвинения.