Мудрый Юрист

Культурологизация конституционного правотворчества и правоприменения

Сазонникова Е.В., доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, кандидат юридических наук.

Одним из направлений правовой политики России, ее субъектов и муниципальных образований является усиление внимания к разноплановым аспектам культуры, что может быть обозначено как "культурологизация" права. Тенденция культурологизации права в российских источниках правовой науки не выделена отдельно в отличие от иных тенденций (политизации, экономизации и социализации); зачастую внимание к культуре рассматривается как одно из проявлений социализации права <1>.

<1> Золотухина Т.А. Проблемы социализации российского законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 17. С. 21.

Традиция исследований аспектов культуры в современной науке конституционного права инспирирована с позиции социально-гуманитарного науковедения богатством зарубежных и отечественных исследований культуры, с позиции конституционно-правового науковедения - развитием политико-правовых идей о культуре в философии и общей теории науки конституционного права.

Конституционно-правовую науку и культурологию роднит их принадлежность к так называемым "наукам о духе" (по Г. Риккерту, В. Дильтею, В. Виндельбанду и др.). Сочетание юридического и культурологического знания в науке конституционного права способствует расширению ее "аспектного кругозора" <2>, когда познание сосредотачивается на каком-либо одном аспекте как типе информации: в данном случае - информации о культуросфере.

<2> Седых Р.К. Информационный психоанализ. Соционика как метапсихология. Модель "Ю" // Электронная библиотека "Полка букиниста". URL: http://society.polbu.ru.

Особую значимость для понимания культурологизации конституционного права имеет Декларация прав культуры <3> (1995 г.), которая до сих пор не является предметом пристального внимания конституционалистов, не представляется в курсе конституционного права высших учебных заведений. Основная причина такого положения видится в том, что Декларация прав культуры не является нормативным правовым актом.

<3> В 1995 г. в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов Д.С. Лихачев представил проект Декларации прав культуры. В Декларации впервые сформулирован новый подход к определению роли культуры в жизни общества: культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов, малых этносов, так и государств. Декларация прав культуры была принята на учредительном съезде Конгресса интеллигенции Российской Федерации (Москва, 10 - 11 декабря 1997 г.).

Культурологизация как тенденция может быть выделена применительно к разным конституционно-правовым явлениям. В обоснование данной тенденции в конституционном правотворчестве и правоприменении приведены следующие аргументы.

  1. Закрепление в конституционно-правовом научном и практическом дискурсе культурологического понятийно-категориального аппарата: "конституционная культура", "культурный плюрализм", "мульти-культурализм", "единство культурного пространства", "культурное наследие", "культура малочисленных народов" и пр.

Даже само слово "правотворчество" появилось в силу распространения в праве культурцентристской парадигмы, поскольку творчество является движущей силой культуры, механизмом ее динамики.

  1. Фиксация в системе принципов конституционного правотворчества <4> принципа учета культурных аспектов.
<4> Шамаров В.М. Принципы правотворчества: классификация и содержание // Вестник Екатерининского института. 2009. N 2. С. 22 - 24.

Несмотря на то что этот принцип правотворчества до сих пор четко не был озвучен в российских источниках науки конституционного права, практически он уже нашел свое воплощение во внимании к культуросфере при разработке конституционно-правовых актов. Например, согласно ч. 2 ст. 3 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" <5> при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны учитываться сложившиеся культурные связи субъектов Российской Федерации.

<5> Собрание законодательства РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4916.
  1. Существование особых технологий, акцентирующихся на функционировании культуросферы, например экспертиза на предмет учета культурных аспектов в программах развития (предусмотрена ст. 7 Основ законодательства Российской Федерации о культуре <6>), консультативные советы по вопросам политики в сфере культуры при органах власти всех уровней.
<6> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
  1. Наличие среди дел, рассматриваемых в порядке конституционного судопроизводства, особой категории дел о культуросфере.

Количество дел о конституционности законов, регулирующих культуросферу, сравнительно невелико (в частности, проверялась конституционность статей Федеральных законов "О национально-культурной автономии", "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации").

  1. Создание некоммерческих организаций, объединяющих граждан по признаку культурных интересов. Объединение на культурной основе, по данным Общественной палаты РФ, составляет 27% всех НКО в России <7>.
<7> Ежегодный доклад Общественной палаты РФ о состоянии гражданского общества в РФ. URL: http:// www.oprf.ru/ ru/ documents/ 986.

Деятельность некоммерческих организаций, значимая в конституционно-правовом плане, выражается в организации и поддержке народной правотворческой инициативы, в обращениях, в работе совещательных и консультативных органов, в участии в публичных слушаниях, в рабочих группах по подготовке проектов нормативных актов, в реализации мероприятий целевых программ, в социально-культурном заказе.

  1. Специфические методы реализации государственной и муниципальной культурной политики.

6.1. Метод национальных проектов.

Сегодня в области культуры федеральный национальный проект не реализуется, однако необходимость такого национального проекта в общем не вызывает сомнений <8>.

<8> Шевелев И. Между культурными революциями. Беседа с руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Е. Швыдким // Российская газета. 2006. 9 февраля.

6.2 Метод формирования культурных кластеров (кластеры в культурной политике).

Кластер (от англ. "cluster" - скопление, концентрация) - понятие, используемое в разных науках, но вне зависимости от сферы применения общим для кластера является понимание его как группы объектов, выделяемых из большой совокупности по тому или иному общему для групп признаку <9>.

<9> Соснина Т.Н. Терминологический статус понятия "кластер": многофункциональность, специфика экономического варианта прочтения // Вестник Института печати СГАУ. Серия "Гуманитарные науки". Самара, 2009. Вып. 1. С. 101 - 112.

Культурные кластеры - относительно новый теоретический конструкт, объединяющий в известных теоретических разработках два разных ракурса <10>:

<10> Личутин А.В. Тезисы о культурных кластерах // Экология культуры. 2008. N 2 (45). С. 16 - 20.

Формирование "культурных кластеров" способствует экономическому развитию территории, повышению ее туристической и инвестиционной привлекательности. В реальности роль культурных кластеров в России в крупных городах зачастую выполняют торгово-развлекательные комплексы (совмещающие одновременно магазины крупных розничных сетей, кинотеатры, детские площадки, дискотеки), а в небольших городах и селах - учреждения клубного типа.

6.3 Метод поощрения "творческих индустрий".

Концепция "творческих индустрий" возникла в Великобритании. Творческая индустрия - это "...деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности": реклама, архитектура, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, производство кино- и видеопродукции, программирование, в т. ч. создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр, музыка, исполнительские искусства, издательское дело, теле-, радио- и интернет-вещание <11>.

<11> Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России // Отечественные записки. 2005. N 4 (25). URL: http://www.frip.ru.

Творческие индустрии, компактно размещенные в какой-либо части населенного пункта, не новая практика для России: практически в каждом городе есть места, где обосновались букинисты или свободные художники. Другое дело, что вопрос размещения работников творческой индустрии не позиционируется как важный вопрос жизнедеятельности территории, инициатива поддержания этой индустрии исходит, как правило, от самих участников творческой индустрии, а не от публичной власти.

Таким образом, тенденция культурологизации в конституционном правотворчестве и правоприменении носит достаточно выраженный характер, соответствует современному движению роста культурных исследований в общественных науках и компетентностному подходу в юридическом образовании, а обнаружение ее многообразных проявлений способствует углублению знаний об интердисциплинарных связях конституционного права с культурологией.