Мудрый Юрист

Право собственности в области культуры в Российской Федерации

Каратаева Л.А., генеральный директор ООО "ЮрГарант", старший преподаватель кафедры юридических и отраслевых дисциплин ИПССО ГОУ ВПО МГПУ, соискатель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

В советской публицистике сама идея культурных прав и свобод человека не стояла на первом месте при упоминании в различных общественных науках. Права человека находились в тени коллективных интересов.

В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (ст. 8 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями от 08.05.2010)).

Нормы данной статьи согласуются с положениями международных конвенций и договоров в области прав человека, а именно:

  1. ст. 2 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948, где установлено, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Статья 27 декларации наделяет каждого человека правом свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами;
  2. ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966;
  3. ст. ст. 2 - 4 Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, от 18.12.1992. В этих статьях указано, что лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, имеют право пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или дискриминации, в какой бы то ни было форме;
  4. ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, согласно которой пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам;
  5. ст. 2 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989. В ней указано, что государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств;
  6. ст. 4 Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств от 01.02.1995. В соответствии с этой статьей стороны обязуются гарантировать любым лицам, принадлежащим к национальным меньшинствам, право на равенство перед законом и на равную защиту со стороны закона. В связи с этим любая дискриминация, основанная на принадлежности к национальному меньшинству, запрещается;
  7. ст. 7 Европейской хартии о региональных языках и языках меньшинств от 05.11.1992, согласно которой участники обязуются устранить, если они этого еще не сделали, любые неоправданные различия, исключения, ограничения или преференции, относящиеся к использованию регионального языка или языка меньшинства и имеющие целью сдержать либо поставить под угрозу его сохранение или развитие. Принятие специальных мер в отношении региональных языков или языков меньшинств в целях содействия достижению равноправия между лицами, пользующимися этими языками, и остальным населением, или в которых должным образом учтены их особенности, не рассматривается в качестве деятельности, направленной на дискриминацию в отношении лиц, пользующихся более распространенными языками.

В настоящее же время согласно ст. 9 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями от 08.05.2010) права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этно-конфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений.

Права и свободы человека и гражданина, в т.ч. и в сфере культуры, являются непосредственно действующими. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина проявляется также в уведомительном принципе их реализации, что для их признания нет необходимости принимать специальные законы и подзаконные акты. Вместе с тем для надлежащей реализации прав и свобод требуется дополнительная нормативно-правовая регламентация в целях установления более полной и конкретной системы их гарантий. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина проявляется также в уведомительном принципе их реализации, дополнительного разрешения государственных органов для этого не требуется <1>.

<1> Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Коллектив авторов / Под ред. О.Е. Кутафина. М.: ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003.

Законодательно установленные государством и взятые в единстве права, свободы и интересы личности составляют ее правовой статус.

Права личности в структуре правового статуса - это формально определенные, юридически гарантированные возможности пользоваться социальными благами, официальная мера возможного поведения человека в государственно-организованном обществе. В связи с этим понятие прав человека неразрывно связано с правовым статусом.

На фоне существования различных правовых школ, учитывая этапы становления и развития института прав и свобод человека и гражданина, сложились различные подходы к их классификации и систематизации. Наиболее распространенным представляется разделение их на четыре группы прав: личные, политические, социально-экономические и культурные.

Однако нельзя не согласиться, что грань между этими группами условна. Более того, некоторые права и свободы могут быть отнесены к двум и более группам <2>. Такая ситуация сложилась в результате отсутствия единой системы культурных прав, которые не реализуются в полной мере в Российской Федерации. В связи с этим возникают проблемы по формированию системы культурных прав и свобод, что приведет к проблемам правового регулирования в данной сфере.

<2> Экштайн К. Основные права и свободы по российской Конституции и Европейской конвенции // Государство и право. 2005. N 3. С. 121 - 123.

Так, к группе экономических прав относится право собственности - право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом (ч. 1 ст. 209 ГК РФ).

Закрепленное в ГК РФ понятие права собственности достаточно объемно и закрепляет право собственности в отношении различных объектов (вещей в гражданском праве). Затрагивая область культуры, следует отметить определенные особенности данной сферы. Так и право собственности в области культуры не может быть тождественным праву собственности вообще. Следовательно, право собственности в области культуры относится к культурным правам - самостоятельной группе прав.

Статья 14 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями и дополнениями от 08.05.2010) закрепляет за каждым человеком право собственности в области культуры. Право собственности состоит из права владения, пользования и распоряжения объектом собственности.

Владение - это фактическое обладание вещью, представляет собой совокупность действий лица, направленных на удержание и управление этой вещью.

Пользование определяется как извлечение из имущества его полезных свойств.

Распоряжение - возможность определять судьбу вещи путем совершения юридических действий.

В соответствии с вышеизложенным право собственности в области культуры распространяется на имеющие историко-культурное значение:

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данного объекта культурного наследия. При этом при государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия либо выявленного объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия либо выявленного объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.

Однако это право не абсолютно, т.к. объекты собственности имеют соответствующий статус. Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируются законодательством Российской Федерации. Такой порядок содержится в следующих нормативных правовых актах: Гражданском кодексе Российской Федерации; Федеральном законе от 15.04.1998 N 64-ФЗ "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации"; Федеральном законе от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"; Федеральном законе от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации"; Федеральном законе от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; в иных законах.

Основанием для отнесения права собственности в области культуры именно к категории культурных прав послужило следующее.

При обосновании обособленности и самостоятельности культурных прав и свобод следует учитывать их специфику, в связи с тем что они касаются особой группы общественных отношений, а именно духовно-культурной области человеческой деятельности <3>.

<3> Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004.

Вопрос теории государства и права заключается в том, чтобы определить тот законодательный акт, в котором будут содержаться нормы, закрепляющие определенные правила поведения. Одним из важнейших направлений теории государства и права является определение места культурных прав и свобод в системе прав и свобод человека в Российской Федерации, четкая систематизация культурных прав. Считаем это необходимым для фактической реализации указанных прав в условиях, созданных государством. Следует отметить, что рассматриваемые вопросы лежат в плоскости именно теории государства и права, поскольку конституционное право регулирует общественные отношения по соблюдению конституционных прав и свобод.

Возвращаясь к праву собственности в области культуры, следует сказать, что это право имеет различия не только по предмету, не является абсолютным и, следовательно, не является тождественным праву собственности вообще и является поэтому самостоятельным правом, которое в совокупности с другими формирует на сегодняшний день систему культурных прав и свобод человека в Российской Федерации.

В связи с такими особенностями культурной сферы совершенно ясно, что права и свободы требуют особого правового регулирования. Специальные нормативно-правовые акты уже были перечислены выше.

При описанных выше условиях считаем бесспорным отнесение права собственности в области культуры именно к самостоятельной группе культурных прав и свобод в Российской Федерации.