Мудрый Юрист

Правоинтерпретационная политика в сфере местного самоуправления: муниципально-правовой уровень *

<*> Korsakova S.V. Law-interpretation policy in local government: municipal and legal level.

Корсакова Светлана Владимировна, доцент Ростовского филиала Российской академии правосудия, докторант Саратовской государственной академии права, кандидат юридических наук.

Статья посвящена вопросам формирования и осуществления правоинтерпретационной политики в сфере местного самоуправления на уровне муниципальных образований. Автором отмечается, что формирование и развитие института толкования муниципальных правовых актов, повышение эффективности правоинтерпретационной деятельности уполномоченных органов местного самоуправления и их должностных лиц являются приоритетными задачами современной муниципально-правовой политики в целом.

Ключевые слова: правовая политика; муниципально-правовая политика; правоинтерпретационная деятельность.

The article is dedicated to the formation and implementation of law-interpretation policy in local self-government in the level of local formations. It is noted by the author that the formation and development of the institution of interpretation of municipal and legal acts, the improvement of the efficiency of law-interpretation activity of the authorized organs of local self-government together with their officials are the priorities of modern municipal legal policy in general.

Key words: legal policy; municipal and legal policy; law-interpretation activity.

Правоинтерпретационная политика в сфере местного самоуправления, являясь особой формой муниципально-правовой политики, представляет собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных и негосударственных структур, направленную на определение стратегии и тактики толкования муниципально-правовых норм, на создание необходимых условий для эффективной интерпретации правовых предписаний.

В условиях становления и развития правоинтерпретационной формы муниципально-правовой политики в Российской Федерации самостоятельное значение имеет проблема определения стратегии и тактики деятельности компетентных органов местного самоуправления по уяснению и юридическому разъяснению муниципальных правовых актов.

В самом общем виде толкование муниципальных правовых норм можно определить как деятельность, направленную на установление содержания юридических норм в целях их наиболее правильного, единообразного и эффективного применения. Кроме того, без толкования невозможна разработка новых муниципально-правовых норм, поскольку "в развитой правовой системе муниципального образования большинство издаваемых норм так или иначе связано с уже существующими правовыми положениями" <1>. Системное толкование муниципальных правовых актов способствует также упорядочению связей между ними.

<1> Васильев М.А. Вопросы реализации актов местного самоуправления. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. С. 44.

Интерпретационная деятельность органов местного самоуправления представляет собой одну из основных правовых форм муниципальной деятельности, а в отдельных ее компонентах она выступает как правоприменительная деятельность, в том числе при применении органами местного самоуправления норм права к конкретной жизненной ситуации. Как отмечают авторы монографии "Системное толкование норм права", "процесс юридической оценки всей совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения данного случая с нормой права основывается на сопоставлении ряда норм и выборе из них наиболее подходящей для данного случая. Здесь же происходит и уяснение смысла, заложенного субъектом правотворчества в норме права" <2>. Следует заметить, что в этом случае интерпретационная деятельность органов местного самоуправления играет важную роль в обеспечении законности и обоснованности выносимого муниципального акта применения права.

<2> Толстик В.А., Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010. С. 125.

Кроме того, на уровне муниципального образования осуществляется официальное толкование муниципальных правовых актов или их отдельных норм органами, издающими эти акты, в той же форме, в которой приняты толкуемые акты. Официальное толкование нормативных правовых актов муниципального образования производится в случае обнаружения неясностей в содержании нормативного правового акта муниципального образования, неправильной или противоречивой практики его применения. Запросы о толковании муниципальных нормативных правовых актов могут направлять субъекты правотворческой инициативы. Порядок официального толкования муниципального нормативного правового акта определяется уставом муниципального образования или правовым актом, принимаемым представительным органом местного самоуправления <3>.

<3> См., например: Положение о муниципальных правовых актах города Челябинска. Утверждено решением Челябинской городской Думы от 30 июня 2009 г. N 4/3 "Об утверждении Положения о муниципальных правовых актах города Челябинска" // Официальный сайт Челябинской городской Думы. URL: http://www.chelduma.ru/pages/48/3076; Положение о муниципальных правовых актах Инсарского муниципального района Республики Мордовия. Утверждено решением Совета депутатов Инсарского муниципального района от 14 февраля 2011 г. N 13 "Об утверждении Положения о правовых актах Инсарского муниципального района Республики Мордовия" // Официальный сайт администрации Инсарского муниципального района. URL: http://insar.moris.ru/doc_335.html и др.

Институционализация правоинтерпретационной политики в муниципальных образованиях позволит повысить эффективность складывающейся муниципальной интерпретационной практики <4>, в том числе путем определения технологии соответствующей деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Технологию юридического толкования обоснованно выделяют в качестве важнейшего компонента правоинтерпретационной практики, поскольку, по нашему глубокому убеждению, она во многом определяет суть рассматриваемого правового явления. Я.С. Вольфовская определяет технологию юридического толкования как основанную на определенных принципах, прогнозах и планах стратегию, систему мыслительных и внешне актуализированных действий и операций, связанную с вынесением и оформлением праворазъяснительных решений, в ходе которой оптимально используются необходимые ресурсы (материальные, трудовые и т.п.), общесоциальные и специально-юридические средства (техника), приемы, способы, методы и правила (тактика), процессуальные формы и соответствующие виды контроля за субъектами интерпретационной практики <5>.

<4> Под правоинтерпретационной практикой принято понимать не только деятельность компетентных субъектов по уяснению и юридическому разъяснению правовых норм, а также накопленный опыт, которые обеспечивают ясность и четкость, максимальную определенность и доступность разнообразных правовых явлений, процессов и состояний. См.: Карташов В.Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 4: Интерпретационная юридическая практика. Ярославль, 1998. С. 10; Вольфовская Я.С. Объекты юридического толкования (проблемы теории и практики): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2007. С. 12.
<5> См.: Вольфовская Я.С. Указ. соч. С. 15.

Интерпретационная политика в муниципальных образованиях охватывает все основные компоненты юридической технологии толкования норм права, которыми являются:

  1. компетентные органы, физические и должностные лица, т.е. конкретные люди, обладающие соответствующими знаниями, способностями, установками, взглядами, умениями, навыками, мастерством и т.п. в сфере юридического толкования;
  2. объекты и предметы, подлежащие уяснению и разъяснению;
  3. система общесоциальных, технических и специально-юридических средств правовой интерпретации (техника толкования);
  4. совокупность приемов, способов и методов оптимального использования указанных выше средств (тактика толкования);
  5. принципы, планы и прогнозы субъектов интерпретационной деятельности (стратегия толкования);
  6. интерпретационные действия и операции;
  7. процессуальные формы этой деятельности (праворазъяснительные стадии, производства и режимы);
  8. показатели, характеризующие качество официального юридического толкования и его результатов;
  9. параметры эффективности интерпретационной деятельности;
  10. ресурсообеспеченность юридического толкования (финансовые, трудовые и иные затраты);
  11. соответствующие виды контроля и надзора за законностью, качеством и эффективностью праворазъяснительных действий и операций субъектов, выносимых решений и актов, их оформлением и т.д. <6>.
<6> См.: Карташов В.Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология: к вопросу о соотношении // Проблемы юридической техники: Сб. статей / Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2000. С. 22.

Одна из форм проявления муниципальной правоинтерпретационной политики - издание интерпретационных муниципальных правовых актов, которые являются официальными юридическими документами, изданными уполномоченными органами (должностными лицами) местного самоуправления и направленными на установление действительного смысла и содержания муниципальных правовых актов и (или) содержащихся в них норм.

Серьезным упущением в правоинтерпретационной работе муниципальных органов является отсутствие нормативно закрепленных понятия и признаков муниципального правоинтерпретационного акта, а также механизмов и организационных технологий деятельности уполномоченных субъектов по разъяснению смысла интерпретируемых норм. Очевидно, что формирование и развитие института толкования муниципальных правовых актов, повышение эффективности правоинтерпретационной деятельности уполномоченных органов местного самоуправления и их должностных лиц являются приоритетными задачами современной муниципально-правовой политики в целом.