Мудрый Юрист

Порядок разрешения инвестиционных споров в арбитражных судах азербайджанской республики, исламской республики Иран и турецкой республики (сравнительно-правовой анализ) * мухаммед амин рзазаде абдулла оглы

<*> Mukhammed Amin Rzazade Abdulla ogly. Procedure of resolution of investment disputes in Arbitrazh courts of the republic of Azerbaijan, Islamic Republic of Iran and the Republic of Turkey (comparative-law analysis).

Мухаммед Амин Рзазаде Абдулла оглы, аспирант юридического факультета Бакинского государственного университета.

Статья посвящена компаративистскому анализу особенностей рассмотрения и разрешения инвестиционных споров во внутренних и международных арбитражных судах Азербайджана, Ирана и Турции. В статье обосновывается необходимость совершенствования законодательства этих стран для более полноценного и справедливого разрешения инвестиционных споров во внутренних и международных арбитражных судах, которое обеспечит объективное, беспристрастное, справедливое рассмотрение дел и создаст более плодородную почву для инвестирования.

Ключевые слова: инвестиционный спор, арбитражный суд, сравнительно-правовой анализ.

Article is devoted to comparative analysis of the characteristics of the review and Screen resolutions ivestitsionnyh disputes in both domestic and international arbitration courts in Azerbaijan, Iran and Turkey. The article substantiates the need to improve their legislation for a full and fair resolution of investment disputes in both domestic and international arbitration courts, which will provide objective, impartial, fair treatment and create a more fertile ground for investment.

Key words: investment dispute, the arbitral tribunal, comparative legal analysis.

Введение в проблему. Юридические и экономические связи, а также общие интересы соседних стран и стран мира в целом, с одной стороны, и необходимость обеспечения правовой безопасности инвесторов в странах, с другой стороны, требуют того, чтобы тема иностранной инвестиции, как один из важных факторов, была прозрачно отражена и проявлена в законодательствах стран. Общее геополитическое положение, экономические и общественные связи, соседство, общность культур и традиций Азербайджана, Ирана и Турции и низкий инвестиционный расход в этих странах делает необходимым исследование этой темы. Эта тема важна еще и потому, что граждане этих стран при вложении инвестиций прежде всего выбирают друг друга.

Необходимо сравнение решения споров в общих судах и в арбитражах между государством и физическими и юридическими лицами. Инвесторы стран мира и этих трех государств, ознакомившись с этими правилами, не опасаясь, могут осуществлять экономическую деятельность. В этом вступлении необходимо отметить то, что инвестиционные споры во многих странах мира, наряду государственными судами, по договоренности сторон рассматриваются и решаются в арбитражных судах.

Решение споров с участием иностранцев в арбитражных судах других стран хорошо тем, что арбитр - частный судья может быть гражданином государства, которому принадлежит одна из сторон, или иного государства. Во внутренних судах судья - согражданин противоположной стороны. Некоторые ученые отмечают, что в истории арбитражные суды возникли во времена перехода от личной мести к с государственным судам. И в некоторые периоды в арбитражные суды обращались из-за того, что не было судов, которые бы могли решить эти споры. Конечно, спорно то, что государственные суды создались из арбитражных судов. Но бесспорно то, что во многих случаях арбитражные суды устраняли недостатки государственных судов, которые не могли или не умели решать споры <1>.

<1> См.: Сафи Сейид Гусейн. Международное право и международный арбитраж. Тегеран: Мизан, 1996.

В последнее время страны, не сопротивляясь международному законодательству, считаются с ним и ставят его выше национального. И сегодня, принимая теорию "относительной власти", придерживаются того принципа, что государство не может закрывать глаза на международное законодательство <2>.

<2> См.: Гамбари Джехруми Маммадджафар. Международное экономическое право. Тегеран: Шехид Бехишти, 2006.

Иностранным инвесторам создается много проблем во внутренних судах. Инвесторы и субъекты международной торговли, которые хотят окончательного, быстрого, объективного и пр. рассмотрения их исков и использования арбитражных привилегий, желают решения споров в своих общественных и экономических отношениях в выбранных ими арбитражах. Арбитраж дает возможность: лицам создать отношения по собственной воле и решать споры по выбранным ими законам и с судьей (арбитром); затратить меньше труда, свободно выбирая гражданские процессуальные и другие правила, определенные законом и арбитражами; выбирать доверенных и беспристрастных арбитров или частных судьей из своих или других стран; ввиду того что в государственных судах дела рассматриваются открыто, иметь пользу от неразглашения тайн; предотвратить затягивание и рассмотрение дел в судах, как в государственных судах высшей инстанции; уменьшить судебные расходы, так как в государственных судах процессуальные расходы больше; выбирать арбитров-специалистов, так как в государственных судах судьи выносят решения при посредничестве специалистов; воспользоваться пластичностью процесса принятия арбитражного решения и его исполнения; пользоваться преимуществом над другими частными делами, обращаясь к арбитру или частному судье; уменьшить нагрузку государственных судов и в связи с этим обеспечить принятие государственными судьями с еще большим вниманием и качеством законных и справедливых решений.

История развития и современное состояние законодательства

Азербайджан. Прежде всего с сожалением должен отметить, что в Азербайджанской Республике после приобретения ею государственной независимости одним из ранее принятых законов был Закон от 25 февраля 1992 г. N 76 "Об арбитражном суде Азербайджанской Республики", который позже утратил силу. А также в судебной системе имел место Верховный Арбитражный Суд Азербайджанской Республики, который позже, можно сказать, был упразднен.

Решение инвестиционных споров предусматривается в статье 42 ("Рассмотрение споров") Закона Азербайджанской Республики от 15 января 1992 г. N 57 "О защите иностранной инвестиции". В статье говорится: "Споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями с государственными органами, предприятиями Азербайджанской Республики, общественными организациями и другими юридическими лицами, споры между участниками предприятия с иностранными инвестициями, а также споры между участниками предприятий с иностранными инвестициями и самим таким предприятием подлежат рассмотрению в судах либо по договоренности сторон - в порядке третейского разбирательства, в том числе за границей". Статья 12 того же Закона в первичной редакции предусматривала разрешение споров по обеспечению выплаты компенсации и возмещению убытков, о сроках и порядке их выплаты в пределах своих полномочий в Верховном Арбитражном Суде Азербайджанской Республики, Верховном Суде Азербайджанской Республики, а также в арбитражном суде по договоренности сторон или в случаях, предусмотренных международным соглашением Азербайджанской Республики. Но позже Законом N 190-IIQD от 5 октября 2001 г. из текста этой статьи слова "в пределах своих полномочий в Верховном Арбитражном Суде Азербайджанской Республики, Верховном Суде Азербайджанской Республики, а также в арбитражном суде" были заменены словами "в судах", и этим в законодательстве было окончательно определена юрисдикция судов, разрешающих инвестиционные споры.

В 12-й части Переходных положений Конституции Азербайджанской Республики, принятой общенародным голосованием (референдумом) 12 ноября 1995 г., говорится: "Верховный Арбитражный Суд Азербайджанской Республики со дня вступления в силу настоящей Конституции именуется Экономическим судом Азербайджанской Республики и осуществляет полномочия, определенные действующим законодательством. В статье 42 принятого позже Закона Азербайджанской Республики от 10 июня 1997 г. N 310-IQ "О судах и судьях" отмечается: "Административно-экономический суд рассматривает в пределах полномочий, определенных законом, дела по административным и экономическим спорам как суд первой инстанции. Административно-экономический суд анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, определенные ему законодательством Азербайджанской Республики". Согласно частям первой и второй статьи 94 того же Закона: "В соответствии с частью 9 статьи 109 Конституции Азербайджанской Республики судьи судов Азербайджанской Республики назначаются Президентом Азербайджанской Республики. В соответствии с частью 9 статьи 109 и частью 10 статьи 95 Конституции Азербайджанской Республики судьи Верховного Суда и Административно-экономического Суда назначаются на должность Милли Меджлисом (Национальное Собрание) Азербайджанской Республики по представлению Президента Азербайджанской Республики.

При выборе кандидатов на должность судей судов Нахчыванской Автономной Республики участвует Председатель Али меджлиса Нахчыванской Автономной Республики. Назначение председателей, заместителей председателей и председателей судебных коллегий судов Азербайджанской Республики решается в соответствии с частью 32 статьи 109 Конституции Азербайджанской Республики".

Наконец, 18 ноября 1999 г. принят Закон N 757-IQ Азербайджанской Республики "О международном арбитраже". Обобщая вышеперечисленное, можно сказать, что, таким образом, в Азербайджанской Республике была определена и создана правовая основа юрисдикции и полномочий судов, рассматривающих и разрешающих дела по экономическим, в том числе инвестиционным, спорам.

Иран. Согласно действующему законодательству Исламской Республики Иран стороны обращаются в арбитражные суды в случаях: когда одна из сторон - гражданин Ирана, а другая - иностранец <3>; обе стороны - граждане Ирана <4>; государственные суды пересылают дело в арбитражные суды; стороны с самого начала выбирают арбитражный суд; или по договоренности отказываются от общих судов. Во всех случаях решения арбитражных судов имеют равную силу с решением государственных судов и исполняются по их распоряжению безотлагательно.

<3> Закон международного торгового арбитража. 1997 г.
<4> Закон гражданского процесса. 2000 г.

В статье 6 "Рассмотрение споров" Закона Исламской Республики Иран от 2002 г. "О поощрении и защите иностранной инвестиции" определено: "В случае невозможности решения инвестиционных споров путем переговоров, регулирующихся настоящим Законом, исключая другие обстоятельства, определенные двусторонними договорами, заключенными между странами инвестора и государства, будут рассматриваться во внутренних судах". Надо отметить, что Иран заключил более 60 двусторонних соглашений, и в большинстве из них система разрешения инвестиционных споров осуществляется арбитражами. Можно сказать, что большинство дел в Иране рассматриваются и разрешаются в арбитражных судах, а малая часть в государственных судах.

Согласно статье 139 Конституции Исламской Республики Иран в рассматриваемых делах, когда одна сторона - государство, для обращения его в арбитражный суд требуется принятие закона Исламским Национальным Советом Исламской Республики Иран, разрешающего это. Исламский Совет Национального Собрания Исламской Республики Иран, надзирающий над законами, оберегающий их, сколько бы ни истолковывал, все же эта статья остается барьером для иностранных инвесторов. Для развития иностранной инвестиции необходимо изменить эту статью.

Турция. В Турции в сфере иностранных инвестиций есть ряд законов. Здесь мы поговорим о трех основных из них.

Первый - Закон привлечения и поощрения иностранной инвестиции N 5821 от 1951 г.; второй - Закон о поощрении иностранной инвестиции N 6224 от 1954 г.; третий - Закон прямой иностранной инвестиции N 4875 от 2003 г. Этот закон принят с целью уменьшения вмешательства государства на пути экономических реформ. Из главных особенностей этого Закона можем выделить следующие критерии: создает условия для свободной инвестиции, устраняя ограничения на количество инвестиций, административный и законодательный надзор; усиливает обеспечение иностранной инвестиции; применение национального режима (пользование иностранцами равными правами, льготами и привилегиями наряду с гражданами страны); дает понятие инвестора и прямого международного инвестора согласно международным стандартам; дает возможность обращения в арбитраж для разрешения споров.

Согласно статье 3 этого Закона для разрешения споров инвесторов по договорам международного частного права и по договорам монополий, связанных общественными услугами, по договорам привилегий, споров Турции с иностранными инвесторами стороны могут обратиться в местные и международные арбитражи. Также по договоренности, выполняя требования Конвенции и соответствующие правила, стороны могут пользоваться и другими возможностями разрешения споров <5>.

<5> См.: Гаджи Новрузи Шима. Торговые и инвестиционные взгляды Турции. Андика, 2010 (сайт посольства Турции в Лондоне - www.turkisheconomi.org.uk).

Сравнение системы разрешения инвестиционных споров в этих странах

Азербайджан. Как было отмечено, в законодательстве Азербайджанской Республики когда-то существовала правовая основа для рассмотрения и разрешения экономических споров в Высшем Арбитражном и Международном Арбитражном Судах, так как раньше в судебной системе Азербайджанской Республики был Высший Арбитражный Суд. Позже он был переименован в Экономический и, наконец, Административно-экономический суд. Нельзя считать это лишь изменением названия, изменилась и сущность этих судов. Как отмечалось, из-за того что судьи экономических судов, как и остальных, назначаются государством, на территории Азербайджанской Республики экономические споры, которые по договоренности сторон могли бы разрешиться в арбитражных судах, рассматриваются в государственных.

Иран. В Законе Исламской Республики Иран "О поощрении и защите иностранной инвестиции" от 2002 г. определено: "Если двусторонними договорами иное не определено, дела по инвестиционным спорам рассматриваются во внутренних судах". Иран заключил более 60 двусторонних договоров, в большинстве которых есть положения, определяющие рассмотрение и разрешение споров в арбитражах по договоренности сторон. Закон "О международном торговом арбитраже" определяет отправление дел по инвестиционным спорам в арбитражи. Закон "О международном торговом арбитраже" тоже предусматривает отправление дел по инвестиционным спорам в арбитражи. Статьи 454 - 501 Закона гражданского процесса определяют отправление внутренних экономических и инвестиционных споров в арбитражи. Основываясь на всем этом, можно сказать, что в Иране споры, связанные с иностранными инвестициями, как и споры, связанные с внутренними инвестициями, можно разрешить в арбитражах.

Турция. В Турции согласно Закону прямой иностранной инвестиции N 4875 от 2003 г. решение инвестиционных споров в арбитражных судах по договоренности сторон бывает возможным при соблюдении конвенций и соответствующих правил. Кроме того, в большинстве двусторонних договоров в Турции допускается отправление инвестиционных споров в арбитражные суды. Исходя из этого, можно сказать, что в Турции возможно разрешение инвестиционных споров во внутренних и арбитражных судах. Только непонятно, какие условия и порядок, отраженные в статье 3, должен учесть и соблюдать иностранный инвестор. И это является барьером для иностранной инвестиции в законодательстве Турции.

Согласно законодательствам трех этих стран в настоящее время только в Турции и Иране инвестиционные и экономические споры, помимо внутренних судов, можно решить в арбитражных судах. В связи с переименованием Высшего Арбитражного Суда в Экономический, а затем в Административно-экономический суд в настоящее время в Азербайджанской Республике нет арбитражного суда. И сейчас нет возможности разрешения этих споров в арбитражах. Но рассмотрение и разрешение инвестиционных и экономических споров, возникших в Азербайджанской Республике, возможно только в международных арбитражных судах. Итак, можно сказать, что в случае, когда одна сторона - гражданин Азербайджанской Республики, спор может быть разрешен по принуждении только в международных арбитражах. В связи с тем что при разрешении экономических споров в Азербайджанской Республике судья назначается государством, иностранный гражданин может не захотеть рассмотрения дела в этих судах.

И в Иране статья 139 Конституции, когда одна сторона - государство, обусловливает отправление споров в арбитражные суды разрешением Исламского Совета Собрания, для иностранного инвестора эта статья является барьером и должна измениться соответствующим механизмом.

В Турции тоже большинство двусторонних международных договоров разрешает отправление инвестиционных споров в арбитражные суды. Но должны быть ясны условия, которые должен соблюдать иностранный инвестор. Этот правовой барьер и неясность должны устраниться.

Во всяком случае, в настоящее время среди стран мира, особенно среди развитых и развивающихся, найдется мало государств, законодательство которых не предусматривает рассмотрение внутренних и международных инвестиционных споров во внутренних и международных арбитражных судах, и стороны не выбирали бы закон, частного судью или арбитра по своему усмотрению. Считаем, что в странах, о которых шла речь, как и в других развитых странах, должны создаваться такие условия, которые бы делали возможным рассмотрение и разрешение инвестиционных споров в арбитражных судах. В противном случае такая ситуация в этих странах может считаться правовым барьером для вложения инвестиции и может замедлить их экономическое развитие. Поэтому разные факторы: большое количество дел в государственных судах, взяточничество в ведомствах, монополия государственных судов и пр. - становятся причиной того, что граждане и иностранные инвесторы не верят в беспристрастное, справедливое, объективное рассмотрение дел, бывают неуверенными в правовой безопасности. В результате всего этого уменьшается количество вложенных инвестиций, а также открытие новых рабочих мест и создаются препятствия развитию.

Заключение. Есть ряд причин и факторов при вложении инвестиции. Главной из них является обеспечение правовой безопасности инвесторов. А главной частью правовой безопасности является выбор сторонами процесса, закона арбитра в механизме разрешения споров.

Эти три страны, о которых шла речь, имеют прогрессивное законодательство в сфере разрешения инвестиционных споров. Но есть необходимость внести изменения в некоторые законодательные акты. Также надо создать культуру обращения во внутренние и международные арбитражные суды. К сожалению, такой важный орган в этих странах не слишком признан.

Имеются тесные связи между этими странами. Обеспечение моральной и юридической безопасности в одной из этих стран влияет на две другие, даже на другие соседние страны. Все это требует гармоничности системы решения инвестиционных споров в соседних странах.

Арбитраж и разрешение споров в этих судах из-за множества привилегий, само по себе и по договоренности сторон, по надежности арбитра и его решений выгодны и спокойны.

Все три страны, уважая международное арбитражное законодательство, двусторонние и многосторонние договоры, отражая в своих законодательствах, исполняют их.

Граждане всех стран придерживаются того, чтоб разрешать споры не в государственных, а в арбитражных судах выбранными ими судьями, по договоренности сторон вне государственных судов. Сейчас даже создан такой механизм, что обращаются не в арбитражные суды, а в места обсуждений и мировых соглашений. Пользование этой культурой в странах, о которых шла речь, становится необходимым.

С одной стороны, большое количество дел в государственных судах уменьшает внимание к рассмотрению дел и их качеству, с другой - взяточничество и вневедомственные связи становятся причиной недоверия граждан и инвесторов. С третьей стороны, из-за того что государственные судьи подразумевают себя абсолютными судьями и опираются на государство, и не остается иного пути у инвесторов и предпринимателей, как обратиться в государственные суды, снижается обеспечение безопасности. В заключение приходим к выводу, что существует необходимость и потребность в негосударственных арбитражных судах.