Мудрый Юрист

Международно-правовое сотрудничество по уголовным делам *

<*> На примере расследования контрабанды, совершенной организованной группой с участием сотрудников ФТС.

Трусов Константин Юрьевич, инспектор отдела процессуального контроля следственного управления Следственного комитета РФ по Курской области, майор юстиции.

Автор указывает на необходимость международного сотрудничества при расследовании контрабанды, совершенной организованной группой с участием сотрудников таможенных органов, формулирует рекомендации по составлению запросов о правовой помощи по уголовным делам в иностранные государства.

Ключевые слова: контрабанда; организованная группа; сотрудники таможни; международное сотрудничество по уголовным делам; международные договоры.

International legal cooperation in criminal matters

K.Yu. Trusov

The author denotes necessity of the international cooperation in investigating the smuggling, committed by organized groups with participation of the customs officials, and formulates recommendations how to prepare requests for mutual legal assistance in criminal matters to foreign states.

Key words: smuggling; organized group; customs officials; international cooperation in criminal matters; international treaties.

Международное сотрудничество - ключ к успешному расследованию уголовных дел, особенно в сфере внешнеэкономической деятельности, к которым относится контрабанда (ст. 188 УК).

Несмотря на либерализацию уголовного законодательства (увеличен размер стоимости незаконно перемещенного груза, с которого начинается уголовная ответственность, планируется декриминализация "торговой" контрабанды), это преступление чрезвычайно опасно для интересов государства. Во-первых, оно посягает на экономическую безопасность, связано с недополучением бюджетом РФ денежных средств в виде таможенных платежей; во-вторых, посягает на личную безопасность граждан, так как контрабандным способом в РФ могут поставляться некачественные и небезопасные товары, использование которых причинит вред рядовому потребителю; в-третьих, подрывает престиж России на международной арене.

Не касаясь стандартных проблем организации предварительного расследования (от материально-технических до человеческого фактора), характерных для всех видов преступлений, необходимо отметить, что при расследовании контрабанды, учитывая бланкетный характер ст. 188 УК, отсылающей нас к таможенному законодательству, нередко возникают следующие сложности:

  1. частое изменение законодательства, вследствие чего лица, умышленно нарушавшие таможенные правила, остались безнаказанными (размер стоимости контрабандно перемещенного груза, с которого начинается уголовная ответственность, увеличился с 250 тыс. руб. до 1500 тыс. руб., в связи с чем часть находившихся в производстве следователей уголовных дел была прекращена за отсутствием состава преступления);
  2. несовершенство действующего законодательства (с введением Таможенного кодекса Таможенного союза Российской Федерации, Беларуси и Казахстана стало труднее пользоваться понятием "таможенная граница Российской Федерации", сформулированным в диспозиции ст. 188 УК РФ, что усложняет привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших контрабанду);
  3. противоречивая судебная практика, которая приобретает большое значение при оценке собранных судом доказательств по уголовному делу. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" (так и не давшее ответы на многие возникавшие в ходе расследования вопросы) с учетом принятия Таможенного кодекса Таможенного союза морально устарело.

Но основная сложность в ходе расследования контрабанды с учетом межгосударственного характера этого преступления - сбор доказательств преступной деятельности за границей.

Изучение уголовных дел о контрабанде наталкивает на мысль, что это преступление нередко совершается организованной группой, так как в зависимости от обстоятельств совершение его контрабандистом-одиночкой маловероятно, неэффективно и не принесет ожидаемых сверхдоходов как от неуплаты полностью или частично таможенных платежей, так и от торговли запрещенными к обороту либо ограниченными в обороте предметами (оружием, наркотическими средствами, психотропными веществами и т.д.).

Уголовные дела о контрабанде, совершенной организованной группой с участием сотрудников таможни, относятся к коррупционным преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности. Их особенность в том, что контрабанда является межгосударственным, трансграничным преступлением (сообщники могут находиться на территории нескольких иностранных государств, их роль и степень ответственности и предстоит оценить в ходе следствия), само преступление совершено устойчивой группой лиц, в состав которой входят работники таможни (нередко - и таможенных структур иностранных государств), призванные по роду службы охранять государственные интересы, кроме того, обладающие профессиональными связями, в том числе международными, а также специальными познаниями (например, в таможенном деле, в методах и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий).

В ходе расследования контрабанды, совершенной организованной группой с участием должностных лиц таможни, часто возникают ситуации, когда следователю необходимо изъять, осмотреть и проанализировать таможенные и иные документы на территории иностранного государства (в дальнейшем -назначить соответствующую судебную экспертизу), допросить в качестве свидетелей сотрудников различных предприятий, фирм, таможенных органов. Для этого необходимо подготовить запрос о правовой помощи, адресованный компетентным органам конкретного иностранного государства. Например, в 2009 г. следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ подготовили 9 запросов, связанные с расследованием преступлений, предусмотренных ст. 188 УК.

Такие запросы необходимо направлять незамедлительно, поскольку иностранные сообщники преступников, особенно работающие в соответствующих таможенных органах, могут уничтожить, подделать или подменить интересующие следствие документы, проинструктировать либо запугать свидетелей и предпринять иные меры, направленные на противодействие расследованию. Кроме того, процесс их исполнения довольно длительный, что не может не сказаться на оперативности расследования, сроках предварительного следствия.

Порядок направления запроса, общие требования к его содержанию и форме, юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства, а также процедура вызова различных участников уголовного судопроизводства, находящихся за пределами территории РФ, сформулированы в ст. ст. 453 - 456 УПК, которыми необходимо руководствоваться при написании запроса о правовой помощи. Часть 1 ст. 453 УПК предусматривает, что при необходимости производства на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК, следователь вносит запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности, что свидетельствует о договорных началах в отношениях между государствами в вопросах оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам.

В связи с этим при написании запроса следователю необходимо пользоваться нормами международного права (например, Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22 января 1993 г., Протоколом к ней от 28 марта 1997 г.; Договором между РФ и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 июня 1999 г. и др.) либо ссылаться на принцип взаимности (если соответствующего договора между Российской Федерацией и иностранным государством нет). В случае обращения на условиях взаимности в текст ходатайства и/или в сопроводительные документы к нему включается заверение о том, что РФ, с учетом международных принципов взаимной правовой помощи в сфере уголовного правосудия, готова оказать содействие компетентным органам запрашиваемого государства по их запросам в получении доказательств и выполнении иных процессуальных действий на территориях, относящихся к юрисдикции Российской Федерации.

Кроме того, целесообразно использовать методические рекомендации и указания Генеральной прокуратуры РФ, соответствующих следственных органов по этой теме (например, указание первого заместителя Генерального прокурора РФ - Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 26 февраля 2009 г. N 2/206 "О порядке направления запросов о правовой помощи в иностранные государства", Методические рекомендации "О порядке подготовки и направления запросов о правовой помощи в иностранные государства"), в которых детализирован процесс подготовки запросов о правовой помощи.

При составлении запроса о правовой помощи необходимо помнить следующее:

Данные, полученные в ходе исполнения запроса, могут неоценимо помочь следствию. Например, в ходе расследования уголовного дела о контрабанде товаров народного потребления согласно документам, изъятым на приграничном российском таможенном посту, в интересующих следствие автомобилях якобы перевозился камень и т.д. Однако в ходе исполнения запроса о правовой помощи на территории Украины была проведена выемка на таможенном посту, через который из Турции на Украину прибыл соответствующий груз и был помещен там в автотранспорт. Согласно изъятым украинским документам (таможенным и товаросопроводительным) в действительности преступники перевозили товары народного потребления (одежду и т.д.). Полученные сведения в дальнейшем помогли изобличить в содеянном сотрудника ФТС России, причастного к контрабанде этого товара.

Таким образом, направление указанных запросов, а также оперативный контакт с их исполнителями помогают следователю расширить доказательственную базу, установить всех участников преступной группы, опровергнуть (или подтвердить) имеющиеся у него версии об обстоятельствах совершения преступления и лицах, принявших в нем участие.