Мудрый Юрист

Противодействие религиозному политическому экстремизму

Ахмадуллин Азат Саяфович, старший помощник прокурора Республики Башкортостан по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму, кандидат юридических наук.

В статье обращается внимание на актуальность противодействия религиозному политическому экстремизму в Республике Башкортостан и в связи с этим - на необходимость совершенствования законодательства и правоприменительной практики.

Ключевые слова: Республика Башкортостан; ислам; экстремизм; террористические организации; Хизб ут-Тахрир аль-Ислами.

On certain issues of combating religious political extremism

A.S. Akhmadullin

The article draws attention to the relevance of anti-religious political extremism in the Republic of Bashkortostan, and therefore the need to improve legislation and law enforcement.

Key words: Republic of Bashkortostan; Islam; extremism and terrorist organizations; Hizb ut-Tahrir.

Решением Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. удовлетворено заявление Генерального прокурора РФ о признании террористическими организаций: "Высший военный Маджлисуль Шура объединенных сил моджахедов Кавказа", "Конгресс народов Ичкерии и Дагестана", "База" ("Аль-Каида"), "Асбат аль-Ансар", "Священная война" ("Аль-Джихад", или "Египетский исламский джихад"), "Исламская группа" ("Аль-Гамаа аль-Исламия"), "Братья-мусульмане" ("Аль-Ихван аль-Муслимун"), "Партия исламского освобождения" ("Хизб ут-Тахрир аль-Ислами"), "Лашкар-И-Тайба", "Исламская группа" ("Джамаат-и-Ислами"), "Движение Талибан", "Исламская партия Туркестана" (бывшее "Исламское движение Узбекистана"), "Общество социальных реформ" ("Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи"), "Общество возрождения исламского наследия" ("Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами"), "Дом двух святых" ("Аль-Харамейн") - с запрещением их деятельности на территории России.

Из этого списка в Республике Башкортостан наибольшую опасность, пожалуй, представляют законспирированные ячейки "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", регулярно выявляющиеся правоохранительными органами в последние годы.

Феномен религиозного экстремизма в Башкортостане в определенной мере обусловлен преобладанием на его территории национальностей, исторически исповедующих ислам. Этот факт используется в целях радикализации традиционного ислама, осуществляются попытки создания на территории республики независимого государственного образования с исламской формой правления.

"Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" не является сугубо религиозным объединением, образованным в целях совместного исповедания и распространения ислама. Это, прежде всего, политическая партия, чья идеология - ислам. "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" стремится вернуть могущество и славу исламской формы правления путем построения всемирного халифата. Для этого партия определила три основных этапа: культивирование идей партии и создание ее ячеек; взаимодействие таких ячеек с сообществом верующих, исламским миром в целом, воздействие на него с тем, чтобы идеи партии стали идеей уммы; захват власти, создание правительства, внедрение ислама в целом и комплексно в качестве основы государства <1>. Таким образом, это объединение преследует сугубо политическую цель.

<1> http://www.hizb-ut-tahrir.org/EN/

Представители "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами", избирательно толкуя текст Корана, пропагандируют идеи необходимости искоренения иных - немусульманских - мировоззрений, призывают к физической борьбе с "неверными", организовывают законспирированные ячейки для достижения обозначенной цели, а также вербуют сторонников <2>.

<2> См.: Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России. М., 2005. С. 35. Ссылка на обвинительное заключение по уголовному делу N 324810.

Складывающаяся в последнее время тенденция в республике может свидетельствовать, что члены этой партии от деятельности по созданию ячеек переходят ко второму этапу, т.е. к открытому взаимодействию с обществом, и уже пытаются оказывать на него влияние. Так, в 2010 г. на некоторых интернет-сайтах, освещающих события в общественно-политической жизни республики, размещены публикации и комментарии от имени активистов указанной организации, фактически направленные на публичное оправдание ее идеологии и методов деятельности <3>. В марте 2011 г. приверженцы "Хизб ут-Тахрир аль-Исла-ми" уже приняли участие в несанкционированном публичном мероприятии в центре Уфы с требованием освободить арестованных членов партии, снять с них обвинения в экстремизме <4>.

<3> НЕТ! - разжиганию межрелигиозной и межнациональной розни силовиками!!! // http:// www.liveinternet.ru/ community/ revinform/ post144376474; Линчевание мусульман. "Борьба с экстремизмом" по-башкирски продолжается // http:// www.liveinternet.ru/ community/ revinform/ posti56925991.
<4> Прекратить линчевание мусульман! Освободить Айрата Дильмухаметова! // http:// www.liveinternet.ru/ community/ revinform/ post158349755.

Поэтому один из важнейших аспектов работы по противодействию религиозному политическому экстремизму в Башкортостане - нейтрализация уголовно-правовыми средствами деятельности террористических и экстремистски настроенных иностранных религиозных объединений, действующих с конспиративных позиций.

Работа правоохранительных органов республики в последние годы и была нацелена на выявление и пресечение религиозного политического экстремизма. Так, в Башкортостане по фактам организации деятельности ячеек "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" в 2008 г. возбуждено и расследовано 6 уголовных дел по признакам преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 282.2 УК, в 2009 г. - 1, в 2010 г. - 3, в 1 квартале 2011 г. - 3 уголовных дела.

Вместе с тем результаты оперативно-розыскных мероприятий свидетельствуют о неполноте и недостаточной эффективности деятельности по выявлению и документированию в полном объеме фактов преступной деятельности всех членов этой террористической организации. Работу оперативных служб по выявлению источников финансирования террористических ячеек нельзя признать удовлетворительной: ни по одному уголовному делу источники финансирования их деятельности со стороны физических лиц, учреждений и организаций, в том числе расположенных за рубежом, установлены не были. Несмотря на то что ячейки представляют собой группы приверженцев одной партии, взаимосвязи их не установлены. Анализ материалов уголовных дел показал, что следователи не используют предусмотренное ч. 2 ст. 158 УПК полномочие по внесению в соответствующие организации и должностным лицам представлений о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

На эти и другие недостатки оперативно-розыскной и следственной деятельности не раз обращалось внимание руководителей правоохранительных органов республики <5>.

<5> Протокол Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Республики Башкортостан от 31 октября 2008 г. "О практике работы правоохранительных органов республики по профилактике и противодействию экстремистским проявлениям в молодежной среде"; Протокол межведомственного совещания руководителей правоохранительных органов Республики Башкортостан от 28 августа 2009 г. "Эффективность принимаемых правоохранительными органами мер по предотвращению проявлений экстремизма, выявлению лидеров и участников экстремистских и террористических формирований, а также каналов финансирования их деятельности"; информационное письмо прокуратуры Республики Башкортостан от 4 апреля 2011 г. N 13/1-9а-2011.

В целях совершенствования практики противодействия религиозному политическому экстремизму прокуратура республики выступила с инициативой создания совместно с УФСБ и МВД республики единой информационной электронной базы данных, в которую предполагается включить сведения:

о жителях республики, привлеченных к административной или уголовной ответственности за совершение экстремистских (террористических) правонарушений, состоящих в общественных и религиозных организациях радикального толка;

о жителях и организациях республики, которым в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности объявлялись предостережения, предупреждения, вносились иные акты правового реагирования;

о планируемых и проведенных митингах, шествиях и иных публичных мероприятиях начиная с электронного варианта уведомления о проведении публичного мероприятия, принятого по нему органом государственной власти или местного самоуправления решения и заканчивая фото-, видеодокументами, фиксирующими ход проведения публичного мероприятия, сведениями о выявленных нарушениях законов и принятых мерах реагирования.

Предполагается, что такая база позволит улучшить координацию и взаимодействие правоохранительных органов, осведомленность о проведенной работе по противодействию экстремизму и оперативное и комплексное реагирование на правонарушения.

Вместе с тем не только правоприменительная деятельность, но и законодательство нуждаются в совершенствовании. Так, отнесение организации деятельности запрещенного судом религиозного объединения или участия в нем, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 282.2 УК, к категориям преступлений средней и небольшой тяжести явно не обеспечивает профилактику подобного рода деяний, порождает у осужденных чувство безнаказанности, не срабатывает принцип неотвратимости и соразмерности наказания. Необходимо ужесточить уголовную ответственность за совершение этих преступлений и отнести их к категории тяжких.

В связи с этим прокуратура республики направила обращение в Государственное Собрание - Курултай Республики Башкортостан с предложением внести в порядке реализации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за совершение преступлений экстремистской направленности и террористического характера".

Криминологи выделяют и рассматривают террористическую преступность как самостоятельный вид преступности. Критерием отграничения террористических преступлений от всех других криминальных деяний служит характеристика специфики терроризма. Его отличительные признаки заключаются в применении физического (психического) насилия или угрозы его применения в отношении невинных жертв ради принуждения иных субъектов к совершению определенных действий <6>. Террористическая деятельность включает в себя организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

<6> См.: Экстремизм: понятие, система противодействия и прокурорский надзор: Методическое пособие / Под ред. проф. А.И. Долговой. М. 2009. С. 30.

По смыслу ст. 24 ФЗ от 6 марта 2006 г. "О противодействии терроризму", в перечень преступлений террористического характера помимо прочих включены деяния, предусмотренные ст. 282.1 УК (организация деятельности экстремистской организации).

Поэтому, возможно, есть смысл выделить в отдельную статью уголовного закона организацию деятельности и участие в деятельности объединений, признанных судом именно террористическими, разграничив таким образом преступления террористического характера и преступления экстремистской направленности, с дополнением примечания к ст. 205.1 УК. Так, Уголовный кодекс РФ предусматривает два отдельных вида ответственности за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280) и за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности (ст. 205.2).

Пока же совершение, например, одного преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.2 УК, в сведениях о состоянии преступности учитывается дважды - и как преступление экстремистской направленности, и как преступление террористического характера, - искажая статистику.

На современном этапе одной из проблем в реализации мероприятий по предупреждению религиозного политического экстремизма является использование Интернета для пропаганды его идей. Так, по всем уголовным делам о деятельности ячеек "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" в республике установлено, что сведения об организации и ее литературу преступники получали из всемирной сети. В связи с этим необходимо на законодательном уровне разработать эффективный механизм ограничения доступа к таким информационным ресурсам.

Одна из причин религиозного экстремизма в России - духовный кризис. Возникший вакуум стремится заполнить нетрадиционная для России идеология, в том числе экстремистского толка. Тем более что именно ислам известен своей внутренней неоднородностью, наличием различных, в том числе радикальных, течений.

Поэтому важнейшим противодействующим фактором чуждой религиозной идеологии в республике должен стать традиционный ислам, суфизм как идейно-философская основа мусульманства в Башкортостане <7>.

<7> См.: Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999. С. 71.

В Республике Башкортостан действует 9 религиозных центров, из которых 3 - мусульманские: Центральное духовное управление мусульман России, Региональное духовное управление мусульман Республики Башкортостан в составе ЦДУМ РФ и Духовное управление мусульман Республики Башкортостан. Следует отметить, что отсутствие единого мусульманского центра ведет к ослаблению позиций ислама в республике и в России.

Ислам и религия в целом должны объединять людей, способствовать сохранению гражданского мира. Поэтому необходимо преодолеть структурный раскол, объединить разрозненные исламские организации в рамках одного духовного управления, ликвидировать разделение верующих по национальному признаку и субъективные противоречия мусульманских лидеров. Это не только будет способствовать усилению позиций традиционного ислама, но и позволит совершенствовать государственную поддержку религии в области финансирования содержания мечетей, строительства новых, подготовки богословов, оплаты коммунальных услуг и т.д. Традиционный ислам при поддержке государства должен вытеснить чуждые для российского менталитета учения. Вместе с тем инициатива объединения должна исходить прежде всего от самих руководителей мусульманских организаций.

Одна из проблем для ислама в республике - попытки негативного иностранного влияния, проникновения в республику экстремистов под видом преподавателей ислама. В связи с этим первостепенными задачами являются обучение и воспитание собственных священнослужителей.

Примером взаимодействия государства и религиозных организаций может послужить соглашение о сотрудничестве духовных лидеров религиозных конфессий с руководителями правоохранительных органов, которое заключено между министром внутренних дел республики, главой Центрального духовного управления мусульман России, управляющим Уфимской и Стерлитамакской епархиями Русской Православной Церкви и Главным раввином г. Уфы 17 марта 2009 г.

Пристатейный библиографический список

  1. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм в современной России. М., 2005.
  2. Экстремизм: понятие, система противодействия и прокурорский надзор: Методическое пособие / Под ред. проф. А.И. Долговой. М., 2009.
  3. Юнусова А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа, 1999.