Мудрый Юрист

Путь к свободе: шаг за шагом

Светлана Борсученко, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии РПА МЮ РФ.

Вопросы социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, напрямую связаны с процессами ресоциализации (усвоения позитивных норм, принятых в обществе) и социальной адаптации осужденных в период исполнения (отбывания) наказания. От эффективности предпринимаемых мер напрямую зависит уровень рецидивной преступности в стране, а значит, и безопасность общества в целом.

За шесть месяцев до...

В соответствии с действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации подготовка осужденных к жизни на свободе начинается за шесть месяцев до освобождения.

Так, одним из оснований предоставления краткосрочного выезда осужденному к лишению свободы за пределы исправительного учреждения является предварительное решение вопросов, связанных с трудовым и бытовым устройством осужденного после освобождения (п. "а" ч. 1 ст. 97 УИК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 121 УИК РФ осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях в исправительных колониях общего режима, в целях успешной социальной адаптации могут быть по постановлению начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания освобождены из-под стражи. В этом случае осужденным разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительного учреждения за пределами исправительной колонии. Осужденным женщинам может быть разрешено проживание за пределами исправительной колонии совместно с семьей или детьми на арендованной или собственной жилой площади.

В воспитательных колониях для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания (ч. 5 ст. 132 УИК РФ).

Осужденным, отбывающим наказание в льготных условиях, по постановлению начальника воспитательной колонии может быть разрешено проживание в общежитии за пределами воспитательной колонии без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается пользоваться деньгами и носить гражданскую одежду (ч. 4 ст. 133 УИК РФ).

Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока наказания в виде лишения свободы администрация исправительного учреждения обязана проводить с осужденным воспитательную работу в целях подготовки его к освобождению, разъяснять его права и обязанности (ч. 1, ч. 2 ст. 180 УИК РФ).

При участии ФСИН

Согласно статистике, более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, почти половина осужденных (46%) отбывают наказание второй раз и более. Последние годы наметилась тенденция к омоложению состава осужденных. Около трети лиц, отбывающих наказания в местах лишения свободы, не старше 25 лет. Увеличивается количество лиц с повышенной агрессивностью и возбудимостью, с психическими отклонениями.

Сегодня в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится более 400 тысяч человек, склонных к различным формам деструктивного поведения - агрессии, конфликтам, членовредительству, суициду.

Около 300 тыс. человек больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 77 тыс. - психическими расстройствами, 43,1 тыс. - активным туберкулезом, 47,9 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 53,6 тыс. - наркоманией, 27,6 тыс. - алкоголизмом, 34,5 тыс. - вирусным гепатитом.

Более 37,6% осужденных являются инвалидами, нетрудоспособными или ограниченно трудоспособными. Более 80% осужденных при поступлении не имели профессиональных и трудовых навыков либо их утратили. Около 50 тыс. осужденных при поступлении нуждаются в получении обязательного основного общего образования <1>.

<1> Доклад "О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации". Вологда: НИИ ФСИН России, 2009.

В то же время следует отметить, что Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН) проводит целенаправленную работу по обеспечению прав осужденных на медицинское обслуживание. В настоящее время в системе исполнения наказаний медицинскую помощь оказывают 7,5 тыс. врачей и около 13 тыс. среднего медицинского персонала.

В рамках проекта борьбы с туберкулезом, финансируемого Международным банком реконструкции и развития на 2005 - 2007 годы, для уголовно-исполнительной системы осуществлены закупка и поставка новейших лекарственных препаратов, рентгеновской аппаратуры, оборудования для бактериологических лабораторий. Оборудованы и оснащены 65 бактериологических и 518 клинико-диагностических лабораторий, поставлены 100 флюорографических аппаратов.

Расширяется участие Федеральной службы исполнения наказаний в федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2007 - 2011 годы)". На выполнение мероприятий в учреждениях уголовно-исполнительной системы запланировано 4459,3 млн. руб. Программой впервые предусматривается развитие онкологической помощи, лечение сахарного диабета и вирусных гепатитов, обеспечение психиатрической помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

За счет улучшения медицинского обеспечения и качества медицинской помощи количество больных активным туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы по сравнению с 2001 годом снизилось в два раза, заболеваемость уменьшилась в 2,5 раза, а смертность снизилась в 3,8 раза.

В течение последних лет укрепляется и развивается психологическая служба уголовно-исполнительной системы. В настоящее время 3,5 тыс. психологов, используя апробированные на практике надежные психодиагностические методики и современные психокоррекционные программы, оказывают профессиональную помощь спецконтингенту и персоналу, обеспечивают работу по разрешению конфликтов, предотвращению нарушений порядка отбывания наказания.

Психологическая помощь осужденным осуществляется на добровольной основе. Психологическое обследование ежегодно проходят 80% осужденных. Ежегодно с участием психологов разрешается более 10 тыс. конфликтов. Благодаря целенаправленной психопрофилактической работе с личным составом количество суицидов за прошедшие три года сократилось на 17%.

Обеспечивается право осужденных на получение общего образования. В исправительных учреждениях функционируют 309 вечерних общеобразовательных школ и 482 учебно-консультационных пункта, в которых обучаются 92,3 тыс. осужденных.

В сравнении с 2005 годом количество школ и учебных пунктов увеличилось на 50%, количество учащихся среди осужденных увеличилось на 48%. При этом число лиц, обучающихся в начальных классах, неуклонно возрастает. Если в 2005 году в начальных классах обучался 1741 осужденный, то в 2008 году уже 2698 осужденных.

В целях внедрения в практику обучения современных технологий Федеральная служба исполнения наказаний участвовала в 2007 году в реализации национального приоритетного проекта "Образование", в рамках которого все школы подключены к сети Интернет и обеспечены лицензионными программными средствами.

Более 1,6 тыс. осужденных к лишению свободы получают образование на договорной основе в 30 учреждениях среднего и 65 - высшего профессионального образования по заочной или дистанционной формам обучения, в том числе по востребованным на рынке труда профессиям в сфере экономики, менеджмента, маркетинга, юриспруденции, бухгалтерского учета и аудита, социальной работы. С учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы сотрудничают 32 вуза России.

Реализуется право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания. В настоящее время в учреждениях уголовно-исполнительной системы созданы более 1,2 тыс. религиозных общин различной направленности, в которых насчитывается более 79 тыс. верующих, действуют 464 храма и 722 молитвенные комнаты. Организована работа 252 воскресных школ, в которых религиозные предписания изучают свыше 11,1 тыс. верующих осужденных. Традиционные для России религиозные конфессии оказывают помощь в духовно-нравственном воспитании осужденных, их подготовке к освобождению.

Реализация права осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания является частью единого исправительного процесса, направленного на формирование законопослушной личности, готовой к созидательному труду в современном российском обществе.

По данным специальной переписи осужденных 2009 года, к неверующим себя относят всего 25,6% осужденных. Среди неверующих осужденных самый большой процент характеризующихся отрицательно <2>.

<2> Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы (по материалам специальной переписи осужденных 2009 г.) Выпуск 1 / Науч. ред. В.И. Селиверстов. М.: Юриспруденция, 2010.

Администрация исправительных учреждений занимается социальной адаптацией и подготовкой осужденных к жизни на свободе, взаимодействует с представителями органов местного самоуправления, правоохранительными органами, со службами занятости и социальной защиты населения при решении вопросов получения осужденными пособий, пенсий, документов, дающих право на льготы. В 2008 году 93,7% осужденных из числа нуждающихся получили помощь в трудовом устройстве после освобождения, 83,4% не имеющих жилья - в приобретении постоянного места жительства. Практически каждому второму оказана помощь в восстановлении утраченных социально полезных связей.

При участии Федеральной службы исполнения наказаний и общественных организаций созданы и в настоящее время функционируют свыше 200 центров социальной адаптации (реабилитационных центров), в которых лицам, освободившимся из мест лишения свободы, предоставляется ночлег, оказывается помощь в решении вопросов трудового и бытового устройства <3>.

<3> Доклад "О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации". Вологда: НИИ ФСИН России, 2009.

А где же государство?

Однако на государственном уровне система постпенитенциарной помощи осужденным, освободившимся из мест лишения свободы, отсутствует.

Следует также отметить, что ежегодно из учреждений уголовно-исполнительной системы освобождается до 300 тыс. осужденных, из которых около 70 тыс. составляют опасные и особо опасные преступники. У многих из-за отсутствия семьи, места жительства возникают трудности с трудоустройством, проживанием, обострением заболеваний. Некоторых это толкает на совершение новых преступлений. Отмечены случаи, когда такие лица совершают новые преступления только для того, чтобы вернуться в места лишения свободы.

Практика показывает, что среди бывших осужденных, которые получили соответствующую социальную помощь в центрах социальной реабилитации, уровень рецидивной преступности составляет 3,5 - 4% <4>.

<4> Там же.

Вместе с тем имеющиеся сегодня центры социальной реабилитации, социальные приюты не могут оказать помощь всем нуждающимся.

Очевидно, что отсутствие государственно-правового механизма помощи в социальной адаптации осужденным и лицам, отбывшим наказание, не обеспечивает в полной мере реализации прав и законных интересов указанной категории граждан.

В этой связи представляется необходимым разработать для осужденных, отбывающих лишение свободы, реабилитационные программы, включающие индивидуальные и групповые тренинги (такая практика хорошо зарекомендовала себя в зарубежных странах). Программы должны быть направлены на решение проблем, породивших преступление (например, курс безопасного управления транспортным средством или клинической реабилитации; программы предотвращения домашнего насилия, управления эмоциями и т.п.).

Программы должны сочетать образовательный (познавательный) и лечебный курс. Они должны быть обращены к различным категориям осужденных в зависимости от пола, возраста, состава преступления и других криминологических характеристик (например, для осужденных, страдающих наркотической зависимостью; для осужденных, страдающих алкогольной зависимостью; для осужденных женщин; для несовершеннолетних осужденных; для осужденных, совершивших кражи, рецидивистов, осужденных, совершивших сексуальные преступления, и т.п.).

Этапы по этапу

На наш взгляд, все категории осужденных в целях социальной адаптации перед освобождением должны быть переведены в колонию-поселение, в том числе осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого вида наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок, а также осужденные к пожизненному лишению свободы в случае их подготовки к условно-досрочному освобождению. В этой связи требуется внести соответствующие изменения в ч. 3 ст. 78 УИК РФ.

Перед освобождением осужденные должны быть вначале интегрированы в среду положительно характеризующихся осужденных, а только потом в общество. Такой переход из одного исправительного учреждения в другое с наименее строгим режимом для указанной выше категории осужденных должен быть поэтапным.

Следует расширить практику индивидуальной работы с осужденными, улучшить качество оказания медицинской помощи, включая психотерапевтическую.

Требуется совершенствование форм и методов оказания психологической помощи осужденным. По окончании срока отбывания наказания психологи могли бы составлять прогноз о возможном рецидиве лица. От этого заключения должна зависеть интенсивность постпенитенциарного контроля.

Необходимо совершенствовать формы и методы воспитательной работы с осужденными, включая занятия спортом, художественной самодеятельностью, получение общего и профессионального образования.

Следует повышать правовую культуру осужденных, включая оказание им бесплатной юридической помощи.

В местах лишения свободы важно обеспечить осужденных трудовой занятостью. Труд должен иметь творческую направленность, а приобретенные профессии должны быть востребованы в обществе и достойно оплачиваться. В настоящее время в исправительных учреждениях только каждый четвертый осужденный обеспечен работой.

Социально-позитивные моменты

По данным специальной переписи осужденных 2009 года, 64,6% осужденных к лишению свободы не получают заработной платы, хотя почти 90% являются трудоспособными. А 57,4% осужденных мужчин, 40,3% осужденных женщин и 55% несовершеннолетних осужденных вообще не имеют денег на лицевых счетах <5>, что не позволяет им исполнять свои обязанности (например, компенсировать вред потерпевшим, исполнить дополнительное наказание в виде штрафа, выплачивать алименты и т.п.), а также реализовать свои права.

<5> Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы (по материалам специальной переписи осужденных 2009 г.) Выпуск 1 / Науч. ред. В.И. Селиверстов. М.: Юриспруденция, 2010.

Предприятия уголовно-исполнительной системы должны иметь налоговые льготы, что способствовало бы созданию новых рабочих мест и улучшению содержания осужденных.

Большое значение имеет сохранение связи осужденных с внешним миром (социально полезных связей). Недопустимо нарушение прав осужденных со стороны персонала исправительных учреждений на отправку и получение корреспонденции, предоставление свиданий, телефонных разговоров, получение посылок, выезды за пределы исправительных учреждений. Необходимо разрабатывать и внедрять новые формы общения осужденных с внешним миром (например, предоставление видеосвиданий).

Специальная перепись осужденных 2009 года свидетельствует о том, что осужденные к лишению свободы в своем большинстве не поддерживают социально полезных связей с семьей, родными и иным социально-позитивным окружением.

Так, в 2009 году 48,1% осужденных не воспользовались правом на телефонные переговоры, а 68,8% осужденных не получали от родственников или иных лиц денежные переводы. Установлено, что 23,2% осужденных вообще не получают посылок и передач, а 52,2% осужденных получают посылки и передачи ниже норм, предусмотренных законом. Бандеролей не получают 67,7% осужденных.

О низком уровне поддержания осужденными социально полезных связей свидетельствует и то, что краткосрочными свиданиями не пользовались 56,5%, а длительными - 66,1% осужденных <6>.

<6> Там же.

Требуется улучшение материально-бытового обеспечения осужденных, что является основой их нормального психофизического состояния.

Обозначенные проблемы свидетельствуют также о необходимости создания государственной системы постпенитенциарной помощи осужденным, освободившимся из мест лишения свободы.

На наш взгляд, было бы целесообразно передать полномочия по контролю за лицами, освобожденными от отбывания наказания, уголовно-исполнительным инспекциям, поскольку контроль должен включать в себя не только правовые запреты, но и оказание социальной, материальной и иной помощи. Уголовно-исполнительные инспекции при решении правовых, кадровых и иных организационных проблем должны стать аналогом службы пробации в зарубежных странах.

Также для решения жилищных, трудовых и других социальных проблем бывших осужденных потребуется организация взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами государственной власти, местного самоуправления и институтами гражданского общества.

В каждом субъекте Российской Федерации должны быть созданы центры социальной реабилитации, социальные приюты для бывших осужденных при участии общественных организаций, благотворительных фондов, представителей религиозных конфессий.

Очевидно, что по данному вопросу требуется проведение информационной политики, поскольку в настоящее время общество не готово к пониманию важности проблемы реинтеграции осужденных в социум, их адаптации к жизни на свободе. Например, администрация предприятий и организаций всех форм собственности не заинтересована в использовании труда бывших осужденных и т.п.

В целом острота проблемы свидетельствует о необходимости принятия федерального закона о социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Таким образом, процесс исполнения (отбывания) наказания в виде лишения свободы должен быть подчинен главной цели - подготовке осужденных к жизни на свободе, и начинаться он должен с первых дней отбывания наказания.