Мудрый Юрист

Соотношение корпоративного права и общественных объединений

Шеломенцев В.Н., проректор МГАВТ, директор юридического института, кандидат юридических наук, профессор.

Историческое понятие корпораций относится к цеховому способу организации деятельности в средневековой Западной Европе, истоком корпораций являются торговые гильдии, которые возникали для организации торговли и продвижения товара в чужие страны, ассоциации купцов пока не ставили своей целью ведение за общий счет совместного дела, а только стремились к тому, чтобы добиться покровительства. Не было понятия об общем капитале, хотя существовали общие платежи, по размеру напоминавшие государственные или общинные повинности. Торговые гильдии не были целостными хозяйственными единицами, так как им была присуща солидарная ответственность участников, основанная на общих условиях совместной деятельности, торговая гильдия отвечала за долги каждого из своих членов.

Правовая основа корпорации впервые появились в Риме, термин "корпорация" происходит от латинского выражения, обозначающего права юридической личности <*>, однако окончательного признания гражданско-правовых союзов как равных с физическими лицами субъектов права в Риме так и не произошло.

<*> Хвостов В.М. Система римского права. М., 1996. С. 114.

И в течение достаточно долгого времени термин "корпорация" служил синонимом термина "юридическое лицо", в гражданском праве не было известно понятие учреждения; все образования, даже те, которые наполнялись институтным содержанием, трактовались как корпорация. Лишь вследствие разработки Ф.К. Савиньи <*> и германскими цивилистами понятия "учреждение" понятие "корпорация" приобрело более современное значение - юридическое лицо, основанное на членстве, участии.

<*> Савиньи Фридрих Карл (1779 - 1861) - немецкий юрист, глава исторической школы правоведения.

Трактовка корпорации как союза, под которым долгое время подразумевалось юридическое лицо, привела к появлению так называемой корпоративной теории учреждения, в соответствии с которой учреждение рассматривалось не как иная, противоположная корпорации, организационная форма, а как корпорация с неопределенным числом участников, под которыми, по сути, понимались все пользователи данного учреждения.

В то же время германские цивилисты проводили различие между римскими корпорациями и немецкими союзами, они отмечали, что римская корпорация - это фингированное лицо, отличное от индивидов, его составляющих, между тем как германские союзы - объединения, в которых переплетены интересы союзной личности и ее членов таким образом, что права членства не противопоставляются интересам союзной личности.

Первоначально в Риме частные корпорации, религиозные общины и профессиональные союзы ремесленников представляли собой не юридические лица, а объединения, напоминающие простые товарищества. Отношения третьих лиц строились не с корпорацией в целом, а с каждым участником, общее же имущество корпораций рассматривалось как принадлежащее каждому из его участников в определенной доле либо как принадлежащее одному из участников - казначею, ведущему дела объединения и ответственному перед его членами. Но уже тогда выделялись различия между римскими союзами и гражданско-правовыми товариществами.

Дальнейшее развитие торговых товариществ привело к тому, что, хотя в них общее имущество обособлено и товарищи действуют под единой фирмой, такое товарищество может быть представлено в обороте любым из товарищей и они несут солидарно субсидиарную ответственность по долгам товарищества всем своим имуществом.

Бурное развитие производства в XIX - XX вв. усилило процесс его концентрации и централизации, процесс образования монополистических объединений. Сращивание промышленного и банковского капиталов привело к образованию крупнейших финансовых групп, занявших ключевые позиции в основных отраслях хозяйственной жизни. Начался процесс развития государственно-монополистического капитализма, приобретший особый размах в период Первой и Второй мировых войн.

В современных условиях термин "корпорация" в национальных отношениях понимается по-разному. Так, в Швейцарии корпорациями называют один из двух основных типов юридических лиц наряду с учреждениями. В Англии корпорация может быть определена как само юридическое лицо, поскольку юридические лица здесь делятся на корпорации, представляющие собой совокупность лиц, и единоличные корпорации. В США корпорация хотя и не является единственной формой юридического лица, включает самые разные организации. Корпорации здесь бывают четырех видов: публичные, квазипубличные, предпринимательские и непредпринимательские <*>. К публичным относятся государственные и муниципальные органы. К квазипубличным - корпорации, служащие общим нуждам населения. Предпринимательские преследуют в качестве основной цели получение прибыли и сравнимы с акционерными обществами в странах континентальной системы права. Непредпринимательские корпорации не стремятся к получению прибыли. Во Франции и Германии при классификации юридических лиц термин "корпорация" не используется вовсе: во Франции юридические лица подразделяются на товарищества и ассоциации, а в Германии - на союзы и учреждения. В России юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.

<*> Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М., 1996. С. 17.

Корпорации представляют собой добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, организованных на началах членства их участников <*>.

<*> Карасева М. Становление корпораций в России // Маркетинг. 2000. N 2.

Развитие корпоративного права в России достигло сегодня достаточно высокого уровня - разработано большое число законодательных и подзаконных актов, постановления и распоряжения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, накоплена достаточно обширная судебная практика. Но на определенном этапе стало очевидно, что какую-то часть проблем не решить с помощью обязательных норм, так как их решение вообще находится вне правового поля. Участникам корпоративных отношений - не только в России, но и во многих других странах - становилось все очевидней, что без взаимного доверия, без соблюдения определенных этических норм, без проявления разумности и добросовестности развитие в этой сфере может остановиться.

Многие страны в конце 1990-х гг. разработали национальные кодексы корпоративного управления, большая часть которых носит рекомендательный характер. Их целью является внедрение в практику корпоративного управления положений, которые компании применяли бы не потому, что их несоблюдение неотвратимо приведет к санкциям со стороны государства, а потому, что это выгодно самой компании.

Работа над российским Кодексом корпоративного поведения началась в 2000 г., а в ноябре 2001 г. проект этого документа уже был представлен на заседании Правительства РФ и одобрен в целом для применения российскими обществами. Будучи рекомендательным, Кодекс не имеет обязательной силы, но, если его положения вводятся во внутренние документы конкретного общества, они становятся обязательными точно так же, как рекомендации, вводимые в текст договора, становятся его условиями, обязательными для исполнения сторонами. Основным побудительным мотивом включения положений Кодекса во внутренние документы общества являются объективно существующие экономические требования рынка привлечения инвесторов <*>.

<*> Варламова А.Н., Кабатова Е.В. Российский кодекс корпоративного поведения // Государство и право. 2002. N 5. С. 35.

Нередко высказывалось соображение, что рекомендательный характер этого документа превратит его в формальность, в обоснование этого замечания приводился следующий аргумент: даже обязательные нормы закона не всегда соблюдаются. Нарушение положений закона свидетельствует о том, что обязательность требований не является препятствием для их неисполнения, поэтому рекомендательный характер Кодекса не является определяющим в применении или неприменении его положений.

Понятие корпорации в России трактуется весьма неоднозначно. Так, среди юристов существует ряд точек зрения, согласно одной из которых к корпорациям относят все коммерческие организации, основанные на членстве, другой - лишь хозяйственные общества и товарищества, третьей - только акционерные общества, четвертой - хозяйствующие субъекты, образованные несколькими юридическими лицами, правда, не исключая участия физических лиц <*>.

<*> См.: Храброва И. Корпоративное управление: вопросы интеграции. М., 2000.

В англосаксонской системе права современное определение корпорации: "Деловая организация, рассматриваемая как независимое образование, - искусственное лицо, отличающееся от его владельцев в глазах закона. Собственность представлена долями в капитале" <*>.

<*> Barron's Dictionarу of Banking Terms.

Категория корпорации имеет различное содержание в национальных правовых системах либо не используется вовсе при определении форм юридических лиц. Отношения, содержанием которых являются права участников организации, могут возникать не только в организациях, называющихся корпорациями. В тех юридических лицах, которые носят название корпораций, корпоративные отношения возникают не всегда.

Корпоративное право в широком смысле этого слова представляет собой систему правил и норм поведения, которые разработаны и приняты в организации, основанной на объединении лиц и капиталов, выражают волю ее коллектива и регулируют различные стороны деятельности данной организации.

Корпоративное право можно еще назвать внутриорганизационным, внутрифирменным правом. Любая организация, представляющая собой автономное образование, объединение лиц и капиталов для осуществления какой-либо социально полезной деятельности, вправе формулировать для своих членов определенные правила поведения с тем, чтобы максимально эффективно организовать их работу и достичь поставленных перед организацией целей и задач. Существует и более узкое понимание корпоративного права. В США, Канаде и некоторых других странах оно приравнивается к праву акционерному, т.е. системе правил поведения, регулирующих отношения, складывающиеся внутри акционерного общества - предприятия, уставный капитал которого разделен на акции.

Субъекты корпоративных правоотношений - это субъекты конкретных отношений, имеющие предусмотренные корпоративными нормами права и наделенные в соответствии с этими нормами правами и обязанностями.

Субъекты корпоративных правоотношений должны обладать правосубъектностью. Правосубъектность означает способность определенного лица выступать в качестве субъекта корпоративного права РФ и участника корпоративных правоотношений. Наличие у лица правосубъектности предполагает наличие у него правоспособности, дееспособности и деликтоспособности <*>. Сочетание всех этих составляющих означает, что лицо, обладающее ими, является субъектом корпоративного права. Особенностью субъектов корпоративного права РФ данной группы является то, что они реализуют частную правосубъектность. Среди субъектов корпоративных правоотношений выделяют коллективных и индивидуальных, реализующих частную правосубъектность.

<*> Статья 49 ГК РФ.

Корпоративное право РФ является частью гражданского права РФ, поэтому при определении объектов корпоративных правоотношений необходимо учитывать положения об объектах правоотношений и порядке осуществления таких отношений ГК РФ. Это значит, что если объектом гражданского правоотношения являются отношения собственности, то объектом корпоративного правоотношения являются отношения собственности внутри хозяйственной организации. Если для гражданского правоотношения важно правовое положение участников гражданского оборота, то для корпоративных правоотношений основное значение имеют не все субъекты гражданского оборота, а лишь субъекты корпоративного права РФ, т.е. корпорации и индивидуальные субъекты корпоративного права РФ. Если для гражданского права в целом свойственно регулирование объектов исключительных прав, то для корпоративного права РФ исключительные права могут быть интересны с точки зрения внесения права на их использование в качестве пая лицом при его участии в хозяйственном товариществе или обществе.

Корпоративное право РФ можно назвать статусным правом, поскольку первостепенное значение в нем отводится установлению статуса хозяйственных организаций.

Наличие общественных объединений на основе норм корпоративного права - один из признаков гражданского общества, при этом нормы корпоративного права относятся практически ко всем сферам общественной жизни, разрабатываются органами управления корпораций и адресуются ее членам, данные нормы являются разновидностью социальных норм, им присущи характерные признаки. Существует следующая классификация корпоративных норм: а) социальные корпоративные нормы - это правила поведения, разработанные на предприятии, организации и регулирующие отношения между сотрудниками, работниками корпорации, кредиторами и клиентами, а также норма организационной культуры; б) несоциальные корпоративные нормы - регулирующие отношения членов корпорации к материальным объектам, используемым в их деятельности.

Признание самостоятельного регулирующего значения корпоративных норм вовсе не означает выведение их за рамки понятия права. Корпоративные нормы являются правовыми потому, что они самым тесным образом связаны с нормами общегосударственными. В нормах общего действия предусматривается возможность коллектива регулировать свое поведение самостоятельно. В общих нормах определяются направления корпоративного регулирования путем указания на цели, задачи общества, государства, того или иного нормативного акта либо на назначение того или иного вида деятельности. Также законодатель указывает и пределы корпоративного регулирования. Ограничительное значение имеет и законодательная норма, определяющая запрещенные виды деятельности. Корпоративные нормы должны соответствовать природе права, выражающей начала справедливости, принципам права общим, отраслевым, межотраслевым, составляющим его стержень. Нормы, изданные государством, в определенных случаях определяют и процедуру принятия корпоративных норм. Корпоративные нормы по своему содержанию не должны противоречить нормам общегосударственным. Корпоративные нормы могут обеспечиваться силой государственного принуждения.

Для корпоративного права и общественных объединений в целом необходим определенный уровень общественного развития, и этот уровень достаточно высок, подтверждается тем, что они могут существовать без вмешательства государства за счет саморегуляции. Корпоративное право и общественные объединения традиционно связываются с уровнем свободы в государстве, а также степенью защищенности общества от посягательств со стороны государства на его интересы.

Общественные объединения связаны с корпоративным правом в силу того, что их интересует один и тот же субъект, интересы гражданского общества в первую очередь направлены на защиту интересов частных субъектов, граждан и организаций, интересы корпоративного права - на защиту интересов корпоративных субъектов. Общественные объединения, интересуются вопросами общегражданского статуса, корпоративное право Российской Федерации - вопросами статуса корпораций. Общественные объединения интересуются этими вопросами в общесоциальном ключе, корпоративное право Российской Федерации - в правовом.

В соответствии с Конституцией РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (ст. 71), корпоративное право является подотраслью гражданского права, следовательно, правовое регулирование гражданско-правовых отношений должно осуществляться исключительно на федеральном уровне.

Корпоративное право РФ представляет собой комплексную отрасль законодательства, что оказывает сильнейшее влияние как на систему отрасли права. Система корпоративного права РФ в широком смысле включает в себя институты конституционного, международного, гражданского, трудового, налогового, административного, финансового права, поскольку эти отрасли затрагивают корпоративные правоотношения, а также федеральные законы и иные нормативно-правовые акты федерального уровня.

Каждое отдельное государство давно перестало быть изолированным от мирового рынка, современные экономические процессы происходят в международных рамках, в международных рамках заключаются сделки, формируются спрос и предложение. Логичным следствием проведения этой политики является заключение множества международных договоров по вопросам совместного решения проблем корпораций, общественных объединений. Эти проблемы Россия решает в двух направлениях - в рамках СНГ и в рамках мировой экономики, причем это осуществляется в актах различного уровня. Одним из примеров таких документов является Конвенция "О договорах международной купли-продажи товаров". Ни национальная принадлежность сторон, ни их гражданский или торговый статус, ни гражданский или торговый характер договора не принимаются во внимание при определении применимости Конвенции.

Договор от 8 декабря 1999 г. "О создании Союзного государства" (далее - Договор) также содержит нормы корпоративного права. В настоящее время достаточно много предприятий ориентировано на внешний рынок, для стран СНГ таким рынком в первую очередь является Россия, поэтому возникла необходимость закрепить правовое положение коммерческих, некоммерческих организаций на международном уровне.

Большое значение для корпоративного права и общественных объединений играет Гражданский кодекс РФ, который устанавливает основы правового статуса корпоративных субъектов - хозяйственных обществ и товариществ, развивает положения Конституции Российской Федерации об участниках гражданского оборота и закрепляет права и обязанности этих участников, включая корпорации, и закрепляет, что нормативные договоры между субъектами корпоративного правоотношения признаются источниками корпоративного права Российской Федерации.

Нормативный договор, содержащий нормы корпоративного права, отличается как от договоров, заключаемых органами государственной власти, так и от обычных гражданско-правовых договоров. Это отличие носит принципиальный характер и состоит в том, что в отличие от обычного договора между субъектами гражданских правоотношений нормативный договор не носит разового характера, напротив, он определяет отношения сторон на неопределенный период времени, устанавливает права и обязанности субъектов правоотношений в перспективе, создает новую норму права, универсализируя отношения. Обычный гражданский договор направлен на разовое применение сторонами, нормативный - на многократное и, что наиболее существенно, постоянное. В отличие от публичных договоров нормативный договор заключается между равноправными субъектами, а не между субъектами, связанными отношениями власти и подчинения.

Классическим примером нормативного договора является учредительный договор юридического лица. Согласно ст. 52 ГК РФ "Учредительные документы юридического лица" таковыми являются устав либо учредительный договор, действует и существует юридическое лицо на основании данных документов.

Корпоративное право, общественные объединения наделены совокупностью признаков, в числе этих признаков выделяют в первую очередь экономическую свободу, равноправие субъектов частного права и его законодательное закрепление, многообразие форм собственности, признание со стороны государства статуса субъекта гражданских правоотношений и гарантию минимума прав и свобод, невмешательство государства в частные дела, правовое государство, система органов власти которого построена на принципе разделения властей, признания принципов гласности, плюрализма, равенства перед законом и судом. Все эти признаки тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. Некоторые из конституционных принципов имеют самое непосредственное отношение к корпорациям, общественным объединениям и их статусу, можно говорить о конституционных основах корпоративных норм. Чем больше субъектов гражданских правоотношений заинтересовано в развитии корпоративного права, общественных объединений, тем больше шансов у корпоративного права на существование.

Согласно Конституции РФ (ст. 8) в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Очевидно, что для нормальной деятельности общественных объединений, корпораций необходимы определенные условия, поддержка конкуренции, закрепление свободы экономической деятельности, свободное перемещение товаров и т.д. Только при соблюдении этих условий организация может нормально функционировать и развиваться.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Государственная защита собственности общественных объединений, корпораций - обязательное условие эффективности развития и деятельности. Эти конституционные положения очень важны, поскольку непосредственно связаны с защитой собственника имущества, причем они защищают не только индивидуального собственника, но и коллективного, поощряют свободное распоряжение имуществом, что создает условия для осуществления предпринимательской деятельности, каковой, по сути, является деятельность корпоративных субъектов.

Взаимосвязь общественных объединений с нормами корпоративного права в Российской Федерации очевидна, поскольку, как известно, общественные объединения и их существование в первую очередь относятся к сфере интересов субъектов этого общества, выступающих в лице разнообразных организаций. Эти организации обладают различным статусом, но все они в конечном счете заинтересованы в существовании корпоративного права. Гражданское общество призвано отражать интересы субъекта, реализующего в обществе частную правосубъектность. Для корпоративных организаций - субъектов корпоративного права Российской Федерации наличие общественных объединений необходимо, ибо вне общественных объединений свою правосубъектность им реализовать будет затруднительно ввиду отсутствия как должной защиты их интересов, так и экономической основы для такой защиты. Однако как корпорации нуждаются в общественных объединениях, так и общественные объединения нуждаются в них, поскольку гражданское общество невозможно "установить сверху", для нормально развивающегося гражданского общества необходимо наличие частной инициативы. Реализовывать частную инициативу должны частные субъекты - личности, корпорации.