Мудрый Юрист

Алименты с граждан СНГ - по закону РФ

Дмитрий Косихин, газета "ЭЖ-Юрист".

Я в разводе уже шесть лет, ребенку семь с половиной лет. Бывший муж из Таджикистана. На днях подала на алименты, но не знаю, где он находится в данный момент. Обязан ли он выплачивать алименты и будут ли его искать?

Е.Ашурова, г. Москва

Вы правильно сделали, что подали исковое заявление на выплату алиментов бывшим супругом. Существуют некоторые особенности взыскания алиментов с иностранных граждан и лиц без гражданства, однако не все так безнадежно.

Если родитель и ребенок совместно не проживают, то к их правоотношениям применяется право того государства, гражданином которого является ребенок. Это правило подтверждается п. 1 ст. 32 Конвенции стран СНГ от 22.01.1993, согласно которому правоотношения родителей и детей определяются по законодательству той страны-участницы, на территории которой проживают дети. Принадлежность ребенка к гражданству конкретного государства определяется на момент решения вопроса о применимом праве. То есть в вашей ситуации, когда ребенок и его мать - граждане России, а отец - гражданин Таджикистана, взыскание алиментов будет производиться по российскому законодательству.

После получения на руки решения суда и исполнительного листа вам необходимо будет предпринять ряд действий по взысканию алиментов.

Согласно ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В правоотношениях, где одной из сторон выступает иностранный гражданин, в том числе и из стран СНГ, на первое место в разрешении спорных ситуаций помимо законодательства РФ выходят международные правовые акты, например межправительственные соглашения.

Применительно к гражданам из стран СНГ таким документом является Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22.01.1993 между государствами - членами СНГ (Минская конвенция), а также ряд двусторонних договоров о правовой помощи. Согласно ст. 51 Минской конвенции каждая из договаривающихся сторон на условиях, предусмотренных настоящей Конвенцией, признает и исполняет решения, вынесенные на территории других договаривающихся сторон. Это касается решений учреждений юстиции по гражданским и семейным делам, включая утвержденные судом мировые соглашения по таким делам и нотариальные акты в отношении денежных обязательств.

Кроме Минской конвенции, действует и применяется Соглашение стран СНГ от 09.09.1994 "О гарантиях прав граждан в области выплаты социальных пособий, компенсационных выплат семьям с детьми и алиментов" (далее - Соглашение). Данный документ подписан Российской Федерацией, Украиной, Азербайджанской Республикой, республиками Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан, Грузия. Указанное Соглашение вступило в силу для России с 12 апреля 1995 года, а для Таджикистана - с 8 августа 1995 года.

В соответствии со ст. 5 Соглашения установление и взыскание (выплата) алиментов гражданам осуществляются в порядке, предусмотренном национальным законодательством стороны, на территории которой они проживают. При этом под термином "граждане" для целей указанного Соглашения следует понимать граждан государства одной из сторон, лиц без гражданства и иностранных граждан, проживающих на территории какой-либо стороны (ст. 1 Соглашения).

Согласно Соглашению стороны признают и обеспечивают исполнение судебных решений по делам о взыскании алиментов. Документы, выданные по установленной форме в целях реализации Соглашения на территории одной стороны, или их заверенные копии принимаются на территории другой стороны без легализации. Кроме того, стороны обеспечивают в приоритетном порядке свободный перевод и выплату денежных средств по алиментам, социальным пособиям и компенсационным выплатам семьям с детьми, постоянно или временно пребывающим на их территории, через банки или учреждения почтовой связи. Перевод денежных средств по алиментам осуществляется в порядке, устанавливаемом межправительственным соглашением о переводе денежных средств гражданам по социально значимым неторговым платежам (ст. 7 Соглашения).

Порядок направления документов для исполнения их на территории другого государства СНГ также определен Минской конвенцией. Исполнение решений, вынесенных российскими судами общей юрисдикции и мировыми судьями, на территории стран - участниц Конвенции возможно после прохождения правовой процедуры признания судебного решения одного государства на территории государства, где предполагается исполнение решения.

Для прохождения процедуры признания вам необходимо оформить ходатайство о признании решения российского суда и разрешении его принудительного исполнения, адресованное компетентному суду, со ссылкой на международный договор, послуживший основанием для обращения. В ходатайстве следует указать наименование суда, дату вынесения решения, предмет взыскания, требующего признания, а также свой адрес, реквизиты счета в отделении банка для перечисления взыскиваемых денежных средств.

Особое внимание нужно обратить на сведения о должнике. Если не известен точный адрес лица, в отношении которого будет осуществляться принудительное исполнение, необходимо указать это в ходатайстве и обратиться в нем же с просьбой об установлении места нахождения должника на территории запрашиваемого иностранного государства, сообщив максимально известную информацию (дату, место рождения, последнее известное место жительства, место работы и пр.).

Конвенцией установлено, что ходатайство о разрешении принудительного исполнения решения подается заинтересованным лицом в суд той страны, где решение подлежит исполнению, или в суд своего государства, который вынес решение в первой инстанции. Как правило, в связи с отсутствием сведений о компетенции судов в иностранном государстве взыскатель использует последний вариант.

В соответствии со ст. 53 Конвенции к ходатайству заявителя приобщаются следующие документы:

Для получения вышеуказанных документов взыскателю следует обращаться в суд, вынесший решение по делу в первой инстанции.

В соответствии с условиями Минской конвенции перевод документов на язык запрашиваемого государства не требуется, но при этом необходимо соблюдать требования ст. 13 Конвенции и надлежащим образом заверять изготовленные документы. Направляемые документы должны быть составлены уполномоченным на то лицом в пределах его компетенции и скреплены гербовой печатью.

Исполнительный лист российского суда не имеет юридической силы на территории иностранного государства, поэтому приобщение его к материалам ходатайства не имеет смысла.

В соответствии с Приказом Минюста России от 21.05.2009 N 146 главные управления Минюста являются территориальными органами Минюста России, уполномоченными на оказание международной правовой помощи в пределах своей компетенции, в том числе по направлению ходатайств о признании и принудительном исполнении решений российских судов на территории иностранных государств.

Поступившие в территориальные органы Минюста ходатайства проверяются на соответствие требованиям, предъявляемым к оформлению документов, и направляются, в зависимости от порядка сношения, либо в территориальное учреждение юстиции запрашиваемого государства, либо в Министерство юстиции Российской Федерации для последующего препровождения соответствующему органу иностранного государства с уведомлением органа, инициировавшего направление ходатайств.

Компетентный суд иностранного государства при отсутствии оснований к отказу выносит определение об удовлетворении ходатайства и разрешении принудительного исполнения российского судебного решения на своей территории.

Отказ в признании и принудительном исполнении решения российского суда возможен в случае, если:

  1. в соответствии с законодательством запрашивающей стороны решение не вступило в законную силу и не подлежит исполнению, за исключением случаев, когда решение подлежит исполнению до вступления в законную силу;
  2. ответчик не принял участия в процессе вследствие того, что ему не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о вызове в суд;
  3. по делу между теми же сторонами о том же предмете и по тому же основанию на территории запрашиваемого государства ранее уже вынесено вступившее в законную силу решение или имеется признанное решение суда третьего государства либо если учреждением запрашиваемого государства ранее возбуждено производство по данному делу;
  4. согласно законодательству запрашиваемого государства, на территории которого должно быть признано и исполнено решение, дело относится к исключительной компетенции ее учреждения;
  5. отсутствует документ, подтверждающий соглашение сторон по делу договорной подсудности;
  6. истек срок давности принудительного исполнения, предусмотренный законодательством запрашиваемого государства, суд которого исполняет поручения.

После вступления в законную силу судебного определения о признании и разрешении принудительного исполнения российского решения иностранным судом выдается исполнительный документ и направляется в компетентный орган запрашиваемого государства, который будет осуществлять исполнение. Копия определения направляется в запрашивающий орган Российской Федерации для последующего препровождения инициатору ходатайства. Порядок принудительного исполнения определяется по законодательству государства, на территории которого должно быть осуществлено принудительное исполнение.