Мудрый Юрист

Наградные системы субъектов Российской Федерации (тенденции правового регулирования)

Трофимов Егор Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и финансового права Хабаровской государственной академии экономики и права.

Статья посвящена региональным наградным системам. На широкой эмпирической базе автор показывает разнообразие форм региональных наград, их количественное распространение и локализацию. Выявленные тенденции правового регулирования наградных систем и статистические методы анализа позволили автору определить типичные наградные системы республик и других регионов Российской Федерации.

Ключевые слова: региональные награды, премия, субъекты Российской Федерации, почетное звание.

This article is devoted to regional system of awards. On a broad empirical basis the author demonstrates the diversity of the regional awards, their quantitative distribution and localization. Identified trends of legal regulation of reward systems and statistical analysis techniques have enabled the author to define the typical systems of awards for differentiated systems of republics and other regions.

Key words: regional awards, bonus, subjects of the Russian Federation, honourable rank.

Формы государственных наград субъектов Российской Федерации весьма разнообразны. В данном пункте наградные системы регионов намного превосходят наградную систему Российской Федерации, которой известны лишь 10 наградных форм, а именно: звание героя, орден, наградной знак, наградная медаль, премия, звание "народный" по профессии, звание "заслуженный" по профессии, звание ветерана, иное наградное звание (летчик-космонавт), а также наградное звание населенных пунктов (город воинской славы).

Государственные награды субъектов Российской Федерации более специфичны. В.М. Дуэль называла в качестве основных наград регионов ордена, медали, почетные звания, почетные грамоты, знаки отличия [1]. А.Ю. Петров выделял следующие формы поощрения по законодательству субъектов Российской Федерации: 1) ордена; 2) награды; 3) почетные звания; 4) знаки отличия; 5) государственные премии; 6) почетные грамоты; 7) дипломы; 8) почетные знаки; 9) медали; 10) благодарственные письма; 11) почетное гражданство [2]. В.А. Винокуров называл награды следующих форм: 1) ордена; 2) медали; 3) почетные звания (звания), включающие звания почетного гражданина субъекта Российской Федерации, почетные звания степеней "народный", "заслуженный" или "почетный" в различных сферах деятельности, звания ветерана труда субъекта Российской Федерации; 4) знаки, включающие почетные знаки, знаки отличия, памятные знаки, знаки, орденские знаки; 5) грамоты; 6) дипломы; 7) благодарности; 8) государственные премии и премии; 9) иные государственные награды, включающие Государственную книгу "Заслуженные люди Тувы XX века" и Почетный штандарт Губернатора Нижегородской области [3].

Однако полное исследование регионального законодательства показывает намного большее разнообразие наградных форм. Среди них выделяются книги, доски почета, галереи славы и почета, аллеи славы и звезд, почетные штандарты, переходящие знамена, ордена, наградные медали, наградные знаки, ценные (памятные) подарки, дипломы, грамоты, приветственные адреса, благодарственные письма, премии, стипендии, звания героя, звания матери-героини, звания почетного гражданина, звания "народный", "заслуженный" и "почетный" по профессии, звания лауреата, звания ветерана труда, звания мастера и народного мастера, иные звания организаций и коллективов, звания населенных пунктов и районов, иные наградные звания, присвоение имени деятеля и благодарности. Возможна и большая детализация наградных форм.

Среди государственных наград субъектов Российской Федерации по количеству, бесспорно, лидируют награды устных форм - 1213 наград (65,11% от общего количества), в том числе 674 награды (81,56%) в республиках и 540 (52,02%) в других регионах. Со значительным отрывом на втором и третьем местах располагаются награды денежных и вещных форм - 305 наград (16,37%) и 264 награды (14,17%) соответственно, в том числе 67 наград денежных форм (8,12%) и 66 наград вещных форм (8,00%) в республиках, а в прочих регионах - соответственно 238 наград (22,93%) и 198 наград (19,08%). Наиболее редкими являются награды документарных форм, насчитывающие 82 награды (4,40%), в том числе 19 наград (2,30%) в республиках и 63 награды (6,07%) в других регионах. И в республиках, и в других регионах количественная распространенность наград по наиболее крупным группировкам наградных форм одинакова в своей тенденции.

Однопроцентный барьер из всех наград документарных форм преодолевают только грамоты, которые представлены 59 наградами (3,17% от общего количества). Из наград вещных форм имеют количественную распространенность свыше 1% только награды в виде украшений для ношения: 134 наградных знака (7,19%), 83 медали (4,46%) и 30 орденов (1,61%). Среди наград денежных форм преобладают премии, достигающие количества 274 наград (14,71%), тогда как стипендии гораздо менее многочисленны (31 награда, или 1,66%). Среди наград устных форм доминируют наградные звания по профессиям - 1052 награды (56,47%), в том числе звание "народный" по профессии в количестве 92 наград (4,94%), "заслуженный" - 805 наград (43,21%), "почетный" - 155 наград (8,32%). Довольно редкими в количественном отношении являются звания почетного гражданина (64 награды, или 3,44%) и ветерана труда (45 наград, или 2,42%).

Для наградного дела малочисленность подавляющей части наградных форм имеет негативные последствия. Как правило, малочисленные формы теряются в общей массе наград, не укореняются в социальной жизни, их старшинство и социальная значимость не получают межрегионального признания. Исключением из этой асоциальной тенденции могут стать лишь те малочисленные наградные формы, которые помещаются на вершину наградной системы (например, звания почетного гражданина) или которые имеют общеизвестные соответствия в наградной системе Российской Федерации или бывшего СССР (например, ордена, звания героя, матери-героини и лауреата).

Дипломы, адреса, благодарственные письма, наградные мемориалы (книги, доски, галереи, аллеи), штандарты и знамена, ценные и памятные подарки, благодарности и некоторые другие наградные формы вряд ли имеют перспективное будущее в наградных системах субъектов Российской Федерации в качестве самостоятельных наградных форм. Они отягощают наградные системы регионов и умножают неопределенность иерархии государственных наград субъектов Российской Федерации.

Важным показателем наградных систем субъектов Российской Федерации выступает территориальная распространенность (локализация) форм государственных наград, которая измеряется количеством (в абсолютном исчислении) или долей (в процентном исчислении) регионов, в которых установлены награды соответствующих форм. Государственные награды de jure или de facto установлены во всех субъектах Российской Федерации, за исключением Хабаровского края. Иными словами, распространенность государственных наград субъектов Российской Федерации достигает 98,8%, в том числе 100% в республиках и 98,4% в прочих регионах.

Территориально, как и количественно, наиболее распространены награды устных форм. Они установлены всюду, где вообще есть государственные награды, - в 82 регионах. На втором месте по степени территориального распространения находятся награды вещных форм, которые имеют индекс распространения 73 (88,0%) по России, в том числе 20 (95,2%) в республиках и 53 (85,5%) в прочих регионах. Далее следуют награды денежных форм с показателем 59 (71,1%), включая 17 республик (81,0%) и 42 иных региона (67,7%). Наименее распространены территориально, как и количественно, награды документарных форм, имеющие индекс распространения 43 (51,8%), включая 16 республик (76,2%) и 27 других регионов (43,5%).

Показатели локализации являются более точным инструментом анализа и сравнения наградных систем субъектов Российской Федерации, чем количественное распространение наград.

Таблица 1. Локализация наград наиболее территориально распространенных форм (с показателем территориального распространения не менее 10%)

     По      
республикам
форма
награды
  %  
 По другим   
регионам
форма
награды
  % 
   По всем   
субъектам
Российской
Федерации
форма награды
  %  
звания       
"народный"
по профессии;
звания
"заслуженный"
по профессии
100  
звания       
почетного
гражданина
87,1
звания       
почетного
гражданина
77,1 
премии       
81,0 
наградные    
знаки
69,4
премии       
71,1 
грамоты      
76,2 
премии       
67,7
наградные    
знаки
62,7 
ордена       
61,9 
звания       
ветерана
труда
58,1
звания       
ветерана
труда
54,2 
наградные    
медали
57,1 
грамоты      
38,7
грамоты      
48,2 
звания       
почетного
гражданина
47,6 
наградные    
медали
37,1
звания       
"заслуженный"
по профессии
47,0 
наградные    
знаки;
звания
ветерана
труда
42,9 
звания       
"заслуженный"
по профессии
29,0
наградные    
медали
42,2 
доски;       
стипендии;
звания
мастера,
народного
мастера
14,3 
звания       
"почетный"
по профессии
19,4
ордена       
26,5 
ордена       
14,5
звания       
"народный"
по профессии
25,3 
звания       
"почетный"
по профессии
15,7 

Значимо, что наградные формы, ранжированные по степени территориальной распространенности, в республиках идут с небольшими разрывами до показателя 42,9% (наградные знаки и звания ветерана труда), после которых наблюдается резкий (трехкратный) количественный скачок в сторону уменьшения индекса распространения. Это означает, что в республиках имеется устоявшийся перечень распространенных наградных форм, состоящий из девяти пунктов: званий "народный" и "заслуженный" по профессии, премий, грамот, орденов, наградных медалей, званий почетного гражданина, наградных знаков, званий ветерана труда. Все прочие наградные формы для республик нетипичны, они имеются в 1 - 3 республиках. В краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах отсутствует настолько обособленный по критерию распространенности список форм государственных наград.

Показательным для наградной системы субъекта Российской Федерации является количество наградных форм, а не наград. Место (старшинство) награды в наградной системе связывается прежде всего с наградной формой, поэтому количество наградных форм свидетельствует о вертикальной структурированности наградной системы.

Таблица 2. Общее и среднее количество наград в наградной системе

     По      
республикам
форма
награды
  %   
По другим регионам
форма награды
  %  
 По всем субъектам
Российской
Федерации
форма награды
   %  
звания       
"народный"
по профессии;
звания
"заслуженный"
по профессии
100   
звания почетного  
гражданина
87,1 
звания почетного  
гражданина
77,1  
премии       
81,0  
наградные знаки   
69,4 
премии            
71,1  
грамоты      
76,2  
премии            
67,7 
наградные знаки   
62,7  
ордена       
61,9  
звания ветерана   
труда
58,1 
звания ветерана   
труда
54,2  
наградные    
медали
57,1  
грамоты           
38,7 
грамоты           
48,2  
звания       
почетного
гражданина
47,6  
наградные медали  
37,1 
звания            
"заслуженный"
по профессии
47,0  
наградные    
знаки;
звания
ветерана
труда
42,9  
звания            
"заслуженный"
по профессии
29,0 
наградные медали  
42,2  
доски;       
стипендии;
звания
мастера,
народного
мастера
14,3  
звания "почетный" 
по профессии
19,4 
ордена            
26,5  
ордена            
14,5 
звания "народный" 
по профессии
25,3  
звания "почетный" 
по профессии
15,7  

Статистическая обработка количественной информации о региональных наградных системах показывает, что среднее количество наградных форм в регионах распространения государственных наград кратно меньше их общего количества. Такой результат объясняется тем, что около половины наградных форм в республиках и две трети в прочих регионах составляют редкие формы.

В наградной системе субъекта Российской Федерации присутствуют в среднем 5,62 наградной формы, в том числе в республиках 6,90 и в других регионах 5,18 формы наград. Следовательно, вертикальная структура наградной системы субъекта Российской Федерации представляется в типовом случае не слишком сложной, а потому допускающей моделирование на основе общероссийских тенденций.

Таблица 3. Вертикальная структура модельных наградных систем (с учетом корректировки количества наград до целых чисел)

      Модельная наградная     
система
республики
     Модельная наградная      
система
другого региона
    элемент (форма    
награды)
кол-во 
наград
  элемент (форма    
награды)
 кол-во  
наград
        орден         
   1   
  звание почетного  
гражданина
   звание почетного   
гражданина
(инвариант звания
ветерана труда)
 1 <*> 
    1    
наградная медаль либо 
наградной знак
   2   
 наградная медаль   
либо наградной
знак
    2    
 звание "народный" по 
профессии
   4   
 звание "заслуженный" 
по профессии
  26   
      звание        
"заслуженный"
по профессии
либо звание
"почетный"
по профессии
    9    
        премия        
   4   
      премия        
    3    
       грамота        
   1   
      грамота       
    1    
звание ветерана труда 
(инвариант звания
почетного гражданина)
 1 <*> 
  звание ветерана   
труда
    1    
        ИТОГО         
  39   
       ИТОГО        
   17    

Примечание. Знаком <*> (звездочка) отмечены инварианты, один из которых типично исключает в наградной системе другой.

Горизонтальная структура наградной системы представляет собой набор специальных наград, предназначенных для вознаграждения заслуг и достижений в различных сферах публичной деятельности. При этом очевидным требованием к горизонтальной структуре является то, что эта структура разворачивает универсальную "заслуженную" сферу. Иными словами, совокупность заслуг, отраженных в статутных нормах специальных наград, должна охватывать практически ту же сферу, что и статутная норма универсальной награды.

Горизонтальная структура региональной наградной системы формируется главным образом тремя элементами в республиках и двумя элементами в прочих регионах, а именно званиями "народный" и "заслуженный" ("почетный") по профессии и премиями. Все прочие элементы вертикальной структуры в типовом случае не разворачиваются в горизонтальную структуру, так как явно недостаточны для этого по количественному показателю (1 - 2 награды соответствующей формы).

В наградных системах республик и прочих субъектов Российской Федерации наблюдаются значительные различия, но при этом внутри каждой из двух названных групп регионов проявляются общие тенденции правового регулирования, которые составляют основу моделирования и унификации региональных наградных систем.

Литература

  1. Дуэль В.М. Государственные награды в российском праве: проблемы теории и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 73.
  2. Петров А.Ю. Административный процесс в субъектах Российской Федерации: проблемы теории и законодательного регулирования. Челябинск: Образование, 2006. С. 43.
  3. Винокуров В.А. Государственные награды субъектов Российской Федерации - атрибут государственности // Юридическая мысль. 2007. N 5. С. 29 - 40.