Мудрый Юрист

Возникновение и переход права собственности на гидротехнические сооружения

Абрамов Валерий Вениаминович, директор по безопасности и режиму ООО "УГМК-Холдинг", кандидат юридических наук.

Статья посвящена исследованию основных прав и обязанностей собственников и организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения (ГС). Исходя из общетеоретических положений о структуре и содержании правоотношения, автор формулирует особенности реализации прав и обязанностей собственников и организаций, эксплуатирующих ГС. Особое внимание уделяется вопросам безопасности ГС и ответственности за безопасность ГС. Показана тенденция старения ГС и снижения уровня их безопасности.

Ключевые слова: правоотношения, права и обязанности, гидротехнические сооружения, безопасность, экологическая экспертиза, риск гражданской ответственности.

Arising and transfer of right of ownership to hydro-technical constructions

V.V. Abramov

The article is devoted to research of basic rights and duties of owners and organizations exploiting hydro-technical constructions. On the basis of general theoretical provisions on the structure and contents of legal relation the author formulates the peculiarities of realization of rights and duties of owners and organizations exploiting hydro-technical constructions. The special attention is drawn to the issues of security of hydro-technical constructions and responsibility for security of hydro-technical constructions. The author shows the tendency of ageing of hydro-technical constructions and reduction of level of security thereof.

Key words: legal relations, rights and duties, hydro-technical constructions, security, environmental expertise, risk of civil responsibility.

Возникновение и переход права собственности на гидротехнические сооружения (далее - ГС) характеризуются как общими основаниями, закрепленными в гражданском законодательстве, так и особенностями, присущими данному виду имущества. Согласно ст. 218 ГК РФ общими основаниями приобретения права собственности являются: создание объекта недвижимости, сделки об отчуждении имущества, реорганизация юридического лица, приобретение права собственности в порядке наследования и др.

Итак, основание возникновения права собственности - это юридический факт. В реальной действительности может быть два и более юридических фактов, в совокупности и определенной последовательности.

От юридических фактов (оснований) необходимо отличать способы возникновения (приобретения) права собственности. На наш взгляд, указанные способы есть технико-юридические приемы, используемые в гражданском законодательстве <1>. Проиллюстрируем сказанное следующим примером. Так, приватизация государственного и муниципального имущества является производным способом приобретения права собственности. В свою очередь, основанием (юридическим фактом) такого приобретения выступает договор купли-продажи имущественного комплекса (в нашем случае - ГС).

<1> В литературе наиболее распространенным является мнение, согласно которому термины "основания приобретения права собственности" и "способы приобретения права собственности" - синонимы. В то же время встречается мнение о разграничении понятий "основания возникновения права собственности" и "способ" (см.: Лисаченко А.В. Приобретение права собственности: Автореф. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 11 - 12).

Известно, что в цивилистической литературе способы приобретения права собственности принято делить на первоначальные и производные <2>. Однако до сих пор остается дискуссионным вопрос о критерии указанного деления: воля или правопреемство? Мы придерживаемся позиции тех ученых, которые рассматривают правопреемство в качестве критерия деления способов приобретения права собственности на первоначальные и производные.

<2> См.: Гражданское право. Т. 1: Учебник: 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2004. С. 415 - 416.

Исходя из деления способов приобретения права собственности на первоначальные и производные, можно отметить следующее. К первоначальным способам приобретения права собственности на гидротехнические сооружения необходимо отнести их строительство будущим собственником. При этом возникает комплекс вопросов, связанных с созданием нового объекта - гидротехнического сооружения. Речь идет о размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию гидротехнических сооружений. Возникающие при этом отношения регулируются параграфом 3 главы 37 ГК РФ "Строительный подряд". Статья 740 ГК РФ содержит общие положения, касающиеся договора строительного подряда (признаки этого договора, виды работ по договору). Согласно п. 1 этой статьи по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект, в рассматриваемом случае - гидротехническое сооружение. Развитие этого положения содержится в п. 2 ст. 740 ГК РФ, где указано, что договор строительного подряда заключается на строительство предприятия, здания, сооружения или иного объекта.

С учетом темы настоящего исследования интерес представляют ст. 743, 744, 747, 751, 752 параграфа 3 главы 37 ГК РФ. Так, в ст. 743 ГК РФ речь идет о технической документации и смете. Статья 744 ГК РФ посвящена вопросам внесения изменений в техническую документацию. Статья 747 ГК РФ содержит дополнительные обязанности заказчика по договору строительного подряда, в частности его обязанность своевременно предоставлять для строительства земельный участок, площадь и состояние которого должны соответствовать содержащимся в договоре условиям. Эта обязанность заказчика относится к числу существенных условий данного договора.

Весьма важным является содержание ст. 751 ГК РФ, которая посвящена обязанностям подрядчика по охране окружающей среды. Подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей природной среды. Кроме того, подрядчик не вправе использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, предоставленные заказчиком, или выполнять его указания, если это может привести к нарушению обязательных для сторон требований по охране окружающей среды. Таким образом, подрядчик обязан соблюдать требования Закона об охране окружающей среды <3>, Закона об экологической экспертизе <4>, Земельного кодекса РФ, Закона о недрах <5>, Водного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Закона о животном мире <6>, Закона о рыболовстве <7> и др. И, скажем, не только. Особое (практическое) значение имеют положения строительных норм и правил (СНиП). В частности, вопросы проектирования вновь строящихся и реконструируемых гидротехнических сооружений (подпорных стен, судоходных шлюзов, рыбопропускных и рыбозащитных сооружений регламентируются СНиП 2.06.07-87. Нормы и правила СНиП 3.07.02-87 распространяются на производство работ по строительству новых, реконструкции и расширению действующих гидротехнических морских и речных транспортных сооружений, как защищенных, так и на открытых акваториях, а также при изготовлении конструкций и элементов для возведения этих сооружений на полигонах строительных организаций.

<3> Первоначально документ опубликован: Собрание законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 133 // СПС "КонсультантПлюс".
<4> Первоначально документ опубликован: Собрание законодательства РФ. 1995. N 48. Ст. 4556 // СПС "КонсультантПлюс".
<5> 5 Первоначально документ опубликован: Собрание законодательства РФ. 1995. N 10. Ст. 823 // СПС "КонсультантПлюс".
<6> Первоначально документ опубликован: Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1462 // СПС "КонсультантПлюс".
<7> Первоначально документ опубликован: Собрание законодательства РФ. 2004. N 52. Ч. 1. Ст. 5270 // СПС "КонсультантПлюс".

Существенное значение для создания гидротехнических сооружений имеет Закон об экологической экспертизе. Суть экологической экспертизы изложена в ст. 1 упомянутого Закона, где она определяется как установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Объектами экологической экспертизы, в частности, являются технико-экономические обоснования и проекты строительства объектов хозяйственной деятельности. Иначе говоря, без проведения экологической экспертизы Закон не разрешает проводить строительство ГС.

Интересной представляется ст. 752 ГК РФ. В ней речь идет о последствиях консервации строительства. Если по независящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ. В силу ст. 13 Закона о безопасности гидротехнических сооружений <8> эксплуатация сооружения, которое подлежит консервации, осуществляется в соответствии с Положением об эксплуатации ГС.

<8> Первоначально документ опубликован: Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3589 // СПС "КонсультантПлюс". Далее - Закон N 117-ФЗ.

Заканчивая рассмотрение вопроса о строительстве гидротехнических сооружений как первоначальном способе приобретения права собственности на них, следует обратить внимание еще на некоторые особенности. Так, в ст. 10 Закона N 117-ФЗ установлено, что на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Соответствующие нормы о декларировании безопасности гидротехнических сооружений содержатся в Положении о декларировании безопасности ГС.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации. Порядок государственной регистрации установлен Законом о регистрации прав на недвижимое имущество. Согласно этому Закону право на вновь создаваемый объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. В литературе справедливо отмечается, что фактический состав включает в себя три юридических факта: юридический поступок - создание (строительство) объекта недвижимого имущества; административный акт - подписание и утверждение акта приемочной комиссии; административный акт - государственная регистрация права <9>. Таким образом, следует проводить разграничение между указанными фактами с точки зрения наступления соответствующих правовых последствий. Так, создание (строительство) объекта недвижимости подтверждается двумя первыми фактами. В свою очередь, право собственности на вновь возведенный объект возникает с момента государственной регистрации права. Для приобретения права собственности на объект незавершенного строительства достаточно двух фактов: первого и третьего. Исключается такой юридический факт, как административный акт - подписание и утверждение акта приемочной комиссии.

<9> См.: Жабреев В.С. Возникновение вещных прав на недвижимое имущество: Автореф. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. С. 14 - 15.

Мы солидарны с высказанным мнением о том, что в отношении частного случая изготовления новой вещи (строительства недвижимости) использовать правило о правоподтверждающей регистрации прав нецелесообразно <10>. Поэтому считаем обоснованным предложение об изменении ст. 219 ГК РФ следующим образом: "Право собственности на здания, сооружения и другое недвижимое имущество возникает с момента создания, распоряжение такой недвижимостью возможно только после государственной регистрации прав на нее". Как видно, здесь реализация собственником правомочия распоряжения связана с фактом государственной регистрации прав на недвижимость.

<10> Там же. С. 15.

Оформление акта приемочной комиссии осуществляется в соответствии со СНиП 3.01.04-87. Согласно названному документу все вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат обязательной приемке государственными приемочными комиссиями. Вслед за Д.Н. Шмелевой считаем, что положения СНиП 3.01.04-87 существенно устарели и создают значительные трудности для субъектов, осуществляющих деятельность по приемке в эксплуатацию объектов недвижимости (в нашем случае - гидротехнических сооружений) <11>.

<11> Шмелева Д.Н. Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа: Дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2004. С. 91.

В отношении гидротехнических сооружений действуют особые нормы. Статья 7 Закона N 117-ФЗ устанавливает, что ГС вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений". Формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений возложено на Министерство природных ресурсов (в настоящее время - Федеральное агентство водных ресурсов). Регистр ведется в целях: а) государственной регистрации и учета гидротехнических сооружений; б) сбора, обработки, хранения и распространения информации о количественных и качественных показателях состояния гидротехнических сооружений, условиях их эксплуатации, соответствии этих показателей и условий критериям безопасности гидротехнических сооружений; в) создания информационной основы для разработки и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений и предупреждению чрезвычайных ситуаций; г) информационного обеспечения государственного управления и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.

Таким образом, названная регистрация носит в целом технический характер. Известно, что в силу п. 2 ст. 131 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Гидротехническое сооружение вносится в Регистр после утверждения органом надзора за безопасностью гидротехнических сооружений декларации безопасности гидротехнического сооружения <12>. Гидротехнические сооружения, которые находились в эксплуатации на дату вступления в силу Закона о гидротехнических сооружениях, вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления декларации безопасности.

<12> Инструкция о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, утверждена Минприроды России и Госгортехнадзором России 12 июля 1999 г. // БНА. 1999. 30 августа.

Регистр представляет собой базу данных по гидротехническим сооружениям. По каждому гидротехническому сооружению в базу данных Регистра вводится следующая информация: общие сведения об объекте и эксплуатируемых гидротехнических сооружениях; основные сооружения гидротехнических сооружений; адрес электронной базы данных деклараций безопасности гидротехнических сооружений, являющейся справочной базой Регистра; сведения об изменениях и дополнениях, внесенных в Регистр.

Государственной регистрации и учету подлежат все гидротехнические сооружения, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. В Регистр включаются сведения, отражающие особенности количественных и качественных показателей, принадлежащих каждому гидротехническому сооружению.

Из производных способов возникновения права собственности на гидротехнические сооружения следует назвать приобретение права собственности одним лицом от другого лица. Статья 223 ГК РФ регулирует вопросы момента возникновения права собственности у приобретателя по договору. Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором <13>. В случаях же, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Важность определения момента, с которого у приобретателя вещи возникает право собственности, состоит в том, что от этого зависит решение многих серьезных практических вопросов. В частности, с момента перехода права собственности к приобретателю переходит бремя содержания имущества, риск случайной гибели, возникает право обращения взысканий на вещь по долгам собственника и др. <14>.

<13> Более подробно см.: Пантелеев А.А. Момент перехода права собственности по договору купли-продажи: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 1997; Шибаева Ю.В. Приобретение права собственности по договору: Автореф. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2003.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) под ред. О.Н. Садикова включен в информационный банк согласно публикации - КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2005 (3-е издание, исправленное, переработанное и дополненное).

<14> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1995. С. 273.

Поскольку ГС представляют собой объекты недвижимости, вопросы перехода права собственности на них требуют более детального регулирования. В цивилистической литературе обращается внимание на следующие моменты. Во-первых, такие сделки, как правило, должны быть заключены в письменной форме в виде одного документа, подписанного сторонами. Во-вторых, сделка подлежит государственной регистрации. В-третьих, передача объекта недвижимости и его принятие должны быть оформлены передаточным актом или иным документом. В-четвертых, переход права собственности на недвижимость сам по себе подлежит государственной регистрации <15>.

<15> См.: Хаскельберг Б.Л., Ровный В.В. Индивидуальное и родовое в гражданском праве. М., 2004. С. 185 - 188.

На договор купли-продажи гидротехнических сооружений распространяются общие положения параграфа 7 главы 30 ГК РФ. Согласно ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение или другое недвижимое имущество. Эти правила применяются и к продаже предприятий, поскольку иное не предусмотрено специальными правилами (ст. 559 - 566 ГК РФ). Статья 559 ГК РФ устанавливает, что по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам. В силу положения п. 3 ст. 559 ГК РФ права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Статья 560 ГК РФ содержит правила о форме и государственной регистрации договора продажи предприятия. Договор продажи предприятия заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, с обязательным приложением к нему документов, указанных в п. 2 ст. 561 Кодекса. Речь идет об акте инвентаризации, бухгалтерском балансе, заключении независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечне всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Договор продажи гидротехнического сооружения подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Передача гидротехнического сооружения продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о его продаже, а также сведения о выявленных недостатках переданного имущества и перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом ввиду его утраты. Гидротехническое сооружение считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. При этом следует учесть, что момент фактической передачи гидротехнического сооружения может и не совпадать с моментом подписания передаточного акта обеими сторонами. Тем не менее по смыслу ст. 563 ГК РФ именно с момента подписания акта предприятие (в нашем случае - ГС) будет считаться переданным <16>.

<16> См.: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. М., 2001. С. 152.

Право собственности на гидротехническое сооружение переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права. При этом, если иное не предусмотрено договором продажи предприятия, право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю.

Итак, можно сформулировать следующие выводы.

1. Надо различать фактическую передачу ГС во владение и формальную передачу покупателю. С формальной точки зрения (ст. 563 ГК РФ) такая передача возможна с момента подписания сторонами передаточного акта.

2. Переход вещных прав на ГС как объект недвижимости связан не с моментом его передачи, а исключительно с государственной регистрацией этих прав <17>.

<17> См.: Жабреев В.С. Указ. соч. С. 21.

3. Государственная регистрация сделок с недвижимостью (ГС) является "нежизненной" и серьезно усложнила гражданский оборот недвижимости. Поэтому мы согласны с предложением ряда ученых (Н.А. Сыродоев, В.В. Чубаров, Е.Ю. Петров, И.Д. Кузьмина, В.С. Жабреев) о необходимости отмены государственной регистрации сделок с недвижимостью. Такое же мнение содержится в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации <18>.

<18> См.: Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / Вступ. ст. А.Л. Маковского. М., 2009. С. 32.

К производным способам приобретения права собственности на ГС относится реорганизация юридических лиц <19>. Статья 57 ГК предусматривает такие формы реорганизации юридического лица, как слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации же юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

<19> Более подробно о реорганизации юридических лиц см.: Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2000; Дивер Е.П. Правовое регулирование реорганизации коммерческих организаций: Автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

Вопросы правопреемства при реорганизации юридических лиц регулируются ст. 58 ГК РФ. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом. В соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица и при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц. Если же имеет место преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы), к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Некоторые особенности реорганизации гидротехнических сооружений в форме унитарных предприятий предусмотрены Законом об унитарных предприятиях <20>. Согласно ст. 29 этого Закона унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. В то же время не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию). В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения. Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

<20> Первоначально документ опубликован: Собрание законодательства РФ. 2002. N 48. Ст. 4746 // СПС "КонсультантПлюс".

Имущество гидротехнических сооружений - унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия, если иное не предусмотрено федеральным законом. При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

Поскольку гидротехнические сооружения подлежат государственной регистрации и учету в Российском регистре гидротехнических сооружений, переход права собственности на них должен повлечь за собой изменение информационных сведений. Речь идет о данных, касающихся собственника (организационно-правовая форма, наименование, ИНН, юридический адрес, факс, телефон, код электронной почты). То же касается эксплуатирующей организации, если с изменением собственника она также меняется. Одновременно в информационных сведениях Российского регистра гидротехнических сооружений должны быть указаны условия и правовое основание передачи гидротехнического сооружения в распоряжение эксплуатирующей организации (аренда, передача в хозяйственное ведение или оперативное управление), а также основание: договор или иной правовой документ.