Мудрый Юрист

Опубликован проект закона о коллекторской деятельности

И.В. КЕРЕНСКИЙ

Минэкономразвития России опубликовало проект Закона, который должен будет урегулировать деятельность по взысканию просроченной задолженности, в том числе деятельность профессиональных участников рынка данных услуг - коллекторов. Законопроект установит обязанность коллекторов вступать в саморегулируемые организации. Также он определит правила работы взыскателей с должниками и формы имущественной ответственности коллекторов.

Деятельность коллекторов направлена на то, чтобы за вознаграждение помогать кредиторам взыскивать долги. Правовое регулирование данной деятельности, несмотря на ее широкое распространение на территории РФ, в настоящее время отсутствует. В законодательстве нет даже термина "коллектор". Это приводит к тому, что коллекторы иногда применяют в своей работе методы, причиняющие должнику существенные неудобства (например, обзванивают его соседей и рассказывают им о долгах, звонят должнику ночью и т.д.).

Из всего спектра правоотношений с участием коллекторов сейчас на законодательном уровне закреплены только требования к договору об уступке права требования. Гражданский кодекс РФ позволяет кредитору совершить уступку права требования без согласия должника, если в обязательстве личность кредитора не имеет существенного значения для должника (ч. 2 ст. 388 ГК РФ). Однако гражданское законодательство никак не регулирует действия кредиторов по взысканию долга в случае, если должник не заплатил вовремя.

29 августа на сайте Минэкономразвития России был опубликован проект Федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности" (далее - законопроект). Законопроект может стать правовой базой для деятельности по взысканию просроченной задолженности.

Законопроект подробно регламентирует деятельность по взысканию просроченной задолженности. Он будет распространять свое действие не только на коллекторов (то есть профессиональных участников деятельности по взысканию просроченной задолженности), но также и на любых других взыскателей (кредиторов или иных лиц). Отношения между взыскателем и кредитором будут регулироваться либо договором на взыскание просроченной задолженности, либо договором уступки права требования. После заключения какого-либо из этих двух договоров кредитор не позднее десяти рабочих дней обязан уведомить об этом должника. Требования к уведомлению содержатся в законопроекте.

Согласно законопроекту, деятельность любых взыскателей должна осуществляться так, чтобы доставлять наименьшее неудобство должнику. Взыскатели смогут беспокоить должников не чаще чем три раза в сутки и два раза в час, они не вправе будут взаимодействовать с должниками ночью (с 22 до 6 часов). Если же должник выразит желание общаться с взыскателем только в письменной форме, тогда взыскатель вправе будет только направлять должнику письменные уведомления по почте либо по электронной почте. Взыскателя, который будет нарушать правила взаимодействия с должником, смогут привлечь к административной ответственности. Максимальный штраф для него составит пять тысяч рублей. Соответствующий состав административного правонарушения предлагается внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Коллектором может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, являющийся членом саморегулируемой организации коллекторов. Члены саморегулируемой организации обязаны сформировать компенсационный фонд такой организации, каждый участник должен однократно перечислить не менее чем 100 тыс. руб. в этот фонд. Деньги из фонда будут расходоваться на погашение требований лиц, понесших убытки в результате деятельности коллекторов. Помимо того, что коллекторы формируют компенсационный фонд, они также обязаны ежегодно страховать свою ответственность, чтобы размер страховой суммы не был менее двух миллионов рублей в год. Коллекторы несут ответственность за убытки, причиненные в результате осуществления своей деятельности, если факт причинения убытков установлен вступившим в законную силу решением суда.

По законопроекту только коллекторы смогут взыскивать просроченную задолженность с физических лиц. Кредитные организации смогут привлекать к взысканию задолженности только коллекторов. В остальных случаях взыскателем может выступать любое физическое или юридическое лицо. Отметим, что законопроект предусматривает, что взыскатель-физлицо обязан предоставлять должнику информацию только о своей фамилии, имени и отчестве.

Коллекторы имеют многочисленные преимущества перед любыми другими взыскателями. В частности, это проявляется в том, что коллекторы обладают правом истребовать любую информацию, необходимую для их деятельности, как у государственных и муниципальных органов, так и у организаций. Отказать в предоставлении информации организация вправе только при условии, что информация составляет охраняемую законом тайну. Также коллектор получает доступ к персональным данным должника в тех случаях, когда должник дал согласие на обработку своих персональных данных кредитором. Согласие должника на предоставление персональных данных коллектору в таком случае не потребуется.

Отметим, что законопроект предоставляет коллекторам крайне широкие полномочия по сбору информации. Так, коллекторы вправе будут не только истребовать информацию для взыскания просроченной задолженности, но и "производить оценку платежеспособности юридических и физических лиц в целях профилактики возникновения просроченной задолженности" (подп. 2 п. 1 ст. 12 законопроекта). Данная норма может предоставить коллекторам возможность собрать любую информацию об имущественном положении гражданина или юридического лица.

Норма о том, что кредитные организации могут обращаться для взыскания задолженности только к коллекторам, будет продублирована и в Федеральном законе от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". В нем будет указано, что для взыскания задолженности кредитная организация вправе заключить с субъектом коллекторской деятельности договор, предусмотренный законопроектом.

Введение данной нормы может послужить стимулом для заключения договоров между банками и коллекторами, поскольку в абз. 1 ст. 34 ФЗ "О банках и банковской деятельности" сказано, что кредитная организация обязана предпринять все предусмотренные законодательством РФ меры для взыскания задолженности. Деятельность по взысканию просроченной задолженности после принятия законопроекта, безусловно, можно будет отнести к мерам по взысканию задолженности.

Однако стоит учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, непринятие кредитной организацией каких-либо мер по взысканию задолженности не может служить для нее препятствием для обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом. Во-вторых, напрямую ни в одном законодательном акте либо проекте законодательного акта не установлено, что кредитная организация обязана заключать договоры с коллекторами.

В настоящее время законопроект опубликован на сайте Минэкономразвития России [1] в рамках проведения антикоррупционной экспертизы.

Документы:

Проект Федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности".

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по взысканию просроченной задолженности".

[1] http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depcorp/doc20110829_04.