Мудрый Юрист

Особенности форм банковского надзора *

<*> Semkin A.A. Peculiarities of forms of bank supervision.

Семкин Александр Александрович, аспирант Санкт-Петербургской академии управления и экономики.

В статье анализируется современное состояние форм банковского надзора, а также рассматриваются вопросы, связанные с их практическим применением. По мнению автора, Банком России в настоящее время применяется последующий финансовый надзор. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Ключевые слова: банковский надзор, дистанционный анализ, бухгалтерская и финансовая отчетность, инспекционные проверки, кураторство.

The article analyses contemporary state of forms of bank supervision and also considers the issues related to the practice application thereof. The author believes that the Bank of Russia at present applies further financial supervision. The conclusions made in the article may be used in law-application and law-making activity.

Key words: bank supervision, disciplinary analysis, accounting and financial records, inspectorate audits, supervisory responsibility.

В соответствии со ст. 56 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" [1] (далее - Закон о Банке России) Банк России является органом банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковский надзор осуществляется через Комитет банковского надзора. Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Полномочия Банка России как органа банковского регулирования и банковского надзора определены в гл. 10 Закона о Банке России.

Важной составляющей банковского надзора выступает внутренний контроль. Общее требование о наличии внутреннего контроля в кредитной организации определено в ст. 57 Закона о Банке России и в ст. 10 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" [2].

Из анализа Закона о Банке России, а также нормативных актов Банка России можно сделать вывод, что на сегодняшний день банковский надзор осуществляется в следующих формах:

В ходе проведения дистанционного анализа бухгалтерской и финансовой отчетности, так же как и в ходе проведения инспекционных проверок, проверяемый период охватывает деятельность кредитной организации за определенный временной промежуток в прошлом. То есть выводы по результатам проведенной проверки, анализа отчетности и т.п. актуальны по состоянию на определенную отчетную дату прошедшего времени, и полученные показатели финансового состояния конкретного банка характеризуют его прошлую деятельность и не могут отражать финансовое состояние на текущий момент. Как показывает практика, в настоящее время Банком России в основном применяется так называемый последующий надзор. Конечно, проверка и оценка деятельности кредитных организаций за прошедшие отчетные периоды необходима, поскольку позволяет установить динамику развития кредитной организации, определить возможные негативные тенденции в ее деятельности, установить факты нарушения требований законодательства и нормативных актов Банка России и др. [3, 24].

Основной формой банковского надзора является проверка. Целью проводимых Банком России проверок кредитных организаций, как это следует из п. 1.3 Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. N 105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка РФ" [4] (далее - Инструкция), являются оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, оценка соблюдения законодательства и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации [5, 62].

Проверки кредитных организаций (их филиалов), проводимые Банком России, не выполняют задач аудиторских проверок и документальных ревизий, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ для сбора доказательств по уголовным и другим делам. Проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся с периодичностью, устанавливаемой законодательством РФ и нормативными актами Банка России и определяемой с учетом:

Проверки кредитных организаций проводятся не реже одного раза в 24 месяца (за исключением проверок кредитных организаций (их филиалов), особенности проведения которых установлены гл. 10 и 11 Инструкции).

Инспекционные проверки осуществляются служащими Банка России в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" [7]. Инструкция ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. N 108-И регламентирует следующие вопросы: планирование проверок кредитных организаций (их филиалов), внесение изменений в сводный план, внеплановые проверки кредитных организаций (их филиалов), повторные проверки кредитных организаций (их филиалов), привлечение работников других инспекционных подразделений Банка России и служащих Агентства по страхованию вкладов к участию в проверках кредитных организаций (их филиалов), организация и координация проверок по отдельным направлениям деятельности кредитных организаций (их филиалов), оформление полномочий на проведение проверок кредитных организаций (их филиалов), организация проведения проверки кредитной организации (ее филиала), порядок оформления результата проверки кредитной организации (ее филиала).

Проверка кредитной организации (ее филиала) начинается с момента предъявления руководителем рабочей группы или членом рабочей группы (в состав рабочей группы входят уполномоченные представители Банка России) поручения на проведение проверки кредитной организации (ее филиала).

Проверка кредитной организации (ее филиала) завершается после передачи акта проверки кредитной организации (ее филиала) для ознакомления органам управления кредитной организации на основании протокола приема-передачи акта проверки или заказным почтовым отправлением. Сроки и порядок ознакомление кредитной организации (ее филиала) с актом проверки установлены гл. 9 Инструкции.

Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, если такая проверка проводится:

Как следует из отчета Банка России о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 г., в ходе проведенных в 2009 г. проверок выявлено 16 422 нарушения в деятельности кредитных организаций (их филиалов). Наибольшее количество нарушений касается несоблюдения требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - 3979 (24,2% от числа всех нарушений). Значительную часть составили нарушения, допускаемые кредитными организациями при проведении кредитных операций, - 3714 (22,6%), а также нарушения достоверности учета и отчетности - 1443 (8,7%), расчетной дисциплины - 1279 (7,7%), организации работы по ведению бухгалтерского учета - 1156 (7%). Нарушение требований валютного законодательства допущено в 987 случаях (6%), порядка совершения кассовых операций - в 674 случаях (4,1%) [8, 71 - 72].

В этой связи представляется, что в целях организации эффективной работы по результатам проведенных проверок в кредитной организации и предотвращения в дальнейшем возможных нарушений служба внутреннего контроля банка должна обобщать материалы всех проведенных в подразделениях кредитной организации проверок, после чего составить отчет о результатах анализа контрольной деятельности в подразделениях кредитной организации. В указанном отчете целесообразно приводить наиболее серьезные, носящие системный характер нарушения и типичные недостатки в работе подразделений кредитной организации, выявленные внутренними и внешними проверками, вскрывать причины их возникновения, предлагать меры по их устранению и профилактике, делать обзор запланированных, но невыполненных мероприятий и рекомендаций по итогам ранее проведенных проверок, а также предлагать меры по повышению эффективности системы внутреннего контроля внутри кредитной организации [9, 61 - 84].

Надзор в форме кураторства [10]. Данный вид надзора может быть как контактным (с выходом на место), так и дистанционным.

Как отмечает Е.Ф. Быстрова, введение института кураторов будет способствовать созданию организационных условий, обеспечивающих оперативное принятие оптимальных решений, выявление проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях. Это достигается с помощью целенаправленного документарного анализа финансового состояния курируемой кредитной организации и постоянного контакта куратора с кредитной организацией [11, 49].

В соответствии с п. 2.5 Положения о кураторах [12] в ходе исполнения своих обязанностей куратор производит оценку достоверности отчетности закрепленной за ним кредитной организации; осуществляет оценку ее экономического положения; выявляет нарушения (недостатки) в деятельности кредитной организации на возможно более ранних стадиях их появления, а также ситуации, угрожающие законным интересам ее кредиторов и вкладчиков, стабильности банковского сектора региона и (или) стабильности банковской системы Российской Федерации; оценивает перспективы деятельности кредитной организации; готовит в соответствии с нормативными актами Банка России предложения о режиме надзора за закрепленной за ним кредитной организацией, а также разрабатывает проект программы надзора за данной кредитной организацией.

В силу п. 3.3 Положения о кураторах куратор по согласованию с руководством кредитной организации и с разрешения своего непосредственного руководителя может посещать кредитную организацию с целью изучения ее деятельности. Куратор вправе предлагать (рекомендовать) проведение с закрепленной за ним кредитной организацией совещаний, деловых встреч, в том числе с участием аудиторской фирмы, с которой кредитной организацией заключен договор на проведение ежегодного аудита (п. 3.4 Положения о кураторах) [3, 26].

Куратор может в рамках предоставленных ему его непосредственным руководителем полномочий обсуждать с закрепленной за ним кредитной организацией ее экономическое положение, тенденции, перспективы развития, имеющиеся в ее деятельности нарушения (недостатки), пути (способы) их устранения, а также иные вопросы, связанные с исполнением ею законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России (п. 3.5 Положения о кураторах).

Учитывая полномочия куратора, предоставляющие ему возможность посещать закрепленную за ним кредитную организацию с целью изучения ее деятельности, получать от руководства, служащих кредитной организации, включая руководителей структурных подразделений, служащих, осуществляющих внутренний контроль, пояснения, справки (в устном и письменном виде), а также иметь доступ к иным сведениям (информации) по вопросам деятельности кредитной организации; принимать участие в совещаниях, заседаниях, собраниях, проводимых в закрепленной за ним кредитной организации, можно сделать вывод о том, что кураторский надзор, по сути, является превентивным.

Анализ Положения о кураторах показал, что куратор наделен довольно широким кругом полномочий, которые позволяют осуществлять качественный содержательный надзор в отношении всех без исключения кредитных организаций. Важным моментом является то, что за куратором могут быть закреплены одна или несколько кредитных организаций, но при этом куратор может курировать одну кредитную организацию не более трех лет подряд с возможностью продления данного срока руководителем территориального учреждения Банка России, но не более чем на 1 год.

Вместе с тем нельзя не отметить, что определенные на сегодняшний день Положением о кураторах полномочия оставляют большой простор для личного усмотрения куратора, что при недобросовестном их использовании может привести к различного рода злоупотреблениям. К сожалению, действующим Положением о кураторах не предусмотрена возможность кредитных организаций обжаловать действия кураторов, а также не предусмотрено некой системы сдержек и противовесов для исключения злоупотреблений предоставленными полномочиями, остается лишь надеяться на добросовестность и высокий профессионализм лиц, назначаемых кураторами. В этой связи представляется, что законодательство о кураторах требует дальнейшего уточнения с учетом складывающейся практики [3, 27].

Таким образом, осуществление банковского надзора в указанных формах призвано главным образом предупреждать и пресекать правонарушения в финансовой деятельности кредитных организаций, снижать уровень финансовых рисков внутри кредитных организаций, а также привлекать правонарушителей к соответствующему виду юридической ответственности [13].

Литература

  1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ // Российская газета. 2002. 13 июля.
  2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 // Российская газета. 1996. 10 февраля.
  3. Пономарева А.А. Некоторые аспекты банковского надзора за деятельностью кредитных организаций в условиях мирового финансового кризиса // Банковское право. 2009. N 3.
  4. См.: О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации: Инструкция ЦБ РФ от 25 августа 2003 г. N 105-И // Вестник Банка России. 2003. N 67.
  5. Неретин М.С. Статус субъектов банковского надзора в РФ // Административное и муниципальное право. 2008. N 8.
  6. Марьян Г.В., Неретин М.С. Акты контрольно-надзорной деятельности в банковской системе // Административное и муниципальное право. 2009. N 10.
  7. См.: Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России): Инструкция ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. N 108-И // Вестник Банка России. 2003. N 67.
  8. Центральный банк Российской Федерации: Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 г., 2010.
  9. См.: Николаев С.В., Кашанова О.Ю. Положение о проведении внешних проверок // Внутренний контроль в кредитной организации. 2009. N 4.
  10. См.: Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю. На чьей стороне куратор? // ЭЖ-Юрист. 2007. N 40. [Электронный ресурс: СПС "Гарант"].
  11. См.: Быстрова Е.Ф. Правовая политика в области банковского надзора // Человек и право на рубеже веков. 2006. N 1.
  12. См.: О кураторах кредитных организаций: Положение ЦБ РФ от 7 сентября 2007 г. N 310-П // Вестник Банка России. 2007. N 57.
  13. См.: Положение о Комитете банковского надзора Банка России. Утверждено Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 10 августа 2004 г. (протокол N 21) // Вестник Банка России. 2004. N 51; О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору: Письмо Центрального банка РФ от 13 мая 2002 г. N 59-Т // Вестник Банка России. 2002. N 33.