Мудрый Юрист

Правовые и экономические проблемы формирования международного финансового центра в России *

<*> Gritsenko V.V. Legal and economic problems of formation of International financial centre in Russia.

Гриценко Валентина Васильевна, профессор кафедры административного и муниципального права Воронежского государственного университета, доктор юридических наук.

В статье поднимается вопрос о целесообразности формирования Международного финансового центра в России при современном уровне развития экономики и законодательства.

Ключевые слова: международный финансовый центр, финансовый рынок, капитал.

The article raises a question of feasibility of formation of the International Financial Centre in Russia taking into consideration the contemporary level of development of economy and legislation.

Key words: international financial centre, financial market, capital.

Идея создания международного финансового центра (далее - МФЦ) в России появилась еще до мирового финансово-экономического кризиса, обострившего давно существующие проблемы в российской экономике, правовом регулировании, государственном управлении и активизировавшего работу государственных органов в данном направлении, а также поставившего нашу страну перед выбором: смириться с той ролью, которая отводилась ей на протяжении последних десятилетий на мировом финансовом поле, с ярко выраженной зависимостью от иностранного капитала, с оттоком своих сбережений на иностранные рынки, или занять достойное место в мировом финансовом пространстве. Практически разделив мир на две группы: "сильные" страны с уже развитым рынком и страны с "формирующимся" рынком, мировой финансово-экономический кризис убедительно доказал необходимость перехода к многополярному строительству мировой финансовой системы, отражающему интересы государств с формирующимися рынками, к которым в настоящее время помимо России относятся Аргентина, Бразилия, Венгрия, Индонезия, Индия, Китай, Малайзия, Мексика, Перу, Польша, Таиланд, Турция, Чехия, Чили, ЮАР. Как указывает А. Неклесса, в мире складывается новая властная система координат, претерпевают изменения геоэкономические очертания планеты, "эти и другие глобальные процессы бросают вызов России, которая должна решить, на какой основе она будет строить свою долговую стратегию" <1>.

<1> См.: Неклесса А.И. "Российский проект" // Мировая экономика и международные отношения. 1998. N 6. С. 34.

По мнению Г. Брауна, основной урок кризиса заключается в том, что в условиях укрепляющихся связей глобальной экономики требуется как более сильная экономическая координация, так и более эффективные поддерживающие финансовые институты и архитектура, а также более строгие рамки финансового регулирования, учитывающие несовершенство и риски мировых рынков <2>. В связи с чем усилилась деятельность государств в поиске новых способов управления мировой экономикой. Особое место отводится построению стабильной мировой финансовой системе, отвечающей требованиям времени. Как справедливо подчеркивает М.А. Портной, именно "сегодня в условиях достигнутого уровня глобализации общая заинтересованность в стабильной мировой финансовой системе существенно возросла, однако укрепление надежности финансовых систем - дело сложное и долгое" <3>.

<2> Браун Г. Поддерживая глобальный рост // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. N 4 (41). С. 9.
<3> Портной М.А. Завершение кризиса экономики и финансовой системы США: некоторые выводы // США. Канада. Экономика. Политика. Культура. 2010. N 6. С. 16.

Как считают экономисты, образование по-настоящему многополярного, гармоничного устройства глобальной финансовой системы, обеспечивающего равные возможности всем государствам, как с точки зрения доступа к международным инвестиционным потокам, так и эффективного размещения имеющихся свободных финансовых ресурсов на внешних рынках, потребует от государств с формирующимися рынками проведения активной политики, к одним из основных направлений которой относится "формирование у себя крупных международных центров регионального и глобального значения, способных концентрировать и направлять на нужды национальной экономики значительные трансграничные потоки капитала" <4>. Согласно исследованию Индекса глобальных финансовых центров лондонского Сити десятка ведущих международных финансовых центров в мире включает Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Цюрих, Франкфурт, Женеву, Чикаго, Токио, Сидней. При этом Лондон и Нью-Йорк опережают своих конкурентов по всем критериям, на которых построен индекс. Динамично развивающиеся в последние годы Гонконг и Сингапур занимают лидирующие позиции в азиатском регионе. "Молодые" МФЦ, такие как Дубай (24-е место), Шанхай (31-е) и Мумбаи (48-е), согласно опросам, обладают наибольшим потенциалом для роста <5>.

<4> См.: Петров М., Плисецкий Д. Трансформация глобальных финансов // Мировая экономика и международные отношения. 2010. N 7. С. 16.
<5> Кукол Е. В Москву за "длинными" деньгами // Российская газета. 05.05.2010.

По расчетам Ансти, в мире хватит места только для 5 - 6 финансовых центров <6>, поэтому Н. Масленников предлагает "заскочить в последний вагон" <7>. В данной ситуации требуется учесть предупреждение экономистов о том, что в посткризисный период, даже несмотря на ожидаемый ускоренный подъем экономики стран с формирующимися рынками, "не следует ожидать быстрой интернационализации их национальных валют и становления в них в короткие сроки мощных финансовых центров, способных на равных конкурировать с Лондоном, Нью-Йорком и другими крупнейшими МФЦ мира" <8>. Следует заметить, что современная государственная политика должна в первую очередь основываться на реальных экономических возможностях государства.

<6> См.: Шадрина Т. С английским качеством. Лондон готов помочь Москве создать финансовый центр // Российская газета. 01.07.2010.
<7> Кукол Е. В Москву за "длинными".
<8> Петров М., Плисецкий Д. Трансформация глобальных финансов // Мировая экономика и международные отношения. 2010. N 7. С. 21.

Мировой опыт развития финансовых рынков в последние 15 - 20 лет свидетельствует о наличии общей тенденции в области модернизации институтов государственного регулирования и надзора на финансовом рынке - переход к мегарегулированию. Чтобы упорядочить государственный контроль за системными рисками, по мнению ученых, целесообразно создать специальный орган, при этом необходимо учесть опыт Европейского союза (где функционирует новый надзорный орган European Systemic Risk Council - ESRC) и учредить комиссию по системным рискам финансовых рынков России, подчиненную непосредственно Совету при Президенте РФ по развитию финансового рынка <9>.

<9> См.: Ведев А., Данилов Ю., Масленников Н., Моисеев С. Структурная модернизация финансовой системы России // Вопросы экономики. 2010. 5. С. 41.

Полемика, развернувшаяся в средствах массовой информации, в отношении содержания термина МФЦ, свидетельствует об отсутствии единого подхода к ее определению. По мнению В. Миловидова, "международный финансовый центр - это не мечта, а экономический проект по формированию устойчивого класса финансовых инвесторов" <10>. Как подчеркивает А. Волошин, "международный финансовый центр - это часть огромной программы по модернизации нашей экономики" <11>. Н. Масленников считает, что международный финансовый центр - это синоним развитой и конкурентоспособной финансовой системы в рамках глобализации <12>.

<10> Зыкова Т. Стресс-тест прошли // Российская газета. 09.04.2009.
<11> Закатнова А. Инвестор - тоже человек // Российская газета. 09.09.2010.
<12> Кукол Е. В Москву за "длинными"...

Учитывая, что уже сегодня большинство развитых национальных фондовых рынков выступают в качестве центров притяжения для ценных бумаг, инвесторов, посредников и эмитентов других национальных юрисдикций (т.е., по сути дела, превратились в глобальные или международные финансовые центры), делается заключение о том, что в среднесрочной перспективе понятия "развитый фондовый рынок" и "международный (мировой) финансовый центр" станут синонимами <13>.

<13> Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра. Центр развития фондового рынка при участии Ernst and Young Thomas Murray. М., 2008. С. 185. URL: http://www.naufor.ru.

Несмотря на тесную взаимосвязь данных понятий, позиция ученых об их тождественности представляется спорной, так как фондовый рынок является только частью МФЦ.

Дискуссия о создании МФЦ в России пока ставит больше вопросов, чем дает ответов на них. На предмет вероятности создания такого центра в Москве высказываются диаметрально противоположные точки зрения, от позитивных до негативных <14>. Вопрос о создании МФЦ в России обсуждался главой нашего государства с руководителями крупнейших финансовых компаний в рамках Петербургского международного экономического форума, являлся предметом обсуждения на Байкальском экономическом форуме в Иркутске <15>.

<14> См.: Зыкова Т. Трудности перевода. Созданию в России Международного финансового центра могут помешать дефицит бюджета и плохое знание английского языка // Российская газета. 09.09.2010.
<15> См.: Закатнова А. Вид с Байкала. Обсуждается идея создания в России мирового финансового центра // Российская газета. 08.09.2010; Закатнова А. Инвестор - тоже...

Следует указать, что определенные шаги в сторону формирования МФЦ предпринимаются. Так, 25 апреля 2010 г. вступил в силу Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 17.02.2010 г. N 62 "Об утверждении регламента рабочей группы по исполнению карты проекта "Создание международного финансового центра и превращение рубля в региональную резервную валюту" <16>, образована рабочая группа по созданию МФЦ при Совете при Президенте РФ по развитию финансового рынка.

<16> Российская газета. 14.04.2010.

Создание единого экономического пространства в формате Россия - Белоруссия - Казахстан открывает возможности для построения МФЦ в России. По прогнозам И. Шувалова, общий рынок трех стран составит не менее 200 млн. человек <17>.

<17> Кукол Е. В ожидании инвестора. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана поможет создать в нашей стране мощный финансовый центр // Российская газета. 16.04.2010.

По итогам опроса, проведенного одним из международных институтов, 223 экспертов из 53 стран мира, Россия является вторым претендентом на новый Международный финансовый центр после Китая <18>.

<18> См.: Зыкова Т. Трудности перевода...

Однако следует признать, что в настоящее время существует ряд проблем как правового, так и экономического характера, препятствующих созданию данного центра в России. На необходимость создания в течение двух-трех лет правовой базы для работы любых инвесторов - мировых и российских - и повышение доступности к финансовым ресурсам указал А. Кудрин <19>. По мнению Н. Масленникова, требуется работа над законопроектами: об инсайдерской информации, о производных финансовых инструментах, о клиринге. Представляется, что для формирования МФЦ недостаточно принятия трех законов, во-первых, необходима единая концептуальная правовая база; во-вторых, механизм реализации правовых норм, направленных на урегулирование отношений, находящихся в основе построения такого центра; в-третьих, соблюдение действующего законодательства (норм Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, Гражданского кодекса и т.д.). Хотелось бы, чтобы правовые нормы носили не только декларативный характер. При этом необходимо обоснование в средствах массовой информации целесообразности создания МФЦ, с определением его задач, целей, принципов формирования. Думается, что работа по созданию нормативно-правовой базы по формированию МФЦ должна начинаться с принятия федерального закона "О финансовой системе Российской Федерации", определяющего принципы ее построения, структуру, ответственность за правонарушения в данной сфере.

<19> Кукол Е. В Москву за "длинными"...

Представляется, что законодательная база, необходимая для создания Международного финансового центра в России, должна отвечать международному законодательству, с учетом специфики нашего государства. В связи с чем представляется целесообразной ратификация Вашингтонской конвенции (1965 г., об урегулировании инвестиционных споров).

К сожалению, Россия не обладает на сегодняшний день характерными для формирования МФЦ (экономическими) признаками:

<20> Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра. Центр развития фондового рынка при участии Ernst and Young Thomas Murray. М., 2008. С. 186. URL: http://www.naufor.ru.

Таким образом, к основным обстоятельствам, препятствующим созданию МФЦ в России, можно отнести: отсутствие четкого, прозрачного законодательства, привлекающего инвесторов в нашу страну; дефицит бюджетов на всех уровнях; наличие государственного долга; отсутствие гарантий (как правовых, так и организационных) защиты интересов инвесторов в случае возникновения конфликтных ситуаций; высокий уровень инфляции; коррупция в органах государственной власти; нестабильность политической ситуации, выражающаяся в борьбе за власть; неокрепшая российская финансовая система после мирового финансово-экономического кризиса; высокий уровень безработицы; отсутствие надлежащего контроля за действиями органов исполнительной власти в предоставлении льготного налогообложения отдельным хозяйствующим субъектам; наличие необоснованных административных барьеров; развитие финансовых пирамид; низкая конкурентоспособность производимой российской продукции; слабая развитость инвестиционных отношений; низкая финансовая грамотность как следствие недостаточного уровня правовой культуры населения.