Мудрый Юрист

Финансирование юридических научных исследований: фантомы или реальность *

<*> Astanin V.V. Financing juridical scientific researches: phantoms and reality.

Астанин Виктор Викторович, доктор юридических наук, доцент, проректор Российской правовой академии Минюста России.

Данная статья посвящена финансовому обеспечению науки в высших учебных заведениях, которое делится на собственное и наружное. Автор рассматривает финансирование внутривузовской науки, выделяет и подробно анализирует два противоположных подхода.

Особое внимание уделяется внешнему финансированию вузовских научных исследований, которое связывается с получением грантов и выполнением конкурсных НИР. В статье рассматриваются два подхода, обеспечивающие участие в таких работах профессорско-преподавательского состава вузов, которые выражаются в заявках на финансирование научных проектов и в поиске требуемых исследований. Анализируя второй подход, автор указывает на ряд проблем и отмечает некоторые препятствия к выигрышу. Автор выделяет основные критерии заявки на выполнение поисковых НИР. В статье анализируется законодательство по данной теме.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, внутривузовская наука, внешнее финансирование, гранты, конкурсные НИР, заявка на выполнение НИР, недобросовестная конкуренция, риски несостоятельного участия, оценка заявок, критерии заявки.

The article deals with financial support of science in the higher educational institutions which is divided into the internal and external. The author considers financing internal institute science, points out and analyses in detail two controversial approaches.

The special attention is drawn to external financing of the higher educational institution scientific researches which is connected with receipt of grunts and carrying out of competitive researches. The article considers two approaches ensuring participation in such works of professors and teachers of higher educational institutions which are reflected in applications for financing of scientific projects and search for the required studies. On analyzing the second approach the author points out a number of problems and notes certain obstacles on the way to success. The author points out basic criteria of application to execution of prospecting researches. The article analyses legislation on this topic.

Key words: financial support, internal higher educational institution science, external financing, grunts, competitive researches, unfair competition, risks of insolvent participation, evaluation of applications, criteria of application.

Состояние финансового обеспечения науки в высшем учебном заведении является одним из основных показателей государственной аккредитации, определяющим видовой статус его деятельности (институт, академия, университет). Критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе указанного показателя, выражаются не только в стоимостном выражении, но и в источниках финансирования (внешнее и внутреннее) <1>. Нередко предаккредитационный период для многих руководителей вузов сопровождается лихорадочным поиском внешнего финансирования научной деятельности и прикрытием данного показателя как наиболее уязвимого при экспертизе. Такое положение обусловливается как объективными обстоятельствами (связанными с недофинансированием науки, особенно гуманитарных ее отраслей), так и отсутствием программно-целевого менеджмента в этой области.

<1> См.: Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 N 1938 "Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений" (в ред. от 25.04.2008) (зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2005 N 7092) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 43.

Меньше всего нареканий вызывает внутреннее финансирование вузовской науки. Между тем собственное и наружное финансовое обеспечение науки имеет вполне определенную диалектически крепкую связь или взаимозависимость. Для того чтобы ее усмотреть, нужно обратить внимание прежде всего на качество организации и содержание состоятельности финансирования внутривузовской науки.

Здесь выделяются два полярных по отношению друг к другу подхода. Один из них условно можно определить как архаический - он заключается в автоматическом распределении общего количества бюджетных средств, выделяемых на научную работу каждой единицы научно-педагогического персонала вуза (за подготовку монографий и учебно-методической литературы, экспертных заключений, опосредованные расходы в связи с участием в конференциях и т.п.). Результаты научной деятельности в данном случае отражаются в персонифицированных достижениях индивидуального преподавателя, которые выражаются в получении признания его лично-профессиональной компетенции, связаны с его творческой активностью и географической динамичностью. Безусловно, что такие достижения можно рассматривать в контексте формирования имиджа вуза, однако до тех пор, пока преподаватель работает в нем.

Альтернативой такому подходу могут выступать конкурентоспособные для целей обеспечения конкурсных научно-исследовательских работ начала. Организационно они предполагают проведение единой вузовской (межкафедральной) научно-исследовательской работы. Тематика в данном случае может быть разной, но по возможности должна учитывать потенциал имеющихся научных школ, определяться актуальностью конкретных наработок преподавателей, базироваться на уникальности методологической или эмпирической основы планируемых изысканий. Непременное условие заключается в том, чтобы тема исследования была связующей для большого авторского коллектива одного вуза. В сфере права объединяющая тематика не редкость - стыка отраслей познания могут требовать как фундаментальные разработки (развитие качества юридического образования; взаимосвязь частных и публичных начал в праве), так и прикладные (правовое просвещение населения; мониторинг правоприменения для целей корректировки законодательства).

Материальное обеспечение таких работ уместно связывать с внедрением технологий эндаумента, представленных в виде фонда собственных бюджетных средств, выделяемых на финансирование науки. Основное предназначение такой технологии заключается в тривиальном сохранении научного потенциала профессорско-преподавательского состава вуза, в поддержке фундаментальных исследований. Однако сохранение и поддержка фундаментальных начал в науке дают возможность использовать их для решения прикладных задач, результативность которых оценивается денежными средствами из внешних источников финансирования.

Показательной в данном случае является легендарная история появления ноутбука. Предметное его создание в 1979 г. было связано с исполнением заказа Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA). Однако техническое исполнение портативного компьютера стало возможным благодаря фундаментальным разработкам этой идеи в рамках университетской науки, которые продолжались в течение предшествующих 11 лет.

Этот пример может свидетельствовать о взаимосвязи развития фундаментальных и прикладных научных исследований, с поправкой на то, что фундаментальная (гуманитарная) наука финансируется за счет собственных средств и выступает авансом для будущих прикладных изысканий за счет привлеченных внешних источников финансирования.

Как правило, внешнее финансирование вузовских научных исследований, а равно интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки <2> (что актуально для привлечения к науке студентов) связывается с получением грантов или выполнением конкурсных НИР. Для того чтобы определить потенциальные возможности поиска грантовой поддержки <3> вузовской науки, а также выявить точную квалификацию правоотношений, связанных с предоставлением гранта, следует обратить внимание на то, что определение этого термина в современном законодательстве имеет узкие границы. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в ред. от 27 июля 2010 г.) под грантами понимаются денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

<2> См.: п. 2 ст. 2.1 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в ред. от 02.02.2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.
<3> Следует обратить внимание на понятие "грант" как понятие целевой денежной дотации для финансирования научных исследований. Недопустимо нередко допускаемое словосочетание "грантовская поддержка", где грант обозначается как производное имени существительного.

Исходя из представленного определения гранты на проведение научных исследований в большей степени имеют черты пожертвования, которое может предоставляться ограниченным кругом субъектов. Учитывая отсутствие в гражданском законодательстве норм, регулирующих правоотношения, связанные с получением/предоставлением гранта, невозможно определение конкретных обязательств сторон по нему с точки зрения положений Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике". Соответственно, грант как форма финансового обеспечения научных исследований состоятелен только при оформлении гражданско-правового договора. Значимо и то обстоятельство, что средства государственного (муниципального) бюджета можно определять как грант, однако это не освобождает от обязанности соблюдения конкурсных процедур его предоставления в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

При таком подходе содержание понятия "грант" не только приобретает юридический смысл, но и позволяет расширять границы поиска финансовой поддержки научных исследований. Особенно актуально это становится для региональных вузов и ученых, конкурентоспособность которых может быть реализована преимущественно на местных (региональных) конкурсах.

Исходя из имеющегося опыта руководства авторским коллективом, выполняющим научно-исследовательские работы, можно отметить два подхода, следование которым обеспечивает участие в таких работах профессорско-преподавательского состава юридического вуза.

Первый подход выражается в заявках на финансирование научных проектов, инициативно созданных учеными. Это могут быть уже готовые разработки, которые требуют "косметического" оформления (внесения несущественных дополнений или изменений) для соответствия нуждам заказчиков, либо проекты и программы исследований, которые ученые способны выполнить исходя из своей научно-профессиональной компетенции. Пример: профессор N имеет готовое исследование или методические ресурсы, достаточные для разработки определенной темы, которая может заинтересовать потенциального заказчика.

Второй подход заключается в поиске требуемых исследований. В данном случае возможности поиска сужаются до уровня официальных источников опубликования информации о размещении конкурсов на выполнение НИР. Реализация этого подхода может иметь преграды объективного и субъективного характера. Анализ статистики объявлений о конкурсных НИР, размещаемых на официальных интернет-порталах, позволяет отмечать, что востребованы в большей степени технические, но не гуманитарные научные разработки. Удельный вес заявок на проведение правовых исследований составляет меньше 1% от общего количества всех объявляемых конкурсных НИР. Наряду с этим отмечается фактор недобросовестной конкуренции при осуществлении процедур размещения конкурса. В своем содержании этот фактор имеет технический характер, но продуцируется, как правило, коррупционными устремлениями организаторов торгов (конкурсов).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе привлекать для разработки конкурсной документации, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса юридическое лицо - специализированную организацию. Мониторинг сферы деятельности специализированных организаций, причем в разных сферах размещения торгов (конкурсов) <4>, а также контент-анализ СМИ позволяют отмечать риски недобросовестного оформления извещений о проведении конкурса. В частности, это может проявляться при написании слов в названии заявки, когда используются буквы не русского алфавита, а латинского (при таком случае, например, слово "право" с латинской буквой "в" не распознается поисковой системой как "в" в кириллице). Такого рода допускаемые ошибки трудны в доказательствах умысла. Между тем даже в случае установления изощренного в своей простоте подлога квалифицировать содеянное деяние как должностное преступление не всегда возможно <5>.

<4> См., например: Астанин В.В. Анализ и оценка коррупциогенных рисков в законодательстве о земле и недрах: Научное издание. М., 2007. С. 24.
<5> Представители специализированных организаций не всегда могут быть должностными лицами в том понимании, которое дано в прим. 1 к ст. 285 УК РФ. Обнаружение признаков коррупции в действиях (бездействии) представителей специализированных организаций, занятых торгами, не всегда определяет возможность их привлечения к уголовной ответственности по ст. 201 "Злоупотребление полномочиями" или ст. 204 "Коммерческий подкуп" УК РФ. Не каждый служащий коммерческой или иной организации (в рассматриваемом случае - специализированной) может нести уголовную ответственность за указанные преступления. Отсутствие возложенных полномочий в установленном порядке (приказ, доверенность) создает трудности привлечения виновного к уголовной ответственности как субъекта служебного преступления.

Отмечаемые проблемы не констатируют положения безысходности. Вовсе нет. Их нужно учитывать с позиции преодолимости рисков несостоятельного участия в конкурсных НИР. Причем необходимо иметь в виду и другие проявления таких рисков, которые возникают на легитимных основаниях.

В соответствии с ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Причем совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов. Необходимо подчеркнуть, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются только в соответствии с теми критериям и только в том порядке, которые установлены конкурсной документацией.

Практика показывает, что основными критериями заявки на выполнение поисковых НИР, как правило, выступают цена контракта, сроки выполнения работ, квалификация участника конкурса. Причем, вопреки расхожему мнению о том, что квалификация определяется по количеству научных работ, соответствующих тематике исследования, а также стажу научной деятельности участников и наличию у них ученых степеней и званий, основным критерием оценки квалификации выступает иной показатель.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 28 указанного Закона конкурсная комиссия по критерию "квалификация", как правило, оценивает деловую репутацию конкурсанта и наличие у него опыта выполнения работ. Не каждому участнику конкурса на выполнение НИР удается соответствовать требованиям подтверждения опыта работы. Квалификация нередко становится уязвимой при оценке безопытных участников и ведет к фактическому проигрышу в конкурсе, учитывая, что значимость этого критерия в соответствии с ч. 6 рассматриваемой статьи может достигать 45%.

Преодоление отмечаемых трудностей успешного соискания конкурсных НИР может достигаться при кооперации компетенции нескольких авторских коллективов, которые обеспечивают выполнение научно-исследовательской работы в составной ее части. Опыт объединения усилий был реализован автором при участии в выполнении крупного научно-исследовательского проекта, составные части которого обеспечивали юристы, социологи, географы, метрологи, медики <6>.

<6> НИР "Анализ организационных и технических проблем создания в Российской Федерации правовых основ определения времени, распространения и использования информации о времени, сокращения количества часовых поясов и целесообразности перехода на летнее и зимнее время в связи с подготовкой законопроекта Российской Федерации об определении времени", выполняемая по заказу Минпромторга России в контексте реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (ноябрь 2009 г.) о сокращении часовых поясов в стране.

Эффект такого привлечения ученых-юристов (особенно не имеющих солидного опыта участия в научных проектах с внешним финансированием) к реализации конкурсных НИР, предполагающих обеспечение составных частей целого исследования малыми, выражается не в оплате итогов работы. Более важны опосредованные результаты участия в таком формате работы: интеграция со специалистами из других отраслей науки, что обусловливает новые партнерские предложения по совместной работе ученых разных отраслей науки, а также приобретение опыта выполнения научного труда высокой квалификации.

Резюмируя прозвучавшие положения, требуется выделить исходную позицию в политике руководства научной работой вуза, предопределяющую привлекательность участия его представителей в НИР с внешним финансированием - это материальное поощрение исполнителей, превалирующее над доходами вуза от таких работ (более ценен имидж, нежели заработок).