Мудрый Юрист

Правовое регулирование личных неимущественных отношений в гражданском и семейном законодательстве зарубежных стран *

<*> Pal'kina T.N. Legal regulation of personal non-property relations in civil and family legislation of foreign countries.

Палькина Татьяна Николаевна, преподаватель Московского экономико-финансового института.

В настоящей статье автор раскрывает проблему правового регулирования личных неимущественных отношений в гражданском и семейном законодательстве зарубежных стран, в частности, анализируются различные аспекты регулирования данных правоотношений в таких странах, как Марокко, Тунис, США, Мексика, Франция, Германия.

Ключевые слова: личные неимущественные правоотношения, сравнительное правоведение, мусульманское право, right of privacy.

The author of the article reveals the problem of legal regulation of personal non-property relations in civil and family legislation of foreign countries in particular analyses various aspects of regulation of such relations in such countries as Morocco, Tunisia, Mexico, France, Germany.

Key words: personal non-property relations, comparative law, Muslim law, right of privacy.

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране, в результате влияния истории, национальных традиций, культуры, менталитета, а также факторов социально-экономического и политического характера, сложилась своя система права. К. Цвайгерт различает следующие правовые системы: романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, право ислама, индусское право <1>.

<1> См.: Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. М., 1995. С. 11.

В странах, где господствуют исламские фундаменталистские позиции (Иран, Пакистан, Афганистан, ЙАР, Ливия, Судан), мусульманское право имеет большее влияние. Нормы мусульманского права регулируют многие вопросы, возникающие из гражданских, семейных, государственных, уголовных и других правоотношений. В мусульманском праве получили закрепление такие естественные права человека, как: право на жизнь, право на свободу вероисповедания, право на собственность, право на создание семьи, право на свободу мысли, право на образование и др.

В мусульманских странах личным неимущественным отношениям присущи определенные характерные черты, поскольку исламскому миру свойственно неукоснительное выполнение всех мусульманских обычаев и традиций, следование предписаниям Корана, Сунны, Иджмы и других источников мусульманского права, которые регламентируют отношения между членами мусульманского общества.

На протяжении достаточно длительного времени в развитии государств, проповедующих исламскую религию, религиозные правила поведения определяли общественное устройство в мусульманском мире. В ряде стран эта тенденция сохраняется в значительной степени и сегодня. Так, ст. 130 Конституции Афганистана 2004 г. гласит: "Суды при осуществлении судопроизводства выполняют нормы настоящей Конституции и других законов. В случае если в Конституции и других законах отсутствует подходящая норма, то суды разрешают дело в соответствии с требованиями фикха ханифитского толка и в пределах, установленных настоящей Конституцией" <2>.

<2> Цит. по: Виташов Д.С. Источники мусульманского права в общей системе источников права Афганистана // Международное публичное и частное право. 2006. N 5(32). С. 58.

Предписания исламской религии устанавливают различный статус мужчин и женщин, а следовательно, и различный объем личных неимущественных прав в сфере семейно-брачных отношений.

Так, например, Х. Баш отмечал: "Женщина в исламе обладает правом на такой труд, который соответствует ее достоинству..."; "Она может выполнять работу, которая не уронит ни ее величия, ни чести" <3>. Под величием и честью женщины-мусульманки здесь следует понимать скромность, служение дому и семье, покорность мужу <4>. Женщина при вступлении в брак попадает под опеку мужа и не имеет права без разрешения мужа работать и менять место жительства, что свидетельствует об ограничении личного неимущественного права женщины на свободу выбора занятий и профессии, выбора мест пребывания и жительства. При этом мужчина наделен правом запретить жене работать, однако он обязан дать ей такое разрешение, в случае если в обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат допускает применение женского труда. Таким образом, женщина-мусульманка не может самостоятельно осуществлять право на выбор занятий, ее выбор зависит от воли семьи, мужа.

<3> Баш Х. Права женщин в исламе / Пер. с турецкого; Под ред. Али Хайдара. Казань: Мастер-Лайн, 2001. С. 21.
<4> См.: Там же. С. 21.

Личные неимущественные семейные права незамужней женщины-мусульманки ограничены по сравнению правами, принадлежащими мужчине, а также отличаются от прав, принадлежащих замужней женщине. Так, незамужняя женщина-мусульманка может быть выдана замуж без ее согласия посредством заключения договора о браке ее представителем. Для действительности такого договора необходимо, чтобы действия представителя соответствовали всем положениям, закрепленным в законах шариата, регламентирующим заключение брачного союза <5>.

<5> См.: Искандарова А.Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве. М., 2009. С. 23.

Права женщины-мусульманки, состоящей в браке, шире по своему объему, по сравнению с правами незамужней женщины-мусульманки. Однако больший объем прав женщины-матери обусловлен исключительно интересами ее детей и мужа. Каких-либо прав, непосредственно связанных с личностью женщины-мусульманки, она практически не имеет. Так, например, мусульманское право при решении вопроса о том, с кем будет проживать ребенок в случае расторжения брака, исходит из следующего: правом воспитания ребенка наделяются мать, ее родственники, а в случае, когда родственники матери отсутствуют, - отец, родственники отца. Однако это преимущество матери, родственников по материнской линии предоставляется только на определенный период - до того времени, когда ребенок сможет самостоятельно удовлетворять свои минимальные необходимые ежедневные потребности. Впоследствии ребенок подпадает под отцовскую власть. Таким образом, право на воспитание ребенка в случае расторжения брака у женщины мусульманки ограничено временными рамками.

Также в Коране сказано, что: "...им (мужчинам) дано преимущество... непокорных жен увещайте и покидайте на ложах, ударяйте их..." <6>; "...женщины имеют (по отношению к мужьям) такие же права, как и обязанности, согласно шариату и разуму, хотя мужья и выше их по достоинствам" <7>. То есть Коран предусматривает неблагоприятные последствия в случае нарушения личных неимущественных прав женщиной, предоставляя приоритет в реализации личных неимущественных прав мужчине.

<6> Коран. М., 2004. Сура 4. Стих 38.
<7> Там же. С. 57.

В настоящее время мусульманская идеология подвержена влиянию многочисленных школ мусульманского права (ханифитской, маликитской, шафиитской, ханбалитской), по-разному толкующих законы шариата. Под влиянием развития рыночного экономического хозяйства, научно-технического прогресса, расширения международных связей государство постепенно отделяется от религии, что приводит к принятию светских законов, формированию права, гарантирующего права человека, способствующих демократизации и дальнейшему развитию мусульманского общества и государства.

О повышении роли права в мусульманских государствах по сравнению с предписаниями ислама, свидетельствует и то, что, например, такие страны, как Турция, Тунис, официально провозглашены светскими государствами. То есть наблюдается устойчивая тенденция признания приоритетной роли права и законов по сравнению с предписаниями ислама. Одним из примеров, доказывающих возможность реформирования брачно-семейных отношений в рамках мусульманских традиций, является Семейный кодекс (мудавванат аль-усра) 2004 г. Королевства Марокко.

Данный Кодекс предусматривает возможность регулировать личные неимущественные отношения сторон в брачном договоре (акд аз-заваж), который должен быть заключен до вступления в супружеские отношения (бина) <8>. Например, опекун женщины может включить в брачный договор условие о том, что она завершит образование, будет работать, сможет совершать поездки в другой город или за границу без сопровождения, какую сумму она получит в случае развода и даже условие о моногамности брака. Однако нельзя включить условие, смысл которого явно противоречит нормам шариата или цели брачного договора. Например, условие о том, что ребенок будет воспитываться в христианской вере или что жена отказывается иметь ребенка или от материального содержания <9>.

<8> См.: Борминская Д.С. Новые тенденции в развитии мусульманского семейного права на примере Семейного кодекса Королевства Марокко 2004 г. // Семейное и жилищное право. 2009. N 3. С. 25.
<9> См.: Anna Wurth. Women's Rights in the Arab World: Overview of the Status of Women in Family Law with Special Reference to the Influence of Islamic Factors. Eschborn, 2004. P. 23. URL: www.gtz.de/women-law.

Согласно шариату брак влечет четко установленные права и обязанности мужа и жены, выражаемые в терминах "тамкин" и "нафака", когда праву жены зеркально соответствует обязанность мужа, и наоборот. Тамкин - это право мужа и обязанность жены, означает право мужа на супружеские отношения. В свою очередь, нафака, т.е. материальное содержание, - это право жены и обязанность мужа. Это право возникает у жены после начала супружеской жизни между супругами, и жена утрачивает это право, если находится в состоянии непослушания (нушуз) <10>, например, если уходит из супружеского дома без законных на то причин или работает без разрешения мужа. Другими словами, традиционно нормы шариата закрепляют принцип "Материальное содержание (со стороны мужа) в обмен на послушание (со стороны жены)" <11>.

<10> См.: Jahel S. Op. cit. P. 55.
<11> Ziba Mir-Hosseini. The Delegated Right to Divorce in Iran and Morocco, in Talaq-I Tafwid: The Muslim Woman's Contractual Access to Divorce. An Information Kit, 1996. P. 122. URL: www.wluml.org/ english/ pubs/ pdf/ misc/ talaq- i- tawfid- eng.pdf.

Уделяя большое внимание личным неимущественным отношениям, Кодекс предусматривает, что супруги:

Таким образом, в Семейном кодексе Марокко закреплен принцип равноправия, устанавливающий равенство супругов в решении вопросов семейной жизни.

Кодекс 2004 г., принятый в Марокко, прямо не запрещает полигамию, поскольку, как объяснил король, он не вправе "ни разрешить то, что запретил Аллах, ни запретить то, что он разрешил" <12>, однако закрепляет весьма жесткие требования. Прежде всего женщина (или ее опекун) может требовать, чтобы в брачном договоре было оговорено условие о моногамности брака. Если в брачном договоре нет такого условия, то при исключительных обстоятельствах возможна бигамия. При этом муж обращается в суд с просьбой разрешить ему вступить в такой брак. Суд должен убедиться, что объективные причины оправдывают такое намерение и что муж располагает достаточными ресурсами для того, чтобы в равной мере обеспечить все потребности двух семей (ст. 41). При этом за женой закреплено право требовать развода с выплатой всего причитающегося ей материального содержания.

<12> Речь короля по поводу открытия осенней парламентской сессии 10 октября 2003 г. доступна на сайте информационного агентства "Магреб Араб Пресс". URL: http:// www.map.ma/ mapfr/ discours/ dis-parlement-Oct-2003.htm.

В Марокко и в Тунисе правом на совместное воспитание ребенка наделены оба родителя. Надзор за ребенком, включающий его защиту от всего, что может нанести ему вред, а также его обучение и охрану его интересов, возлагается совместно на отца и мать, пока они состоят в браке (ст. 163, 164), и продолжается до совершеннолетия ребенка. В случае расторжения брака ребенок, которому исполнилось 15 лет, может сам выбрать, кто будет осуществлять за ним надзор. Кодекс также устанавливает приоритетный порядок лиц, которые могут требовать права надзора в случае развода родителей: мать, отец, бабушка ребенка по материнской линии. В отсутствие этих лиц суд в интересах ребенка принимает решение поручить надзор за ребенком другому лицу из числа родственников (ст. 171).

У мужа есть право воспрепятствовать бывшей жене в осуществлении надзора за ребенком после развода в следующих случаях:

  1. ее повторного вступления в брак;
  2. если она собирается уехать с ребенком на какое-то время из Марокко;
  3. если она не мусульманка.

Вступление матери ребенка в повторный брак рассматривается нормами шариата как несовместимое с обязанностями осуществления должного надзора за ним, кроме случаев вступления в брак с близким родственником отца ребенка. Однако Кодекс несколько смягчает такой строгий запрет и разрешает матери, вступившей в повторный брак, осуществлять надзор за ребенком в следующих случаях:

В любом случае вступление в брак матери ребенка освобождает отца от обязанности платить за жилье и от выплаты вознаграждения за осуществление надзора за ребенком, но не от уплаты алиментов (ст. 175). Тот родитель, который не осуществляет надзор за ребенком, имеет право посещать ребенка и принимать его у себя (ст. 180) <13>. Таким образом, мать может лишиться личного неимущественного права на воспитание ребенка в случае, если она решит реализовать свое право на изменение места жительства, на создание новой семьи или право на самостоятельное определение своей религиозной принадлежности, что свидетельствует об ущемлении ее личных неимущественных прав.

<13> См.: Борминская Д.С. Указ. соч. С. 27.

Сопоставление действующего российского семейного законодательства, регулирующего личные неимущественные отношения, с аналогичным современным законодательством зарубежных государств романо-германской и англо-американской правовых систем, позволяет сделать вывод о том, что указанная отрасль законодательства была подвергнута кардинальному реформированию в направлении его демократизации.

В странах континентальной Европы получил правовое закрепление принцип равенства прав и обязанностей супругов при решении разнообразных вопросов, связанных с жизнью семьи. Например, французский Гражданский кодекс обязывает супругов совместно обеспечивать моральное и материальное состояние семьи (ст. 213). Законодательство Германии и Италии предписывает супругам решать проблемы жизни семьи сообща по взаимному согласию.

При выборе места жительства для семьи законодательство большинства стран исходит из принципа равенства мужа и жены. Однако в Англии до 1973 г. местом жительства жены считалось место жительства (фамилия) мужа, в Ирландии местом жительства жены считается место жительства мужа, в некоторых штатах США закон отдает приоритет в определении места жительства семьи мужу.

В равной мере часть государств наделяет мужа правом запрещать жене работать за вознаграждение вне дома (Бразилия) либо заниматься определенной профессиональной деятельностью (Мексика) <14>.

<14> См.: Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.В. Безбаха и В.К. Пучинского. М., 1989. С. 627 - 629.

Регулирование личных неимущественных прав уже нашло свое отражение в законодательстве зарубежных стран, где законодательство о брачном договоре не содержит запрета на регулирование личных неимущественных отношений в семье. Так, во Франции брачное соглашение может содержать различные положения, не связанные с имущественным статусом будущих супругов, в частности условие о признании внебрачного ребенка одним из супругов <15>. Англо-американская система права позволяет супругам заключить брачный договор, направленный, например, на регулирование отношений по поводу воспитания детей <16>.

<15> См.: Низамиева О.Н. Имущественные соглашения супругов в зарубежном праве // Семейное и жилищное право. 2004. N 3. С. 25.
<16> См.: Там же. С. 26.

Возможность регулировать личные неимущественные отношения с помощью брачного договора также подтверждает следующий пример: "Пять миллионов долларов будут незамедлительно переведены на счет жены Тайгера Вудса - Элин Нордегрен, если она примет положительное решение и простит гулящего мужа. Более того, сумма ее брачного контракта возрастет на 55 млн. долларов, если она пробудет с ним еще два года. Эта сумма станет моральной компенсацией жене, пострадавшей от неверности мужа" <17>.

<17> URL: http://www.razvody.ru/worldwide/495.html.

По брачному договору американского певца М. Джексона и его жены Дебби Роуи в случае развода ребенок должен остаться с отцом, а матери будет отказано даже в праве навещать его <18>.

<18> См.: Реутов С.И. Брачный договор, договор раздела имущества, нажитого в период брака, свидетельство о праве собственности супругов. Соглашение об уплате алиментов // Нотариальный вестник. 2000. N 11 - 12. С. 78 - 85.

Практика заключения брачных договоров в Англии показывает, что в брачном договоре могут решаться вопросы, касающиеся права на проживание в определенной местности, на обращение в суд, кроме того, в брачном договоре может быть предусмотрен отказ на вступление в брак <19>.

<19> См.: Халфина Р.О. Договор в английском праве. М., 1959. С. 19.

Таким образом, сопоставление правового регулирования личных неимущественных отношений супругов в РФ, исходя из равенства их прав, с зарубежной практикой правового регулирования, позволяет утверждать, что они характеризуются идентичностью и единообразием, так как во всех вышеуказанных правовых системах существует принцип равноправия, устанавливающий равенство супругов в решении вопросов семейной жизни.

Правовое регулирование личных неимущественных отношений между супругами с помощью договора в странах, относящихся к мусульманской, англо-американской правовой системе, свидетельствует о возможности регулирования личных неимущественных отношений с помощью договора, а также о надлежащей защите личных неимущественных прав в зарубежных странах. Нормы Семейного кодекса РФ, в отличие от зарубежного законодательства запрещающие регулировать неимущественные отношения супругов с помощью брачного договора, не позволяют распоряжаться супругам личными неимущественными правами по своему усмотрению, а следовательно, и осуществить их надлежащую защиту.

Сходство в определении признаков личного неимущественного права (абсолютного субъективного права, права личности) в российской и зарубежной юридической науке свидетельствует о единообразном понимании указанного понятия юристами Германии, Франции и России и соответственно о его универсальном характере <20>. Понимание личного неимущественного права в США тождественно его понимаю в Германии и России.

<20> См.: Заман Ш.Х. Гражданско-правовой статус физических лиц в Германии, Италии, Франции и России: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2009. URL: lib.rudn.ru/avtoreferaty/ZamanSH.H.pdf.

В странах, входящих в романо-германскую правовую систему: в Германии, Франции, Италии, жизнь, здоровье, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна являются объектами абсолютных субъективных прав в Германии и прав личности во Франции. Данные права являются аналогами личных неимущественных прав в российском праве. Признание жизни, здоровья, неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны объектами абсолютных субъективных прав и объектами прав личности свидетельствует о том, что зарубежное законодательство разграничивает понятия "нематериальные блага" и "личные неимущественные права", что также подтверждает правомерность выводов М.Л. Апранич, Л.О. Красавчиковой, М.Н. Малеиной, О.Н. Ермоловой о недопустимости объединения личных неимущественных прав и нематериальных благ в положениях одной статьи, как это сделано в ГК РФ.

В французском Гражданском кодексе закреплены положения, направленные на уважение частной жизни, нормы о физической неприкосновенности, нормы об охране биосоциальных составляющих личности (нормы, касающиеся запрета посягательств на человека как вид, изучения генетических свойств человека и идентификации личности с помощью генетических отпечатков). Аналогичные положения содержат, в частности, Гражданский кодекс провинции Квебек, а именно нормы о неприкосновенности частной жизни и запрете генетических исследований на человеке. В данном направлении также развивается доктрина и судебная практика Германии и Италии <21>. Закрепление новых личных неимущественных прав, возникших в результате развития науки и техники, таящих угрозы нарушения прав человека, в текстах гражданских кодексов стран, входящих в романо-германскую правовую систему, свидетельствует о динамичном развитии и совершенствовании зарубежного гражданского законодательства, позволяющего своевременно предотвратить нарушение личных неимущественных прав.

<21> См.: Там же.

Мусульманская система права относит личные неимущественные права к совместным правам, принадлежащим одновременно Аллаху и человеку, так как в них одновременно заинтересованы и лицо - их субъект - обладатель, и общество, в котором он живет. Поэтому мусульманин не может покушаться на свою жизнь, на здоровье, богатство, на свой разум. Он не может покончить жизнь самоубийством на том основании, что она принадлежит ему самому; не может решиться на поступки, которые наносят ущерб его здоровью только потому, что это его здоровье. Он не имеет право совершать дела, которые чреваты отрицательными последствиями для его собственного разума <22>. Указанное положение свидетельствует о признании за мусульманами личных неимущественных прав, в том числе и права на жизнь, которое признается личным и общественным благом.

<22> См.: Мухаммад Садик Мухаммад Иусуф. Права человека в Исламе. М.: Диля, 2008. С. 17.

В США right of privacy представляет собой комплекс неимущественных прав и благ, включающий в себя право на уединение, на частную жизнь. Однако в комплексе указанных прав выделяются right of publicity (право на гласность, публичность), под которыми понимают комплекс имущественных прав, позволяющих извлекать имущественную пользу в результате использования своего имени, изображения <23>. Таким образом, в США личные неимущественные права имеют более широкое понимание, так как в комплекс личных неимущественных прав включены имущественные права.

<23> См.: Колосов В., Шварц М. Право на изображение в российском праве с учетом зарубежного опыта // Авторское право и смежные права. 2008. N 3. С. 5.

Компенсация морального вреда является одной из самых распространенных форм гражданско-правовой ответственности в случае нарушения личных неимущественных прав в странах, входящих в англо-американскую и романо-германскую правовые системы. В США вопрос о возмещении морального вреда решается на основании прецедентов, с учетом индивидуальных особенностей психики потерпевшего. В Великобритании разработана тарифная схема компенсаций в зависимости от тяжести наступивших последствий.

В странах, относящихся к мусульманской правовой системе, возмещение морального вреда также нашло свое законодательное закрепление. Например, в Марокко в целях возмещения морального ущерба для женщины, в случае развода по инициативе мужа, жена имеет право на получение особого "утешительного" подарка (мут'а). Размер выплаты компенсации - мут'а - определяется судом, исходя из таких факторов, как длительность брака, материальное положение мужа и степень злоупотребления им своим правом на развод (ст. 84) <24>.

<24> См.: Борминская Д.С. Указ. соч. С. 29.

В Германии также сформировался институт возмещения неимущественного вреда, причиненного в результате нарушения личных неимущественных прав. Германское гражданское уложение (ГГУ) 1896 г. содержит § 253, согласно которому взыскивается денежное возмещение неимущественного вреда в случае посягательства на "телесную неприкосновенность или здоровье", "ограничение свободы", принуждение женщины к внебрачному сожительству (§ 847 ГГУ); случай отказа жениха от совершенной помолвки при имевшем место сожительстве "добропорядочной невесты" с женихом (абз. 1 § 1300 ГГУ). В настоящее время случаи посягательства на телесную неприкосновенность, здоровье, свободу или половую неприкосновенность предопределяют возможность предъявления соответствующего требования о "справедливом возмещении в деньгах" согласно действующему положению § 253, абз. 2, ГГУ. Федеральный Суд Германии в связи с отсутствием законодательного определения дал понятие иска о возмещении неимущественного вреда, определив его как "притязание особого рода с двойной функцией: оно должно предоставить потерпевшему соответствующую компенсацию (Ausgleich) за тот вред, который не является имущественным, и одновременно учитывать то, что нарушитель должен предоставить пострадавшему личное удовлетворение (Genugtuung) за то, что он ему сделал" <25>. Таким образом, суд в случае возмещения неимущественного вреда выделяет две его основные функции "компенсации" и "личного удовлетворения", а не идею восстановления неимущественных прав, что предусматривает ГК РФ. Возмещая неимущественный вред, Суд Германии пытается удовлетворить поруганное чувство пострадавшего от посягательства на его честь, достоинство, другие нематериальные блага, что может уже стать реальным ориентиром для российского суда при определении размера денежного возмещения.

<25> Entscheidungen des Bundesgerichtshofes in Zivilsachen. Bd. 18. S. 149; Rem Th.M. Die Aufgaben des Schmerzensgeldes im Personlichkeitsschutz: Rechtsvergleichende Beitrage zum Schadensrecht. Frankfurt a.M. / Berlin, 1962. S. 31 - 32.

Верховный Суд Гамбурга в 1996 г. указал, что "в случае правопритязания о денежном возмещении неимущественного вреда в случае посягательства на "всеобщее право личности", в соответствии с позицией Федерального Суда Германии, необходимость "личного удовлетворения" жертвы посягательства находится на переднем плане" <26>. "Личное удовлетворение" призвано служить умиротворению "нарушенного правового чувства" пострадавшего, вызывающего гнев, справедливое возмущение и требование справедливости, а также санкции в отношении нарушителя за совершенное несправедливое деяние.

<26> Oberlandesgericht Hamburg // Neue Juristische Wochenschrift. 1996. S. 2870, 2872 (решение от 25 июля 1996 г. по делу Каролина Монакская).

Недостаточная теоретико-правовая разработка самого института компенсации морального вреда в РФ, в отличие от законодательства зарубежных стран, снижает ценность данного способа защиты, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования указанного института с учетом зарубежного опыта, что, в свою очередь, приведет к надлежащей защите личных неимущественных прав.

Сопоставление российского и зарубежного опыта правового регулирования личных неимущественных отношений нормами гражданского и семейного права свидетельствует об универсальном характере личных неимущественных прав и их единообразном понимании. Принцип равноправия, устанавливающий равенство супругов в решении вопросов семейной жизни, позволяет утверждать об идентичности и единообразии правового регулирования личных неимущественных отношений в РФ и зарубежных странах. Однако зарубежное законодательство характеризуется новеллами, неизвестными российскому законодательству, так как позволяет регулировать личные неимущественные отношения с помощью договора, своевременно закрепляет новые личные неимущественные права, возникающие в результате развития науки и технологий, позволяет компенсировать моральный вред, возникший в результате нарушения личных неимущественных прав, исходя из необходимости удовлетворить чувства пострадавшего, на чем, например, основана методика возмещения морального вреда, существующая в Германии. Указанные обстоятельства свидетельствуют о прогрессивном опыте правового регулирования личных неимущественных отношений в зарубежных странах.

В связи с изложенным представляется целесообразным заимствовать зарубежный опыт правового регулирования неимущественных отношений.