Мудрый Юрист

Новые гуманитарно-правовые технологии решения проблемы воспитания детей в неблагополучных семьях *

<*> Gerasimov V.N. New humanitarian-law technologies of solution of problem of education of children in difficult families.

Герасимов Василий Никифорович, заведующий кафедрой правоведения и методики преподавания Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Шуйский государственный педагогический университет", кандидат юридических наук, доцент.

Возрастание проблем социализации детей из неблагополучных семей создает обществу множество негативных последствий, требующих немедленных мер, препятствующих этой тенденции. Среди них предложены некоторые ноу-хау, относящиеся к категории гуманитарных технологий.

Ключевые слова: асоциальная семья, ноу-хау, социально опасное положение.

The increasing amount of problems connected with socialization of disadvantaged children counts for numerous negative consequences that oblige the contemporary society to direct measures against this tendency. Within the scope of this article the author suggests a few ideas which can be referred to as a know-how in the field of humanitarian law technologies.

Key words: troubled family, asocial family, know-how, socially dangerous conditions.

Одна из самых страшных бед детей современной России - родиться в социально неблагополучной семье. Стечение подобных прискорбных жизненных обстоятельств никак не зависит от воли ребенка, поскольку, как известно, "родителей не выбирают". Однако именно этот фактор является первопричиной того, что в социально неблагополучной семье нарушаются все правомочия, которые вытекают из принадлежащего каждому ребенку приоритетного права на семейное воспитание.

Феномен социально неблагополучной семьи давно перестал быть локальным явлением. Имеющиеся статистические данные, на которые ссылаются те или иные министерства и ведомства, дают весьма противоречивую оценку масштабности данного явления. Так, по данным Министерства образования и науки РФ, на учете состоит свыше 310 тысяч социально неблагополучных семей <1>. Между тем, согласно информации МВД РФ, более 6 миллионов несовершеннолетних воспитываются в социально неблагополучных семьях <2>. Сопоставление столь противоречивых данных со всей очевидностью свидетельствует о том, что учет подобных семей осуществляется не на должном уровне, а реальные масштабы этого бедствия значительно превышают официально зарегистрированный уровень.

<1> О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. М.: Пульс, 2008. С. 94.
<2> Обращение МВД РФ и Общественного совета при МВД России // Право и жизнь. 2007. N 5/46. С. 24.

Неблагополучная семья, демонстрирующая и прививающая ребенку антиобщественные привычки, взгляды, потребности, не обеспечивающая контроля, эмоциональной поддержки и защиты от внешних негативных влияний, оказывает разрушающее воздействие на формирование нравственных свойств личности несовершеннолетнего.

Данный фактор подчеркивается учеными-правоведами, занимающимися данной проблемой. В частности, исследования Д.А. Шестакова показали, что у каждого третьего взрослого преступника обнаруживается связь между его преступными наклонностями и негативным влиянием родительской семьи <3>.

<3> Шестаков Д.А. Семейная криминология: семья - конфликт - преступление. СПб., 1996. С. 58.

Подобный "черный список" нарушений прав детей в социально неблагополучных семьях позволяет сделать вполне объективный вывод о том, что данный тип семьи ни в коей мере не соответствует понятию о наилучшей среде жизнедеятельности ребенка. Неблагополучные родители осуществляют свои родительские права во вред своим детям. Согласно ст. 65 СК РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Как видно, пределы осуществления родительских прав в форме действий или бездействия семейным законодательством определены достаточно четко.

Следуя логике рассмотрения поставленной проблемы, необходимо актуализировать вопрос об ответственности родителей, столь явно нарушающих право ребенка на семейное воспитание. Требование установления ответственности родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и развитию ребенка предусмотрено ст. 18, 27 Конвенции ООН о правах ребенка. В развитие данных норм в рамках российского законодательства за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей предусмотрены различные виды юридической ответственности, в том числе: административной (ст. 5.35 КоАП РФ), гражданско-правовой (ст. 1073 - 1075 ГК РФ), семейно-правовой (ст. 69, 73 СК РФ), уголовной (ст. 156 УК РФ).

Вместе с тем, несмотря на, казалось бы, достаточно всестороннюю правовую регламентацию вопроса о мерах родительской ответственности, применение данных норм в совокупности дает ничтожный результат.

В настоящее время категория социально неблагополучных семей обеспечивается всеми мерами государственной социальной поддержки в приоритетном порядке. Нет ни одного вида пособия, которое не начислялось бы на детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Государственная социальная помощь данному типу семей оказывается с завидной регулярностью, чего нельзя сказать о семьях благополучных, в не меньшей степени нуждающихся в государственной поддержке. Между тем получаемое от государства материальное вспомоществование тратится не на удовлетворение базовых потребностей детей. Согласно проведенным исследованиям, в социально неблагополучных семьях на приобретение алкогольных продуктов расходуется от 25 до 50% и более семейного бюджета <4>. Примером тому могут служить участившиеся обращения в органы опеки самих родителей с заявлением о лишении их родительских прав и назначением опекуном над детьми бабушек и дедушек. Мотив подобных заявлений связан с возможностью получения опекунского пособия, которое, как правило, этими родителями у детей отбирается для личных нужд, прежде всего на приобретение алкоголя <5>.

<4> Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи (методологические и прикладные проблемы). Волгоград: Волгоградский юридический институт ВЮИ МВД России, 1998. С. 97.
<5> Мониторинг деятельности органов опеки и попечительства Ивановской области. Иваново: Департамент социальной защиты населения Ивановской области, 2010. С. 7.

Установленные российским законодателем меры ответственности за неисполнение родителями обязанностей по воспитанию детей не дают желаемого эффекта. Статья 69 СК РФ в качестве крайней меры ответственности предусматривает лишение родительских прав. Однако, как правило, сами родители применение данной меры в качестве наказания не воспринимают. Как ни парадоксально, но в сложившейся ситуации наказанными оказываются дети. К сожалению, изучению этого вопроса на уровне федерального мониторинга должного внимания не уделялось. Между тем, как показали данные социологического опроса воспитанников детских домов Ивановской области в возрасте от 8 до 17 лет, 74% опрошенных хотели бы жить в своей кровной семье, а 36% не хотят быть помещенными ни в какую другую семью, кроме родной <6>.

<6> Там же. С. 8.

Следует признать, что российская модель защиты права ребенка на семью в случае с социально неблагополучными семьями работает крайне неэффективно. Создается впечатление, что лучшее, что может предложить государство детям из данной категории семей, - это лишить их возможности жить и воспитываться в своей кровной семье. Между тем применение этой крайней меры не соответствует реализации права ребенка на семью и потому в современных зарубежных правовых системах популярностью не пользуется.

Отметим, что в зарубежных законодательствах, равно как и в российском законодательстве, предусмотрено полное и частичное (ограничительное) лишение родительских прав. Однако в отношении понимания формы применения и последствий ограничения в родительских правах имеются существенные отличия. Согласно ст. 73 СК РФ суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения родительских прав. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев обязан предъявить иск о лишении родительских прав. Последствиями ограничения в родительских правах в соответствии со ст. 74 СК РФ являются утрата родителями права на личное воспитание ребенка, а также права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка, однако в случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Кроме того, ограничение родительских прав по российскому законодательству сопряжено с изъятием ребенка из семьи и, следовательно, фактически приводит к невозможности личного осуществления родителями любого из установленных родительских правомочий. Таким образом, в предложенном варианте ограничение родительских прав фактически тождественно их лишению и не позволяет восстановить связь ребенка с семьей. Практика показывает, что ограничение родительских прав применяется российскими судами гораздо реже, чем лишение родительских прав. Как правило, сами органы опеки и попечительства сразу же инициируют применение данной меры, поскольку ресурсная база по восстановлению семьи для ребенка фактически отсутствует и, следовательно, никакой положительной динамики не прогнозируется.

Представляется, что назрела необходимость пересмотреть сложившийся юридический штамп и создать правовую возможность рассматривать меру ограничения родительских прав как возможность для реабилитации ребенка в условиях семьи с применением конкретно оговоренных ограничений в отношении полномочий родителей и без установления конкретного ограничительного срока.

В законодательствах развитых зарубежных стран применение к родителям мер ответственности, сопряженных с изъятием ребенка из кровной семьи, допускается лишь в исключительных случаях, так как приоритетным считается решение вопроса о временном ограничении отдельных родительских правомочий, что, безусловно, в большей степени соответствует понятию о действенной помощи ребенку в реализации его права на семью.

Так, например, во Франции меры по защите детей в социально неблагополучных семьях могут быть установлены службой социальной помощи детям либо судьей по делам несовершеннолетних. В зависимости от ситуации избирается тактика без отобрания ребенка из семьи либо с применением устройства ребенка в специальное реабилитационное учреждение <7>. В обоих случаях вопрос о лишении родительских прав не ставится. В соответствии со ст. 375-7 Гражданского кодекса Франции "отец и мать, к ребенку которых была применена мера по оказанию помощи в его воспитании, сохраняют в отношении его родительские права и осуществляют все полномочия, которые не являются несовместимыми с принятой мерой" <8>. Судья может лишь объективно ограничить право на посещение ребенка во время его нахождения в специальном учреждении. В случае, если принимается решение об оставлении ребенка в своей родной семье, в помощь семье назначается группа специалистов по вопросам воспитания. Решение о составе группы принимается после предварительного расследования и конкретизации необходимых мер помощи (финансовой, социальной, психолого-педагогической, медицинской и т.п.). Со своей стороны служба социальной помощи либо судья может потребовать от семьи выполнения определенных обязательств (прохождение курса лечения от алкоголизма, наркомании, посредничество в решении семейных конфликтов, посещение курсов по обучению методам и формам воспитания и бесконфликтного общения) <9>.

<7> Уветта Б. Защита прав несовершеннолетних во Франции. История вопроса // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 3.
<8> Гражданский кодекс Франции / Пер. с франц. В. Захватаев; Отв. ред. А. Довгерт. Киев, 2006. С. 185.
<9> Уветта Б. Указ. соч.

В США также предусмотрен широкий комплекс социальных мероприятий, направленных на восстановление функций семьи как наилучшей среды жизнедеятельности ребенка. При этом максимум усилий прилагается к тому, чтобы оставить ребенка в привычной ему обстановке на так называемой стационарной форме помощи <10>. При необходимости меры репрессивного характера обращаются на виновных родителей. Например, согласно § 29 "а" "Полицейского закона" главе семьи, применившему насилие, на две недели запрещается доступ в дом и любые контакты с детьми <11>.

<10> Грифанов Р.М., Калинкина М.Ю. Муниципальная практика предупреждения жестокого обращения с детьми и подростками (международный и российский опыт) // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 1.
<11> За честь семьи // Europa-Express. 2005. N 40(396). С. 74.

В Англии полномочия по оказанию помощи детям, воспитывающимся в неблагополучных семьях, выполняют социальные службы органов местного самоуправления. В структуру службы входят многочисленные отделы, специализирующиеся на четко определенных функциях по работе с семьей и детьми: служба оценки ситуации в семье, служба поддержки детей, служба, работающая с молодыми правонарушителями, и т.д. <12>. В помощь социальным службам организована работа неправительственных организаций, которые за приличное денежное вознаграждение от государства выполняют комплекс социально-реабилитационных услуг, направленных на восстановление родительского потенциала семьи и сохранения семьи для ребенка <13>.

<12> Time to listen to children: personal communication / Ed. by Pat Milner and Birgit Carolin. London: Routledge, 1999. P. 5.
<13> Правительство Англии оказывает финансовую помощь социальным службам в размере 8000 фунтов в неделю на одного ребенка. См.: Лобанова Т.В. Роль социальной службы (social services) в механизме защиты прав ребенка в Англии // Социальное и пенсионное право. 2006. N 4.

Благодаря развитию практики социальной работы в отношении неблагополучных семей с детьми в современных социально ответственных государствах наметился переход от карательных мер к социально поддерживающему воздействию на семью. Данное воздействие органично вписывается в рамки понятия о внесудебном порядке защиты права ребенка на семью. Следует отметить, что применительно к специфике защиты права ребенка на семью внесудебный порядок защиты имеет наибольшую степень соответствия заявленной цели, поскольку судебное вмешательство в глубокую морально-нравственную природу семейных правоотношений не способно обеспечить адекватную защиту истинных интересов ребенка <14>. Понятие о внесудебном порядке защиты как таковое в гражданском и семейном законодательстве отсутствует. Однако, учитывая фактический алгоритм, к внесудебному порядку защиты может быть отнесен весь спектр действий, не относящихся к механизму судебных процедур, в том числе в административном порядке <15>, под который подпадают не только действия органов опеки и попечительства, но и соответствующих социальных служб.

<14> Рабец А.М. Проблемы укрепления нравственных начал в нормах о личных неимущественных правах и обязанностях родителей и детей // Семейное и жилищное право. 2006. N 2.
<15> Геллер М.В. Внесудебный порядок защиты права несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье в современном российском законодательстве // Семейное и жилищное право. 2006. N 2.

В этой связи представляется необходимым начать работу по формированию законодательства, регламентирующего вопросы организации работы по социальному сопровождению и реабилитации социально неблагополучных семей. Вместе с тем, учитывая логику развития ситуации семейного неблагополучия, целесообразно охватить данной сферой правовой регламентации интересы всех типов семей.