Мудрый Юрист

К вопросу об истории становления конституционного законодательства современной чеченской республики *

<*> Gumashvili L.E'. On the issue of history of formation of the constitutional legislation of contemporary Chechen Republic.

Гумашвили Лабаз Элиозович, заведующий кафедрой правовых дисциплин гуманитарного факультета Чеченского государственного педагогического института, кандидат юридических наук, доцент.

В статье дается краткая история становления конституционного законодательства Чеченской Республики. В ней речь идет о позднесоветском, постсоветском и современном этапах формирования ведущей законодательной отрасли субъекта Российской Федерации. Преодолевая сепаратизм, на референдуме 23 марта 2003 г. была принята Конституция Чеченской Республики, в которую 2 декабря 2007 г. и 2 сентября 2010 г. вносились изменения и поправки.

Ключевые слова: перестройка, декларация, суверенитет, Конституция, сепаратизм, терроризм.

The article gives a brief history of the formation of the Chechen Republic constitutional law. In it we are talking about the late Soviet, post-Soviet and modern stages of the leading legislative branch of the Russian Federation subject. Coping with separatism on the 23 March 2003 referendum, the Constitution of the Chechen Republic was adopted, in which on Dec. 2, 2007 and September 2, 2010 the changes and the amendments were accepted.

Key words: perestroika (restructuring), the declaration, the sovereignty, Constitution, separatism, terrorism.

Неудача перестройки советского общества обрекла страну на серьезные потрясения. Союзные республики в составе федеративного государства СССР принимают декларации о государственном суверенитете. 12 июня 1990 г. РСФСР своей Декларацией провозглашает себя суверенным государством <1>.

<1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22.

По инерции идею суверенизации подхватывают бывшие автономии, в том числе находившиеся в составе России. Декларации о суверенитете принимаются во всех бывших автономных республиках. Так поступила и ЧИАССР, хотя, как известно, последней среди автономных республик <2>. Легитимный высший орган государственной власти - Верховный Совет ЧИАССР принял такой документ.

<2> Информационный бюллетень N 1 Верховного Совета Чечено-Ингушской Республики. Грозный, 1990.

Движение по завоеванию суверенитета нарастало. Всех воодушевлял клич главы государства: "Берите суверенитета, сколько можете". Воображаемая в умах людей свобода раздается правителями СССР и РСФСР, лишенными организационно-силовых средств умиротворения добивающихся суверенитета субъектов Федерации, без ограничения. Законодательное подкрепление порядка реализации суверенитета отсутствовало. Однако пришедшие к власти в субъектах федерации нелегитимные структуры и силы не хотели думать об этом. Крайне жесткая позиция была занята нелегитимными властями в Чечне. Они проводят выборы высших органов "государства", принимают Конституцию 12 марта 1992 г. и в одностороннем порядке провозглашают себя суверенным политическим образованием <3>.

<3> Конституция Чеченской Республики. Грозный, 1992.

Оценивая события в Чечне, одни исследователи пришли к выводу, что произошла "чеченская революция" <4>. Они полагали, что национально-освободительное движение чеченского народа, исторически пережившего страшные периоды геноцида и истребления, по логике развития событий приходит к финалу - бескровной передаче власти Федерацией властям субъекта и к практической реализации суверенного права государственного развития чеченского народа.

<4> Гакаев Д. Путь к чеченской революции // Чечня и Россия: общества и государства. М.: Полинформ-Талбури, 1999. С. 15 - 176; Дерлугьян Г. Чеченская революция и чеченская история // Чечня и Россия: общества и государства. С. 197 - 222; Вахаев Л. Политические фантазии в современной Чеченской Республике // Чечня и Россия: общества и государства. С. 324 - 334.

Другая точка зрения оценивает события в Чечне как "кризисные явления" в отношениях между федеральным центром и субъектом Федерации. Преодоление их приведет к восстановлению конституционного правопорядка и возвращению региона в лоно российского конституционализма <5>.

<5> Ибрагимов М.М. Об особенностях кризиса в Чеченской Республике в 1990-е годы // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: Материалы Всероссийской научной конференции. 19 - 20 апреля 2005 г. М.: Наука, 2006. С. 367 - 382; Дзидзоев В.Д. Чеченский кризис: уроки и перспективы преодоления // Чеченская Республика и чеченцы. С. 137 - 143; Осмаев А.Д. Чеченская Республика на рубеже XX - XXI вв. // История Чечни с древнейших времен до наших дней: В 2 т. // История Чечни XX и XXI веков. Грозный: Книжное издательство, 2008. Т. II. Глава XI. С. 740 - 827; Манкиев А.А. Кризис в Чеченской Республике конца XX века как социально-политический феномен // Чеченская Республика и чеченцы: история и современность: Материалы Всероссийской научной конференции. 19 - 20 апреля 2005 г. С. 400 - 410.

Дальнейшее развитие событий в Чеченской Республике привело к целому ряду ошибок и упущений как с одной стороны, так и с другой, к военным кампаниям 1994 - 1995 и 1999 - 2000 гг. Противоречия, подлежащие разрешению политическим путем, пришлось преодолевать военными средствами. Война как средство разрешения конфликта является самым кровавым, внеправовым, нечеловечным средством урегулирования разногласий между сторонами. Тем более что второй стороны федеративных отношений - Чеченской Республики - не могло быть. Легитимные органы государственной власти в Чечне не были сформированы. Ведь не был принят федеральный закон об образовании Чеченской Республики, тогда как специальный закон о роспуске ЧИАССР и создании Республики Ингушетия принимался с соблюдением установленных для этого правил и норм <6>.

<6> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 24. Ст. 1304.

Война привела к огромным человеческим жертвам, разрушению инфраструктуры региона, к массовым нарушениям прав и свобод людей в правовом государстве, каковым является Российская Федерация, согласно ст. 2 Конституции которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Следует расценить положительные выводы относительно проведенных военных действий в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 июля 1995 г. N 10-П <7> как оправдание усилий милитаристских кругов в России. Ведь лишь легитимные органы Чеченской Республики могли представлять данный субъект Российской Федерации в конституционно-правовых отношениях с федеральным центром.

<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 33. Ст. 3424.

Военные действия протекали с переменным успехом. Успех федеральных сил приводит к власти руководство республики советского периода. Однако этот период сменяется неудачей, поражением. И к власти приходят новые нелегитимные силы. Они постепенно уступают ваххабитам идеологическую составляющую общественной жизни. Ваххабизм хочет утвердиться по всему Северному Кавказу силой оружия. Наступает август 1999 г. и самая неприглядная страница истории в отношениях соседей - Чечни и Дагестана. Ваххабиты начинают войну в Дагестане. Причастными к войне становятся нелегитимные власти в Чечне этого периода. Вместе с тем данные действия приобретают и международную окраску: они являли собой, кроме прочего, проявления международного терроризма и сепаратизма. Движение сепаратизма поставило чеченскую нацию под угрозу физического уничтожения. Необходимо было найти правовые, конституционные пути разрешения кризиса. И в это время на политической арене появляется фигура Ахмата-хаджи Кадырова. Характеризуя его качества как политического деятеля, Х.Э. Таймасханов и А.А. Манкиев пишут: "Сохранение народа от уничтожения и самоуничтожения, его всестороннее возрождение и развитие, достойная жизнь, национальное согласие, единство и безопасность - вот что всегда составляло политическое и жизненное кредо А.А. Кадырова. В достижении этих целей он был бескомпромиссен, упорен, решителен, последователен" <8>.

<8> Таймасханов Х.Э., Манкиев А.А. Роль А.А. Кадырова в сохранении и возвращении чеченского народа в конституционное пространство Российской Федерации // Конституция - Основной Закон Чеченской Республики (Материалы научно-практической конференции, посвященной 5-й годовщине Конституции Чеченской Республики, 13 марта 2008 г., г. Грозный). Администрация Президента и Правительства Чеченской Республики. Грозный, 2008. С. 127.

Будучи Президентом Российской Федерации, В.В. Путин решительно поддержал стремление здоровых сил чеченского общества выйти из затянувшегося политического кризиса. Принятие им решения о назначении главой Чеченской Республики Ахмата-хаджи Кадырова - ученого-алима нанесло смертельный удар по религиозному экстремизму и положило конец хаосу и беспорядку.

Во всех начинаниях по мирному строительству республики В.В. Путин оказывал всестороннюю поддержку и содействие Ахмату-хаджи Кадырову, демонстрируя свое высокое доверие к нему и его делам.

Следует сказать, что понимание необходимости национального возрождения чеченского народа в составе Российской Федерации приходит к А.А. Кадырову лишь после колебаний и раздумий, по истечении значительного времени, после неприкрытых притязаний сепаратистов и военного вторжения их в соседний Дагестан. По этому поводу он писал: "Не буду скрывать: до последнего времени я смотрел на все это другими глазами. Мне представлялось, что Чечня действительно в состоянии самоорганизоваться в самостоятельное государство. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но жизнь доказала обратное: перспектива исторического развития для чеченского народа лежит только через сотрудничество и взаимодействие с Российской Федерацией. В рамках единого и целостного государства" <9>.

<9> Кадыров А.А. Выбор пути. Б. м., г. и. С. 23.

Постсоветское возвращение Чеченской Республики в конституционное поле Российской Федерации начинается с 2000 г., когда началось формирование органов государственной власти и управления республики в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.

Первым юридическим документом о создании органов власти и управления в Чечне явился Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 1071 "Об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике", в соответствии с которым Глава Администрации Чеченской Республики исполнял обязанности высшего должностного лица Чеченской Республики.

Для создания условий и выработки правовых основ вхождения в конституционное поле РФ Главой Администрации Чеченской Республики Ахматом-хаджи Кадыровым 25 июня 2001 г. был издан Указ N 54 "О Консультативном совете при Главе Администрации Чеченской Республики". В его состав вошли 85 человек из передовой части интеллигенции, деятелей культуры и искусства, образования, тружеников села, спортсменов и представителей всех национальностей, населяющих Чеченскую Республику.

Перед Консультативным советом ЧР были поставлены следующие задачи:

  1. Разработка механизма вхождения в правовое поле Российской Федерации на общепринятых основах демократического общества.
  2. Подготовка механизма законодательной базы - разработка проекта Конституции Чеченской Республики, проектов законов о выборах Президента и Парламента Чеченской Республики.

Консультации среди членов Консультативного совета Чеченской Республики с международными юридическими институтами и федеральными структурами показали необходимость создания условий и предоставления возможности чеченскому народу самостоятельно определиться в своем будущем путем проведения всенародного референдума (голосования) <10>.

<10> Жамалдаев Ш.В. Консультативный совет Чеченской Республики // Конституция - Основной Закон Чеченской Республики (Материалы научно-практической конференции, посвященной 5-й годовщине Конституции Чеченской Республики, 13 марта 2008 г., г. Грозный). Администрация Президента и Правительства Чеченской Республики. Грозный, 2008. С. 28 - 32.

Большое значение для создания условий для подготовки и проведения референдума имело мнение представителей народов Чеченской Республики. С этой целью в декабре 2002 г. в г. Гудермесе состоялся съезд представителей народов ЧР, на котором была принята резолюция, гласящая, что, несмотря на сохраняющуюся напряженную обстановку, в Чеченской Республике подготовлены необходимые условия для восстановления основ республиканской государственности в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Были разработаны и представлены на обсуждение пять проектов Конституции ЧР, из которых был создан один проект, вынесенный впоследствии на референдум. 23 марта 2003 г. был проведен общенациональный референдум по обсуждению проекта Конституции ЧР. Участие в референдуме приняло более 90% населения, что показало всему миру правильность и одобрение народом выбранного А.А. Кадыровым и его командой курса на разрешение политического кризиса правовыми средствами, с построением основ государственности в Чеченской Республике. Впервые народ самостоятельно, демократическим путем определил свою судьбу <11>.

<11> Таймасханов Х.С. Референдум Чеченской Республики 23 марта 2003 г. как правовое средство разрешения политического кризиса // Конституция - Основной Закон Чеченской Республики (Материалы научно-практической конференции, посвященной 5-й годовщине Конституции Чеченской Республики, 13 марта 2008 г., г. Грозный). Администрация Президента и Правительства Чеченской Республики. Грозный, 2008. С. 20 - 27.

В законодательстве Российской Федерации подробно определены понятия референдума, его место, значение и процедура проведения. Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы". Референдум в Российской Федерации проводился в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации" и Федеральным законом "Об общих гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Но этой правовой базы оказалось недостаточно для проведения референдума в специфических условиях Чеченской Республики, так как для проведения референдума на территории субъекта Российской Федерации необходимо принятие соответствующего закона субъекта Российской Федерации. В частности, не был принят Закон "О референдуме Чеченской Республики" ввиду отсутствия легитимных органов государственной власти Чеченской Республики. Выход был найден в том, что, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации и исходя из конституционно-правовых полномочий Президента Российской Федерации, им был издан Указ от 12 декабря 2002 г. N 1401 "Об утверждении Положения о проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам законов Чеченской Республики "О выборах Президента Чеченской Республики" и "О выборах в Парламент Чеченской Республики".

На референдуме народ республики выразил свое твердое желание, чтобы Чеченская Республика была в составе Российской Федерации, ее неотъемлемым и равноправным субъектом. В этом чеченский народ видел гарантию сохранения своего языка, культуры, исторической перспективы, мирной и достойной жизни.

Результаты референдума, принятые на нем документы, осуществленное на их основе формирование структур государственной власти имеют историческое значение для Чеченской Республики и ее народа, знаменуют конец многолетнему правовому произволу, возвращение народа в лоно закона, политико-правовое, конституционное пространство Российской Федерации, без чего немыслимо его существование как полно- и равноправного народа многонациональной России.

С принятием Конституции началась новая эпоха в новейшей истории Чеченской Республики. На основании Конституции Чеченской Республики были созданы основы властных структур. Были проведены демократические выборы Президента Чеченской Республики, депутатов в Народное Собрание (Парламент) Чеченской Республики. Конституция Чеченской Республики прошла испытание временем, она соответствует международным правовым нормам, Конституции Российской Федерации. В ней учтены все международные гражданские и политические правовые нормы. На основании этой Конституции разработаны законы Чеченской Республики, которые являются гарантом соблюдения прав и свобод гражданина и человека в Чеченской Республике.

В дальнейшем, 2 декабря 2007 г., на референдуме в Чеченской Республике были внесены изменения и дополнения в Конституцию Чеченской Республики, приблизившие ее текст к требованиям Конституции Российской Федерации, а 2 сентября 2010 г. Республиканским конституционным законом внесены изменения в текст Конституции Чеченской Республики относительно переименования руководителя данного субъекта Российской Федерации в "Главу Чеченской Республики".