Мудрый Юрист

Международные договоры как источники правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов *

<*> Romanova V.V. International treaties as sources of legal regulation of construction and modernization of power engineering objects.

Романова Виктория Валерьевна, соискатель кафедры коммерческого права СПбГУ, партнер российско-британской юридической фирмы "Мусин, Ибрагимов и партнеры", кандидат юридических наук.

В настоящей статье автор представляет правовой анализ международных договоров, регулирующих вопросы, связанные со строительством и модернизацией энергетических объектов, выявляет их особенности, предлагает возможные варианты разрешения проблемных вопросов.

Ключевые слова: международные договоры, источники права, правовое регулирование, двусторонние договоры, многосторонние договоры, межгосударственные договоры, межправительственные договоры, межведомственные договоры.

In this article author makes legal analysis of international treaties, regulating activities connected with construction and modernization of power engineering objects, shows up their peculiarities, suggests possible methods of resolution of problem's issues.

Key words: international treaties, sources of law, legal regulation, bilateral treaties, multilateral treaties, interstate treaties, intergovernmental treaties, interagency treaties.

Правовое регулирование отношений по строительству и модернизации энергетических объектов регулируется различными источниками права, одним из которых является международный договор. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора <1>.

<1> Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Данное положение закреплено и в других законодательных актах, в т.ч. в Гражданском кодексе Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 7 Гражданского кодекса Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора <2>, аналогичная норма содержится и в п. 2 ст. 4 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <3>.

<2> Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1: Федеральный закон N 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301, 3302.
<3> Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" // Собр. законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.

Заключая Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г., государства признали все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе <4>. Характеризуя международный договор как основной источник международного права, Г.В. Игнатенко верно подчеркивает, что договоры наилучшим образом обеспечивают согласование и взаимодействие международных норм и норм внутригосударственного законодательства <5>. В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" указывается, что суд, применяя нормы международных договоров, руководствуется тем, что толкование международных правил производится в порядке, определенном разделом 3 ч. 3 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969 <6>.

<4> Конвенция вступила в силу 27 января 1980 г. В ней участвуют 76 государств, в т.ч. Россия - с 29 апреля 1986 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. Спец. приложение. N 3.
<5> Международное право: Учебник / Отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 142.
<6> Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" // ЭЖ-Юрист. 1999. N 27.

Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" <7>. Согласно п. "а" ст. 2 данного Закона под международным договором Российской Федерации понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Указанный Федеральный закон распространяется также на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР. В п. 2 ст. 1 данного Закона содержится классификация международных договоров Российской Федерации, которые подразделяются на межгосударственные, межправительственные и договоры межведомственного характера, при этом законодателем уточнено, что у международных договоров могут быть различные наименования, в т.ч. договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами.

<7> Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" // Российская газета. 1995. 21 июля.

В научной литературе вопрос о классификации международных договоров рассматривался неоднократно. При этом высказываются различные точки зрения в отношении даже, казалось бы, очевидных классификаций, например, в зависимости от количества участников. Так, с точки зрения И.И. Лукашука, если многосторонние договоры призваны разрешать проблемы, касающиеся международного сообщества в целом и служат основным средством кодификации и прогрессивного развития международного права, то двусторонние договоры имеют преимущество в том, что позволяют учитывать специфику сторон и их отношений <8>. В то же время есть точка зрения, высказанная М.М. Богуславским, что применение двусторонних международных договоров на практике более сложно, поскольку они создают дифференцированный режим правового регулирования в одной и той же области (например, в сфере поощрения и защиты инвестиций) <9>.

<8> Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учеб. для студентов юрид. фак-тов и вузов / Рос. акад. наук; Ин-т государства и права; Академ. правовой ун-т. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 102.
<9> Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма - Инфра-М, 2010. С. 62.

Рассматривая классификацию международных договоров по субъектному составу участников, С.А. Егоров отмечает, что международные договоры могут быть открытыми и закрытыми. Открытыми международными договорами должны быть многосторонние договоры, в которых содержатся нормы, объект и цели которых представляют интерес для всех государств (т.е. универсальные (или общие) договоры) и в которых должны иметь право участвовать все государства. В закрытом договоре участвуют только заключившие его государства <10>. И.И. Лукашук выделяет также полуоткрытые договоры, к которым могут присоединиться и другие государства, но при согласии других участников договора <11>.

<10> Международное право: Учебник / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 3-е изд., перераб. М.: Норма - Инфра-М, 2010. С. 145.
<11> Лукашук И.И. Указ. соч. С. 103.

В качестве источника правового регулирования отношений по строительству и модернизации энергетических объектов могут быть как универсальные (общие) международные договоры, так и двусторонние международные договоры.

При этом, несмотря на огромное значение универсальных международных договоров, для деятельности в сфере строительства и модернизации энергетических объектов в большей степени представляют интерес двусторонние международные договоры, поскольку именно в двусторонних договорах могут быть максимально учтены особенности внутреннего законодательства сторон.

Принимая во внимание, что при осуществлении строительства и (или) модернизации заключается, как правило, смешанный договор, по которому также осуществляются не только строительные работы, но и поставка необходимого оборудования, в т.ч. от зарубежных производителей <12>, среди универсальных международных договоров прежде всего нужно сказать о Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция о международных договорах купли-продажи товаров 1980 г.) <13>. На 2011 г. участниками данной Конвенции являются 76 государств, в т.ч. Российская Федерация <14>. Данная Конвенция имеет активное применение на практике. Венской конвенции посвящено огромное количество научных исследований <15>. Нормы Конвенции применяются как государственными судами (банк решений арбитражных судов Российской Федерации представлен на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации) <16>, так и международными коммерческими арбитражными судами <17>. Учитывая, что значительная часть споров передается сторонами вышеуказанных договоров на рассмотрение международных коммерческих арбитражных судов, нельзя не отметить среди универсальных источников международного права Нью-Йоркскую конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. <18>. Данная Конвенция не только применяется на практике, но и является предметом многочисленных правовых исследований <19>. В настоящее время осуществляется подготовка Руководства ЮНСИТРАЛ по Нью-Йоркской конвенции <20>.

<12> Среди ведущих мировых поставщиков энергетического оборудования следует отметить немецкую компанию SiemensAG (www.siemens.com), французскую компанию Alstom (www.alstom.com); американскую корпорацию GeneralElectric (www.GE.com).
<13> Конвенция от 11 апреля 1980 г. // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1994. N 14.
<14> URL: www.uncitral.org.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.Г. Розенберга "Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров" включена в информационный банк согласно публикации - Книжный мир, 2007 (издание пятое, переработанное и дополненное).

<15> Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма - Инфра-М, 2010; Розенберг М.Г. Контракт международной купли-продажи. Современная практика заключения. Разрешение споров. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2007; Розенберг М.Г. Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. 4-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2010; Bianca Cesare Massimo, Bonell Michael Joachim. Commentary on the International Sales Law, The 1980 Vienna Sales Convention. Milan, 1987; Honnold John O., Flechtner Harry M. Uniform Law for International Sales Under the 1980 United Nations Convention. 4th ed. Alphen aan den Rijn, 2009; Schlechtriem Peter, Schlechtriem Indeborg. Commentary on the Convention on the International Sale of Goods (CISG). 3rd ed., Oxford, 2010.
<16> URL: www.arbitr.ru.
<17> Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2007 - 2008 гг. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 2010; Практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ за 2006 г. / Сост. М.Г. Розенберг. М.: Статут, 2008.
<18> Конвенция от 10 июня 1958 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1960. N 46.
<19> Богуславский М.М. Международное частное право: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Норма - Инфра-М, 2010; Карабельников Б.Р. Исполнение решений международных коммерческих арбитражей: Комментарий к Нью-Йоркской конвенции 1958 г. и главам 30 и 31 АПК РФ 2002 г. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2008; Лисицин-Светланов А.Г. Международное гражданское право: современные проблемы. М.: Тон-Остожье, 2002; Musin V.A., Kropachev N.M. Russian Law in Briff: Digest for foreign investors. St.-Petersburg: University Press, 2011; Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008; David R. Arbitration in international trade. Boston: Kluwer Law and taxation Publishers, 1985; Sanders P. The Work of UNCITRAL on Arbitration and Conciliation. The Hague, Kluwer Law International, 2004; Dicey, Morris & Collins. The Conflict of Laws. 14th Edition. London: Sweet&Maxwell, 2010.
<20> URL: www.uncitral.org.

Поскольку при осуществлении как нового строительства, так и модернизации зачастую встает вопрос о передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности, необходимо указать среди универсальных источников международного права Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности 1883 г. <21>. Согласно п. 2 ст. 1 Парижской конвенции объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции. Следует также отметить, что вопросы, связанные с охраной интеллектуальной собственности, стандартизацией, сертификацией, являются предметом многочисленных двусторонних международных договоров о научно-техническом сотрудничестве, среди которых Соглашение о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества между СССР и Федеративной Республикой Германия в области экономики и промышленности от 06.05.1978 <22>, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о научно-техническом сотрудничестве от 16.12.1993 <23>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о научном и техническом сотрудничестве от 01.12.1995 <24>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о научно-техническом сотрудничестве от 11.01.1993 <25>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о научно-техническом сотрудничестве от 07.10.1995 <26> и др.

<21> Конвенция от 20 марта 1883 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1968. N 40.
<22> Соглашение о развитии и углублении долгосрочного сотрудничества СССР и Федеративной Республики Германия в области экономики и промышленности от 06.05.1978 // Известия. 1978. 7 мая.
<23> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о научно-техническом сотрудничестве от 16.12.1993 // Бюллетень международных договоров. 1999. N 9.
<24> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о научном и техническом сотрудничестве от 01.12.1995 // Бюллетень международных договоров. 1999. N 11.
<25> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о научно-техническом сотрудничестве // Бюллетень международных договоров. 1994. N 3.
<26> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о научно-техническом сотрудничестве от 07.10.1995 // Бюллетень международных договоров. 1996. N 3.

Из отраслевых международных договоров в области электроэнергетики можно отметить Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. (с изм. на 22 ноября 2007 г.) <27>; Соглашение о формировании общего электроэнергетического рынка государств - участников Содружества Независимых Государств <28>, Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о расширении стратегического сотрудничества в области энергетики и машиностроения от 22.12.2009 <29>, а также многочисленные двусторонние межправительственные соглашения о сотрудничестве в области электроэнергетики: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об экономическом и научно-техническом сотрудничестве <30>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса <31>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетических комплексов <32>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергии <33> и др.

<27> Международное соглашение от 14 февраля 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1993. N 1.
<28> Международное соглашение от 25 мая 2007 г. // Бюллетень международных договоров. 2008. N 12.
<29> Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном о расширении стратегического сотрудничества в области энергетики и машиностроения // Бюллетень международных договоров. 2010. N 5.
<30> Международное соглашение от 8 мая 2007 г. // Бюллетень международных договоров. 2009. N 10.
<31> Международное соглашение от 6 декабря 2001 г. // Бюллетень международных договоров. 2004. N 8.
<32> Международное соглашение от 24 декабря 1992 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. N 6.
<33> Международное соглашение от 15 февраля 1996 г. // Бюллетень международных договоров. 1997. N 5.

К многосторонним региональным соглашениям, которые могут применяться для регулирования отношений в сфере строительства и модернизации энергетических объектов, относятся, например, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киевское соглашение 1992 г.), Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества 1998 г. (Московское соглашение).

Помимо отраслевых международных многосторонних и двусторонних договоров, названных выше, необходимо указать также международные двусторонние договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций, а также международные соглашения о защите капиталовложений: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о поощрении и взаимной защите капиталовложений <34>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индонезия о поощрении и защите капиталовложений <35>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Катар о поощрении и взаимной защите капиталовложений <36>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений <37>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Сирийской Арабской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений <38>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о поощрении и взаимной защите капиталовложений <39>, а также межведомственные - Соглашение между Министерством науки и технической политики Российской Федерации и Министерством науки и технологии Республики Словения о научно-техническом сотрудничестве от 23.06.1994, Соглашение между Министерством науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации и Государственным комитетом по науке и технике Корейской Народно-Демократической Республики о научно-техническом сотрудничестве от 08.02.1993 <40> и др.

<34> Международное соглашение от 7 ноября 2008 г. // Собр. законодательства РФ. 2010. N 5. Ст. 461; Бюллетень международных договоров. 2010. N 4.
<35> Международное соглашение от 6 сентября 2007 г. // Собр. законодательства РФ. 2010. N 4. Ст. 341; Бюллетень международных договоров. 2010. N 3.
<36> Международное соглашение от 12 февраля 2007 г. // Собр. законодательства РФ. 2009. N 34; Бюллетень международных договоров. 2009. N 12.
<37> Международное соглашение от 9 ноября 2006 г. // Собр. законодательства РФ. 2009. N 46. Ст. 5421; Бюллетень международных договоров. 2010. N 2.
<38> Международное соглашение от 26 января 2005 г. // Собр. законодательства РФ. 2007. N 35. Ст. 4287; Бюллетень международных договоров. 2007. N 11.
<39> Международное соглашение от 5 апреля 1994 г. // Собр. законодательства РФ. 2001. N 32; Бюллетень международных договоров. 2001. N 10.
<40> URL: www.mon.gov.ru.

Наличие таких соглашений является серьезной поддержкой интересов российских топливно-энергетических компаний за рубежом. Обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом, обеспечение эффективной международной кооперации в отношении рисковых и сложных проектов определены согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 г. <41> в качестве задач, решение которых необходимо для достижения стратегической цели внешней энергетической стратегии.

<41> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р // Собр. законодательства РФ. 2009. N 48. Ст. 5836.

Для решения поставленных задач Энергетической стратегией предусматривается развитие сотрудничества в области энергетики со странами Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Северо-Восточной Азии, Шанхайской организации сотрудничества, Европейского союза, с другими международным организациями и государствами, содействие привлечению на взаимовыгодных условиях зарубежных инвестиций, в первую очередь, в технически сложные и рисковые проекты, стимулирование развития и экспорта российских технологий, а также услуг российских компаний в сфере топливно-энергетического комплекса, развитие новых форм международного (в т.ч. технологического) сотрудничества в энергетике, обеспечение транспарентности энергетической политики Российской Федерации и координация ее энергетической стратегии с перспективными планами и энергетическими стратегиями других участников рынка.

Приведенные выше примеры международных договоров, выступающих в качестве источников правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов, наглядно демонстрируют актуальность всех разновидностей международных договоров, предусмотренных Федеральным законом "О международных договорах".

Следует также отметить, что Федеральный закон "О международных договорах" предусматривает различные требования к утверждению, принятию и опубликованию международных договоров. Так, в соответствии со ст. 20 данного Федерального закона утверждение, принятие международных договоров, которые подлежат утверждению, принятию, осуществляется: а) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, указанным в п. 1 ст. 15 указанного Закона, - в форме Федерального закона в порядке, установленном для ратификации международных договоров; б) в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, за исключением указанных в подп. "а", - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации; в) в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации. Утверждение, принятие международных договоров межведомственного характера, предусматривающих вступление их в силу после утверждения, принятия, осуществляются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями, от имени которых подписаны такие договоры.

Предусмотренный Федеральным законом "О международных договорах" порядок опубликования международных договоров Российской Федерации закреплен в ст. 30 данного Закона. Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в издании "Собрание законодательства Российской Федерации". Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально публикуются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в "Бюллетене международных договоров". Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера публикуются по решению федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" указано, что вступившие в Российской Федерации в силу международные договоры публикуются в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Бюллетене международных договоров", газете "Российская газета", газете "Российские вести"; международные договоры Российской Федерации, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов и могут быть доведены до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами (Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1993 N 11 "О порядке опубликования международных договоров РФ") <42>.

<42> Указ Президента Российской Федерации от 11.01.1993 N 11 "О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 3.

Рассматривая вопрос о международном договоре как одном из важнейших источников правового регулирования строительства и модернизации энергетических объектов, нельзя не отметить, что вопросы строительства энергетических объектов с использованием новых технологий и модернизации существующих энергетических объектов становятся с каждым годом все более актуальными, т.к. обусловлены проблемами энергетической безопасности, которая касается в первую очередь энергетических объектов.

Вместе с тем, несмотря на многократно закрепленные в международных соглашениях положения о необходимости развития энергетического сектора и модернизации энергетических объектов, в соглашениях отсутствует какой-либо понятийный аппарат данной деятельности, не указываются критерии определения результатов такой деятельности.

Так, о необходимости осуществления модернизации энергетического оборудования прямо говорится, в частности, в следующих международных соглашениях: Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергии от 15.02.1996 (в ст. 2 Соглашения закреплено, что стороны поощряют и поддерживают сотрудничество на взаимовыгодной основе между министерствами, предприятиями и организациями обеих стран в такой области, как сооружение, реконструкция и модернизация предприятий и объектов энергетического сектора, совершенствование их систем управления) <43>; Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии об экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 08.05.2007 (в ст. 2 Соглашения предусмотрено, что экономическое и научно-техническое сотрудничество осуществляется в области развития инфраструктуры и систем транспортировки энергоносителей, строительства и модернизации энергетических объектов) <44>; Соглашении между Правительствами Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств от 14.02.1992, в котором предусматривается согласование норм и правил об эксплуатации и строительстве энергетических объектов, согласование по единым международным стандартам единого международного пространства в области электроэнергетики и энергостроительства, сотрудничество в межгосударственных программах модернизации действующего оборудования, тепловых и электрических сетей и систем контроля управления и связи <45>. Ни в одном из приведенных соглашений нет понятийного аппарата деятельности по модернизации энергетического оборудования. Каким образом, по каким нормам, стандартам, регламентам стороны конкретных контрактов будут определять, например, необходимость и возможность модернизации энергетического объекта? В каких случаях должно приниматься решение о строительстве нового энергетического объекта, а не о модернизации существующего? С точки зрения реализации конкретных контрактов нельзя исключать потенциальные споры как о недействительности, незаключенности договоров, так и о ненадлежащем исполнении, если у сторон будут разные позиции в отношении ожидаемых результатов модернизации.

<43> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области топлива и энергии от 15.02.1996 // Бюллетень международных договоров. 1997. N 5.
<44> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии об экономическом и научно-техническом сотрудничестве от 08.05.2007 // Бюллетень международных договоров. 2009. N 10.
<45> Соглашение о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств от 14.02.1992 // Бюллетень международных договоров. 1993. N 1.

В этой связи думается, что будет целесообразной постановка вопроса о разработке, согласовании и включении единого понятийного аппарата в отношении модернизации энергетических объектов в действующие международные соглашения, разработка и согласование современных международных стандартов, регламентов, критериев модернизации как в отношении целесообразности осуществления модернизации, так и в отношении результатов модернизации.

Следует также подчеркнуть, что международные договоры, как универсальные, так и двусторонние (в т.ч. отраслевые - в области энергетики), являются не только источником правового регулирования, но и существенным элементом стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами. Современные реалии диктуют очевидную необходимость в осуществлении модернизации энергетических объектов таким образом, чтобы обеспечить энергетическую безопасность. Аварии последних лет в энергетике свидетельствуют о том, что энергетика и устаревшие производственные мощности или несовершенные технологии, так же как и отсутствие или несоблюдение детальных правил в отношении устройства и эксплуатации энергообъектов, - понятия не только несовместимые, но и приводящие к непоправимым последствиям. В этой связи весьма актуальным было бы принятие международного документа, регламентирующего правила по обеспечению международной энергетической безопасности, в т.ч. в отношении деятельности по строительству и модернизации энергетических объектов.