Мудрый Юрист

Механизм правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства *

<*> Morozova L.Ya. Mechanism of legal ensuring the balance of interests of person and state.

Морозова Людмила Яковлевна, профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена проблеме исследования процесса правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства, а также системе используемых для этого юридических средств. Особое внимание уделяется оптимальному соотношению частноправовых и публично-правовых методов регулирования общественных отношений.

Ключевые слова: правовое обеспечение, юридические средства, сбалансированность личности и государства, частные и публичные интересы.

Article is devoted a problem of research of process of legal maintenance of equation of interests of the person and the state, and also system of legal means used for this purpose. The special attention is given to an optimum parity частноправовых and publicly-legal methods of regulation of public relations.

Key words: legal maintenance, legal means, equation of the person and the state, private and public interests.

Одним из основных направлений исследования правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства является раскрытие его механизма, выступающего составной частью более общей юридической категории - механизма правового регулирования общественных отношений. Эта категория была введена в научный аппарат общей теории права еще в 60-х годах прошлого века для функциональной характеристики правовой формы общественных отношений <1> и продуктивно используется в отечественной юриспруденции. Под механизмом правового регулирования принято понимать взятую в структурно-функциональном единстве систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается эффективное правовое воздействие на общественные отношения (деятельность их участников). В рамках механизма правового регулирования выделяются его основные стадии (издание норм права и их общее воздействие на общественные отношения, возникновение субъективных прав и обязанностей, реализация субъективных прав и обязанностей, применение норм права) и соответствующие этим стадиям элементы (нормы права, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, акты применения норм права) <2>.

<1> См.: Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966.
<2> См.: Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1982. Т. 2. С. 9; Общая теория государства и права: академический курс / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2: Теория права. С. 438 - 443; Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 30 - 40.

Приведенные выше основные характеристики механизма правового регулирования свидетельствуют о том, что использование данной категории может стать плодотворным и для раскрытия механизма правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства. Обоснованность такого вывода обусловлена тем, что выделяемые стадии и элементы механизма правового регулирования общественных отношений по существу представляют собой не что иное, как юридическую матрицу исследования процесса правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства, а также системы используемых для этого юридических средств. В этом контексте значение категории механизма правового регулирования для настоящего исследования актуализируется и в связи с тем, что ее использование позволяет в значительной мере разрешить дискуссионные вопросы, возникающие до настоящего времени при рассмотрении понятий "правовое обеспечение" и "юридические средства" <3>. Вместе с тем использование категории механизма правового регулирования для исследования сферы правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства не может носить формально-догматический характер, а должно осуществляться с учетом ее специфики.

<3> См.: Шекенов Н.А. Правовое обеспечение интересов личности: Дис. ... д.ю.н. Алма-Ата, 1992; Пучинский Б.И. Основные проблемы гражданско-правовых средств: Дис. ... д.ю.н. М., 1985; Лапчинский В.И. Юридические средства охраны гражданских прав по российскому законодательству: Дис. ... к.ю.н. М., 2004; Мордовец А.С. Социальный юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996; Прудников А.С. Безопасность личности и ее обеспечение органами внутренних дел (теоретико-правовое исследование). М., 1999.

Прежде всего, важно иметь в виду, что раскрытие механизма правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства вряд ли возможно без учета его социального аспекта, поскольку в основе формирования функционирования и развития права лежат именно социальные интересы <4>. Этот аспект механизма правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства является составной частью правотворчества, т.е. его первой стадией, которую было бы неправильно сводить только к "изданию правовой нормы". В рамках рассматриваемого аспекта данной стадии фактически формируется социальная основа правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства. Это происходит путем выявления социологическими методами юридически значимых социальных интересов, т.е. объективно нуждающихся в правовом регулировании (сбалансированности) и поддающихся ему наиболее типичных частных и публичных интересов участников общественных отношений в целях последующего отражения их в системе юридических средств <5>. Критерием сбалансированности интересов личности и государства выступает здесь их социальная значимость для позитивного развития соответствующих сфер регулируемых правом общественных отношений. Для обеспечения баланса интересов личности и государства одинаково опасна гипертрофия как индивидуального, так и общественного начала. Преувеличение коллективного начала ведет к тоталитаризму, появлению индивидуализма, инакомыслия, отрицанию прав меньшинства, основных прав и свобод личности. Гиперболизация индивидуализма инициирует анархию, разрушение государственности. Личность существует и развивается только в системе социальных связей, высшей формой организации которых выступает государство, социально-юридический статус которого сам обладает индивидуально-социальным характером. Согласование именно этих начал личности и государства может обеспечить сбалансированность их интересов в основных сферах общественных отношений, гарантировать их нормальное функционирование, саморегуляцию и саморазвитие <6>.

<4> См.: Иеринг Р. Интерес и право: Избранные труды. Самара, 2003. С. 333 - 429; Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984; Сабикенов С. Право и социальные интересы в период социализма. Алма-Ата, 1986; Михайлов С.В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002; Дедов Д.М. Конфликт интересов. М., 2004.
<5> См.: Михайлов С.В. Категория интереса в российском гражданском праве. М., 2002. С. 28, 52; Романовский С.В. Принцип сочетания частных и публичных интересов в гражданском праве: Дис. ... к.ю.н. М., 2008. С. 168.
<6> См.: Эбзеев Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 49.

Эффективность достижения этих целей в процессе правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства во многом зависит от адекватности юридических средств, используемых для этого на различных стадиях механизма нормативно-правового регулирования.

На монографическом уровне данная проблема исследована Н.А. Шайкеновым, который полагает, что к правовым средствам обеспечения интересов личности следует относить правосубъектность носителей интересов, правовую регламентацию объектов интересов и процедуру реализации прав и обязанностей. Обосновывая эту свою позицию, автор, в частности, отмечает, что посредством правосубъектности реализация интереса обеспечивается через персонификацию носителя, высшей формой которой является правовая оснащенность личности, позволяющая ей выступать в равноправных отношениях с государством. Юридическая персонификация личности трансформируется в субъективное право, предназначенное для непосредственной реализации интереса и воздействующее своими элементами на его содержание.

Юридическая регламентация объекта интереса отражает в праве его особенности, влияющие на разграничение с другими объектами (вещи, результаты деятельности, услуги и т.п.). Благодаря правовой регламентации объект интереса предстает не только в его естественных, но и в общественных свойствах (объектом права собственности граждан, юридических лиц, государства). Практическая реализация интереса обеспечивается соответствующей юридической процедурой, определяющей порядок осуществления субъективных прав и обязанностей гражданами и правоприменительной деятельности органов государственной власти <7>.

<7> См.: Шайкенов Н.Л. Правовое обеспечение интересов личности: Автореф. дис. ... д.ю.н. Алма-Ата, 1992. С. 28 - 36.

Изложенную выше конструкцию в качестве основы использует и С.В. Романовский. Исследуя юридические средства сочетания частных и публичных интересов в гражданском праве, автор рассматривает их в качестве системы нормативно закрепленных правовых явлений, отражающих правовые возможности носителей социальных интересов, виды имущественных и личных неимущественных благ, на пользование которыми направлены интересы, а также порядок их осуществления <8>. Вместе с тем цитируемый автор добавляет к перечню этих юридических средств "основные начала (принципы) права". Аргументируя свою позицию, он, в частности, отмечает, что основные начала (принципы) права в качестве его руководящих положений определяют перечень и содержание других юридических средств, создавая правовой режим стимулов и ограничений, способный обеспечить сочетание частных и публичных интересов участников регулируемых общественных отношений <9>.

<8> См.: Романовский С.В. Принцип сочетания частных и публичных интересов в гражданском праве: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2008. С. 12.
<9> См.: Романовский С.В. Принцип сочетания частных и публичных интересов в гражданском праве: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2008. С. 105.

Исследуя сочетание частных и публичных интересов в сфере предпринимательской деятельности, А.Я. Курбатов исходит из того, что его сущность состоит в том, что путем правового регулирования государство через воздействие на материальные условия деятельности носителей частного интереса формирует у них интересы, совпадающие с интересами общества и государства. Обращаясь к выделению и характеристике юридических средств правового обеспечения сочетания частных и публичных интересов, автор предпочитает использовать термин "способы" правового обеспечения, относя к ним: выстраивание иерархии интересов субъектов предпринимательской деятельности; установление пределов реализации интересов, в том числе путем недопустимости злоупотребления правом; установление специального правового режима отдельных объектов; разделение сделок на гражданско-правовые и публично-правовые; выработку процедурного механизма реализации и применения норм права; создание юридических лиц определенных организационно-правовых форм; выработку принципов разрешения коллизий в праве <10>.

<10> См.: Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 203 - 207.

Сравнительный анализ приведенных точек зрения показывает, что их авторы так или иначе выделяют в качестве основных юридических средств правового обеспечения сбалансированности частных и публичных интересов правосубъектность, субъективные права и обязанности, юридическую процедуру их осуществления и применения права, возникающих и функционирующих на различных этапах механизма правового регулирования. При этом сущность правового обеспечения сбалансированности интересов связывается с отражением в используемых юридических средствах частных и публичных интересов, стимулированием и ограничением этих интересов, формированием частных интересов, соответствующих интересам общества и государства.

Вместе с тем целый ряд проанализированных положений цитируемых авторов представляется дискуссионным. Прежде всего, трудно согласиться с трактовкой места и роли методов регулирования общественных отношений в структуре механизма правового обеспечения сбалансированности социальных интересов. Например, отмечается, что использование различных методов правового регулирования, обеспечивающих специальный юридический режим обеспечения сочетания частных и публичных интересов, становится возможным только при условии формирования "комплексных" отраслей права. Путем принятия отдельных законодательных актов эту задачу решить нельзя, поскольку в этом случае содержащиеся в них нормы права порождают коллизии с нормами профилирующих отраслей права <11>.

<11> См.: Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001. С. 116 - 117.

Очевидно, что приведенная позиция уходит своими корнями в сформировавшуюся еще в начале XX в. и существующую сегодня концепцию "хозяйственного" права, сторонники которой обосновывают идею о неизбежности стирания граней между публичным и частным правом и о формировании на их основе комплексных отраслей права, в том числе "хозяйственного" права <12>.

<12> См.: Иоффе О.С. Гражданское право: Избранные труды. М., 2000. С. 696 - 742; Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права. Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002. С. 3 - 25.

Руководствуясь этой концепцией, автор приведенного выше положения фактически отрицает возможность правового обеспечения сбалансированности социальных интересов вне создания специальных "комплексных" отраслей права. Между тем существующие подходы к разграничению частного и публичного права, а также тенденции их взаимодействия ставят под сомнение теоретическую обоснованность и практическую продуктивность такого вывода. Во-первых, использование социальных интересов в качестве критерия деления права на частное и публичное уже давно подвергается многочисленной и весьма убедительной критике. Рассматривается целесообразность применения для этого не только материальных, но и формальных критериев, среди которых особое место отводится методам правового регулирования. Отмечается также, что в основе проблемы соотношения частного и публичного права всегда лежало меняющееся представление о соотношении личности и государства <13>.

<13> См.: Общая теория государства и права: академический курс: В 2 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1998. Т. 2: Теория права. С. 250 - 263; Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001. С. 37 - 49; Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. М., 2001. С. 93 - 121; Алексеев С.С. Частное право. М., 1999. С. 25 - 27.

Обоснованность такого подхода подтверждается эволюцией соотношения частного и публичного права, содержание которой в решающей степени всегда определялось взаимоотношениями личности и государства. Так, анализ эволюции соотношения частного и публичного права на различных исторических этапах жизнедеятельности общества свидетельствует о том, что по мере утверждения персоналистической концепции цивилизационного развития, признания и защиты прав личности формируется и получает развитие тенденция распространения децентрализованных (частноправовых) методов регулирования на публичную сферу общественных отношений, в том числе отношений личности и государства. Одновременно с этим процессом происходит и расширение использования субординационных (публично-правовых) методов регулирования частной сферы общественных отношений с целью обеспечения реализации не только общественных и государственных, но и личных интересов, а также их защиты от возможного произвола властей <14>.

<14> См.: Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996. С. 1 - 134; Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. С. 25 - 26; Кашанина Т.В. Частное право. М., 2009. С. 432 - 433; Мальцев Г.В. К вопросу о частном и публичном праве. Право и гражданское общество в современной России. М., 2003. С. 132; Агарков М.М. Ценность частного права // Правоведение. 1992. N 2. С. 35 - 48; Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2001. С. 77 - 88; Алексеев С.С. Линия права. М., 2006. С. 114 - 138; Романовский С.В. Принцип сочетания частных и публичных интересов в гражданском праве: Дис. ... к.ю.н. М., 2008. С. 17 - 73.

С этих позиций становится очевидно, что структурно-функциональной основой механизма правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства выступает оптимальное соотношение частноправовых и публично-правовых методов регулирования общественных отношений. Обеспечение такого соотношения предполагает использование децентрализованных методов регулирования в публично-правовой сфере общественных отношений, а субординационных методов - в частноправовой.

Представляется, что одним из наиболее перспективных средств использования частноправовых методов регулирования публичных отношений является договорная форма, которая не без основания рассматривается в качестве самой древней формы организации и функционирования жизнедеятельности общества, основное назначение которой заключается в создании интегрированной целостности общества, обеспеченной нормативными установлениями, балансом индивидуального и коллективного, взаимным социальным восприятием, гарантированным доступом к средствам жизнеобеспеченности <15>.

<15> См.: Мальцев Г.В. Происхождение и ранние формы права и государства. Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1999. С. 27 - 135; Примак Т.К. Институт договора: теоретико-правовые вопросы. М., 1999. С. 441.

Договорная форма взаимосвязи личности и государства традиционно используется, например, в сфере трудовых отношений, участниками которых выступают гражданин (работник) и государственный орган (работодатель). Сегодня происходит расширение использования договорных оснований, установления субъективных прав и обязанностей частных и публичных лиц посредством заключения различных отношений в сфере бизнеса, политической сфере, в сфере гражданско-процессуальных и уголовно-процессуальных отношений. Расширение использования договорной формы в политической сфере является весьма перспективным направлением правового обеспечения реализации конституционных прав и обязанностей личности и государства, развития гражданского общества и осуществления народовластия в современной России <16>.

<16> См.: Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрука. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. N 15-П // Российская газета. 19.12.2000.

Не менее важным аспектом механизма правового обеспечения сбалансированности интересов личности и государства является и оптимальное использование публично-правовых методов регулирования в сфере частных отношений. В юридической литературе высказывается мнение о том, что при помощи публично-правовых методов регулирования общественных отношений обеспечиваются только публичные интересы <17>. Между тем такая позиция не соответствует закрепленным в Конституции Российской Федерации целям ограничения прав и свобод личности, осуществляемым, как известно, при помощи публично-правовых средств. В соответствии со ст. 55 ограничение прав и свобод применяется "в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Кроме того, не следует забывать, что и публичные интересы зачастую выступают в качестве суммы наиболее типичных интересов частных лиц.

<17> См.: Челышев М.Ю. О публично-правовом регулировании коммерческой деятельности // Коммерческое право. 2007. N 1. С. 87 - 88.