Мудрый Юрист

Определение понятия "правовая стратегия" *

<*> Danilenko I.N. Definition of concept "legal strategy".

Даниленко Ирина Николаевна, адъюнкт кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

Статья посвящена проблеме определения понятия "правовая стратегия". Наличие плюрализма мнений в понимании термина "стратегия" позволило нам наиболее всесторонне отразить природу, характер и сущность стратегии, определить совокупность факторов, характеризующих стратегию применительно к правовой сфере жизни общества. Особое внимание уделяется характеристике правовой стратегии как узлового элемента процесса развития права.

Ключевые слова: правовая стратегия, целеполагание, источник права, управление.

Article is devoted a problem of definition of concept "legal strategy". Presence of pluralism of opinions in understanding of the term "strategy" has allowed us to reflect most comprehensively the nature, character and essence of strategy, to define set of the factors characterizing strategy with reference to legal sphere of life of a society. The special attention is given to the characteristic of legal strategy as central element of the mechanism of development of the right.

Key words: legal strategy, purpose definition, a right source, management.

Для исследования сущности правовой стратегии необходимо обратиться к пониманию термина "стратегия". Наличие плюрализма мнений в понимании термина "стратегия" позволит нам наиболее всесторонне отразить природу, характер и сущность стратегии, определить совокупность факторов, характеризующих стратегию применительно к правовой сфере жизни общества, а также в последующем охарактеризовать правовую стратегию как присущий элемент развития различных форм права.

Под стратегией понимается искусство руководства, общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на данном этапе развития <1>. То есть стратегия представляет собой элемент управления, характеризуемый как упорядочивание, регулирование всей системы общественных процессов, приведение ее в соответствие с требованиями, заданными рамками определенной эпохи со свойственными ей объективными закономерностями. Данное определение стратегии первичным считает субъективный фактор, определяющий сущность стратегии, объективными же являются лишь условия, задающие параметры стратегическому управлению. Так, глава государства не может не учитывать экономические условия, сложившиеся в обществе, при реформировании сельскохозяйственной сферы или интенсивность социальных процессов, обусловленных ростом криминологических показателей в стране, при осуществлении реформ в сфере правоохранительной деятельности.

<1> Краткий юридический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2005. С. 93.

Стратегию можно рассматривать и как создаваемую и переживаемую реальность, выражающуюся в жизненной взаимосвязи и взаимообусловленности стратегии государства, стратегии права и стратегии общества <2>. Здесь речь идет о специфическом характере стратегии, выражающейся в целенаправленной деятельности правотворческих органов по формированию правовой системы, имеющей под собой конституционную основу, то есть определенный план действий или замысел, который позволит приблизиться к достижению целей, заложенных в нормах конституционно-правового характера субъектами органов государственной власти. Здесь мы можем говорить о наличии политического фактора в характере, направлении и организации решающих действий и целенаправленном воздействии на весь спектр общественных отношений, складывающихся в обществе, где общество выполняет обслуживающую роль по отношению к государству. Применительно к правовой сфере в общем плане стратегия представляет собой искусство достижения намеченных целей, с использованием оптимальных средств и способов, выдвижение первоочередных проблем, с разрешением которых общество, и государство связывают достижение наилучших результатов.

<2> Голощапов А.М. Конституционные основы становления государственно-правовой стратегии: Дис. ... к.ю.н. М., 2004. С. 3.

Попробуем самостоятельно разобраться - что же есть правовая стратегия, или стратегия в праве. Толковый словарь В. Даля определяет стратегию как науку войны - ученье о лучшем расположении и употреблении всех военных сил и средств. Хорошо вписавшись в сферу военных наук, данное понятие может смело быть рассмотрено в сфере юриспруденции. Интересной по этому поводу кажется позиция Е.А. Никчемной, которая, имплементировав данное определение в юридическую материю, полагает, что стратегию в праве возможно понимать как науку "войны" за социальной порядок, упорядоченное, стабильное состояние общественных отношений, ученье о лучшем расположении и употреблении ради озвученных целей всего многообразия юридических средств <3>. Как раз идея порядка, обусловленная социальной необходимостью, задаваемая социальной реальностью посредством складывающихся общественных отношений, является индикатором правовой жизни общества, ценностная ориентация которого составляет основу формирования правовой стратегии. Наличие социально-правового порядка свидетельствует о праве в динамичном его проявлении. Таким образом, процесс рассмотрения правовой стратегии в применении к правовому порядку позволяет нам абстрагироваться от формализма государства, искусственно создаваемого публично-правового порядка.

<3> Никчемная Е.А. Понятие "стратегическое планирование" в праве // Актуальные проблемы правоведения. М.: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2010. N 3 (27). С. 40.

Может быть, стратегия в праве - это война за право? Или война за права? Или же война за сферы влияния с помощью правовых средств, что ярко отражено в государственном праве. Например, правовая позиция индивида - это не только определенная установка на те или иные правовые события, нормы, факты, но и выбор правовых средств, выбор варианта правового поведения, управление процессом правового общения в соответствии с теми целями, которые индивид ставит для себя в праве.

Стратегия - это объединенная модель поведения, предназначенная для достижения определенной цели субъектом. Можно понимать стратегию, во-первых, как конкретно определенные спланированные действия, направленные на долгосрочное достижение намеченных целей посредством определения структурированного долгосрочного плана. Здесь мы можем говорить о детерминированности происходящих процессов, о возможности прогнозирования всех возникших изменений. С другой стороны, под стратегией можно понимать долгосрочное качественное направление в развитии права, касающееся его сфер, средств, форм, институтов. При таком определении стратегии мы можем ее охарактеризовать как определенную, структурированную, спланированную деятельность субъекта права, которая может привести к достижению намеченных целей, посредством ее реализации. Конструктивно действующая стратегия в различных сферах жизни общества несомненно является импульсом в развитии современного права.

Стратегия определена природой правового (цель определена внутренним содержанием этого сложного феномена). Правовая стратегия сопряжена с идеей пользы, целесообразности, с отсутствием в ней императивного момента. Правовая стратегия, с одной стороны, должна обеспечивать порядок в сферах общественной жизни, а с другой стороны, должна быть ориентирована на объяснение признанности, справедливости этих требований и отношений. Правовая стратегия связана со свободой, справедливостью, честью, с идеей порядка как с тем, что находится под угрозой неосуществления.

Правовая стратегия выступает как наиболее существенное условие, характеризующее сущность развития права. Хотя все-таки она и не является причиной данного процесса, тем не менее момент ее действенности неуклонно ведет к импульсу, оживляющему определенные отношения и процессы. Говоря о правовой стратегии как об источнике права, говорить об абсолютно объективно заданных условиях здесь нельзя, так как всегда необходим определенный актор, дающий начало определенному процессу, осуществляющий перевод возможного в действительность. Мы понимаем, что субъект дает начало данному процессу исключительно благодаря своей воле, исходя из поставленной цели и интересов. Насколько эти составляющие компоненты вовлечены в сферу действенности современного права, настолько мы можем говорить о позитивности действий правовой стратегии. По сути, правовую стратегию можно определить как то, что помогает воспроизводить, дает начало определенному качественному процессу, включающему способы и средства организации правовой жизни и действующего современного права. По сути, правовая стратегия есть внутренний источник развития или изменения права. Содержательный компонент правовой стратегии включает активный характер ее движущих сил, которые способны изменить или нормировать право, носит конкретный идейный характер, представляя собой готовый способ действия. Правовая стратегия способна отразить природу права, она включает факторы, обусловливающие появление отдельных прав. Она связана с разрешением противоречия между должным и существующим, наличным, в основном между правом должным и правом позитивным. Поэтому в праве позитивном стратегическая сущность обусловлена репродуктивной ролью нормы права, которая воспроизводит ценностную ориентацию общества. Стратегическая сущность может быть проявлена в различных формах права. Она ориентирует нас на нормирование, стабилизацию отношений в конкретном виде современного права, способствует нивелированию противоречий, существующих в каждой форме современного права.

Ведя речь о правовой стратегии, мы имеем в виду не консервацию существующей системы, здесь речь идет о динамическом, развивающемся, целенаправленном процессе. Сущность стратегического подхода может быть выражена в определенном целеполагании, представляющем собой то необходимое, что способствует модернизации всей существующей системы.

Социальный актор, обозначив определенную проблему, сознательно ставит некую цель, и, решив, каким образом будет достигнута та или иная цель, субъект стремится к ее достижению с помощью определенного набора средств. Поставленная цель определяется субъективным осознанием объективных закономерностей, исходя из которых происходит выбор необходимых средств. Формирование стратегического пути есть не что иное, как механизм познания диалектической взаимосвязи объективных условий и субъективных возможностей. Развитие стратегичности в праве, представляющем собой идеальную модель, является определяющей созидательной ролью в модернизации современного права, т.е. права такого, которое стоит на платформе справедливых и целесообразных решений, права, которое не растворяется в хаосе некомпетентных решений и политизации, развитие права не как всеобъемлющей системы принуждения и административного воздействия, а в аспекте его ценностной природы рассмотрение всех его элементов с точки зрения самоценности и самодостаточности, самоочевидности.

Говоря о правовой стратегии, мы употребляем ряд категорий, неразрывно связанных с данным феноменом. К таким категориям можно отнести ценности (как нечто социально значимое), цель (как идеальная модель будущего, то, к чему необходимо стремиться), результат (достижения, к которым стремится актор), мотив (как осознанная потребность в изменении сущего), интерес (продукт, который определен результатом взаимосвязи цели и потребности), средства (те ресурсы, с помощью которых субъект воздействует на общественную систему), потребность (то необходимое, что должно отвечать существующим реалиям).

Стратегия, прежде всего, ориентирована на долгосрочный характер, а также на обеспечение с помощью правовых средств решения насущной проблемы в конкретной сфере жизни общества. На формирование правовой стратегии оказывает влияние детальный анализ внутренней и внешней среды, процессов и явлений, происходящих в данной сфере, целеполагание, выбор оптимальных путей решений определенных проблем, контроль за реализацией стратегии. Стратегия расширяет возможности рассматриваемых сфер общественной жизни, ориентирует на поиск новых путей развития всей системы. Стратегия в конкретной сфере жизни общества - это и теоретическая модель идеального, и оптимальная, адекватная перспектива развития и модель реагирования социальных субъектов на происходящие изменения в системе.

Автор книги "Основы социологии права" Э. Эрлих справедливо отмечает, что центр тяжести развития права в наше время, как и во все времена, - не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе <4>. Эрлих отмечает, что объяснение правовой действительности необходимо искать во взаимоотношениях людей, а не в юридических конструкциях.

<4> Калинин А.Ю. Методологические основы изучения процессов формирования права в России. М., 2009. С. 54.

Принимая во внимание характер связей в обществе между группами, слоями, людьми, стратегия как элемент управления может быть представлена как целенаправленная деятельность и процесс воздействия на определенные события, а также может выступать как система регуляции и координирования социальных процессов во всех сферах жизни общества.

В обществе стратегию как элемент управления можно представить как определенную сознательную программу, способную к регуляции всех процессов, происходящих в обществе, в том числе и поведенческого характера индивида. В силу присущих ей задач правовая стратегия призвана оказывать свое регулирующее воздействие на развитие важнейших общественных отношений в различных сферах жизни. Данный процесс всегда предопределен закономерностями общественного развития опосредованных природой объектов, на которые правовая стратегия направлена, и не может вторгаться в любую сферу общественных отношений. Каждой сфере общественных отношений присущ свой собственный компонент развития, который, несомненно, отражается на субъекте рассматриваемого феномена.

Правовую стратегию как целеполагание можно отнести к категории управления, т.е. это процесс принятия решения, носящий прогностический, сознательный характер. Здесь речь идет о сознательном воздействии социального актора на общественную систему, с учетом согласованности и осознания сущих и должных интересов с целью обеспечения эффективного функционирования и развития существующей системы. Стихийность же каких-либо процессов предполагает не вмешательство лиц, а существование и действие по законам саморегуляции. Современное понимание социального управления сводится к целесообразному воздействию государства на общественные процессы, но, в отличие от советской традиции, предполагавшей управление "народными массами", сегодня социальное управление можно скорее охарактеризовать как "менеджмент социальных проблем", что указывает на наличие целей у субъекта, а не у объекта социального управления <5>.

<5> Варданянц В.Г. Социологическая теория права. М., 2007. С. 226.

Анализ правовой стратегии позволил определить два подхода в интерпретации данного термина: как определенное целеполагание, выступающее ориентиром, дающим начало определенному качественному процессу, включающему способы и средства организации правовой жизни, и являющееся источником развития действующего современного права; и как элемент управления, т.е. определенный механизм воздействия на развитие важнейших общественных отношений в различных сферах жизни общества. Проблема стратегий в праве расширяет горизонты познания процесса развития права, анализа тех изменений, которые затрагивают все формы и виды современного права, а также объясняет процессы, связанные с гармонизацией современных правопорядков, что является актуальным вопросом современной юридической науки.