Мудрый Юрист

Понятие и содержание деятельности президента РФ в качестве гаранта конституции России

Куриленко Александр Валериевич, аспирант РГСУ.

В статье рассматриваются вопросы значения Конституции, роли президентов зарубежных стран по обеспечению гарантированности или сохранению Конституции, а также предлагаются новые механизмы по улучшению деятельности Президента РФ в качестве гаранта Конституции России. Даются авторские значения понятий, связанных с гарантированием Конституции.

Ключевые слова: Президент, Россия, гарант, гарантированность, Конституция, понятие, содержание, значение, деятельность, охрана, защита, соблюдение, зарубежные страны, суд, совет, Федеральное Собрание.

Concept and the maintenance of activity of the President of the Russian Federation as the guarantor of the Constitution of Russia

A.V. Kurilenko

In article questions of value of the Constitution, a role of Presidents of foreign countries on maintenance of the warranty or to Constitution preservation are considered, and also new mechanisms on improvement of activity of the President of the Russian Federation as the guarantor of the Constitution of Russia are offered. Author's values of the concepts connected with warranting of the Constitution are given.

Key words: the President, Russia, the guarantor, the warranty, the Constitution, concept, the maintenance, value, activity, protection, protection, observance, foreign countries, court, council, Federal Meeting.

Наличие и значение конституции для того или иного государства как основополагающего (главенствующего) документа велико, поскольку в ней закреплены основные принципы и законы всего общества и государства. При этом одна из ключевых смысловых нагрузок конституции - это закрепление и провозглашение прав и свобод человека и гражданина, а также основ демократии и устройства государства и общества.

Так, ряд известных государственных и общественных деятелей, выступая на научно-практической конференции, посвященной 15-летию принятия Конституции Российской Федерации, отмечали ее важность и необходимость.

В своем выступлении Президент Российской Федерации Д.А. Медведев говорил: "12 декабря 1993 г. в нашей стране впервые за ее историю был принят принципиально новый Основной Закон - такой Закон, который признал высшей ценностью человека, его права и свободы, установил основы демократического порядка России и обязал государство на деле соблюдать и защищать эти новые базовые ценности" <1>.

<1> Конституция Российской Федерации: к 15-летию принятия Основного Закона: Текст. Комментарии. М.: Статут, 2009. С. 7.

В свою очередь, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин отметил: "Конституция Российской Федерации, юбилей которой мы сейчас отмечаем, создавалась не для того, чтобы потакать чьим-то частным политическим интересам. Она создавалась для того, чтобы Россия могла сохраниться как государство. Российская Конституция гарантирует все права в соответствии с международными стандартами - личные, политические и социальные. И самое главное, гарантирует социальные права именно в качестве неотъемлемых и неотчуждаемых прав, а не какой-то подачки со стороны богатых или со стороны государства" <2>.

<2> Конституция Российской Федерации: к 15-летию принятия Основного Закона: Текст. Комментарии. М.: Статут, 2009. С. 93.

Выступая на этой же конференции, А.Г. Кучерена - адвокат, член Общественной палаты РФ, председатель Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы - сказал: "Конституция России заложила основы формирования в стране гражданского общества. Ведь его базисом являются те же самые факторы - гарантии частной собственности и свободы предпринимательства, становление и развитие демократических начал политической жизни, создание независимой судебной системы, правовое оформление и реализация социальных обязательств государства" <3>.

<3> См.: Там же. С. 203.

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ Б.В. Грызлов отметил: "Три ветви власти эффективно взаимодействуют между собой, опираясь на нормы, принципы и гарантии, закрепленные в Конституции" <4>.

<4> См.: Там же. С. 100.

А советник Президента РФ В.Ф. Яковлев отметил и роль главы государства в обеспечении Конституции России: "В российских конституционных условиях гарантом прав человека, их признания и соблюдения органами государственной власти и должностными лицами является Президент Российской Федерации, обеспечивающий безопасность граждан от незаконного вмешательства в их частную жизнь, неконституционного ограничения принадлежащих им прав и свобод, реализующий национальную стратегию их обеспечения и защиты" <5>.

<5> См.: Там же. С. 120.

Из сказанного выше видно особое значение Конституции. Поэтому во многих демократических государствах на главу государства (президента) возложена обязанность по сохранению конституции и обеспечению реализации ее положений. Так, в России по Конституции на Президента РФ возложена обязанность по гарантированию Основного Закона (пункт 2 статьи 80 Конституции РФ). Это обусловлено тем, что Президент РФ является главой государства и формальным носителем всей государственной власти, поскольку именно Президенту как главе государства предоставлено право представлять Россию внутри страны и в международных отношениях (пункт 4 статьи 80 Конституции РФ). Подобные нормы присутствуют во многих зарубежных конституциях, но при этом необходимо подчеркнуть, что такое право принадлежит только главе государства как формальному носителю всей государственной власти. Другими словами, президент, как и монарх, является сакральным носителем власти, формально сосредоточенной в его руках, который обычно является официальным представителем своего государства в договорных и международных отношениях.

Если говорить о России, то Президент является не просто формальным главой государства, но и активным участником в управлении государства, который наделен довольно большими полномочиями, что позволило ему быть не просто формальным хранителем и носителем Конституции и ее положений, а ее гарантом.

Не во всех зарубежных странах президент является гарантом конституции. Так, в соответствии со статьей 5 Конституции Франции Президент Республики следит за соблюдением Конституции и обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей, а также преемственность государства. Он также является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров. Кроме того, в соответствии со статьей 68 Конституции Франции "Президент Республики является гарантом независимости судебной власти" <6>.

<6> Страшун Б.А. Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001.

В Конституции США прямо не прописано, что Президент США является каким-либо гарантом. И в тексте присяги он дает торжественное обещание: "Я торжественно клянусь, что буду честно выполнять обязанности Президента Соединенных Штатов и по мере своих сил сохранять, защищать и поддерживать Конституцию Соединенных Штатов" <7>.

<7> Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003.

Президент Республики Польша является верховным представителем Республики Польша и гарантом непрерывности государственной власти. В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Конституции Польши Президент следит за соблюдением Конституции, стоит на страже суверенитета и безопасности государства, а также нерушимости и неделимости его территории. В присяге Президент Польши говорит следующее: "Вступая по воле Нации в должность Президента Республики Польша, торжественно присягаю в том, что сохраню верность положениям Конституции, буду непоколебимо охранять достоинство Нации, независимость и безопасность Государства, а благо Отчизны и благополучие граждан всегда будут для меня наивысшим наказом". Присяга может быть принесена с добавлением предложения "Да поможет мне Бог" <8>.

<8> Страшун Б.А. Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001.

В соответствии с частью 2 статьи 102 Конституции Украины Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В своей диссертации М.В. Тесленко отметил: "Исходя из содержания ст. 102 Конституции Украины, определены и соответствующие полномочия Президента. В частности, для их реализации Президент Украины наделен конкретными правами и обязанностями, которые изложены в ст. 106 Основного Закона. Широкие полномочия, закрепленные в Конституции Украины по решению разнообразных вопросов жизни государства и общества, свидетельствуют о том, что Президент Украины, в свою очередь, выступает гарантом этой Конституции. Кроме юридического основания - быть гарантом, существует еще и моральное - присяга, согласно которой Президент обязуется "отстаивать права и свободы граждан, соблюдать Конституцию Украины и законы Украины" <9>.

<9> Тесленко М.В. Правовая охрана Конституции Украины: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 251.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что вопросы гарантированности конституции во многом зависят от государственного устройства, традиций народа, политической системы и влияния (авторитета) самого президента. Как правило, в тех странах, где более четко прописано, что президент является в той или иной степени гарантом конституции, президент имеет более весомое положение как в правовом, так и в политическом плане. В основном это связано с делегированием ему определенных полномочий, необходимых для гарантирования конституции.

Для того чтобы лучше пояснить понятие "гарантированность", следует привести следующие формулировки, которые составлены применительно к понятию "Президент РФ как гарант Конституции".

Гарантированность конституции - обеспечение реализации конституции (как самого документа, так и содержащихся в нем правовых норм), независимо ни от каких условий и обстоятельств.

Гарант конституции - это субъект (президент), обеспечивающий надлежащее претворение (применение) и защиту конституции независимо ни от каких условий и обстоятельств.

Защита конституции - это ограждение конституции от различного рода опасностей (нежелательных посягательств).

Соблюдать конституцию - строго придерживаться положений конституции.

Охрана конституции - совокупность определенных мер, направленных на сохранение конституции.

Поэтому ввиду этого и ряда других обстоятельств именно на Президента России как главу государства возложена обязанность гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (пункт 2 статьи 80 Конституции РФ).

При этом очень важно, чтобы все органы государственной власти, включая Президента РФ, обеспечивали соблюдение и защиту Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Причем защита предусматривает не только действия органов власти по восстановлению нарушенного права или недопущению такого нарушения, но также и по созданию соответствующих правовых гарантий.

Необходимо отметить, что Президент выступает не только в качестве гаранта (хранителя) Конституции как самого документа, но и содержащихся в ней норм. Тех гарантирующих прав, которые предусмотрены Основным Законом. Например, социальное обеспечение по возрасту, государственные пенсии и социальные пособия (статья 39 Конституции РФ), право на жилище (статья 40 Конституции РФ), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции РФ), право на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции РФ), право на образование (статья 43 Конституции РФ) и т.д.

Из этого видно, что на главу государства, по сути, возложены большие обязательства по обеспечению всех конституционных положений. Поэтому возникает необходимость в передаче ряда гарантирующих (охранительных) функций другим государственным органам и наделении их соответствующими полномочиями и обязанностями. Так, в Конституции необходимо четко закрепить, что Конституционный Суд РФ тоже должен обеспечивать гарантированность и сохранность Конституции. Причем преимущественно самого документа - Конституции России. Кроме того, прокуратуру также необходимо наделить соответствующим правом надзирать над охраной (сохранностью) Конституции и ее положений, которая может стать существенной опорой и помощью Президенту по гарантированию Конституции РФ. При этом право гаранта Конституции в такой формулировке должно остаться только у Президента, а охраны, надзора и т.п. - у других органов государственной власти. Поскольку общими усилиями всегда легче исполнять какую-то функцию, чем одному, пусть даже имея огромную администрацию, которая не имеет соответствующих конституционных полномочий. Также и в отношении ответственности должен отвечать не один человек, а все ветви государственной власти, с учетом их компетенции. В противном случае у других ключевых органов государственной власти не будет соответствующих обязательств по обеспечению и защите Конституции (и ее положений), что может привести к негативным последствиям.

Также предлагается внести изменения в соответствующие нормативно-правовые акты по изменению порядка назначения федеральных судей. Так, учитывая, что согласно пункту "ж" статьи 102 Конституции РФ Совет Федерации РФ имеет право назначать на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, то необходимо предоставить право и Государственной Думе РФ назначать федеральных судей всех юрисдикций. Или за исключением специальных, военных судей и судей, связанных с делами о государственной тайне, которых может назначать Президент. При этом выбор кандидатур на должность федеральных судей формирует сам судейский корпус на конкурсной основе и в дальнейшем представляет кандидатуры судей в Государственную Думу. Первоначальный список кандидатур (судей) может обсуждаться в специально созданном для таких вопросов комитете Государственной Думы для вынесения их на общее заседание Государственной Думы РФ, с последующим утверждением данных кандидатур Президентом РФ. Очень важное место в этом вопросе должен играть парламент, особенно Государственная Дума, поскольку именно этот орган максимально приближен к народу (гражданам) и, по сути, изъявляет волю граждан по тем или иным вопросам. Учитывая, что именно судебная власть выполняет весомую функцию по защите Конституции, прав и свобод человека и гражданина и непосредственно взаимодействует с гражданами в этих вопросах, поэтому именно граждане через своих представителей (депутатов) в законодательном органе страны должны предоставлять право определенным лицам (будущим судьям) вершить над ними и в стране в целом справедливое правосудие.

Также возникает необходимость в выделении прокуратуры в более независимый и самостоятельный орган, который будет следить за соблюдением Конституции РФ и ее положений в рамках своей компетенции. Так, прокуратуре необходимо предоставить соответствующие полномочия в праве законодательной инициативы и обращений в Конституционный Суд или к Президенту, с тем чтобы урегулировать или устранить соответствующие вопросы (нарушения), если она не в состоянии сделать это сама.

Также предлагается создать Высший государственно-правовой совет (ВГПС), в который на постоянной основе войдут представители (руководители) всех ветвей власти разного уровня (преимущественно связанных с правовыми вопросами), а также в определенных случаях в заседаниях ВГПС могут участвовать представители "правовой общественности" (видные общественные деятели, ученые, адвокаты, юристы и другие специалисты (знатоки) в области юриспруденции). Данный совет будет решать ключевые вопросы по правовому регулированию российского законодательства, его улучшению и эффективности, содействию в реформировании правовой системы государства, внесению изменений или дополнений в Конституцию РФ, более четкому и единому структурированию законодательства России, борьбе с правовым нигилизмом и другие важные вопросы, связанные с правом. ВГПС возглавит Президент как глава государства, который по Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Этот совет по общей сути будет аналогом уже созданных советов (Совет Безопасности, Государственный совет). Высший государственно-правовой совет также существенно поможет и облегчит деятельность Президента России по гарантированию Конституции РФ.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации: к 15-летию принятия Основного Закона: Текст. Комментарии. М.: Статут, 2009.
  2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М.: Изд-во "Сашко", 2000.
  3. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003.
  4. Страшун Б.А. Конституции государств Европы. М.: НОРМА, 2001.
  5. Тесленко М.В. Правовая охрана Конституции Украины: Дис. ... канд. юрид. наук, М., 2009.