Мудрый Юрист

Оборот электрошоковых устройств и искровых разрядников. Административно-правовые аспекты и перспективы практического использования

В.В. КУШНИРЫК

Кушнирык Валерий Васильевич, старший научный сотрудник ФГКУ "ВНИИ МВД России".

Электрошоковые устройства и искровые разрядники как тип оружия в российском законодательстве впервые были определены в Законе Российской Федерации от 20.05.1993 N 4992-1 "Об оружии" <1> начиная с 1 января 1994 года. Сменивший с 1 июля 1997 года названный законодательный акт Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" <2> также многократно апеллирует к терминам "электрошоковое устройство" и "искровой разрядник" <3>, но не устанавливает соответствующий понятийный аппарат, что в определенной степени осложняет до настоящего времени правоприменительную практику.

<1> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 24. Ст. 860. Закон Российской Федерации "Об оружии" с 1 июля 1997 года признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона "Об оружии".
<2> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681. В ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ.
<3> Далее также - "ЭШУ (ИР)" или "электрошоки".

Производители и поставщики оружия, оружиеведы и юристы, в том числе занимающиеся правоприменительной практикой оружейного законодательства, также не нашли каких-либо принципиальных различий в указанных терминах, признавая данные оружейные изделия тождественно равными и по назначению, и по конструкции.

Технический термин "электрошоковое устройство" определяется только в ГОСТ Р 50940-96, в котором под ЭШУ понимаются:

во-первых, электрошоковые устройства и защитные устройства (приспособления) отечественного производства, предназначенные для использования в целях самообороны и защиты объектов гражданского и ведомственного назначения от несанкционированного воздействия;

во-вторых, гражданское оружие - защитные устройства (приспособления), используемые в целях самообороны и защиты от несанкционированного воздействия в качестве средств контактного электрического воздействия для защиты объектов гражданского и ведомственного назначения, действие которых основано на генерировании электрических импульсов, выходные параметры которых соответствуют требованиям государственных стандартов Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации.

При этом в ГОСТе приводится ссылка на то, что в качестве ЭШУ могут применяться искровые разрядники с аналогичными функциями, а также стационарные ЭШУ, используемые для защиты объектов гражданского и ведомственного назначения.

Из вышеприведенного следует, что административно-правовые режимы оборота электрошоковых устройств и искровых разрядников изначально сталкиваются с проблемами правоприменительной практики из-за отсутствия как понятийного аппарата, так и четкого различия между типами конструкции электрического оружия самообороны: ЭШУ и ИР.

Оборот электрошоковых устройств и искровых разрядников, представленных только в двух из трех видов оружия - в гражданском и боевом, осуществляется на основании статьи 55 Конституции Российской Федерации, статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации и базового законодательного акта Федерального закона "Об оружии", устанавливающих нормы правового регулирования для оружейной и патронной продукции.

В служебном оружии электрошоковые устройства и искровые разрядники законом не предусмотрены и не регламентируются. Учитывая высокие тактико-технические характеристики данного типа оружия самообороны, законодательство не запрещает работникам организаций при исполнении служебных обязанностей иметь при себе, а при необходимости использовать гражданские ЭШУ (ИР) для целей самообороны.

Для сохранения действующего видового различия ЭШУ (ИР) по идентификационно-классификационным составам, установленным в статьях 2 - 5 Федерального закона "Об оружии", не допускается включение гражданских электрошоков в перечень изделий, которые принимаются на вооружение государственных военизированных организаций. Это позволяет обеспечить постоянство первичного правового статуса таких электрошоков - "гражданское оружие". Аналогичный административно-правовой метод регулирования используется в нормотворческой деятельности и правоприменительной практике и с другими видами оружия (служебным, боевым).

На уровне нормативного регулирования оборота ЭШУ (ИР) сложились три системные группы с учетом установленных Законом субъектов - участников правоотношений <1>:

<1> См.: статьи 10 - 15 Федерального закона "Об оружии".

первая системная группа - охватывает некоммерческих потребителей гражданских электрошоков из числа физических лиц: граждан Российской Федерации и иностранных граждан;

вторая системная группа - касается производителей гражданских ЭШУ (ИР) и их потребителей из числа: государственных военизированных и иных организаций, невоенизированных и негосударственных (гражданских) организаций, а также индивидуальных предпринимателей, которые вправе приобретать ЭШУ (ИР) для выполнения своих задач и функций в установленной сфере деятельности;

третья системная группа - объединяет производителей боевых ЭШУ (ИР) и, соответственно, их потребителей, в т.ч. государственные военизированные организации Российской Федерации, перечисленные в статье 5 Федерального закона "Об оружии", а также аналогичные иностранные организации.

Первая системная группа охватывает основную часть потенциальных потребителей и фактических пользователей ЭШУ (ИР) из числа граждан Российской Федерации, достигших 18-летнего возраста.

Субъекты первой системной группы в основном используют ЭШУ (ИР) либо в целях защиты и самообороны, либо для целей коллекционирования и экспонирования, что регламентируется Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации <1>. При этом обозначенные правомочия граждане Российской Федерации могут реализовать как после самостоятельного приобретения такого оружия, так и посредством получения ЭШУ (ИР) в качестве подарка или по наследству, необходимые требования установлены в статье 19 Федерального закона "Об оружии".

<1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814.

Согласно статье 20.1 Федерального закона "Об оружии" и Правилам награждения оружием <1>, ЭШУ (ИР) могут вручаться гражданам Российской Федерации в качестве награды (т.е. наградного оружия от имени Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, руководителя государственной военизированной организации <2>, главы иностранного государства или главы правительства иностранного государства).

<1> См. постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 718 "О награждении оружием граждан Российской Федерации".
<2> См. также руководящие документы государственных военизированных организаций, регламентирующие вопросы ведомственного наградного оружия: Приказ МВД России от 25.07.2008 N 651, Приказ Минобороны России от 06.03.2006 N 80, Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 31.12.1999 N 365-к, Приказ ФСКН России от 11.12.2006 N 418, Приказ Спецстроя России от 02.10.2007 N 459, Приказ ФТС России от 25.08.2010 N 1562, Приказ ФМС России от 29.05.2007 N 116, Приказ ГФС России от 30.05.2008 N 170, Приказ ФСИН России от 17.08.2006 N 570, Приказ ФССП России от 18.07.2006 N 86.

Права иностранных граждан на безлицензионное приобретение и владение ЭШУ (ИР) определены в части второй статьи 14 Федерального закона "Об оружии", которые практически одинаковые с правами российских граждан, за исключением трех основных моментов:

Изложенная первая системная группа фактически характеризует ЭШУ (ИР) и как личное оружие, принадлежащее гражданам на правах собственности. Обязательным квалифицирующим признаком для данных субъектов этой группы является наличие у физических лиц гражданства Российской Федерации и/или иного государства. Другие физические лица, согласно статьям 9, 10, 13, 14 и 24 Федерального закона "Об оружии", не вправе являться субъектами оборота оружия и ЭШУ (ИР) в частности.

Отдельно следует акцентировать внимание на гражданах Российской Федерации, которые коллекционируют оружие, патроны и демонстрируют их на выставках, но в соответствии с российским законодательством в силу установленных запретов и ограничений не вправе заниматься индивидуальным предпринимательством. Это прежде всего государственные служащие, военнослужащие и сотрудники государственных военизированных организаций либо ряда других государственных структур. Все они относятся к первой системной группе как некоммерческие потребители, т.е. российские граждане, не связывающие свои права, реализуемые в сфере оборота оружия, со своей профессиональной (коммерческой) деятельностью.

Вторая системная группа также связана с нормативным регулированием оборота гражданских ЭШУ (ИР), но не включает в себя частных владельцев оружия (субъектов первой системной группы).

Вторая системная группа охватывает непосредственно производство гражданских ЭШУ (ИР) и их обращение в государственных и негосударственных организациях (юридических лицах, их филиалах и иных обособленных подразделениях).

Концептуально к данной (второй) системной группе должны относиться и индивидуальные предприниматели, которые в настоящее время в оружейной тематике представлены как частные коллекционеры, в том числе занимающиеся экспонированием оружия, и частные охотопользователи, появлению которых за последние годы способствовали нововведения в законодательство о животном мире и охоте.

В то же время индивидуальные предприниматели, занимающиеся на коммерческой основе коллекционированием и экспонированием ЭШУ (ИР), реализуют свои правомочия только через правовой механизм, установленный для граждан Российской Федерации. Именно таким образом построена система правовых норм в статье 13 Федерального закона "Об оружии".

Частные охотопользователи - предприниматели присутствовали среди субъектов, которым Законом было предоставлено право на приобретение оружия, в том числе оружия самообороны в статьях 10, 13 и 15 Федерального закона "Об оружии" в период с 24.07.2009 по 31.05.2010, когда Федеральным законом N 209-ФЗ соответствующая категория субъектов дополнила организации, ведущие охотничьи хозяйства.

В последующем Федеральным законом N 111-ФЗ частные охотопользователи фактически причислены к гражданам Российской Федерации <1> в части, касающейся приобретения и владения электрошоками, а по охотничьему оружию - к организациям-охотопользователям <2>.

<1> См.: изменения к статье 10 Федерального закона "Об оружии".
<2> См.: часть первую статьи 15 Федерального закона "Об оружии".

Сегодня права частных охотопользователей, как индивидуальных предпринимателей, регулируются только статьей 15 Федерального закона "Об оружии" и только в части, касающейся охотничьего оружия. ЭШУ (ИР) частные охотопользователи приобретают только как граждане Российской Федерации (статьи 3 и 13 Федерального закона "Об оружии), но могут использовать во время охоты (статьи 3, 13 и 24 Федерального закона "Об оружии") для целей самообороны.

Участие индивидуальных предпринимателей в производстве и торговле оружием Федеральный закон "Об оружии" не предусмотрел <1>. Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ разрешает с 1 июля 2011 года отдельные производственные работы: ремонт и замену комплектующих деталей осуществлять владельцам огнестрельного оружия самостоятельно, если это не касается ремонта и замены основных частей огнестрельного оружия. При этом неурегулированными остались вопросы аналогичного ремонта других типов оружия, включая ЭШУ (ИР).

<1> См.: статьи 9, 9.1, 10, 16 и 18 Федерального закона "Об оружии".

Среди невоенизированных организаций следует выделить юридические лица - поставщики - это предприятия-производители и организации, занимающиеся торговлей гражданского оружия, а также юридические лица с особыми уставными задачами, которые заключаются в том, что приобретаемое и/или получаемое во временное пользование оружие используется ими для выполнения ряда функций на основании статей 4 и 12 Федерального закона "Об оружии".

К юридическим лицам с особыми уставными задачами относятся: частные охранные организации <1>, ведомственная охрана <2>, специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания <3>, Центральный банк Российской Федерации (в т.ч. Росинкас), Сбербанк России, ФГУП "Главный центр специальной связи" <4>, МИД России, ФГУП "Почта России" <5>, территориальные органы и организации Росгидромета <6>, подразделения охраны государственных корпораций "Росатом" <7> и "Ростехнологии" <8>, а также подразделения охраны ОАО "Газпром" и других стратегических организаций, в т.ч. нефтегазопроводного транспорта, получившие свой "особый" правовой статус на основании Федеральных законов от 13.12.1994 N 60-ФЗ, от 24.07.2007 N 222-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1056.

<1> См.: Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в редакции от 15.11.2010), статьи 3, 4 и 12 Федерального закона "Об оружии", Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 (в редакции от 04.04.2005).
<2> См.: Федеральный закон от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране", статьи 3, 4 и 12 Федерального закона "Об оружии", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.1999 N 1436 и от 12.07.2000 N 514 (в редакции от 27.01.2009).
<3> См.: статья 31 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в редакции от 28.12.2010), статьи 3, 4 и 12 Федерального закона "Об оружии", Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 133 (в редакции от 16.09.2002).
<4> См.: статьи 3, 4 и 12 Федерального закона "Об оружии", Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 N 460 (в редакции от 29.05.2006).
<5> См.: статья 20 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (в редакции от 28.06.2009), Федеральный закон "О ведомственной охране", статьи 3, 4 и 12 Федерального закона "Об оружии", Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 38.
<6> См.: статья 13.1 Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", Федеральный закон "О ведомственной охране", статьи 3, 4 и 12 Федерального закона "Об оружии", Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 N 690.
<7> См.: Федеральные законы от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" и от 01.12.2007 N 318-ФЗ.
<8> См.: Федеральные законы от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" и от 07.05.2009 N 89-ФЗ.

Если первые две системные группы вместе нормативно определяют оборот гражданских ЭШУ (ИР), то третья системная группа регулирует оборот только боевых ЭШУ (ИР) как в коммерческих, так и в некоммерческих целях.

Необходимо отметить, что статьи 5 и 11 Федерального закона "Об оружии" и Правила оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия <9> не ограничивают государственные военизированные организации в приобретении видов, типов и моделей оружия, предписывая соблюдать установленный перечень оружия (боевого оружия), принятый на вооружение таких военных структур, и не изменять изначально приданный оружию правовой статус, согласно предусмотренной видовой классификации.

<9> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.1997 N 1314.

Третья системная группа опирается на нормативное регулирование производства боевых ЭШУ (ИР), которое осуществляют как те же предприятия промышленности, занимающиеся изготовлением гражданских ЭШУ (ИР), так и непосредственно государственные военизированные организации. Например, ГУ НПО "Специальная техника и связь" МВД России, которой освоено производство ряда моделей ЭШУ (ИР).

Последующий послезаводской оборот и использование боевых ЭШУ (ИР) отечественное законодательство предусматривает только:

Какие основные особенности сегодня предписывает отечественное законодательство для оборота ЭШУ (ИР).

В целом оружие, начиная с наиболее опасного его типа - "огнестрельного" оружия, обращается на территории Российской Федерации в соответствии с установленным базовым административно-правовым режимом "ограниченной оборотоспособности" как соответствующий объект гражданских прав повышенной общественной опасности <1>, т.е. с учетом установленных законодательным актом запретов и ограничений на оборот оружия, изъятого из него (оружие, запрещенное к обороту и нахождение в обороте которого не допускается) либо ограниченного в обороте, которое может принадлежать лишь определенным участникам или которое может находиться в обороте только на основании специального разрешения.

<1> См.: части 1 и 2 статьи 129 ГК РФ.

Вывод: оружие - это объект гражданских прав, ограниченный в своей оборотоспособности.

ЭШУ (ИР) следует отнести к особой категории оружия, "условно ограниченного" в обороте (субъектарно-дифференцированного в обороте), доступ к которому граждан Российской Федерации осуществляется в упрощенном порядке: без получения в органах внутренних дел лицензий на право приобретения такого оружия и без регистрации приобретенных электрошоков в органах внутренних дел.

В то же время установлены два основных требования для таких покупателей - ЭШУ (ИР) должно приобретаться только у лицензированного поставщика (производители, торговые организации, занимающиеся продажей оружейной продукции) и только по предъявлении покупателем паспорта, подтверждающего личность гражданина и его гражданство Российской Федерации.

В этой части для российских граждан применяется смешанная (сложная) диспозиция норм статей 9, 10 и части четвертой статьи 13 Федерального закона "Об оружии", устанавливающих упрощенный механизм реализации прав собственника и владельца ЭШУ (ИР), т.е. безлицензионного его приобретения и безрегистрационного владения им.

По определенной аналогичной "упрощенной" схеме электрошоки поступают в государственные военизированные организации. Приобретение ЭШУ (ИР), как и иного оружия военными структурами, включая организации и учреждения, входящие в систему таких структур, не лицензируется органами внутренних дел и не контролируется ими.

Иностранные граждане и юридические лица приобретают электрошоки при наличии лицензий, выданных органами внутренних дел, согласно статьям 9, 12 и 14 Федерального закона "Об оружии".

В силу действующих запретов и ограничений, ЭШУ (ИР), как и любое оружие, не может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, так как оружие ограничено в обороте.

Первый и важный из всех запретов на оборот ЭШУ (ИР) установлен в статье 6 Федерального закона "Об оружии", исключающий нахождение на территории Российской Федерации в качестве гражданских электрошоков образцов иностранного изготовления. С одной стороны, такая мера административно-правового регулирования помогает отечественным производителям, защищает для них российский (внутренний) рынок сбыта, чем поддерживает производственные мощности военно-промышленного комплекса, а с другой стороны - необоснованно исключает возможность пополнения музейных, научных и учебных фондов.

Другой запрет на свободную куплю-продажу ЭШУ (ИР) вытекает из диспозиции части первой статьи 20 Федерального закона "Об оружии". Электрошоки, как не подлежащие учету (регистрации) в органах внутренних дел, не могут приобретаться одним гражданином у другого. Такое ограничение в обороте ЭШУ (ИР) фактически распространяется на любое оружие, находящееся в обороте на территории Российской Федерации, если оно не подлежит регистрационному учету в системе МВД России.

Обязательное соблюдение медицинских ограничений, установленных на поражающие свойства ЭШУ (ИР), предписано статьей 6 Федерального закона "Об оружии". Соответствующие нормы выходных параметров ЭШУ (ИР), обеспечивающие допустимое воздействие на человека по единственному поражающему фактору указанного гражданского оружия самообороны (импульсный разряд электрического тока), детализированы в Приказе Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 584н.

Следует отметить, что Криминалистические требования МВД России <1>, предъявляемые к гражданскому оружию, не устанавливаются и не содержат каких-либо технических ограничений. В этой части единственно действующим нормативным актом для ЭШУ (ИР) является ГОСТ Р 50940-96, которым определен как необходимый понятийный аппарат, так и общие технические условия, включая параметры безопасности для электрошоков.

<1> См.: Приказ МВД России от 15.10.2010 N 788 "Об утверждении Криминалистических требований к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему". В настоящее время указанные Криминалистические требования находятся в переработке и будут изменены.

Перспектива развития ЭШУ (ИР) заключается в том, что электрошоки не обладают поражающими свойствами, способными нанести ущерб здоровью средней и большей тяжести или вред жизни - такое оружие фактически не вызывает "летального исхода" даже по сравнению с традиционными газовыми пистолетами и револьверами, резинострелами и огнестрельным оружием. ЭШУ (ИР), как свидетельствует практика его обращения с 1994 года, по праву можно называть оружием самообороны "нелетального действия".

Другим перспективным направлением является далеко не исчерпанный потенциал конструкции оружия, его компоновки и создания моделей ЭШУ (ИР) многофункционального типа с комбинированными параметрами воздействия на преступника (нарушителя).

Разработчики ЭШУ (ИР) и их производители говорят о том, что фактически сформировались три принципиальных способа воздействия на нарушителя (противника): классический (контактный), неклассический (дистанционный) и комбинированный (контактно-дистанционный).

К числу ЭШУ (ИР) с классическим способом воздействия относятся электрошоки и разрядники, позволяющие отражать нападение при непосредственном контакте с нарушителем (противником).

В последнее время наиболее перспективные конструкторские схемы ЭШУ (ИР) реализуются с дистанционным, а чаще комбинированным, т.е. совмещенным дистанционно-контактным способом воздействия.

При этом комбинированный способ воздействия ЭШУ (ИР) формирует и высокий потребительский спрос граждан. Он полностью отвечает рыночным особенностям: в одном изделии несколько функций и гарантированный результат применения оружия при самообороне.

С появлением в 2010 году специального сигнального картриджа ЭШУ (ИР) получило некоторые возможности сигнального оружия. Это яркий пример второй функциональности оружейных изделий данного типа.

Сигнальный картридж "КС" дает оглушающий звук и ослепительную вспышку, значительно усиливающие результативность применения оружия самообороны, прямо зависящую от внезапности действий обороняющегося или защищающего. Сигнальный картридж является токопроводящим, чем упрощает контактное действие ЭШУ (ИР) после предварительного свето-шумового воздействия на нарушителя и не требует незамедлительного снятия отработанного сигнального картриджа.

Аналогичный принцип комбинированной защиты изначально был внедрен на другом типе оружия самообороны: огнестрельном бесствольном оружии модельной серии "Оса", для которого изготовлен специальный патрон с аналогичным светошумовым воздействием.

В конструкции ЭШУ (ИР) заложены и другие функции, позволяющие реализовать принцип комбинированной защиты и самообороны.

Так, в ЭШУ (ИР) из серии "Мальвина" и "Скорпион" указанный принцип защиты реализован посредством того, что данные модели вполне могут использоваться в качестве предмета для отражения физического нападения при непосредственном контакте с преступником (нарушителем). В конструкции этих ЭШУ (ИР) используется специальный трубчатый корпус из прочного и легкого полиматериала (стекловолокна), способного выдерживать ударные нагрузки, блокировать встречные удары и сохранять работоспособность ЭШУ (ИР).

С учетом изложенного обозначенные модели ЭШУ (ИР) успешно используются в качестве дубинок, что особенно важно в случаях, когда аккумулятор электрошока разрядился.

Не менее важным для усиления удара является наличие на корпусе ЭШУ (ИР) специальной боевой части в виде двух электродов стреловидной или иной заостренной формы.

Российские электрошоки отличаются принципом действия, который основан практически на однополярных импульсах электрического тока высокой частоты, а не на синусоидальных (двуполярных) низкочастотных, как это используется в американских электрошоках Air Tazer (Эйр Тейзер). Воздействие последнего эффективно только непосредственно во время его применения (временное обездвиживание при отсутствии эффекта последействия). После того как электрическое воздействие окончено, нарушитель (преступник), как правило, более озлобленный, продолжает свое нападение и способен оказать сопротивление.

Поэтому в Эйр Тейзере предусмотрена временная задержка, продлевающая электровоздействие на противника, за счет которой защищающийся, бросая включенный электрошокер, переходит к другим активным действиям по защите или просто убегает.

Российские "стреляющие" электрошокеры дают разлет электродов около 10 см, редко - до 25 см, что неподготовленному человеку позволяет попасть в лист формата А4. Тогда как у Эйр Тейзер - разлет до 45 см, при этом дальность поражения по разным данным от 6,5 до 10 м (у полицейских моделей) и противник не стоит на месте.

Российские производители ЭШУ (ИР) ("Мальвина", "Скорпион", АИР-107У) добились среднего ресурса срабатывания до 3000 включений при гарантированных 150 - 200 разрядах на одной зарядке. Резерв у Эйр Тейзера, согласно данным, заявленным в пресс-релизах, - до 100 срабатываний, затем нужно ехать в компанию и покупать новый элемент питания.

Российские электрошоки, за счет принципиально другого воздействия электричеством, обладают комплексным воздействием как на мышечные ткани, так и на нервную систему, что приводит нападающего в состояние бездействия в среднем на 5 - 10 минут (т.н. эффект последействия). И при этом электрошокер остается у защищающегося и гарантирует ему способность к дальнейшей защите.

Все вышеперечисленное свидетельствует о большей эффективности российских разработок электрошокового оружия, в силу чего статья 6 Федерального закона "Об оружии" устанавливает запрет на оборот в Российской Федерации иностранных моделей ЭШУ (ИР), как неспособных обеспечить защищаемому (защищающемуся) гарантированный и одновременно более высокий уровень защиты от нападения. С другой стороны, перспективные российские разработки получили защиту отечественного потребительского рынка.

К другим преимуществам конструкций ЭШУ (ИР) необходимо отнести следующие:

Например, для владельцев собак, что особенно важно, когда требуется без риска для себя разнять дерущихся животных. Простое потрескивание искрового разряда электрошокера мгновенно влияет на животных, останавливающий эффект ЭШУ возникает после образования озона в зоне искры. У собак и других животных именно озон вызывает ассоциации страха грозы. Наиболее агрессивные собаки, как правило, бойцовые, могут не отреагировать на треск, но контактный разряд, в том числе посредством дистанционного воздействия, решает и эту проблему.

Функция "мини-дистанция" полезна и для охотника, столкнувшегося с хищником - "подранком", готовым из последних сил напасть, и требуется обездвижить такого опасного зверя. Нарезное охотничье оружие на близких дистанциях, как правило, оказывается бесполезным и может привести только к сквозному ранению;

Дальность воздействия "стреляющих" ЭШУ (ИР) соответствует сформированным и устоявшимся среди практиков требованиям по обеспечению безопасности контакта с преступником (нарушителем).

Из опыта сотрудников ОМОН, ОМСН, "Альфа", "Вымпел" и других спецподразделений, как правило, для боестолкновения наиболее характерна дистанция 3 - 5 метров, очень редко она увеличивается до 8 метров.

При этом дистанция в 3 - 5 метров т.н. "ближнего" контакта с противником, в большей степени предопределяет самооборону против преступника (нарушителя), действующего в одиночку. Вероятность противодействия преступнику на ближних дистанциях - до 70 - 80%.

С небольшой долей вероятности на этой же дистанции отражается групповое нападение, чаще всего двух-трех лиц. Хотя для них, особенно вооруженных и "демонстративно" угрожающих оружием либо подручными предметами в готовности их применения, дистанция контакта увеличивается до 7 - 8 метров, что создает запас оперативных возможностей в условиях противодействия групповому нападению.

Все, что ближе 2 метров, - фактически "непосредственный контакт" с противником, так эта малая дистанция в зоне доступности одного шага с вытянутой рукой, тем более если для ее удлинения используется электрошок или резиновая палка (дубинка).

Дистанция 10 метров и более реализуется крайне редко и в основном в боевых условиях, когда отражается нападение большей по количеству группы лиц.

Такой анализ приводится и западными специалистами, спецслужбами, полицией зарубежных стран. Более того, при обучении сотрудников и даже в ряде спортивных стрелковых дисциплин профессиональной направленности в США, Канаде и Европе специально моделируются ситуации применения оружия, как короткоствольного, так и длинноствольного, именно на дистанциях от 3 до 5 метров.

В России, например, Федерацией практической стрельбы данная дистанция стрельбы отрабатывается в коротких упражнениях независимо от типа оружия (пистолет, ружье, карабин).

То есть обучение и тренинг навыков вооруженного противодействия прежде всего отрабатывается на дистанциях 3 - 5 метров. Данный вывод в полной мере распространяется на дистанции применения ЭШУ (ИР), что и предопределило появление т.н. "стреляющих электрошоков" дистанционного способа воздействия.

"Стреляющими" они называются весьма условно, так как ЭШУ (ИР) не используют традиционный для стрелкового оружия патрон, а без особых усилий крепящееся к ЭШУ (ИР) приспособление, именуемое "картриджем", обеспечивает выброс двух специальных электродов-гарпунов, передающих разряд на определенное расстояние, чем, собственно, обеспечивается дистанционное воздействие на противника (нарушителя).

Так, фактическая длина проводов с электродами-гарпунами у российских стреляющих электрошоков с картриджами "БТЭР" для гражданских ЭШУ (ИР) базово-серийных моделей "Мальвина", "Скорпион", "Каракурт", а также "ДЭК" - для боевых ЭШУ (ИР) типовой серии АИР-107У составляет 5 метров, ввиду чего производителем рекомендована и гарантируется дистанция контакта, не превышающая 4,5 метра.

При этом, как свидетельствует практика обращения ЭШУ (ИР) дистанционного типа, в случае превышения указанных дистанций, обрыв проводов или гарпунов не происходит.

Сменные "стреляющие" картриджи "БТЭР" и "ДЭК" после их использования не требуют обязательного снятия и в силу имеющейся их токопроводности обеспечивают последующее контактное действие ЭШУ (ИР). Такое конструкторское решение обеспечило комбинированный, т.е. дистанционно-контактный, принцип его действия.

"Стреляющий" ЭШУ (ИР) существенно расширяет круг оперативных возможностей по применению данного оружия самообороны. Прямой контакт с нарушителем, особенно с преступником, противоправные посягательства которого очевидны и особо опасны, не всегда возможен, а зачастую и нежелателен. Дистанционное противодействие нападению может оказаться единственным решением проблемы самозащиты, эффект обороны тот же, что и при непосредственном контакте, а воздействие - только на расстоянии.

Определенные перспективы развития ЭШУ (ИР) лежат в плоскости создания оружия двойного и большего количества комбинированного или избирательного воздействия - т.н. "многофункциональных оружейных комплексов", совмещающих в себе, например:

Совмещение электрошока, газового баллончика или газового распылителя возможно принципиально в силу одинаково "упрощенного" порядка их приобретения без получения лицензий в органах внутренних дел;

Перечисленный набор перспективных разработок говорит и о возможности создания "многофункционального оружейного комплекса" с единым источником электропитания, который предусмотрен в ЭШУ (ИР).

Такой источник питания в автономном техническом исполнении мог бы размещаться на защитном или разгрузочном жилете либо на ином снаряжении и позволял бы использовать облегченный электрошокер (его остальную часть) в ручном или же в съемном исполнении с подствольным либо иным околоствольным креплением на ствольном оружии.

Для передачи энергии между источником питания и облегченным электрошокером можно использовать штатный для короткоствольного оружия револьверный шнур, снабженный проводами. При этом использование аналогичного шнура безопасности на многофункциональном длинноствольном оружии позволило бы решить проблему выхватывания оружия противником и утраты оружия, что важно в случаях непосредственного физического контакта с ним и в ночное время суток.

Развитие тематики многофункционального оружейного комплекса при условии ее административно-правового сопровождения позволило бы в ближайшей перспективе решить задачи создания как боевых ЭШУ (ИР) нового поколения, так и внедрения служебных ЭШУ (ИР), обладающих гарантированным поражающим действием.

Соответствующие разработки "стреляющих" шокеров способны качественно повысить степень личной безопасности граждан, расширить правоприменительную практику использования и применения электрического оружия "нелетального" действия.