Мудрый Юрист

Конституционно-правовые проблемы установления и взимания сборов в Российской Федерации 1, *

<1> Данная статья участвовала во Всероссийском конкурсе научных работ "Право - бизнесу".
<*> Kolmy'kova L.V. Constitutional-law problems of establishment and collection of taxes in the Russian Federation.

Колмыкова Л.В., магистрант, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс".

Решение фундаментальных проблем налогового права детерминируется степенью реализации конституционного правопорядка. В статье осмысливаются конституционно-правовые проблемы установления и взимания сборов в Российской Федерации, имеющие несомненную актуальность. Выводы, изложенные автором, могут быть использованы в правоприменительной и научной деятельности.

Ключевые слова: сборы, Налоговый кодекс Российской Федерации, государственная пошлина, таможенные сборы.

Solution of fundamental problems of tax law is determined by the level of realization of constitutional legal order. The article discusses constitutional-law problems of determination and collection of charges in the Russian Federation which are topical. The conclusions made by the author may be used in law-application and scientific practice.

Key words: charges, Tax Code of the Russian Federation, state duty, customs duties.

Общие положения о сборах в Российской Федерации. В ст. 57 Конституции РФ закреплено требование о законности установления и взимания налогов и сборов, из которого следует вывод, что налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ), существовать не могут. И действительно, в НК РФ содержится исчерпывающий перечень налогов, подлежащих взиманию на территории государства. Однако несколько иначе обстоит дело со сборами. В имеющемся в НК РФ перечне сборов поименованы лишь сборы, которые соответствуют определению, приведенному в п. 2 ст. 8 НК РФ. Однако НК РФ не содержит исчерпывающего перечня сборов, и значительная часть данного рода платежей установлена за рамками налогового законодательства.

Классификация сборов предполагается по различным основаниям в связи с их видовым многообразием. Как отмечается в юридической литературе, "отсутствие строгой классификации сборов на законодательном уровне создает немало проблем в правоприменительной практике при определении круга правовых норм, регулирующих взимание того или иного платежа" <2>.

<2> Реут А.В. Государственная пошлина как категория налогового права // Финансовое право. 2006. N 3. С. 20 - 23.

Считаем, что отсутствие в Российской Федерации четкой систематизации фискальных сборов на законодательном уровне изначально связано с расплывчатостью формулировки конституционно-правовой нормы о законности установления налогов и сборов. Так, "из ст. 57 Конституции РФ недостаточно ясно, устанавливаются ли система налогов и сборов и общие принципы налогообложения в Российской Федерации единым федеральным законом или разными федеральными законами" <3>. Более того, НК РФ, решая проблему систематизации и правового регулирования фискальных сборов, содержит внутренние противоречия, которые проявляются в следующем. С одной стороны, законодатель допускает установление фискальных сборов за рамками НК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1 НК РФ действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению, взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом. Однако, с другой стороны, в п. 5 ст. 3 НК РФ законодатель закрепляет принцип, согласно которому ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов и сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

<3> Петрова Г.В. Общая теория налогового права. М., 2004. С. 15 - 16.

Таким образом, если исходить из формулировки ст. 57 Конституции РФ и развивающих ее положений НК РФ, то все фискальные платежи, обладающие признаками сбора, закрепленными в п. 2 ст. 8 НК РФ, должны быть установлены одним федеральным законом - НК РФ.

С нашей точки зрения, сборы, обязанность по уплате которых закреплена Конституцией РФ, в зависимости от их правовой природы делятся на две категории: во-первых, это сборы, правовая природа которых соответствует признакам, закрепленным в п. 2 ст. 8 НК РФ, - фискальные сборы, а во-вторых, это сборы, не обладающие вышеуказанными признаками, - парафискальные сборы (парафискалитеты). К последним относятся сборы, уплачиваемые субъектами в сфере оказания определенных услуг (отчисления операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания, отчисления организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, сборы за рассмотрение дел в третейских судах, сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях).

По нашему мнению, указанная классификация основана на правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), выраженной в Постановлении от 28 февраля 2006 г., так как в нем КС РФ допускает возможность установления сборов, не подпадающих под определение сбора, закрепленное НК РФ, за рамками НК РФ <4>.

<4> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы Корякского автономного округа" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 3.

Фискальные сборы в Российской Федерации. Поскольку НК РФ не содержит исчерпывающего перечня фискальных сборов, рассматриваемые платежи можно разделить на группы в зависимости от источника правового регулирования. Во-первых, существуют фискальные сборы, установленные непосредственно НК РФ, т.е. сборы, на которые налогово-правовой режим регулирования распространяется в полной мере. Во-вторых, фискальные сборы, установленные иными нормативно-правовыми актами <5>.

<5> См.: таблицы N 1 - 5.

К фискальным сборам, установленным непосредственно НК РФ, относятся государственная пошлина и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

В настоящее время легальная дефиниция государственной пошлины закреплена в ст. 333.16 НК РФ. "Очевидно, не желая допускать терминологических расхождений с текстом Основного закона РФ, законодатель дал определение государственной пошлины через категорию "сбор" <6>. Так, в соответствии с указанной статьей государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ. В юридической литературе отмечается, что "трудно однозначно определить, является ли государственная пошлина единым сбором или представляет собой обобщающее наименование нескольких сборов, имеющих различные объекты налогообложения, разные ставки, сроки уплаты и объединенных только тем, что они все взимаются в связи с обращением за совершением юридически значимых действий" <7>. С нашей точки зрения, государственная пошлина объединяет множество, по существу, различных сборов, имеющих свои особенности в зависимости от характера юридически значимых действий, за совершением которых обращается заинтересованное лицо.

<6> Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007. С. 23.
<7> Приходько И. Государственная пошлина по судебным делам. Спорные вопросы // Хозяйство и право. 2005. N 8.

К фискальным сборам, не установленным НК РФ, относятся таможенные сборы, элементы обложения которых установлены Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (далее - таможенные сборы за таможенные операции), таможенные сборы за таможенное сопровождение; таможенные сборы за хранение), а также фискальные сборы, урегулированные федеральными законами, которые не входят в состав ни налогового, ни таможенного законодательства. Таковыми являются сборы за предоставление информации и документов (сборы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, совершенных в простой письменной форме, за предоставление выписок из государственного лесного реестра и др.), консульские сборы, патентные пошлины.

Таможенные сборы. Таможенные сборы, являясь разновидностью фискальных сборов, "представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами" <8>, и регулируются в настоящий момент целым рядом нормативно-правовых актов, среди которых Таможенный кодекс РФ <9>, Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" <10> (далее - Федеральный закон "О таможенном регулировании в РФ"), Таможенный кодекс Таможенного союза <11>.

<8> Трошкина Т.Н. Таможенные платежи. М., 2007. С. 81.
<9> См.: Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (в ред. от 27 ноября 2010 г.). Документ утратил силу с 29 декабря 2010 г., за исключением п. 1 ст. 357.10, в связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Пункт 1 ст. 357.10 утрачивает силу с 1 октября 2011 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
<10> См.: Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
<11> См.: Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) (в ред. от 16 апреля 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

Так, на основании ст. 123 Федерального закона "О таможенном регулировании в РФ" под таможенным сбором понимается обязательный платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Несмотря на то что механизм взимания таможенных сборов "аналогичен механизму взимания налогов, определенных НК РФ" <12>, в действующем законодательстве все же существуют неясности по поводу правового регулирования таможенных сборов. Так, на основании ст. 2 НК РФ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не установлено НК РФ. Более того, КС РФ неоднократно указывал на различия в правовом регулировании таможенных платежей и налогов <13>. Однако согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона "О таможенном регулировании в РФ", если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза, к отношениям по взиманию и уплате таможенных платежей, относящихся к налогам, законодательство Российской Федерации о таможенном деле применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Иными словами, из положений настоящего Федерального закона следует, что "при возникновении коллизии между нормами таможенного и налогового законодательства, регулирующей одно и то же правоотношение, применять следует норму законодательства о налогах и сборах" <14>.

<12> Цинделиани И.А. Таможенные сборы в системе фискальных платежей России // Актуальные проблемы финансового права Республики Беларусь, России, Украины / Отв. ред. проф. Д.В. Винницкий. СПб., 2006. С. 259 - 266.
<13> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N 193-О "По жалобам гражданина Кущиди Макара Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 2; Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. N 118-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Твин Холдинг Интернешнл" на нарушение конституционных прав и свобод применением положений статей 31 и 126 Таможенного кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 2.
<14> Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Ю.А. Дмитриева. М., 2004.

Указанная несогласованность норм налогового и таможенного законодательства является не только теоретической проблемой, но и приводит к серьезным разногласиям в правоприменительной и судебной практике.

Так, суды при рассмотрении дела о взыскании задолженности по таможенным платежам в одном случае руководствовались положениями ст. 348 ТК РФ, в соответствии с которой принудительное взыскание таможенных платежей не производится, если требование об уплате не выставлено в течение трех лет со дня срока уплаты, в другом - положениями НК РФ о шестимесячном сроке обращения в суд после истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) <15>.

<15> См.: Астахов С. Почему таможенная пошлина "выпала" из правового поля? // Российская газета. 2007. 17 дек.

Исходя из вышеизложенного, во избежание коллизий, возникающих в сфере правового регулирования таможенных сборов, дальнейшее совершенствование действующего законодательства должно идти, с нашей точки зрения, по следующим направлениям:

во-первых, необходимо в регулировании отношений по установлению, введению, взиманию таможенных платежей установить приоритет НК РФ;

во-вторых, дополнить перечень, содержащийся в ст. 13 НК РФ, таможенными сборами, к которым относятся сборы за таможенное хранение, сопровождение и иные таможенные операции.

Патентные пошлины. Правовая природа патентных пошлин, взимание которых в настоящий момент предусмотрено ст. 1249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вызывает споры в правоприменительной и судебной практике.

Так, в соответствии со ст. 1249 ГК РФ за юридически значимые действия, связанные с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, с регистрацией товарного знака и знака обслуживания, а также с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, взимаются патентные пошлины. Их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождений от уплаты, уменьшение их размеров, отсрочки их уплаты или возврата устанавливаются Правительством РФ. Одновременно с этим перечень юридически значимых действий, которые связаны с программой для ЭВМ, базой данных и топологией интегральной микросхемы и за совершение которых взимаются государственные пошлины, их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты государственных пошлин, уменьшения их размеров, отсрочки уплаты или возврата устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В настоящий момент государственная пошлина за совершение действий по государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы установлена ст. 333.30 НК РФ, а элементы обложения остальных патентных пошлин регламентируются Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 <16>.

<16> См.: Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 51. Ст. 6170.

Таким образом, правовое регулирование патентных пошлин осуществляется ГК РФ, а также на уровне подзаконных нормативных правовых актов, что, с нашей точки зрения, является недопустимым, поскольку правовая природа рассматриваемых платежей соответствует признакам, закрепленным в п. 2 ст. 8 НК РФ, а следовательно, их правовое регулирование должно осуществляться в рамках НК РФ.

Сборы за предоставление сведений, информации и за выдачу документов.

А) Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <17> предусмотрена плата за предоставление информации о зарегистрированных правах, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершаемых в простой письменной форме. Размеры платы за вышеуказанные действия, имеющие юридическое значение, устанавливаются Приказом Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2010 г. N 650 <18>.

<17> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 20 марта 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
<18> См.: Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2010 г. N 650 "О Порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы" // Российская газета. 2010. N 297. 31 дек.

Регистрация прав на недвижимое имущество и предоставление информации о зарегистрированных правах представляют собой действия регистрирующего органа, связанные с выполнением публично-правовых обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". То есть можно сделать вывод о фискальной природе платежей, предусмотренных за совершение указанных юридически значимых действий.

Б) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает взимание платы за предоставление сведений, содержащихся в Единых государственных реестрах юридических и физических лиц. Размер соответствующей платы установлен Постановлением Правительства РФ <19>. С нашей точки зрения, плату за предоставление информации, содержащейся в государственных реестрах юридических и физических лиц, также необходимо рассматривать в качестве фискального сбора.

<19> См.: Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" (в ред. от 9 марта 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.

В) Правилами ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 <20>, для организаций и физических лиц установлена плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином реестре. Полагаем, что правовая природа указанного платежа также соответствует признакам сбора, закрепленным в п. 2 ст. 8 НК РФ.

<20> См.: Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 8 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 10. Ст. 864.

Г) В соответствии со ст. 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Постановлением Правительства от 9 июня 2006 г. N 363 утверждены предельные размеры платы, взимаемые с физических и юридических лиц за предоставление сведений и документов, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Д) Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. N 138 "О размере платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра и порядке ее взимания" предусмотрена оплата услуг органа исполнительной власти, связанных с предоставлением выписок из указанного реестра.

Е) Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 667 установлен размер платы за предоставление копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр <21>.

<21> См.: Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 667 "О размере платы, взимаемой за предоставление копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, и порядке ее взимания" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 47. Ст. 4898.

Ж) Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Министерства промышленности и энергетики и Министерства финансов РФ от 11 декабря 2006 г. N 3086/311/170н определен размер платы за предоставление сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в Едином реестре выданных сертификатов соответствия <22>.

<22> См.: Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 3086, Министерства промышленности и энергетики РФ N 311 и Министерства финансов РФ от 11 декабря 2006 г. N 170н "О размере платы за предоставление по запросам сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в Едином реестре выданных сертификатов соответствия" // Российская газета. 2007. N 19. 31 янв.

Полагаем, что рассматриваемые платежи за предоставление уполномоченными субъектами сведений и информации обладают всеми признаками фискального сбора, а потому гл. 25.3 НК РФ необходимо дополнить положениями, согласно которым государственная пошлина взимается за следующие юридически значимые действия:

Консульские сборы. НК РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за юридически значимые действия, совершаемые консульскими учреждениями РФ. Взимание консульских сборов за совершение консульскими учреждениями РФ юридически значимых действий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2010 г. N 889 "Об утверждении ставок консульских сборов, взимаемых должностными лицами за совершение консульских действий".

Необходимо отметить, что в настоящий момент сложилась ситуация, когда за идентичные по своей правовой природе платежи в одном случае взимается государственная пошлина, элементы обложения которой определены НК РФ, а в другом случае - консульские сборы, которые не включены в систему налогов и сборов РФ <23>. Например, на основании ст. 9 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <24> в случае оформления паспорта за пределами территории РФ взимается консульский сбор. Вместе с тем за совершение рассматриваемых действий на территории РФ в соответствии с указанным Федеральным законом, в соответствии с НК РФ взимается государственная пошлина.

<23> Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации консульские сборы относятся к неналоговым доходам федерального бюджета.
<24> См.: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 5 апреля 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

Описанная ситуация вызывает споры в правоприменительной и судебной практике относительно правовой природы консульских сборов, а также порядка их правового регулирования. Учитывая правовую природу консульских сборов, полагаем целесообразным дополнить гл. 25.3 НК РФ положениями о юридически значимых действиях, осуществляемых консульскими учреждениями в государстве пребывания.

Следует признать обоснованной точку зрения, что на вышеперечисленные фискальные сборы необходимо в полной мере распространить режим правового регулирования, установленный НК РФ, поскольку исходя из смысла п. 5 ст. 3 НК РФ введение решением органов или законодательной, или исполнительной власти какого-либо обязательного платежа или взноса, по своим признакам подпадающего под установленное Кодексом определение "сбор", но не включенного в перечень налогов и сборов НК РФ, будет являться незаконным <25>.

<25> См.: Пансков В.Г. О некоторых проблемах формирования российской налоговой системы // Финансы. 2007. N 3. С. 28 - 33.

Парафискальные сборы в Российской Федерации. Выделение категории парафискальных сборов имеет важное практическое значение, так как позволит решить проблему их правового регулирования и не допустить установления платежей, подпадающих под конституционное понятие "сбор", на уровне подзаконных нормативных правовых актов.

В соответствии с правовыми позициями КС РФ, выраженными в Постановлении от 28 февраля 2006 г. N 2-П, сборы, не обладающие признаками, закрепленными в ст. 8 НК РФ (парафискальные сборы), - это обязательные к уплате в силу закона платежи, поступающие в федеральный бюджет, которые расходуются на определенные законодателем цели и имеют возмездный и компенсационный характер. Таким образом, КС РФ выделил группу платежей, которые, с одной стороны, не обладают признаками фискального сбора, понятие которого дано в п. 2 ст. 8 НК РФ, но, с другой стороны, не обладают и гражданско-правовой природой, поскольку в отличие от гражданско-правовых платежей их уплата является обязательной в силу закона и направлена на реализацию интересов публично-правового характера.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что любые обязательные к уплате в силу закона платежи, правовая природа которых не соответствует признакам, закрепленным в ст. 8 НК РФ, при этом направленные на реализацию публичных интересов, можно отнести к парафискальным сборам.

Полагаем, разновидностью парафискальных сборов являются:

  1. отчисления операторов связи в резерв универсального обслуживания населения. Данный сбор предусмотрен ст. 60 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <26>, согласно которой источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования. Возмездность при уплате отчислений операторов сети связи выражается в том, что "все плательщики этих отчислений могут участвовать в конкурсе на заключение договора на оказание универсальных услуг связи и вследствие своего неизбежного технологического участия в общей инфраструктуре связи РФ заинтересованы, кроме того, в ее развитии в целях расширения собственных коммерческих возможностей" <27>;
  2. предусмотренные пп. 33 п. 1 ст. 264 НК РФ отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные объекты, на формирование резервов. Правила отчисления организациями указанных средств регламентируются Правительством РФ, а также Федеральным агентством по атомной энергии. Плательщиками рассматриваемых сборов являются организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2005 г. N 576 указанные организации производят отчисления средств на формирование резервов, предназначенных для обеспечения безопасности радиационно и ядерно опасных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития <28>;
  3. третейские сборы, идущие на покрытие расходов, связанных с деятельностью третейских судов. Правовая природа третейских сборов идентична правовой природе государственной пошлины, однако рассматриваемые платежи поступают в учреждения публично-правового характера, которые не входят в судебную систему РФ;
  4. сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях. Данный сбор предусмотрен ст. 1245 части четвертой ГК РФ, в соответствии с которой перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством Российской Федерации. Вознаграждение авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
<26> См.: Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. от 23 февраля 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
<27> Пункт 5.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы Корякского автономного округа" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 3.
<28> См.: Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2005 г. N 576 "Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития" (в ред. от 7 ноября 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 39. Ст. 3956.

Уплата средств для выплаты вознаграждения осуществляется изготовителями оборудования и материальных носителей по итогам каждого отчетного периода исходя из цены на реализованные оборудование и материальные носители. Размер средств для выплаты вознаграждения устанавливается в процентном отношении к цене реализации изготовителем оборудования и материальных носителей единицы соответствующего оборудования и материальных носителей <29>.

<29> См.: Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 42. Ст. 5398.

При этом, с одной стороны, можно говорить о данном сборе как о платеже гражданско-правового характера, так как уплата средств для выплаты вознаграждения производится на основе договора, заключаемого изготовителем оборудования и материальных носителей с аккредитованной организацией, что прямо предусмотрено Положением о сборе средств для выплаты вознаграждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 829.

Однако в названном Положении также указано о праве аккредитованной организации направлять запросы лицам, осуществляющим оптовую и (или) розничную продажу оборудования и материальных носителей, предназначенных для свободного воспроизведения в личных целях, для предоставления аккредитованной организации информации об изготовителе и (или) поставщике (продавце), номенклатуре и цене таких оборудования и материальных носителей. При этом аккредитованная организация ведет учет изготовителей оборудования и материальных носителей.

Таким образом, уплата названного сбора носит обязательный характер и при этом применяется к неограниченному числу лиц без всякой привязки к объекту авторского права.

Анализ действующего законодательства и сформулированных КС РФ правовых позиций позволяет сделать вывод о том, что парафискальные сборы обладают рядом специфических признаков.

Во-первых, парафискальные сборы - это платежи, обладающие признаками сборов, обязанность по уплате которых закреплена ст. 57 Конституции РФ.

Во-вторых, парафискальные сборы - это платежи, взимаемые с субъектов предпринимательской деятельности, заинтересованных в силу характера их деятельности в развитии определенного сегмента экономики. Например, обязанность по уплате возложена на субъекты, осуществляющие деятельность в сфере эксплуатации особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов.

В-третьих, целью взимания парафискальных сборов является финансирование мер по защите прав и интересов определенной категории субъектов. Так, целью формирования резервов за счет отчислений организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства, является обеспечение ядерной и радиационной безопасности особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и развития <30>.

<30> См.: Васянина Е.Л. Система фискальных сборов по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2006. С. 17 - 18.

Разрешая проблему правового регулирования сборов, не являющихся налогами и сборами, понятие которых закреплено в ст. 8 НК РФ, КС РФ указал на недопустимость нарушения конституционных критериев законно установленных налогов и сборов в отношении рассматриваемых платежей. Так, КС РФ отметил, что правовое регулирование сборов, которые не являются налогами и сборами в смысле ст. 8 НК РФ, не должно выходить за рамки ст. 57 Конституции РФ и п. 3 ст. 17 НК РФ. Таким образом, с точки зрения КС РФ, на уровне законодательного акта должны быть определены элементы обложения не только сборов, признаки которых закреплены в п. 2 ст. 8 НК РФ, но и иных сборов, не обладающих признаками, закрепленными в указанной статье НК РФ. Считаем справедливым данное утверждение, поскольку "конституционное требование об установлении налогов и сборов исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти" <31>. Более того, уплата любого обязательного в силу закона фискального платежа независимо от того, обладает он признаками налога и сбора, установленными НК РФ, является ограничением права лиц, которое на основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть осуществлено не иначе как на основании федерального закона. Необходимо отметить, что КС РФ допускает возможность установления за рамками НК РФ фискальных платежей, не обладающих признаками налога и сбора, установленными НК РФ, лишь на федеральном уровне. Так, в Постановлении от 28 февраля 2006 г. N 2-П КС РФ указал, что "установление на федеральном уровне подобных фискальных сборов не может рассматриваться как открывающее возможность произвольного установления иными уровнями публичной власти сборов, не предусмотренных НК РФ".

<31> Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 6.

С нашей точки зрения, издание нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области установления и взимания сборов, которые не являются налогами и сборами в смысле ст. 8 НК РФ (парафискалитеты), осуществляется с целью возложения обязанности по уплате последних на определенный круг лиц, заинтересованный в финансовой поддержке отдельной сферы экономики (как, например, в области оказания услуг связи, эксплуатации особо радиационно опасных и ядерно опасных производств).

Однако, по нашему мнению, регулирование установления и взимания сборов должно осуществляться только на уровне федерального закона, а не иного нормативно-правового акта. Таким образом, во избежание коллизий, возникающих в правовом регулировании парафискальных сборов, в НК РФ необходимо закрепить нормы, касающиеся правового регулирования парафискальных сборов, так как с точки зрения КС РФ правовое регулирование фискальных платежей, не являющихся налогами и сборами в смысле ст. 8 НК РФ, не должно выходить из сферы действия ст. 57 Конституции РФ и п. 3 ст. 17 НК РФ.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. N 7. 21 янв.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // Российская газета. 1998. N 148-149. 6 авг.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 7 марта 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от 4 октября 2010 г.) // Российская газета. 2006. N 289. 22 дек.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 6 апреля 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
  6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (в ред. от 27 ноября 2010 г.). Документ утратил силу с 29 декабря 2010 г., за исключением п. 1 ст. 357.10, в связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Пункт 1 ст. 357.10 утрачивает силу с 1 октября 2011 г. // Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
  7. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17) (в ред. от 16 апреля 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.
  8. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
  9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (в ред. от 20 марта 2011 г.) // Российская газета. 2004. N 290. 30 дек.
  10. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" / / Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
  11. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 20 марта 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
  12. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 23 декабря 2010 г.) // Российская газета. 2001. N 153-154. 10 авг.
  13. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (принят ГД ФС РФ 18 июня 2003 г.) (в ред. от 23 февраля 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
  14. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в ред. от 5 апреля 2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.
  15. Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 51. Ст. 6170.
  16. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 и 439" (в ред. от 9 марта 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 43. Ст. 4238.
  17. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 8 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 10. Ст. 864.
  18. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 667 "О размере платы, взимаемой за предоставление копий документов, содержащих сведения, включенные в государственный водный реестр, и порядке ее взимания" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 47. Ст. 4898.
  19. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 201 "О порядке формирования и ведения Единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений" (в ред. от 7 июня 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 16. Ст. 1740.
  20. Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2005 г. N 576 "Об утверждении Правил отчисления организациями, эксплуатирующими особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (кроме атомных станций), средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития" (в ред. от 7 ноября 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 39. Ст. 3956.
  21. Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 42. Ст. 5398.
  22. Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2010 г. N 650 "О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и размерах такой платы" // Российская газета. 2010. N 297. 31 дек.
  23. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 3086, Министерства промышленности и энергетики РФ N 311 и Министерства финансов РФ от 11 декабря 2006 г. N 170н "О размере платы за предоставление по запросам сведений о сертификатах соответствия, содержащихся в Едином реестре выданных сертификатов соответствия" // Российская газета. 2007. N 19. 31 янв.
  24. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2006 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О связи" в связи с запросом Думы Корякского автономного округа" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 3.
  25. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года "О Государственной границе Российской Федерации" в редакции от 19 июля 1997 года" // Вестник Конституционного Суда РФ. 1997. N 6.
  26. Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N 193-О "По жалобам гражданина Кущиди Макара Ивановича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации "О товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности, и о таможенном тарифе Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2000. N 2.
  27. Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. N 118-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Твин Холдинг Интернешнл" на нарушение конституционных прав и свобод применением положений статей 31 и 126 Таможенного кодекса Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. N 2.
  28. Астахов С. Почему таможенная пошлина "выпала" из правового поля? // Российская газета. 2007. 17 дек.
  29. Васянина Е.Л. Система фискальных сборов по законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2006.
  30. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.Ф. Азарова, Ю.А. Дмитриева. М., 2004.
  31. Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
  32. Пансков В.Г. О некоторых проблемах формирования российской налоговой системы // Финансы. 2007. N 3.
  33. Петрова Г.В. Общая теория налогового права. М., 2004.
  34. Приходько И. Государственная пошлина по судебным делам. Спорные вопросы // Хозяйство и право. 2005. N 8.
  35. Реут А.В. Государственная пошлина как категория налогового права // Финансовое право. 2006. N 3.
  36. Трошкина Т.Н. Таможенные платежи. М., 2007.
  37. Цинделиани И.А. Таможенные сборы в системе фискальных платежей России // Актуальные проблемы финансового права Республики Беларусь, России, Украины / Отв. ред. проф. Д.В. Винницкий. СПб., 2006.