Мудрый Юрист

Памятники законодательства и историко-правовая историография России *

<*> Grinev V.A., Chebotarev A.V. Monuments of legislation and historical-law historiography of Russia.

Гринев Валерий Александрович, доцент кафедры теории и истории права и государства Российской академии правосудия (Ростовский филиал), кандидат юридических наук.

Чеботарев Андрей Владимирович, соискатель кафедры права Педагогического института Южного федерального университета.

В статье изложены особенности предмета и метода отечественной историко-правовой историографии, а также этапы ее развития. Отдельно рассмотрены роль и классификация источников законодательства, а также их влияние на развитие отечественной историко-правовой историографии.

Ключевые слова: источниковедение (памятники законодательства), историография, историко-правовая наука, историческая концепция, методология, типология.

This article is about the specific features of the subject and method of the home legal-historical history of science and the stages of its development. Also there is the classification of the sources of legislation and their influence to the development of Russian legal-historical history of science.

Key words: study of sources (monuments of the legislation), history of science, legal-historical science, the historical conception, methodology, typology.

Историография означает описание исторической литературы, т.е. изучение истории науки в целом, совокупность исследований, посвященных определенной эпохе или теме. В своей конкретике историография рассматривает смену методов исследования, исторические концепции, теории <1>.

<1> Словарь исторических терминов / Сост. Симаков В.С. СПб., 1998. С. 94.

Предмет историко-правовой историографии находится на границе исторической и юридической наук. Как специальная историческая дисциплина историография воспринимает методологию истории, а как юридическая дисциплина ограничивается исследованием историко-правовой литературы и этой же тематики в работах по отечественной истории. Составной частью историографии является источниковедение, которое в историко-правовой науке изучает памятники законодательства, которые, в свою очередь, имеют свою классификацию.

Так, многие классики отечественной историко-правовой науки решали вопрос классификации источников самостоятельно и объясняли систему классификации источников во введениях и предисловиях к своим работам. Самую удачную классификацию источников предложил А.С. Лаппо-Данилевский. Он делил источники на остатки и предания. Согласно этой схеме, к остаткам относились остатки культуры и исторические факты, а преданиями считаются изображения и интерпретации фактов. Классификация А.С. Лаппо-Данилевского была распространена в досоветской историографии и повлияла на классификацию советского источниковедения.

В 1930 - 1960-х гг. предлагалось несколько вариантов типологизации источников. М.Н. Тихомиров взял за основу классификацию источников на исторические факты и предания <2>. А.А. Зимин исходил из деления источников на три вида: материалы, отражающие социально-экономическую историю; материалы, отражающие историю внутренней и внешней политики; материалы, отражающие историю общественно-политической мысли и культуры. Кроме этого, в исторической литературе был распространен принцип различия источников по их происхождению в рамках определенной общественно-экономической формации. Однако последняя классификация вызывала затруднения в использовании, поскольку в пяти формациях нужно было еще выделять виды источников, кроме того, количество видов и спецификация источников в формациях отличались.

<2> Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. М., 1962.

Позднее советские историки предложили еще две классификации, распространенные и в настоящее время. Очень удачной и универсальной признается классификация Л.Н. Пушкарева, А.П. Пронштейна <3>, И.Н. Данилевского <4>. По этой схеме источники делятся на семь типов, групп или категорий:

<3> Пронштейн А.П. Источниковедение в России. Эпоха капитализма. Ростов-на-Дону, 1991; Он же. Источниковедение в России. Эпоха феодализма. Ростов-на-Дону, 1989.
<4> Памятники русского права. Вып. I - VIII. М., 1952 - 1961.

Удобство этой классификации заключается в ее универсальности, поскольку дает возможность соотнести любой источник к той или другой группе, не меняя при этом классификацию. Другое преимущество схемы заключается в ее логичной структуре.

Другая классификация источников сформулирована в источниковедческих трудах И.Д. Ковальченко <5>, А.А. Курносова, С.М. Каштанова и имеет те же преимущества, что и предыдущая типологизация. Здесь источники делятся на четыре группы, категории или типа:

<5> Источниковедение истории СССР: Учебное пособие для студентов исторических факультетов. Изд. 2-е. / Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1982.

Большинство современных исследований ориентируются на названные две классификации. Однако встречаются исследования, которые игнорируют эти классификации, в свою очередь не определяя свои подходы в построении источниковой базы.

В названных классификациях письменные источники являются самым распространенным типом. Письменные источники делятся на виды или типы по содержанию, происхождению, по отношению к группам документов и на остатки и повествования. Типологическая классификация признается самой удачной, поскольку учитывает форму и содержание источника. Вещественные источники (остатки материальной культуры) классифицируются так же, как и письменные. Среди вещественных источников выделяется большая группа археологических источников, а также произведения материального искусства и культуры.

В XX в. большое распространение получили новые методы фото-, кино-, графического и фонового запечатления действительности. Количество и качество таких источников быстро увеличивается. Считается, что фото- или кинодокументы отражают события более достоверно, чем письменные источники, а использование компьютерных технологий, Интернета делает исторические источники общедоступными.

Каждый тип источников изучается в комплексе или отдельно специальными историческими или смежными дисциплинами, а также археологией, этнографией, искусствоведением, ставшими отдельными отраслями исторических знаний. Каждая дисциплина или отрасль имеет свой предмет исследования, и объединяются они источниковедением, который является одновременно специальной исторической дисциплиной и комплексной наукой, объединяющей в себе исследования по всем типам источников. Источники истории государства и права с позиции представителя исторической науки должны строиться в соответствии с одной из перечисленных классификаций. С позиции правоведа, юриста источники подразделяются на юридические факты и памятники законодательства, которые могут быть разных форм (манифесты, указы, грамоты, постановления, уложения, судебники и т.д.). Источники государства и права могут быть отдельными правовыми актами или выступать в комплексе института, отрасли, системы права. Специфическими источниками истории государства и права являются юридический быт, судебная практика, обычай, юридические археологические источники.

Итак, источниковедение и историография находятся в тесной связи с теорией государства и права и с историей отечественной юридической мысли, однако имеет большую практическую направленность. От историографии необходимо отличать библиографию, систематизирующую литературу в определенном порядке с указанием точных выходных данных издания. При этом в истории российской историко-правовой науки можно выделить три больших этапа, каждый из которых имеет свои концептуальные особенности и, в свою очередь, состоит из периодов.

Первый период развития отечественной исторической науки охватывает время от зарождения исторической науки до советского времени. В досоветской историографии условно выделяют дворянскую и буржуазную историографию, но современные историки предпочитают периодизацию, исходящую из философских взглядов историков или по достижениям исторической науки.

В России историография как наука сложилась в XVIII в. До этого времени ограничивались пересказом концепции предыдущих историков права, если авторские концепции не совпадали, летописный текст редактировался. В редких случаях средневековые исследователи сопоставляли свои взгляды, еще реже упоминали других ученых.

Бурные темпы исторического развития России в Петровскую эпоху вызвали интерес к изучению исторического прошлого нашей страны. Центром исторических знаний стала Академия наук, а затем Московский университет. Здесь сформировались первые научные концепции отечественной истории - норманнизм и антинорманнизм, а объяснения происхождения государства у Г. Миллера и его оппонента М.В. Ломоносова уже отличаются от летописных традиций предшествующего времени. Развитие отечественной исторической науки проявилось в новых приемах источниковедческого анализа, предложенных В.Н. Татищевым. На рубеже XVIII - XIX вв. формируются четкие концепции И.Н. Болтина и А.Л. Шлецера. Предметом исторических исследований становится не только политическая история, но и Российское государство, его право и культура. Появился первый фундаментальный труд по истории государства Российского Н.М. Карамзина <6>.

<6> Карамзин Н.М. История государства Российского. Книга I. Ростов-на-Дону, 1989; Карамзин Н.М. История государства Российского. Книга II. Ростов-на-Дону, 1989; Карамзин Н.М. История государства Российского. Книга III. Ростов-на-Дону, 1989; Карамзин Н.М. История государства Российского. Книга IV. Ростов-на-Дону, 1989.

В 1830-х гг. историческая наука выходит за рамки формального, рационалистического объяснения истории, повысились требования к критике исторических источников. В это время появились концептуальные труды М.Т. Каченовского, Н.В. Калачева, М.П. Погодина, Н.И. Надеждина. Исторические взгляды стали теснее перекликаться с течениями общественной мысли дореформенной России. В противовес официальной историографии развиваются демократические направления (славянофилы и западники). Официальная историография объясняла развитие Российского государства через триединство самодержавия, православия и народности. Славянофилы полагали, что самобытность исторического пути России была утеряна после петровских реформ. Западники доказывали, что история России не имела принципиальных отличий от Европы, поэтому преобразования в XVIII веке оценивали положительно.

Вторая половина XIX - начало XX в. в советской исторической литературе характеризовались этапом буржуазной историографии. Рационализм и романтизм предыдущего периода постепенно вытесняются новыми философскими учениями (гегельянством, позитивизмом, неокантианством). По сути, это целая эпоха, отражающая творчество С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, А.С. Лаппо-Данилевского, С.Ф. Платонова и других классиков отечественной истории и юриспруденции. В историко-правовой науке выделяются самостоятельные отрасли и направления (археология, источниковедение, история права и т.д.) и крупные исторические школы, среди которых доминировали западники и славянофилы. Наиболее последовательным выразителем славянофилов в это время был И.Д. Беляев. Научная жизнь стала концентрироваться не только в столицах, но и в губернских вузах. На Дону сформировалась школа казачьих историков (например, Е.П. Савельев), взгляды которых на происхождение казачества и его историческую роль отличались от концепций официальных и столичных специалистов.

Необходимо отметить, что в досоветский период можно выделить несколько этапов развития историко-правовой науки. С позиции марксистской историографии должно быть два таких этапа (дворянский и буржуазный). В дворянской историографии, в свою очередь, выделялись периоды зарождения историко-правовой науки в Средневековье, ее формирование в XVIII в. и развитие историографии в XVIII - первой половине XIX в. Основными философскими идеями историков права были теологическая, рационализм, романтизм. Середина XIX - начало XX в. - развитие буржуазной историографии, отличительные особенности которой заключаются в объяснении исторического развития исходя из гегельянства, позитивизма, неокантианства.

Советский период развития исторической и правовой науки характеризуется доминированием марксистско-ленинского учения. После Октябрьской революции советская историческая наука прошла период становления, насильственного утверждения марксизма-ленинизма в 1920 - 1930-х гг., развития в период сталинского тоталитаризма и догматизации марксизма-ленинизма в 1930 - 1950-х гг., ослабления тоталитарного контроля над наукой и пересмотра догматических концепций, расходящихся с марксизмом в 1950 - 1980-е гг.

Историки права русского зарубежья восприняли академичность классической отечественной науки и новаторские подходы советских ученых. В тяжелых условиях эмиграции русские историки и правоведы формировали научные концепции, убедительно опровергавшие марксистское понимание истории России. Одной из крупных теорий было евразийство, развитое в трудах Г.В. Вернадского <7>, П.Н. Савицкого и др. В Советском Союзе евразийство было поддержано и развито в трудах Л.Н. Гумилева <8>.

<7> Вернадский Г.В. Русская историография. М., 2000. С. 234 - 236.
<8> Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992; Он же. От Руси к России. М., 1992; Он же. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993.

После победы Октябрьской революции предметом исследований стали классовая борьба, социально-экономическая история, больше внимания уделялось теоретическим вопросам истории и права, в том числе марксистско-ленинской методологии.

В советское время изменилась тематика историко-правовых исследований. Появились исследования о завоевании пролетариатом политической власти, о крестьянах - союзниках пролетариата. В отдельную науку выделилась история Коммунистической партии. Исторической науке стали придавать идеологическое значение.

Советское время сыграло в историко-правовой науке двоякую роль. С одной стороны, уделялось больше внимания развитию научных центров, формировались кадры профессиональных историков, финансировались исследования. С другой стороны, исследователи были вынуждены искажать исторические события, появились многолживые, тенденциозные работы.

Как бы ни относиться к научному наследию и концепциям советских историков права, нельзя не сказать о замечательных, фундаментальных исследованиях М.Н. Тихомирова, Б.А. Рыбакова, Б.Д. Грекова, А.П. Пронштейна, М.В. Нечкиной, И.А. Федосова, Ю.С. Кукушкина, В.З. Дробижева и многих других.

После распада СССР история, юриспруденция и другие науки оказались в критическом положении. Многие историко-правовые школы оказались разделены новыми границами. Спасаясь от преследований националистов, научные центры покидали ведущие специалисты. Сокращение финансирования науки и образования предрешило уход многих специалистов в другие сферы деятельности. Появились публикации, где историков и правоведов обвиняли во всех "грехах" советского режима, а советскую историографию стали сравнивать с "лженаукой". Вместе с тем появилось множество разнообразных концепций, в которых история отечественного государства и права рассматривается с позиции цивилизационного учения, а не только формационного подхода. Плюрализм мнений историков государства и права сейчас проявляется в палитре теорий от ортодоксальной советской до ультрарадикальных. Недостаток изданий фундаментальных работ как-то восполняется журнальными статьями, малотиражными публикациями и учебной литературой. В общем тенденции первого "постсоветского" десятилетия показывают, что отечественная историография вступила в новый период своего развития, который отличается демократизмом и перспективами.

Таким образом, неотъемлемой частью историографии является источниковедение, которое в историко-правовой науке изучает памятники законодательства, при этом все научное наследие рассмотренных историков государства и права строится на анализе имеющихся источников. Также в отечественной историко-правовой науке можно выделить три этапа развития. В первом этапе вехами развития были: формирование правовой мысли как науки и теоретические подходы ученых. Во втором этапе историография оказалась во влиянии внутриполитических факторов, которые способствовали развитию и догматизации историко-правовой науки. Современный период отечественной историографии находится на стадии становления, но уже показывает принципиальные отличия от предыдущих этапов развития.