Мудрый Юрист

Тенденции развития торгового законодательства на постсоциалистическом пространстве *

<*> Batrova T.A. Tendencies of development of the trading legislation on postsocialist space.

Батрова Татьяна Александровна, доцент кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Рязанского филиала МосУ МВД России, кандидат юридических наук.

Вопрос о целесообразности кодификации торгового права в России до сих пор является предметом дискуссий, в рамках которых высказываются диаметрально противоположные суждения. Поэтому тенденции развития торгового законодательства в странах, которые в разное время встали на социалистический путь развития, представляют особый научный интерес. Автор рассматривает тенденции развития торгового законодательства в этих странах после смены политического курса.

Ключевые слова: торговое право, кодификация, тенденции развития права.

The question on expediency of codification of a commercial law in Russia is till now a subject of discussions in which frameworks opposite judgements are shown. Therefore tendencies of development of the trading legislation in the countries which have at various times followed a socialist way of development, represent special scientific interest. The author examines tendencies of development of the trading legislation in these countries after political policy change.

Key words: a commercial law, codification, tendencies of development of the law.

Вопрос о целесообразности кодификации торгового права в России до сих пор является предметом острых дискуссий, в рамках которых выказываются диаметрально противоположные суждения. В связи с этим несомненный научный интерес представляют тенденции развития торгового законодательства в странах, в разное время вставших на социалистический путь развития.

Нельзя не отметить, что значительная их часть имела опыт кодификации в этой сфере правового регулирования и отмена торговых кодексов была вызвана резким изменением политического курса, не совместимого с основополагающими принципами рыночной экономики. В частности, после установления нового режима были отменены Торговый кодекс Румынии 1887 г., Торговый кодекс Камбоджи 1960 г. Не было условий для реформирования Австрийского торгового уложения 1863 г. на территории Чехословакии. Практически приостановилось действие Торгового кодекса Алжира 1834 г., нормы которого применялись лишь к частному сектору, который стремительно сужался и к концу 70-х годов составлял не более 20% ВВП. Соответственно, возврат государств к рыночной экономике в большинстве случаев обусловил возрождение идеи самостоятельной кодификации торгового законодательства. Исключение составила лишь Камбоджа, где нормативное регулирование этих отношений не было поднято на уровень кодекса, и главным источником торгового права в этой стране стал Закон от 26 июня 1995 г. о регулировании торговых отношений и торговом регистре <1>.

<1> См.: Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Суханов. М.: Норма, 2003. С. 349.

Впрочем, идея кодификации торгового законодательства была реализована по-разному. В одних случаях произошло восстановление действия прежних кодексов. Соответствующее решение было принято румынским Парламентом 27 июня 1997 г. <2>. В полном объеме начал применяться и ТК Алжира, который в уже в наше время неоднократно подвергался пересмотру.

<2> См.: Codul Comercial al Romaniei, 1997 // URL: www.reinventconsulting.ro/ codul-comercial.html.

В других законодатель начал с чистого листа. Так, в Чехии и Словакии действует принятый еще в период их совместного существования Торговый кодекс 1991 г. (Obchodni zakonik), состоящий из четырех частей. Причем так называемые Общие положения (§ 1 - 55) затрагивают чрезвычайно широкий спектр вопросов от наименования фирмы (§ 8 - 12) и ведения торгового регистра (глава III, § 27 - 34) до защиты коммерческой тайны (§ 17 - 20) и проблем конкуренции (глава V, § 41 - 55). Отдельная глава при этом посвящается статусу иностранных участников торгового оборота (глава II). Вторая часть Кодекса полностью посвящена правовому статусу торговых товариществ, акционерных обществ и кооперативов, включая особенности построения корпоративных отношений. Третья, самая большая часть Кодекса регламентирует различные деловые обязательства (§ 261 - 755). Четвертая содержит переходные и заключительные положения.

При этом вопрос о соотношении с гражданским законодательством в части правового регулирования купли-продажи был решен в пользу ТК, нормы которого несравнимо более подробно регламентируют данный договор, притом что и ГК содержит специальные условия относительно продажи товаров в магазине (§ 612 - 615) <3>. Больше внимания уделяется вопросам согласования отдельных условий договора (например, о цене товара), переходу риска случайной гибели товара, более четко прописываются механизм исполнения договора, права, обязанности и ответственности сторон и т.д. Явных противоречий между этими документами нет, но ст. 409 ТК сразу сужает сферу применения его норм, распространяя эти положения только на движимые вещи (товары), что, впрочем, не мешает в следующем разделе ТК говорить об особенностях продажи предприятия (§ 476 - 488). Вместе с тем, как правило, за пределами кодексов оказываются положения о государственных закупках и публичных торгах <4>.

<3> См.: Obcansky zakonik: ze dne 26. Unora 1964, N 40/1964 Sb (Zmena: 296/2007 Sb) // URL: janvalenta.cz/ korpus/ doku.php?id= obcansky_zakonik.
<4> См.: O verejnych zakazkach: Zakon ze dne 14. Brezna 2006, N 137/2006 Sb (Zmena: 124/2008 Sb) // URL: janvalenta.cz/ korpus/ doku.php?id= zakon_o_verejnych_zakazkach.

Особый интерес, на наш взгляд, представляет деятельность вьетнамских законодателей, усилиями которых сначала был разработан Закон о торговле от 10 мая 1997 г., а затем Закон о торговле от 14 июня 2005 г., вступивший в силу с 1 июля 2006 г. <5>. Анализ его структуры позволяет сделать вывод о том, что возврат к французским традициям параллельного существования гражданского и торгового законодательства (длительное время эта территория была колонией Франции) не вылился в копирование современных кодификаций. В результате Вьетнам стал обладателем одной из самых интересных и содержательных систематизаций правовых норм, регулирующих торговую деятельность. Здесь нашли закрепление правовой статус участников торговой деятельности (трейдеров, брокеров, коммерческих агентств), вопросы биржевой (ст. ст. 63 - 71), организации ярмарок и выставок (ст. ст. 129 - 140), аукционной торговли (ст. ст. 185 - 213), проведения торгов (ст. ст. 214 - 232), использования франчайзинга для целей торговли (ст. ст. 284 - 291), оказания логистических услуг (ст. ст. 233 - 240) и т.п. Подробно регламентируются мероприятия, содействующие продвижению товара на рынке, включая бонусы, рекламные акции и скидки (глава IV). Как представляется, подобный законодательный подход к решению проблемы системного регулирования торговой деятельности следовало бы учесть при определении направлений развития российского торгового законодательства.

<5> См.: Luat Thuong Mai: cua Quoc hoi nuoc cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam so 36/2005/QH11 ngay 14 thang 6 nam 2005 // URL: www.luatgiapham.com/ phap-luat/ 5-luat-kinh-doanh/ 114-luat-thuong-mai-so- 362005qh10.html.

Структура этого Закона соответствует классическому образцу кодекса, формально не являясь таковым. Аналогичная картина наблюдается и в Болгарии, где вообще сложилась уникальная ситуация. При отсутствии гражданского кодекса в 1991 г. был принят Торговый закон <6>, который помимо традиционных вопросов правового статуса участников торгового оборота подробно регламентирует торговые сделки и различные аспекты банкротства.

<6> См.: Търговски закон от 18.06.1991 (с изм. и доп. от 12.08.2005). София: Нова Звезда, 2006.

В то же время Коммерческий кодекс Эстонии 1995 г. <7> ограничивается определением правового статуса предпринимателей, коммерческих товариществ и их объединений, основ коммерческого представительства (прокуры), использованием фирменного наименования и порядка ведения коммерческого регистра, а следовательно, его содержание фактически не отвечает заявленному статусу. Впрочем, такой подход является скорее исключением, и подобным актам, как правило, статус кодексов не придается. Примером тому могут служить закон Македонии о торговых предприятиях 1996 г. <8> и Коммерческий закон Латвии 2000 г. <9>. Своеобразную позицию в данном вопросе занял польский законодатель, который заменил ТК Польши 1934 г. Кодексом о коммерческих партнерствах и компаниях 2000 г. <10>, с одной стороны, не понизив его статус, с другой - более четко отразив его содержание.

<7> См.: Коммерческий кодекс Эстонии от 15 февраля 1995 г. // URL: www.hot.ee/ eurobalt/ rus/ seadus.html.
<8> См.: The trade enterprise law, 1996 // URL: www.mlrc.org.mk/ law/ 1022.htm.
<9> См.: Komerclikums: 4 maija 2000 g. (groz. 01.05.2010) (Коммерческий закон Латвии) // URL: www.likumi.lv/ doc.php?id=5490.
<10> См.: Kodeks Spotek Handlowych: ustawa, z 15 wrzesnia 2000 roku N 94 // URL: kodeksy.prawnik.pl/ kodeks-spolek-handlowych/ 207341,Kodeks- spolek- handlowych- Spis- tresci.html.

Заслуживает внимания Хозяйственный кодекс Украины 2003 г. (далее - ХКУ) <11>, который стал результатом десятилетней упорной работы и лоббирования (с 1992 по 1995 г. и с 1996 по 2002 г.) со стороны группы украинских юристов во главе с В.К. Мамутовым. Кодекс состоит более чем из 400 статей, которые распределены по девяти разделам: I. Основные принципы хозяйственной деятельности; II. Субъекты хозяйствования; III. Имущественная основа хозяйствования; IV. Хозяйственные обязательства; V. Ответственность за правонарушения в сфере хозяйствования; VI. Особенности правового регулирования в отдельных отраслях хозяйствования; VII. Внешнеэкономическая деятельность; VIII. Специальные режимы хозяйствования; IX. Заключительные положения. При этом споры возникают по поводу способов урегулирования ХКУ вопросов соотношения его норм с нормами Гражданского кодекса Украины (далее - ГКУ), который также был принят 16 января 2003 г. С одной стороны, при правовом регулировании отношений по осуществлению хозяйственной деятельности ХКУ имеет приоритет перед иными нормативными актами и прежде всего перед ГКУ (ст. ст. 4, 7 ХКУ). С другой стороны, из ч. 1 ст. 4 ХКУ вытекает, что имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые ГКУ, не входят в предмет регулирования ХКУ. Это значит, что к хозяйственным отношениям прежде всего применяются нормы ХКУ, а нормы ГКУ и иных законов - к имущественным и личным неимущественным отношениям между предпринимателями или с их участием, либо неприменимы, либо могут применяться лишь субсидиарно. В то же время в части хозяйственных обязательств и договоров нормы ХКУ в целом воспроизводят соответствующие нормы ГКУ либо напрямую отсылают к конкретным положениям ГКУ.

<11> См.: Господарьский кодекс Украiни: 16 ciчня 2003 року N 436-IV // Вiдомостi Верховноi Ради. 2003. N 18, N 19 - 20, N 21 - 22. Ст. 144.

Таким образом, нормы Общей части ХКУ при регулировании хозяйственных отношений имеют приоритет перед нормами ГКУ, а применительно к обязательственным и договорным хозяйственным отношениям - наоборот, приоритет имеют нормы ГКУ, что вряд ли правильно с точки зрения юридической техники. К тому же непонятна ценность такой кодификации при том количестве отсылочных норм, которые присутствуют в ХКУ.

В целом можно констатировать, что на постсоветском пространстве существует тенденция к кодификации торгового законодательства, которая реализуется несколькими путями:

  1. восстановление действия прежних кодифицированных актов (Алжир, Румыния), что представляется ошибочным решением, учитывая качественное изменение форм и способов организации торговли и связанных с нею общественных отношений;
  2. разработка принципиально новых подходов к регулированию торговых отношений, что параллельно требует решения вопроса о соотношении с гражданским законодательством (Болгария, Вьетнам, Словакия, Украина, Чехия). При этом нельзя не отметить, что ряд государств не кодифицируют нормы, регулирующие торговлю, а ограничиваются определением правового статуса ее участников (Латвия, Польша, Эстония).

Список использованной литературы

  1. O verejnych zakazkach: Zakon ze dne 14. Brezna 2006, N 137/2006 Sb (Zmena: 124/2008 Sb) (Закон Чехии о государственных закупках) // URL: janvalen-ta.cz/ korpus/ doku.php?id= zakon_o_verejnych_zakazkach.
  2. Luat Thucng Mai: cua Quoc hoi nUdc cong hoa xa hoi chu nghia Viet Nam so 36/2005/QH11 ngay 14 thang 6 nam 2005 (Закон Вьетнама о торговле) // URL: www.luatgiapham.com/ phap-luat/ 5-luat-kinh-doanh/ 114-luat-thuong-mai-so- 362005qh10.html.
  3. Господарьский кодекс Украiни: 16 ciчня 2003 року N 436-IV // Вiдомостi Верховноi Ради. 2003. N 18, N 19 - 20, N 21 - 22. Ст. 144.
  4. Komerclikums: 4 maija 2000 g. (groz. 01.05.2010) (Коммерческий закон Латвии) // URL: www.likumi.lv/ doc.php?id=5490.
  5. Kodeks Spotek Handlowych: ustawa, z 15 wrzesnia 2000 roku N 94 (Кодекс Польши о коммерческих партнерствах и компаниях) // URL: kodeksy.prawnik.pl/ kodeks-spolek-handlowych/ 207341,Kodeks-spolek-handlowych-Spis-tresci.html.
  6. Codul Comercial al Romaniei, 1997 (Торговый кодекс Румынии). URL: www.reinventconsulting.ro/ codul-comercial.html.
  7. The trade enterprise law, 1996 (закон Македонии о торговых предприятиях). URL: www.mlrc.org.mk/law/1022.htm.
  8. Коммерческий кодекс Эстонии от 15 февраля 1995 г. URL: www.hot.ee /eurobalt/ rus/ seadus.html.
  9. Търговски закон, 1991 (Торговый закон Болгарии). София: Нова Звезда, 2006.
  10. Obcansky zakonik: ze dne 26. unora 1964, N 40/1964 Sb (Zmena: 296/2007 Sb) (Гражданский кодекс Чехии) // URL: janvalenta.cz/ korpus/ doku.php?id= obcansky_zakonik.
  11. Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Суханов. М.: Норма, 2003.