Мудрый Юрист

Гарантии реализации конституционного права человека на свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации *

<*> Kochikyan N.S. Guarantees of realization of constitutional right of a man to freedom of conscience and confession in the Russian Federation.

Кочикян Нинель Спартаковна, преподаватель кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России.

Статья посвящена важному элементу правового статуса личности - гарантиям реализации конституционного права человека на свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации.

Ключевые слова: свобода совести, свобода вероисповедания, конституционные права человека в Российской Федерации, гарантии реализации прав.

The article is devoted to an important element of legal status of personality - guarantees of realization of constitutional right of a man to freedom of conscience and confession in the Russian Federation.

Key words: freedom of conscience, freedom of confession, constitutional rights in the Russian Federation, guarantees of realization of rights.

В первую очередь отметим, что вопрос о гарантиях возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. Гарантии - один из вопросов проблемы правильного применения правовых норм, законности и многих других процессов правовой деятельности. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод. Назначение гарантий состоит как в обеспечении, так и в охране прав и свобод.

Более полное претворение в жизнь прав и свобод граждан зависит от множества самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве гарантий прав и свобод. В широком плане понятием "гарантии" охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного или не надлежащего осуществления и защиту прав от далеко не редких в наши дни нарушений.

В связи с изложенным выше представляется далеко не случайным, что Президент РФ в Послании Федеральному Собранию РФ особо подчеркнул, что "ни одну из актуальных задач, стоящих перед нашей страной, мы не сможем решить без обеспечения прав и свобод граждан" <1>. Однако, исследуя в первую очередь содержание действующего законодательства, нельзя не отметить, что проведенный нами анализ свидетельствует о том, что право на свободу совести и свободу вероисповедания в РФ имеет целый ряд законодательно закрепленных гарантий. В первую очередь это нормы международного права. Так, ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г., предусматривает, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков <2>.

<1> См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 11.05.2006. С. 12.
<2> См.: Действующее международное право. Т. 1. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 38 - 42.

В свою очередь, в ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. предусмотрено, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов; свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц <3>.

<3> СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143.

Наконец, нельзя не упомянуть Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г., которая, в частности, предусматривает, что никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь религию или убеждения по своему выбору; свобода исповедовать религию или выражать убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц (ч. 2 и 3 ст. 1).

Большое значение имеет ст. 6 Декларации, по смыслу которой государство должно обеспечивать и гарантировать защиту следующих конкретных свобод человека: отправлять культы или собираться в связи с религией и создавать и содержать места для этих целей; производить, приобретать и использовать в соответствующем объеме необходимые предметы и материалы, связанные с религиозными обрядами; писать, выпускать, распространять соответствующие публикации в этой области; вести преподавание по вопросам религии в местах, подходящих для этой цели; испрашивать и получать от отдельных лиц и организаций добровольные финансовые и иные пожертвования; готовить, назначать, избирать или назначать по праву наследования соответствующих руководителей согласно потребностям и нормам той или иной религии; соблюдать дни отдыха и отмечать праздники и отправлять обряды в соответствии с предписаниями религии; устанавливать и поддерживать связи с отдельными лицами и общинами в области религии на национальном и международном уровнях.

Наконец, особое значение, как представляется, имеет ст. 7 Декларации, согласно которой права и свободы, провозглашенные в Декларации, предоставляются в национальном законодательстве таким образом, чтобы каждый человек мог пользоваться такими правами и свободами на практике.

Что касается российского законодательства, то здесь, как представляется, основные гарантии содержатся уже в самой Конституции РФ. Причем, как обоснованно подчеркивается в специальной литературе, конституционные гарантии прав и свобод человека получают правовое выражение в различных формах - и как общее начало реализации всего объема прав и свобод человека, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы <4>.

<4> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. соч. С. 241.

Что касается конституционных гарантий реализации именно рассматриваемого права, то, учитывая то обстоятельство, что они развиваются в законе, отметим, что важнейшими из них, как представляется, являются следующие:

  1. равенство граждан перед законом во всех областях жизни независимо от их отношения к религии, запрет на ограничение прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ; ч. 3 и 4 ст. 3 Закона);
  2. светский характер государства, при котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ; ч. 1 ст. 4 Закона);
  3. отсутствие принуждения при определении каждым своего отношения к религии, к вероисповеданию или отказу от религии, к участию в различных формах в религиозной деятельности; также никто не обязан сообщать о своем отношении к религии (ч. 5 ст. 3 Закона). Тем самым по смыслу Закона государство не ведет официального учета граждан по признаку вероисповедной или религиозной принадлежности; в официальных документах граждан (паспортах, свидетельствах о рождении и т.п.) отсутствует указание на отношение гражданина к религии <5>;
<5> См.: Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2004. С. 83.
  1. запрет на воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, умышленным оскорблением религиозных чувств граждан, пропагандой религиозного превосходства и т.д., под угрозой применения в соответствии с федеральным законодательством юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной (ч. 6 ст. 3 Закона);
  2. возможность замены действительной военной службы на альтернативную гражданскую службу в случае, если убеждениям или вероисповеданию гражданина противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ; ч. 4 ст. 3 Закона);
  3. существование правового режима отделения религиозных объединений от государства (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ), который впервые в Законе столь детально регламентирован относительно взаимных прав и обязанностей религиозных объединений и государства, его государственных органов и должностных лиц (ст. 4 Закона);
  4. светский характер образования, получаемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (ч. 2 ст. 4 Закона);
  5. законом закреплены условия и порядок реализации гражданами права на создание и деятельность религиозных объединений в форме религиозных групп и религиозных организаций, что обеспечивает реализацию права на публичное и коллективное исповедание веры совместно с другими путем участия в деятельности этих религиозных объединений (главы первая и вторая Закона).

Далее рассматриваемые юридические гарантии выражаются прежде всего в нормах федерального законодательства, которые раскрывают и конкретизируют право на свободу совести и вероисповедания и в особенности устанавливают порядок их осуществления. Однако здесь сразу же необходимо оговориться, что, как и упомянутые выше международные правовые акты, отнюдь не все без исключения правовые нормы федерального законодательства являются юридическими гарантиями исследуемых прав граждан, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правом на свободу совести и свободу вероисповедания, защита и восстановление указанного права в случае его нарушения <6>.

<6> См.: Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова. С. 49.

Так, можно отметить, что перечисленные выше положения Конституции РФ развиваются в нормах текущего законодательства, в первую очередь - кодифицированного. Так, к примеру, защита гражданских прав предусмотрена положениями п. 1 ст. 11 ГК РФ, из которого следует, что "защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд".

Вообще же надо признать, что наиболее значительную роль в защите рассматриваемого права играет судебная система РФ, и в первую очередь Конституционный Суд РФ, который по смыслу п. 4 ст. 125 Конституции РФ "по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом". Это положение конкретизируется Федеральным конституционным законом РФ от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <7>.

<7> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607; 2001. N 51. Ст. 4824; 2004. N 24. Ст. 2334.

Резюмируя и обобщая содержание гарантий реализации конституционного права человека на свободу совести и вероисповедания в Российской Федерации, мы считаем возможным сформулировать следующие выводы:

  1. Юридическими гарантиями права человека на свободу совести и свободу вероисповедания следует считать те нормативные правовые акты, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правом на свободу совести и свободу вероисповедания, защита и восстановление указанного права в случае его нарушения.
  2. Право на свободу совести и свободу вероисповедания в РФ имеет целый ряд гарантий, законодательно закрепленных в актах как международного, так и внутригосударственного права, причем как материального, так и процессуального. Среди них можно выделить такие, как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25 ноября 1981 г., федеральное законодательство РФ, в первую очередь - кодифицированное: УК РФ, УПК РФ, КоАП РФ, УИК РФ. При этом закрепление гарантий предусматривает и механизм их реализации через управомоченные органы (Комиссия по правам человека ООН, Европейский суд по правам человека, Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции РФ).
  3. Вместе с тем есть основания утверждать, что основные гарантии содержатся в самой Конституции РФ, где получают правовое выражение в различных формах - и как общее начало реализации всего объема прав и свобод человека, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы.
  4. При всей многочисленности гарантий в наиболее обобщенном виде их можно свести к следующим: никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии; запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих; наказывается воспрепятствование осуществлению религиозных прав; тайна исповеди охраняется законом.
  5. Хотя действующее законодательство в целом гарантирует реализацию исследуемого права, представляется целесообразным предусмотреть уголовную ответственность за нарушение свободы совести и вероисповедания, оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии, установив ответственность за него не менее чем по ст. 282 УК РФ и одновременно исключив из КоАП РФ ст. 5.26, ибо действующий УК РФ не предусматривает полноценной защиты граждан от умышленных действий, направленных на оскорбление религиозных чувств и убеждений верующих.