Мудрый Юрист

Право судьи на пенсионное обеспечение

Ермошин Г.Т., профессор кафедры конституционного и муниципального права Российской академии правосудия.

Статья является результатом анализа законодательства о статусе судей в части, регулирующей право гражданина, которому государство доверяло осуществлять правосудие, на пенсионное обеспечение в старости. Закон, установив право на пенсионное обеспечение судье, пребывающему в отставке, и судье, отставка которого прекращена, поставил эти категории граждан в положение заложников своей бывшей должности, исключив судейский стаж из периода трудовой деятельности, учитываемой при определении права на пенсионное обеспечение. В то же время достаточно большое количество граждан, наделяемых судейскими полномочиями, по разным причинам уходят в отставку ранее установленного возрастного предела 70 лет, не выработав положенный законодательством судейский стаж, дающий право на ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В статье раскрывается сущность имеющихся проблем, ставится вопрос о приведении законодательства о статусе судей в соответствие с требованиями современности и формулируются конкретные предложения по его совершенствованию.

Ключевые слова: судья, судья в отставке, пенсия, стаж судейской работы, социально-правовая защита судей и членов их семей.

This article is the result of an analysis of the legislation on the status of judges in the part regulating the right of a citizen who trusted the government to administer justice, to a pension in old age. The law establishing the right to a pension the judge who is staying retired, and the judge, who resigned stopped, put these categories of people be held hostage to his ex post by eliminating judicial experience from the period of employment, accounted in determining eligibility for retirement benefits. At the same time a sufficiently large number of citizens, gives judges' authority, for whatever reason resign ahead of the age limit of 70 years, having developed no judicial experience of the legislation for entitlement to a monthly life annuity in full size. The article reveals the essence of the existing problems, the question of enforcement of legislation on the status of judges in accordance with the requirements of modernity and formulate concrete proposals for its improvement.

Закон устанавливает право на пенсионное обеспечение двум категориям судей: судье, пребывающему в отставке, и судье, отставка которого прекращена.

Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 9 ст. 15 Закона о статусе судей).

Закон о статусе судей устанавливает, что пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи (п. 5 ст. 15).

Заметим попутно, что термин "судья, отставка которого прекращена", используемый неоднократно в законодательстве, вызывает по меньшей мере недоумение - так это судья или не судья?

Законодательство Российской Федерации предусматривает различное пенсионное обеспечение в зависимости от категории граждан. В Российской Федерации, в частности, установлены: пенсии по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета, порядок установления и порядок выплаты которых регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; трудовые пенсии, которые устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и др.

Однако законодательством вопросы государственного пенсионного обеспечения судей не урегулированы вообще.

Указание Закона о статусе судей на возможность выплаты пребывающему в отставке судье "пенсии на общих основаниях" не получило дальнейшего развития в законодательстве и образовало пробел в регулировании пенсионных отношений судьи, "повисло в воздухе". Тем самым это указание отнесло регулирование пенсионных отношений судей к общему законодательству о трудовых пенсиях.

По общему смыслу регулирования пенсионных отношений в качестве "общих оснований" следует полагать выплату судье трудовой пенсии, которая устанавливается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 3 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Условиями назначения трудовой пенсии по старости (ст. 7 указанного Федерального закона) являются: достижение возраста 60 лет для мужчины, 55 лет для женщины, достигшие возраста и наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж (ст. 10).

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 1 ст. 10). Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В страховой стаж также засчитываются:

  1. период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
  2. период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  3. период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
  4. период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  5. период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  6. период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  7. период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  8. период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

Периоды, указанные выше, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред. от 10.05.2010) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в базу для начисления страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации, суммы денежного содержания и иные выплаты, получаемые прокурорами и следователями, а также судьями федеральных судов и мировыми судьями не включаются.

Это означает, что не подлежит включению в страховой стаж для определения права пребывающего в отставке судьи на пенсию на общих основаниях весь период работы гражданина судьей.

В связи с этим возникла серьезная социальная проблема с пенсионным обеспечением судей, ушедших в отставку до наступления у них права на назначение ежемесячного пожизненного содержания, т.к весь период работы на государственной должности судьи не войдет в страховой стаж. По статистике Судебного департамента только в системе судов общей юрисдикции.

Пребывающий в отставке судья, отдавший осуществлению правосудия до 20 лет и более по сути дела является заложником своей профессии, так как он, с одной стороны, не имеет права работать по юридической профессии под страхом прекращения отставки и потери права на пожизненное содержание при наступлении пенсионного возраста. С другой стороны, воспользоваться своим правом на пенсию на общих основаниях означает реальное ущемление своих трудовых прав, т.к. в страховой стаж для пенсии на общих основаниях период работы судьей ему не учитывается.

Как известно, в силу естественной ротации судейских кадров достаточно большое количество граждан, наделяемых судейскими полномочиями, уходят в отставку ранее установленного возрастного предела 70 лет, не выработав положенный законодательством судейский стаж, дающий право на ежемесячное пожизненное содержание, в полном размере.

Особенно большое количество таких судей оказалось в отставке в период действия трехлетнего первичного назначения на должность судей, когда гражданин либо не пожелал дальше продолжить судейскую карьеру, либо не прошел вторичного отбора на судейскую должность.

Наглядным примером является случай с судьей N.

Судья N. была назначена на должность в декабре 1991 г. В марте 1997 г. решением квалификационной коллегии судей ее полномочия как судьи были прекращены на основании подп. 1 п. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (письменное заявление судьи об отставке).

На основании п. 2 ст. 15 Закона о статусе судей судья считается пребывающим в отставке или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены, в том числе и по указанному основанию, т.е. N. считается ушедшей в отставку судьей.

В мае 2010 г. N. обратилась в Комиссию по назначению ежемесячного пожизненного содержания судьям с заявлением о назначении ежемесячного пожизненного содержания пропорционально отработанному времени судьей.

Комиссия усмотрела из копии трудовой книжки, что N., пребывая в отставке в период с мая по декабрь 1997 г. и с мая по сентябрь 1998 г., работала юристом 1 категории в ООО "Тепличный комбинат".

Согласно п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей. В частности, подп. 5 п. 3 ст. 3 Закона устанавливает, что судья не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

Факт нарушения требований, предъявляемых подп. 5 п. 3 ст. 3 Закона к судьям в отставке N. не отрицает, объясняя нахождением в указанный период в тяжелом материальном положении, вынудившим найти работу по специальности. В другие периоды нарушений Закона не было.

С учетом того, что с момента прекращения нарушения, N. Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" прошло более 12 лет, в течение которых не было допущено нарушения закона и соблюдались требования, предъявляемые к судьям, находящимся в отставке, с учетом мнения членов квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации, считающих, что истек срок давности для привлечения N. к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения, председатель суда посчитал нецелесообразным обращение в 2010 г. с представлением в квалификационную коллегию судей о прекращении отставки судьи N., ввиду истечения срока давности за допущенные в 1998 г. нарушения Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Следует отметить, что в то время как в Российской Федерации, в частности, установлены: пенсии по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и др., вопросы государственного пенсионного обеспечения судей не урегулированы вообще.

На наш взгляд, решение проблемы устранения ущемления пенсионных прав граждан - бывших судей, не имеющих или потерявших право на ежемесячное пожизненное содержание, возможно путем создания правового механизма, обеспечивающего преобразование пенсионных прав указанных граждан, приобретенных за период деятельности, в который они не подлежат обязательному пенсионному страхованию в расчетный пенсионный капитал, как это сейчас установлено для граждан, проходивших военную службу и иную приравненную в ней службу, или осуществлявшим деятельность, в периоды которых они не подлежали обязательному пенсионному страхованию, и не имеющих право на пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), финансируемую за счет средств федерального бюджета, на трудовую пенсию с учетом указанных периодов (Федеральный закон от 03.06.2011 N 118-ФЗ "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").