Мудрый Юрист

Торговля: акты о приемке товаров

Торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Процесс торговли начинается, как известно, с приемки товара, и от того, насколько правильно будет оформлен прием товара, зависит подчас не только сам процесс оказания торговых услуг, но и налоговые обязательства торговой фирмы. О том, как следует оформлять приемку товара, чтобы в дальнейшем у торговой организации при проверках не возникло проблем с проверяющими органами, мы и поговорим в настоящей статье.

При приемке товара торговые фирмы руководствуются Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. N 1-794/32-5 (далее - Методические рекомендации).

Как следует из п. 2.1.5 Методических рекомендаций, порядок приемки товаров, а также ее документальное оформление зависят от места приемки товаров, ее характера (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам и т.д.

Как известно, товар поступает в торговую организацию по товаросопроводительным документам (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой), предусмотренным условиями поставки товара, а также правилами перевозки грузов.

В качестве накладной обычно используется накладная N ТОРГ-12, форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" (далее - Постановление Госкомстата России N 132).

Если товар доставляется автомобильным транспортом, то обязательно используется товарно-транспортная накладная N 1-Т (далее - ТТН), унифицированная форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".

При доставке товара по железной дороге в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная, форма (ГУ-27) которой утверждена Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом", к которой могут прикладываться спецификации и упаковочные листы, о чем в самой накладной делается специальная отметка. Если товар поступает в железнодорожном контейнере, то используется Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере.

При доставке товаров водным транспортом оформляется коносамент.

Обратите внимание!

О товаросопроводительных документах, которые применяются во внутренних перевозках при перемещении товаров между Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским видами транспорта, подробно разъяснено в письме ФТС России от 2 июля 2010 г. N 04-34/32666 "О направлении информации" (вместе с письмом Минтранса России от 11 июня 2010 г. N СА-16/6229 "О форме товаротранспортной накладной").

Пунктом 2.1.3 Методических рекомендаций установлено, что оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.

Заметим, что принимать товары торговая организация может не только на своем складе, но и на складе поставщика, а также от перевозчика на станции назначения. Если приемка осуществляется не в самой торговой организации, то материально ответственное лицо, принимающее товары, должно действовать на основании доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если проверка фактического наличия товара не производится, то материально ответственное лицо должно сделать соответствующую отметку на товаросопроводительном документе к товару.

Если количество и качество товара соответствуют данным, указанным в товаросопроводительных документах, то на них накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, содержащимся в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

Обращаем ваше внимание на то, что приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и (или) расчетных документах. Кроме того, количественная проверка товара, поступающего в торговую организацию, может производиться в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. N П-6. Правда, воспользоваться этим документом при приемке торговая организация вправе только в том случае, если это предусмотрено договором с поставщиком. Об этом свидетельствует Постановление Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки". Аналогичный вывод подтверждает и Определение ВАС РФ от 14 апреля 2009 г. N ВАС-4313/09 по делу N А14-1459/2008-56/12.

Если в договоре поставки нет указаний на применение данного документа, то, принимая товар, покупатель должен руководствоваться конкретным порядком приемки товаров по количеству, определяемым в законодательном порядке, договором или обычаями делового оборота.

Приемка товаров по качеству и комплектности производится в соответствии с требованиями, установленными в договоре. Отметим, что порядок проверки качества товаров может быть предусмотрен обязательными требованиями государственных стандартов, в этих случаях проверка качества должна соответствовать таким требованиям. При наличии в договоре поставки соответствующего условия проверка качества может производиться в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. N П-7.

Если товар поступает в торговую организацию от иностранного поставщика, то порядок приемки, как правило, оговаривается во внешнеторговом контракте. В том случае, если порядок приемки контрактом не определен, может применяться Инструкция Госарбитража СССР от 15 октября 1990 г. "О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов".

В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) торговые организации, как и любые другие, обязаны вести бухгалтерский учет, основой ведения которого является документальное подтверждение любой хозяйственной операции, совершаемой организацией. Пунктом 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Если же унифицированной формы документа, необходимого фирме, не существует, то в качестве первичного учетного документа может использоваться самостоятельно разработанный документ, содержащий обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Отметим, что унифицированные формы по учету торговых операций утверждены Постановлением Госкомстата России N 132, в соответствии с которым для документального оформления приемки товаров предусмотрено несколько актов, а именно:

Нужно сказать, что применение трех последних форм актов обычно не вызывает спорных вопросов у торговых организаций, они оформляются при возникновении тех или иных нестандартных ситуаций, для которых они предназначены.

А вот целесообразность применения формы акта N ТОРГ-1 довольно часто ставится торгующими организациями под сомнение в связи с тем, что информация о товаре, содержащаяся в нем, практически дублирует информацию, содержащуюся в накладной N ТОРГ-12.

Учитывая это и основываясь на указаниях по заполнению унифицированной формы N ТОРГ-12, торговые организации, как правило, принимают товар к учету на основании накладной N ТОРГ-12, а требование о составлении акта N ТОРГ-1 игнорируют.

В указаниях по заполнению унифицированной формы N ТОРГ-12 сказано, что эта товарная накладная применяется торговыми фирмами для оформления продажи (отпуска) товаров сторонним организациям. Причем составляется N ТОРГ-12 в двух экземплярах: первый остается в торговой компании и является у нее основанием для списания товаров с учета, а второй экземпляр передается покупателю товаров и служит у него основанием для принятия товаров к учету. Исходя из этого, можно сделать вывод, что товарная накладная N ТОРГ-12 может выступать в торговой фирме как в виде расходного, так и приходного товарного документа. Кстати, на это указано и в п. 2.1.2 Методических рекомендаций. Поскольку информация о товаре, содержащаяся в накладной формы N ТОРГ-12, практически совпадает с информацией, указываемой в акте N ТОРГ-1, то многие фирмы предпочитают оформлять принятие товара к учету именно на основании накладной, т.к. это позволяет значительно сократить объем бумажной работы бухгалтерской службы.

В указаниях же по заполнению формы акта N ТОРГ-1 сказано, что он применяется для оформления приемки товаров по качеству, количеству, массе и комплектности в соответствии с правилами приемки товаров и условиями договора. Причем указано, что акт N ТОРГ-1 составляется членами приемной комиссии, уполномоченными на это, руководителем торговой фирмы. Как видим, предназначение накладной N ТОРГ-12 и акта N ТОРГ-1 - разное, поэтому несоставление торговой организацией акта N ТОРГ-1 может иметь для нее весьма негативные последствия в дальнейшем.

Так, например, отсутствие акта N ТОРГ-1 может привести к спору с налоговыми органами по поводу применения вычетов по суммам входного налога на добавленную стоимость по товарам, приобретенным для перепродажи.

Напомним, что в соответствии с нормами гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик НДС вправе получить вычет по приобретенным для перепродажи товарам при выполнении всех условий, определенных ст. ст. 171 и 172 НК РФ. Таковыми условиями сегодня являются:

Как видим, одним из условий для получения вычета является принятие товара на учет, поэтому отсутствие надлежаще оформленного при приемке товара акта N ТОРГ-1 зачастую позволяет налоговым органам поставить под сомнение факт принятия товаров на учет и, как следствие, отказать в вычете НДС. В качестве доказательства можно привести Постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 июня 2006 г. по делу N А56-30635/2005, в котором рассматривалась именно такая ситуация. И хотя в данном споре суд указал, что претензии налогового органа нельзя признать обоснованными, все-таки, по мнению автора, не следует доводить дело до суда. Ведь хождение по судебным инстанциям отнимает гораздо больше времени, чем составление формы акта N ТОРГ-1! Поэтому, чтобы исключить возможность спорной ситуации, по мнению автора, акт N ТОРГ-1 все-таки необходим.

Обращаем ваше внимание на то, что в указаниях по применению и заполнению акта N ТОРГ-1 сказано, что при заполнении строки "Сертификат" (документа, удостоверяющего качество товара в соответствии с принятыми стандартами) обязательно указывается его номер, наименование органа регистрации, выдавшего этот документ, а также срок его действия.

В строке "Способ доставки" необходимо указать вид транспортного средства (в вагоне, составе, автофургоне, рефрижераторе, на судне и т.д.), доставившего товар.

Не забудьте, что приемка товара производится по фактическому наличию. Акт составляется приемной комиссией в момент получения товара, поступившего от поставщика. Причем составлять его необходимо отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара в случае поступления товара по одному транспортному документу.

При обнаружении отклонений по количеству, качеству, массе организация - покупатель товара обязана приостановить приемку, обеспечить сохранность товара, принять меры к предотвращению его смешения с другим однородным товаром и вызвать представителя поставщика (грузоотправителя) для составления двустороннего акта. Если по каким-то уважительным причинам работа по приемке товара прерывалась, то причины, условия хранения и перерывы должны быть зафиксированы в акте. Как правило, акт N ТОРГ-1 составляется в двух экземплярах, но при необходимости количество экземпляров может быть увеличено, все зависит от фактической ситуации.

По завершении приемки товара акт N ТОРГ-1 подписывается всеми членами приемной комиссии. Один экземпляр акта передается на хранение в бухгалтерию, другой передается в бухгалтерию поставщика.

Тем же, кто все-таки не согласен с такой точкой зрения и считает, что составление данного акта не является необходимостью для торговой организации, советуем при составлении своей учетной политики в разделе, касающемся ведения документооборота, отметить, что приемка товаров осуществляется на основании товарных накладных N ТОРГ-12 в целях сокращения трудоемкости бухгалтерской службы. При этом можно сослаться на принцип рациональности ведения бухгалтерского учета, закрепленный в п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету".