Мудрый Юрист

Роль кредитных организаций в обеспечении функционирования механизма противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Дракина М.Н., ОАО "ИМПЭКСБАНК", филиал "Орловский", юрист.

На современном этапе своего развития Россия находится в процессе укрепления национальной безопасности. Важнейшим элементом безопасности государства является экономическая безопасность, которая представляет собой обеспечение устойчивого экономического развития страны и состояние защищенности от внутренних и внешних угроз.

Как подчеркнуто в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24) <*>, обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства.

<*> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170.

Финансовая и банковская система страны является одним из организаторов экономической жизни общества. Поэтому негативные тенденции в деятельности этой системы оказывают значительное влияние на состояние всего процесса функционирования системы безопасности общества <*>.

<*> См. подробнее: Экономическая безопасность хозяйственных систем. М., 2001. С. 301 - 368; Общая теория национальной безопасности / Под общ. редакцией д.э.н., проф. А.А. Прохожева. М., 2002. С. 149 - 151.

Банковская система является привлекательной для криминального капитала из-за сосредоточения в ней значительных денежных средств, объема и разнообразия проводимых операций. Вследствие этого именно традиционные банковские организации используются для легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем. Легализация денежных средств или имущества, добытых незаконным путем, является необходимым условием функционирования организованной преступности в сфере экономики. Для легализации "грязных" денег используются различные финансовые операции, которые постоянно совершенствуются по своей сложности и распространенности.

Борьба с отмыванием преступных доходов рассматривается сейчас как приоритетное направление борьбы с организованной преступностью во многих странах мира и мировом сообществе в целом и становится все более значимой в финансовом секторе всех высокоразвитых государств. Сущность легализации незаконных доходов заключается в процессе сокрытия источника дохода либо нелегального применения дохода с последующим сокрытием источника этого дохода с целью представить его законным. Иначе говоря, это введение криминальных доходов в легальный оборот с целью сокрытия их незаконного происхождения. Под термином "отмывание денег" имеются в виду методы и процедуры, позволяющие полученные в результате незаконной деятельности средства переводить в другие активы для сокрытия их истинного происхождения, настоящих собственников или иных сведений, которые могли бы свидетельствовать о нарушении законодательства.

Общественная опасность легализации доходов, полученных преступным путем, обусловлена не столько степенью противоправности их происхождения, сколько характером бесконтрольного введения их в законную экономику, а также "характером указанных в законе действий по использованию легальных механизмов осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности для придания вводимым в оборот денежным средствам или иному имуществу видимости законных" <*>. Вследствие легализации незаконных доходов нарушается основное условие нормального функционирования экономики, искажаются социальные функции хозяйственной деятельности, получают развитие теневое производство и процессы криминализации экономики.

<*> Алиев В.М. Политико-правовые проблемы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем // Право и политика. 2000. N 2. С. 76.

Точной информации об объеме отмываемых в мире средств не существует. По разным оценкам, ежегодный объем данных средств составляет 600 - 1200 миллиардов долларов США. Поскольку в силу взаимосвязанности финансовых рынков различных государств попадание больших объемов криминальных денег в легальную экономику оказывает негативное воздействие на финансовую стабильность всей мировой экономики, отмывание преступных доходов является преступлением международного характера, даже если легализация преступных доходов имела место исключительно в рамках национальной экономики одного государства.

Мировое сообщество все более укрепляется в понимании того, что отмывание денег наносит колоссальный вред интересам государств и является питательной средой национальной коррупции и международного терроризма. Незаконная легализация преступных доходов оказывает существенное влияние на распределение финансовых ресурсов, подрывает макроэкономическую стабильность, причиняет существенный ущерб государственному бюджету и обществу.

Глобализация финансовых рынков постепенно стирает границы между внутренними и внешними источниками незаконного капитала, схемами его отмывания независимо от места преступления или получения дохода от незаконной деятельности. Развитие рынка финансовых услуг, усиливая взаимосвязь между различными финансовыми институтами, позволяет использовать практически любой из них для отмывания денег.

Желание владельцев грязных денег скрыть их происхождение, необходимость изменить их функции и стремление сохранить контроль над ними - все это предопределяет неизбежность задействования преступниками в "отмывочных" схемах прежде всего кредитных организаций. Использование в деятельности банка преступных капиталов неизбежно приводит к репутационным рискам, рискам воздействия криминальных элементов на менеджмент, к реальным финансовым потерям.

Первый этап отмывания денег - решающий в цепочке, поскольку именно на этой стадии риск обнаружения факта отмывания наибольший. Поэтому регулирование в области контроля за размещением средств в кредитных организациях может существенно осложнить действия преступников. Задача регулирующих органов - сформировать для хозяйствующих субъектов такие условия, чтобы отмывать деньги было очень сложно, невыгодно и опасно, и создать максимально широкие возможности для идентификации правоохранительными органами конкретных операций преступных элементов и преступных поползновений в деятельности кредитных организаций.

Проблема, которая в современных условиях обозначена в совокупности с проблемой легализации "грязных" денег, - финансирование терроризма. Терроризм имеет транснациональный характер и угрожает стабильности и безопасности не только отдельно взятого государства, но и мирового сообщества в целом.

Как и отмывание преступных доходов, терроризм и его финансирование давно перешагнули границы конкретных государств, что обусловливает необходимость объединения усилий всего международного сообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой.

Современный терроризм обладает огромными финансовыми и экономическими возможностями, не контролируемыми ни государством, ни обществом. Одной из важнейших проблем в области борьбы с терроризмом, требующих срочного разрешения, является совершенствование международного сотрудничества в сфере перекрытия мировых финансовых потоков, направляемых на поддержку террористов.

"Разрастание глобального фактора террористической деятельности, прежде всего в сфере ее финансового обеспечения, потребовало срочной адаптации к новым задачам - выявления и пресечения каналов такого финансирования - деятельности государственных субъектов, участвующих в борьбе с терроризмом" <*>.

<*> Устинов В. Организационно-правовые аспекты борьбы с терроризмом // Законность. 2002. N 6. С. 2.

Согласно исследованиям ряда российских ученых и данным зарубежных исследовательских центров совокупный бюджет в сфере террора составляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долл. Поэтому одним из средств борьбы с терроризмом является лишение его финансово-материальной основы.

В большинстве стран приняты законодательные акты и разработаны детализированные инструменты по выявлению процессов отмывания денег и финансирования терроризма. Предусмотрен механизм отчетности о финансовых операциях, определен порядок предоставления банками и другими финансовыми учреждениями необходимой информации о сомнительных финансовых сделках. В ряде стран созданы специальные органы, занимающиеся вопросами борьбы с отмыванием денег. Во многих государствах отмывание денег и финансирование терроризма считается тяжким уголовным преступлением, за которое предусматриваются длительные сроки тюремного заключения.

К наиболее важным достижениям нашего государства в этой сфере необходимо отнести принятие России в июне 2003 года в качестве полномочного представителя члена Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). С февраля 2002 года в России действуют законодательно закрепленные положения, касающиеся организации борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма: вступил в силу Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <*>.

<*> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3418; 2002. N 30. Ст. 3029; 2002. N 44. Ст. 4296; 2004. N 31. Ст. 3224.

Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), который в средствах массовой информации часто именуется финансовой разведкой (приступил к выполнению возложенных на него задач с 1 февраля 2002 г.). В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <*> и Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. N 186 <**> функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма переданы вновь образованной Федеральной службе по финансовому мониторингу, находящейся в ведении Министерства финансов РФ.

<*> СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
<**> СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1479.

Термин "финансовый мониторинг" применительно к созданию системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма получил распространение относительно недавно. Под ним принято понимать совокупность действий государства, направленных на предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма как в отдельных хозяйствующих субъектах, так и в масштабе всей страны и за ее пределами. Основными направлениями деятельности по реализации финансового мониторинга являются: профилактика легализации доходов, полученных преступным путем; организация деятельности по борьбе с отмыванием "грязных" денег и финансированием терроризма; международное сотрудничество в этой сфере.

В системе финансового мониторинга можно выделить три уровня. Первый уровень образуют организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом. К таким относятся кредитные организации, страховые, лизинговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, риелторские компании, организации почтовой и телеграфной связи, осуществляющие перевод денежных средств, ломбарды. Второй уровень образует уполномоченная организация - финансовая разведка, специальный государственный орган по финансовому мониторингу, обеспечивающий накопление и анализ информации, поступающей от первого уровня, и осуществляющий выявление признаков легализации незаконных доходов. Третий уровень - это правоохранительные органы, принимающие в производство дела по представлению уполномоченного органа по факту обнаружения им признаков легализации незаконных доходов.

Действующая в Российской Федерации система финансового мониторинга имеет в основе принцип приоритетного использования банковской системы для целей борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Эксперты ФАТФ исходят из того, что именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов.

Один из базовых принципов, на которых строится система финансового мониторинга, проводимого в банке, - это соблюдение принципа "Знай своего клиента". Более того, этот принцип теперь подлежит еще более широкому толкованию и должен именоваться как "Знай не только своего клиента, но и клиента своего клиента", с учетом требований законодательства об идентификации не только клиентов, но и выгодоприобретателей. Принятие для себя финансовыми учреждениями принципов, называемых "Знай своего клиента", показало себя исключительно эффективным средством заблаговременного выявления подозрительных действий со стороны клиентов.

Система противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма должна быть построена в каждом банке в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее по тексту - Федеральный закон N 115-ФЗ) и рекомендациями Банка России. Эта система должна распространяться не только на головную организацию банка, но и на все его отделения, филиалы и внутренние структурные подразделения и призвана обеспечить:

минимизацию риска использования банка в качестве посредника в операциях по отмыванию денег и финансированию терроризма;

защиту банка от репутационных и финансовых рисков, возникающих в связи с попытками использовать банк для проведения операций, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма;

оказание услуг и проведение банковских операций (в частности, открытие счетов, осуществление платежей и переводов) только по поручению добросовестных клиентов;

выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операций, фиксирование и представление сведений о таких операциях в службу финансовой разведки;

возможность представления документальных свидетельств при проведении в отношении клиента расследования в связи с подозрениями о его причастности к отмыванию денег, финансированию терроризма.

Внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является частью системы внутреннего контроля в банках, организуемой в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" <*>. Внутренний контроль - это деятельность банка по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

<*> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.

С целью поддержания эффективного функционирования системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма банк обязан разработать, согласовать с Банком России и последовательно применять соответствующие правила внутреннего контроля и программы его осуществления, включающие:

  1. четкие процедуры по идентификации и изучению клиентов банка, которые:

совместимы с принципами законного и добросовестного ведения коммерческой деятельности;

не позволяют вступать в деловые отношения с клиентом до установления и проверки личности последнего;

препятствуют установлению деловых отношений с клиентом, не желающим предоставить необходимые сведения о себе;

повышают бдительность сотрудников банка в отношении любых подозрительных сделок, в частности в отношении операций, которые, с учетом имеющейся в банке информации о клиенте, несовместимы с деятельностью последнего;

возможность своевременного выявления подозрительных (необычных) операций клиентов;

возможность оценки риска осуществления клиентами отмывания денег и финансирования терроризма;

  1. процедуры выявления, фиксирования и направления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и подозрительных операциях в ФСФМ;

приостановление операций, если хотя бы одной из совершающих их сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо находящиеся в собственности или иным образом контролируемые такими организациями или лицами;

  1. процедуры отказа в открытии счета и совершении операций в случае непредставления клиентом необходимых сведений и документов, представления недостоверных сведений и документов, а также в случае наличия сведений об участии физического или юридического лица в террористической деятельности;
  2. учет и хранение информации;
  3. обучение и повышение квалификации сотрудников банка в целях выполнения положений Федерального закона N 115-ФЗ.

Обеспечение функционирования в банке системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, координация деятельности подразделений банка и контроль за выполнением ими правил и программ внутреннего контроля в этой области, а также обеспечение представления сведений о подлежащих обязательному контролю и подозрительных операциях в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее по тексту - Росфинмониторинг) осуществляются ответственным сотрудником банка, назначаемым руководителем банка.

В рамках функционирования системы внутреннего контроля банк обязан:

отслеживать попытки легализации преступных доходов в процессе банковских операций (размещения денежных средств во вклады, на депозиты, использования кредитов, осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов, проведения иных операций и сделок);

идентифицировать лиц, совершающих подозрительные операции с денежными средствами или иным имуществом;

документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, вызывающих подозрение в отмывании преступных доходов, и о причастных к ним лицах.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ банки обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в целях противодействия отмыванию грязных денег и финансированию терроризма. Правила внутреннего контроля должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения ее конфиденциальности, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей банковской деятельности. Закон установил обязательные основания документального фиксирования информации, которыми являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Таким образом, очевидно, что некоторые из указанных в Федеральном законе N 115-ФЗ оснований являются объективными (например, несоответствие сделки целям деятельности организации), а другие объективных критериев не имеют, и разработка таких критериев отдается на усмотрение самим банкам. В случае если у работников банка при реализации указанных программ осуществления внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, банк обязан направлять в Росфинмониторинг сведения о таких операциях независимо от того, относятся ли они к операциям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ. Закон установил субъективные основания для направления информации о подозрительных сделках в Росфинмониторинг, следовательно, информирование финансовой разведки во многом будет зависеть от усмотрения самих сотрудников банка. В связи с этим правила и программы реализации внутреннего контроля должны быть разработаны в банке таким образом, чтобы максимально исключить возможность несообщения службе финансовой разведки сведений о необычных (подозрительных) сделках. Основным принципом разработки правил и программ реализации внутреннего контроля в кредитной организации является обеспечение участия всех сотрудников кредитной организации в рамках их компетенции в выявлении в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. Для этого Банком России письмом от 13 июля 2005 г. N 99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <*> доведены до сведения кредитных организаций разработанные критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и критерии выявления и признаки необычных сделок.

<*> Вестник Банка России. 2005. N 37.

Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должны разрабатываться с учетом следующих общих положений:

необходимости сохранения конфиденциальности сведений о внутренних документах кредитной организации;

необходимости сохранения конфиденциальности сведений о счетах и вкладах клиентов кредитной организации, о клиентах и их операциях, а также иных сведений, определяемых кредитной организацией;

исключения вовлечения и соучастия сотрудников кредитной организации в осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Выявление операций, подлежащих обязательному контролю, или необычных сделок является обязанностью каждого сотрудника банка, независимо от занимаемой должности, в рамках его компетенции.

Согласно вышеупомянутым Методическим рекомендациям программы осуществления внутреннего контроля, разрабатываемые в банке, должны включать:

программу идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей;

программу выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

программу проверки информации о клиенте или операции клиента для подтверждения обоснованности подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;

программу документального фиксирования информации, полученной в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля;

программу хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

программу подготовки и обучения кадров по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

программу, определяющую порядок организации работы по отказу от заключения договоров банковского счета (вклада) с физическими и юридическими лицами и отказу в выполнении распоряжения клиента об осуществлении операции;

программу, регламентирующую работу по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом;

программу по организации в кредитной организации работы по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Сотрудники банка, исполняющие операции с денежными средствами или иным имуществом клиентов, обязаны:

идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании;

предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;

систематически обновлять информацию о клиентах, выгодоприобретателях;

если от имени клиента действует его представитель, идентифицировать и проверить полномочия представителя, а также идентифицировать и изучить представляемого;

при открытии банковского счета (вклада) на имя третьего лица получить информацию и документы, позволяющие идентифицировать и изучить третье лицо, на имя которого открывается счет (вклад);

фиксировать сведения о клиенте в случаях отказа сотрудника банка, исполняющего операцию, от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом и (или) от проведения операций по основаниям, предусмотренным ФЗ N 115-ФЗ;

выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, и необычные сделки, исходя из признаков необычных сделок, содержащихся в соответствующих рекомендациях Банка России и в правилах внутреннего контроля банка. Если операция подлежит обязательному контролю или является необычной (подозрительной), сотрудник, осуществляющий операцию, обязан принять меры, установленные соответствующей программой реализации правил внутреннего контроля. При возникновении сомнений при квалификации операции клиента как операции, подлежащей обязательному контролю, или при выявлении необычных сделок сотрудник банка, выявивший указанную операцию или сделку, составляет сообщение - документ, содержащий сведения об операции (сделке).

При выявлении в деятельности клиента необычной сделки сотрудник, непосредственно осуществляющий операцию, и ответственный сотрудник могут предпринять следующие действия:

обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной сделки;

обеспечить повышенное внимание ко всем операциям (сделкам) клиента, проводимым через банк;

предпринять иные действия, которые сочтут целесообразными в целях и при условии соблюдения законодательства РФ.

В настоящее время банки наделены "специальными" правомочиями и обязанностями, вытекающими из специфики осуществления банковских операций, в рамках осуществления мероприятий по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Банки обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

Так, банки не имеют права открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, а также открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя.

Банки наделены правом отказать физическому или юридическому лицу в заключении договора банковского счета (вклада) в следующих случаях:

отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в настоящем разделе сведения, либо представления недостоверных документов;

наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Банк должен приостановить операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счета физического или юридического лица) на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и сообщить об этом в орган финансовой разведки в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо согласно списку лиц, участвующих в экстремистской или террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организаций или лица.

Банк вправе отказать клиенту в осуществлении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации по операциям, подлежащим обязательному контролю, и необычным (подозрительным) операциям.

Требования к идентификации кредитными организациями лиц, находящихся у них на обслуживании (клиентов), и выгодоприобретателей установлены Положением ЦБ РФ от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <*>.

<*> Вестник Банка России. 2004. N 54.

Банк обязан идентифицировать не только своего клиента, то есть лицо, находящееся на обслуживании и совершающее банковские операции и иные сделки, но и установить и идентифицировать выгодоприобретателя, то есть лицо, к выгоде которого действует клиент, в частности, на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении банковских операций и иных сделок.

Несмотря на предоставленные законом кредитным организациям определенные права и возможности в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, соответствующих инструментов не всегда бывает достаточно. Полагаем правильной точку зрения, согласно которой устарели положения действующего гражданского законодательства РФ, содержащего ограничения на закрытие кредитной организацией счета клиента в одностороннем порядке. "Необходимо, чтобы каждая кредитная организация получила право в одностороннем порядке расторгать с клиентом договор банковского счета при наличии у нее мотивированного суждения о том, что ее клиент связан с отмыванием денег и финансированием терроризма либо систематически не выполняет требования по раскрытию информации, запрашиваемой в целях борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма" <*>.

<*> Чистюхин В.В. Деятельность Банка России по контролю за кредитными организациями в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Деньги и кредит. 2004. N 7. С. 11.

Это должно стать следующим шагом на пути предоставления банкам права на одностороннее расторжение договора банковского счета. Следует сделать оговорку, что первый шаг уже сделан: в связи с внесением дополнения в ст. 859 части второй ГК РФ (Федеральный закон от 18 июля 2005 г. N 89-ФЗ) <*> банки получили право отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив в письменной форме об этом клиента, при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету, если иное не предусмотрено договором. Договор банковского счета в этом случае считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства.

<*> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3100.

При рассмотрении правомочий кредитных организаций в контексте принятия "антиотмывочных" мер актуальным представляется письмо Банка России от 20 января 2003 г. N 7-Т "Об исполнении ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <*>, касающееся практики открытия банками так называемых номерных счетов. Суть открытия таких счетов заключается в том, что данные о клиенте, на имя которого открыт счет (вклад), являются закрытыми и могут быть доступны ограниченному числу сотрудников банка, как правило, топ-менеджерам либо ответственному сотруднику, за которым закреплено обслуживание "номерного" счета. Но это вовсе не означает, что в банке отсутствует информация, позволяющая идентифицировать клиента. Такая информация в обязательном порядке и в требуемом в соответствии с действующим законодательством объеме истребуется от клиента при открытии счета и проведении по нему операций. Тем не менее с целью исключить возможные злоупотребления Банк России в упомянутом письме подчеркивает, что порядок открытия и ведения всех счетов (в том числе имеющих такое наименование) должен соответствовать требованиям ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". В частности, Банк России разъясняет, что кредитным организациям следует идентифицировать лицо, заключающее договор банковского счета (банковского вклада), - клиента (вкладчика); лиц, осуществляющих от имени клиента (вкладчика) распоряжения о перечислении или выдаче средств со счета; третьих лиц, которые вносят денежные средства на счет клиента (вкладчика). При этом рекомендуется при заключении кредитными организациями договоров банковского счета (вклада) отказаться от использования в их наименовании слова "номерной".

<*> Вестник Банка России. 2003. N 6.

По данным Федеральной службы по финансовому мониторингу <*>, кредитные организации являются поставщиками более 90% поступающей в службу информации. Однако до сих пор существуют кредитные организации, которые не в полном объеме исполняют требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части предоставления сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю.

<*> Официальный сайт Росфинмониторинга: http://www.kfm.ru/.

У ряда кредитных организаций за нарушение требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" были отозваны лицензии на право совершения банковских операций. Так, Банком России в августе 2005 года отозвана лицензия еще у одного банка - Национального коммерческого банка (НКБ) за неоднократное нарушение Федерального закона N 115-ФЗ. По сообщениям в средствах массовой информации, "с января 2004 года по июль 2005-го банк провернул операций на 84,5 миллиарда рублей, имея при этом на собственном балансе всего 95 миллионов рублей. Чаще всего деньги выдавались якобы "на закупку сельскохозяйственной продукции". Причина проста - схемы кредитования сельхозпроизводителей зачастую служат как своего рода отмывочные схемы, и с этим регуляторы банковского рынка сталкивались уже не раз" <*>. За последние месяцы лицензии за нарушение Федерального закона N 115-ФЗ лишились, в частности, ИнтеРУС-банк, Век-банк, банк "Деловая Москва", Еврозапсиб-банк, Банк проектного кредитования, Новый русский банк, АКА-банк. Начало же этому процессу было положено прошлогодним громким скандалом с Содбизнесбанком.

<*> Российская газета. 2005. 19 августа. N 183 (3852).

Тем не менее результатом совместной работы Банка России и Росфинмониторинга стало существенное сокращение кредитных организаций, не представивших в Росфинмониторинг ни одного сообщения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю (по данным Росфинмониторинга на 1 мая 2005 г. - 32 кредитные организации).

Банки, в силу значительности выполняемых функций в рамках реализации положений Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", стали одним из основных составляющих элементов системы финансового мониторинга.

Развитие банковского сектора должно быть направлено на повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствование банковского регулирования и надзора, усиление защиты интересов и укрепление доверия вкладчиков, обеспечение транспарентности банковской системы, что также является важнейшими целями государства.

В свою очередь, для достижения указанных целей Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, которая предусматривает в том числе создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем).

Меры по совершенствованию борьбы с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием терроризма как в рамках каждой кредитной организации, так и всего банковского сообщества представляются актуальными и необходимыми для развития и совершенствования устойчивости финансового и банковского сектора, повышения доверия к кредитным организациям, развития конкуренции на банковском рынке.