Мудрый Юрист

Об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и о техническом регулировании

Старостин Борис Алексеевич, консультант правового управления Орловского областного Совета народных депутатов.

В статье приводятся результаты исследования предлагаемых к внесению в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, устанавливающих административную ответственность за нарушение тишины в ночное время, а также законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административная ответственность, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, административное правонарушение, нарушение тишины, шумовое воздействие, граждане, должностные лица.

On administrative responsibility for violation of legislation in the sphere of securing sanitary-epidemiology wealth of population and on technical regulation

B.A. Starostin

The article presents the results of research of amendments proposed for introduction into the Code of the Russian Federation on Administrative-law Violations and also legislation of the subjects of the Russian Federation on administrative-law violations which establish administrative responsibility for violation of silence at night time.

Key words: administrative responsibility, sanitary-epidemiological wealth of population, administrative-law violation, violation of silence, noise emission, citizens, officials.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается проект Федерального закона N 424965-5 "О внесении изменения в статью 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект).

Законопроектом предлагается дополнить ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новыми ч. 2 и 3, устанавливающими административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного санитарными правилами, выразившееся в нарушении тишины в период с 23.00 до 07.00 местного времени в жилых помещениях, на лестницах, лестничных площадках, технических этажах, чердаках, в лифтах, коридорах, подвалах, иных подсобных помещениях или придомовых территориях жилых домов, а также в больницах, диспансерах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, домах-интернатах для детей, престарелых и инвалидов и на прилегающих к ним территориях.

Действующая редакция ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает общую административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое выражается в нарушении всех действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий без конкретизации этих правил, нормативов, требований и мероприятий. Административная ответственность за нарушение конкретных санитарно-эпидемиологических требований установлена в КоАП РФ отдельными статьями: ст. 6.4 (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта), 6.5 (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде), 6.6 (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения), 6.7 (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения). Таким образом, предлагаемые законопроектом нормы, устанавливающие административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного санитарными правилами, выразившееся в нарушении тишины в период с 23.00 до 07.00 местного времени, если и следует включать в КоАП РФ, то в виде отдельной статьи либо в близкую по своему содержанию ст. 6.4, соответственно изменив ее редакцию, а не в качестве ч. 2 и 3 ст. 6.3.

Составление протоколов об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 КоАП РФ, отнесено Кодексом к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Не представляется, как на практике должностные лица указанного органа будут выезжать в ночное время на место совершения административного правонарушения с целью проведения необходимых измерений уровня шума, допустимого звукового давления (как этого требуют Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96, утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31.10.1996 N 36) и фиксации совершения действий, выразившихся в нарушении тишины в период с 23.00 до 07.00, необходимой для составления протокола об административном правонарушении.

В федеральном законодательстве отсутствует административная ответственность за создание вредных шумовых воздействий в общественных и жилых зданиях, а также на придомовых территориях в ночное время.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (в ред. от 28.09.2010), а также различные санитарные правила и нормы, гигиенические нормативы, требования технических регламентов содержат нормы, определяющие постоянные источники или, во всяком случае, источники длительного шумового воздействия, оказывающие вредное влияние на здоровье граждан, в том числе и в дневное время, тогда как в ночное время неблагоприятная обстановка для граждан возникает в основном вследствие кратковременных или длящихся непродолжительное время вредных шумовых воздействий (сигналы, рев мотоциклов, автомобилей, включение на полную громкость автомагнитол и т.д.).

Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ предусматривает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 17).

Действовавшие до 2006 г. Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415, обязывали нанимателей "не допускать действий, создающих повышенный шум или вибрацию, нарушающие нормальные условия проживания граждан в других жилых помещениях. Пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускается лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов дома. С 23.00 до 07.00 должна соблюдаться полная тишина" (пп. "е" п. 9).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. N 25 утверждены новые Правила пользования жилыми помещениями, которые аналогичной нормы не содержат.

В отсутствие в федеральном законодательстве административной ответственности за создание вредных шумовых воздействий в общественных и жилых зданиях, а также на придомовых территориях в ночное время субъекты Российской Федерации подходят к решению данной проблемы с позиций установления административной ответственности за нарушение общественного порядка. В настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации законодательно установлена административная ответственность за общее нарушение тишины и покоя граждан в ночное время (к которому относится в том числе использование телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, иных громкоговорящих устройств на повышенной громкости, а равно использование указанных устройств, установленных на транспортных средствах, объектах мелкорозничной торговли, крики, свист, громкое пение, игра на музыкальных инструментах, использование пиротехнических средств, производство санкционированных работ по переустройству и перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах, создающих повышенный шум или вибрацию, совершение иных действий, повлекших нарушение тишины и покоя граждан, за исключением проведения аварийных, спасательных работ, иных неотложных работ, необходимых для обеспечения безопасности граждан), а не за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного санитарными правилами, выразившееся в нарушении тишины в период с 23.00 до 07.00 местного времени. Поэтому и полномочиями по составлению протоколов о данных административных правонарушениях во всех субъектах Российской Федерации наделены должностные лица органов внутренних дел (милиции общественной безопасности), поскольку именно сотрудники органов внутренних дел в силу специфики своей службы не только вправе, но и обязаны в любое время реагировать на различные проявления нарушений общественного порядка и привлекать виновных к ответственности по факту совершения самого противоправного деяния без проведения специальных измерений.

Реально принятие законопроекта в качестве закона приведет к тому, что данные нормативные положения будут исключены из законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих административную ответственность, а на федеральном уровне ч. 2 и 3 ст. 6.3 КоАП РФ не будут использоваться в правоприменительной практике, поскольку должностные лица органов внутренних дел не будут обеспечивать соблюдение тишины и покоя граждан в ночное время в рамках норм, предусмотренных указанной статьей.