Мудрый Юрист

Особенности межгосударственного сотрудничества России и китая

Лысиков Алексей Александрович, аспирант кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

В статье рассматриваются основные направления межгосударственного сотрудничества России и Китая на современном этапе. Таковыми, с точки зрения автора, является политическое, торгово-экономическое и культурное (гуманитарное) российско-китайское партнерство, а также сотрудничество двух стран в сфере развития приграничных территорий. При этом автором анализируются конкретные шаги России и Китая на пути укрепления двусторонних отношений.

Ключевые слова: российско-китайское сотрудничество, политическое сотрудничество, торгово-экономическое сотрудничество, гуманитарное сотрудничество, развитие приграничных территорий.

Peculiarities of Interstate Cooperation between Russia and China

A.A. Lysikov

The article views the basic trends in international cooperation between Russia and China in modern times. Based on the author, these trends include partnership in politics, trade and economics, culture as well as cooperation of the two countries in the sphere of development of border territories. Moreover, the author analyzes concrete steps which Russia and China undertakes in order to reinforce their bilateral relations.

Key words: cooperation between Russia and China, political cooperation, trade and economic cooperation, humanitarian cooperation, development of border territories.

Россия как евразийская держава имеет стратегические интересы не только на Западе, но и на Востоке, который стал сегодня одной из важнейших составляющих мирового сообщества. Вместе с тем Азиатско-Тихоокеанский регион остается пока одним из самых "слабых звеньев" внешней политики России - уровень политического, экономического и гуманитарного российского присутствия в регионе крайне низок и требует своего наращивания <1>.

<1> См.: Лукин А.В. Лицом к Китаю // Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГИМО(У) МИД РФ, г. Москва, 21 - 22 декабря 2006 г.) / Под ред. А.В. Лукина. М., 2007.

Развитие внешней политики России на Востоке в значительной степени связано с перспективами ее долгосрочного сотрудничества с Китаем, являющимся одним из наиболее динамично развивающихся государств не только региона, но и мира. В этой связи стратегическое сотрудничество России и Китая является основой стабильного глобального и регионального развития.

Особое место в диалоге с Китаем занимает участие в региональных интеграционных процессах, нацеленных на углубление двусторонних связей и регионального сотрудничества между нашими государствами. Важность этого направления межгосударственного взаимодействия объясняется необходимостью создания благоприятных условий для развития Дальнего Востока России.

На рубеже XX - XXI вв. партнерские отношения России и Китая постоянно укреплялись и сейчас находятся в высшей точке своего развития. Основными направлениями российско-китайского сотрудничества сегодня являются политическое, торгово-экономическое, культурное (гуманитарное) партнерство, а также сотрудничество в сфере развития приграничных территорий <2>.

<2> См.: Кузык В.Н., Титаренко М.Л. Россия - Китай 2050: стратегия соразвития. М., 2006.

Стратегическое политическое партнерство России и Китая основано на совпадении национальных интересов держав, главными из которых являются сохранение и развитие добрососедских отношений, а также укрепление международных позиций наших стран.

Как показывает практика, по большинству вопросов мировой политики позиции наших стран совпадают. Главными из них являются развитие мировой экономики и общества в интересах человека; создание благоприятных мирных условий развития мирового политического пространства, исключающих навязывание извне чужой воли; необходимость повышения роли международных организаций и строгого соблюдения норм международного права. Россия и Китай имеют общие позиции относительно расширения НАТО на Восток, военных действий в Ираке, ситуации с правами человека в Северной Корее и по ряду других актуальных глобальных и региональных проблем. Консолидированная позиция России и Китая по данным вопросам значительно усиливает позиции обеих стран на международной арене, способствует достижению многополярности мира и усилению компонента гармонии в нем.

В отношениях между Россией и Китаем на сегодняшний день наблюдается стремление к учету национально-государственных интересов партнера и поддержки в решении проблем его внутреннего развития. Россия последовательно поддерживает Китай по таким связанным с его суверенитетом и территориальной целостностью вопросам, как Тайвань, Тибет и Синьцзян. Китай, в свою очередь, неизменно поддерживает Россию в вопросах борьбы с терроризмом и сепаратизмом на Северном Кавказе. Одним из результатов интенсификации российско-китайского взаимодействия стало создание и постоянное укрепление Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Россия и Китай, несомненно, заинтересованы в успешном и устойчивом развитии друг друга. Россия, имеющая протяженную границу и устойчивые экономические связи с Китаем, неизбежно заинтересована в его мирном возвышении.

Существенную роль в развитии российско-китайских отношений играет механизм межгосударственного диалога на высшем уровне. Этот механизм включает регулярные встречи на уровне глав государств и правительств, постоянно действующие структуры (комиссии, рабочие группы и т.д., которых на сегодняшний день насчитывается около двух десятков) на уровне отраслевых министерств и ведомств и существенно способствуют дальнейшему развитию сотрудничества между нашими странами в торгово-экономической, промышленной, гуманитарной, энергетической и финансовой сферах. Активно сотрудничают законодательные органы, политические партии, общественные организации двух стран. В рамках этих механизмов стороны имеют возможность подробно информировать друг друга о предпринимаемых действиях, намерениях и их мотивации, снимать озабоченности партнеров, решать конкретные вопросы. По утверждению посла России в Китае С.С. Разова, такого разветвленного взаимодействия у России нет практически ни с одной другой страной мира <3>.

<3> См.: Разов С.С. Шестьдесят лет российско-китайских отношений: некоторые уроки. Электронный ресурс: http:// www.ifes-ras.ru/ publications/ pdv/ 121- srazov- shestdesyat- let- rossijsko- kitajskix- otnoshenij- nekotorye- uroki.

Торгово-экономическое партнерство России и Китая основано на взаимной дополняемости национальных экономик двух стран. Китай является важнейшим экономическим партнером России в регионе Дальнего Востока. Вместе с тем на сегодняшний день наблюдается серьезный дисбаланс между политическими заявлениями и реально существующими торгово-экономическими связями наших двух стран. Уровень российско-китайских торгово-экономических связей существенно уступает уровню и характеру торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества Китая с США, Евросоюзом и Японией, политические отношения с которыми гораздо более сдержанные, нежели российско-китайские <4>.

<4> Объем торговли между Россией и Китаем в 2008 г. составил приблизительно 50 млрд. долл., а в 2010 г., по разным оценкам, - 60 - 80 млрд. долл.

Следует признать, что в настоящее время структура российско-китайской торговли носит "колониальный" характер. Основными статьями современного российского экспорта являются нефть, лес-кругляк, цветные металлы, т.е. товары с низкой степенью обработки. В свою очередь, Китай поставляет в Россию уже не только товары легкой промышленности (как это было в 1990-е гг.), но и высокотехнологичную продукцию машиностроения, электротехнику и т.д.

Стремительно развивающаяся экономика Китая остро нуждается в российских ресурсах (в первую очередь, энергетических). Кроме того, в условиях растущего дефицита энергоресурсов китайская экономика нуждается в диверсификации источников энергии, что связано с необходимостью обеспечения энергетической безопасности страны. Ослабляющим энергетическую безопасность современного Китая является тот факт, что 70% поставок сырой нефти в Китай осуществляется из нестабильных регионов Ближнего Востока и Африки. В этой связи диверсификация источников поступления в страну энергоресурсов за счет активизации российского направления является для Китая крайне желательным. Уже сегодня китайцы выражают желание и готовность вкладывать деньги в разработку российских нефтяных месторождений, а также сотрудничать в деле переработки у себя нефти, желая довести долю российской сырой нефти до 20% от всей импортируемой в КНР. В этой связи не исключено, что именно с этим направлением будет связан возможный рост китайских инвестиций в экономику России.

Налаживание энергетического партнерства с Китаем выгодно и России. Это позволяет ей диверсифицировать рынки сбыта энергоносителей и сырьевых ресурсов, снизить транзитные и потребительские риски. Такая диверсификация укрепляет позиции России на европейском направлении, куда пока идет до 85% российской экспортной нефти. Прорывом в сфере энергетической дипломатии двух стран стало заключение в марте 2006 года между Россией и Китаем энергетического союза, предполагающего строительство новых веток газо- и нефтепроводов из Восточной и Западной Сибири в Китай.

Помимо сырьевой составляющей Россия и Китай активно взаимодействуют, например, в сфере военно-технического сотрудничества. Так, в конце XX - начале XXI в. Китай являлся основным рынком сбыта российского вооружения. Именно на Китай приходилось 40 - 50% всех российских военных поставок за рубеж.

Сегодня назрела необходимость перейти от мелкого частного ("челночного") торгового сотрудничества к развернутому экономическому взаимодействию двух стран. Моделями для подобного сотрудничества может служить инициатива администрации г. Синьцзы (провинция Хэбэй) общими усилиями бизнеса и власти региона создать в Москве свою торговую палату. Другой пример - план правительства г. Нинбо (провинция Чжэцзян) открыть в Москве свой центр содействия инвестициям и торговле <5>.

<5> Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. М., 2009.

Сдерживающим фактором российско-китайского сотрудничества является общий низкий уровень межчеловеческих контактов между Россией и Китаем. Проблему культурного дисбаланса призваны решить гуманитарный обмен и укрепление социальной базы межгосударственного сотрудничества. Знания большинства россиян о Китае или китайцев о России пока чрезвычайно ограничены, поэтому необходим более широкий обмен информацией и человеческими ресурсами между нашими странами. Значительным потенциалом в сфере строительства добрососедских отношений между Россией и Китаем и развитием сотрудничества между странами имеют китайские общественные организации за рубежом, такие как культурно-образовательные центры Конфуция, Союз китайских предпринимателей и Ассоциация предпринимателей северных провинций Китая в Москве, Ассоциация китайских предпринимателей Приморья и ряд аналогичных организаций в Красноярске, Иркутске, Чите и др. городах России. При этом следует помнить, что деятельность данных организаций активно поддерживается правительством Китая и все они находятся в постоянном контакте с дипломатическими представительствами Китая в России, а также Госсоветом КНР.

Весьма важным в деле укрепления взаимного сотрудничества является реализованный в 2006 - 2007 гг. проект национальных годов России и Китая (Год России в Китае и Год Китая в России). Они дали мощный импульс расширению взаимных контактов в культурной, образовательной, спортивной и др. сферах гуманитарного взаимодействия. В рамках этих мероприятий состоялись Российско-китайский экономический форум; открытие Российского информационного центра в Пекине с запуском интернет-сайта "РИА Новости" на китайском языке; презентация Большой российской энциклопедии в Пекине и ряд др. мероприятий. В 2009 - 2010 гг. проводились Год русского языка в Китае и Год китайского языка в России, призванные познакомить население обеих стран с культурой государства-соседа. Российской и китайской сторонами были реализованы олимпиады на знание русской и китайской истории и культуры, демонстрация документальных и художественных фильмов, издание на китайском и русском языках литературных произведений современных авторов и т.д. Особую роль в этом процессе сыграли Китайское народное общество дружбы за границей (КНОДЗ) и Общество китайско-российской дружбы (ОКРД).

Развитие приграничных территорий остается одним из важнейших направлений российско-китайского сотрудничества в регионе Забайкалья и Дальнего Востока. В этой связи основными направлениями межгосударственных связей являются интенсификация торгово-экономических связей и решение пограничного вопроса.

Стабильные экономические связи двух государств играют важную роль в региональном развитии как России (Забайкалье, Дальний Восток), так и Китая (северо-восточные провинции - прежде всего, Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин и Внутренняя Монголия, а также часть более южных районов Китая, например Шаньдун и Шанхай). Основными направлениями торгово-экономического сотрудничества, способствующими ускорению хозяйственного развития регионов, должны стать строительство трансграничного моста Нижнеленинское (Еврейская автономная область) - Тунцзян (провинция Хэйлунцзян); увеличение поставок электроэнергии из Амурской области в провинцию Хэйлунцзян; поставка нефти в Китай по ответвлению Сковородино - Дацин от основной трассы нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) (это соглашение получило название "контракта века"); программа совместного комплексного освоения лесных ресурсов Еврейской автономной области; совместное освоение острова Большой Уссурийский (Хабаровский край) и др. Последнее стало возможно после демаркации границы на острове, завершившейся в 2009 г.

Важной проблемой по-прежнему остается криминализация экономических связей между Россией и Китаем. Значительная часть китайского экспорта в Россию (объем которого, по некоторым оценкам, достигает 2 млрд. долл. ежегодно) фактически является контрабандой. Значительная часть китайских мигрантов, находящихся на территории России, уклоняется от регистрации по месту пребывания, ведет нелегальный бизнес (несанкционированные торговля, вырубка и транспортировка леса, охота и т.д.). Подавляющее число китайских мигрантов не обладает высокой квалификацией и занято в сфере услуг (оптовая и розничная торговля, ремонт), сельском и лесном хозяйстве, строительстве. В этой связи необходимо как ужесточение пограничного и паспортно-визового контроля, так и целенаправленное привлечение к работе в России высококвалифицированных китайских специалистов.

Своей интенсификации сегодня требуют и российско-китайские научно-технические связи. Современная научно-техническая составляющая сотрудничества России и Китая составляет лишь 15% объема китайско-американского сотрудничества в этой же сфере. Интенсификация деятельности в данном направлении должна быть выражена в создании и внедрении совместных научно-технических разработок, осуществлении совместных проектов в сфере образования и т.д.

Все приведенные факты свидетельствуют о необходимости постоянного развития двустороннего сотрудничества России и Китая, а также осуществления мер по его планомерной интенсификации. На сегодняшний день очевидно, что конфигурация международных отношений в XXI в. на значительной части земного шара будет напрямую зависеть от того, как будет развиваться политическое и экономическое партнерство двух ведущих держав, каковыми являются Россия и Китай.

Библиографический список

  1. Кузык В.Н., Титаренко М.Л. Россия - Китай 2050: стратегия соразвития. М., 2006.
  2. Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. М., 2009.
  3. Лукин А.В. Лицом к Китаю // Российско-китайское сотрудничество: проблемы и решения (материалы Всероссийской научно-практической конференции, МГИМО(У) МИД РФ, г. Москва, 21 - 22 декабря 2006 г.) / Под ред. А.В. Лукина. М., 2007.
  4. Разов С.С. Шестьдесят лет российско-китайских отношений: некоторые уроки. Электронный ресурс: http:// www.ifes-ras.ru/ publications/ pdv/ 121- srazov- shestdesyat- let- rossijsko- kitajskix- otnoshenij- nekotorye- uroki.