Мудрый Юрист

Особенная часть уголовного кодекса азербайджанской республики: проблемы кодификации, тенденции и перспективы развития * м.н. Оглы иманлы

<*> Imanly M.N. Special part of Criminal Code of Azerbaijan: problems of codification, tendencies and prospects.

Иманлы Магомед Наги оглы, декан юридического факультета Бакинского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.

В представленной статье автор, исходя из законодательной структуризации преступлений, включенных в соответствующие разделы и главы Особенной части УК Азербайджанской Республики, излагает уголовно-правовой материал.

Ключевые слова: Уголовный кодекс Азербайджанской Республики, кодификация, система, раздел, глава, статья, диспозиция.

In this article the author, basing on the legal structuring of crimes included in the relevant sections and chapters of the Special Part of the Criminal Code of Azerbaijan, sets forth the criminal law material.

Key words: the Criminal code of the Azerbaijan Republic, codification, system, section, chapter, article, disposition.

Особенная часть Уголовного кодекса Азербайджанской Республики (далее - УК АР) включает в себя систему норм о конкретных преступлениях и видах наказаний, предусматривающих ответственность за их совершение. Составы преступлений описываются в диспозициях статей Уголовного кодекса и их частях. Большая часть статей Особенной части содержит бланкетные нормы, описывающие признаки объективной стороны составов преступлений. Для их применения необходимо обращаться к нормам налогового, гражданского, административного, финансового, бюджетного, таможенного, экологического, информационного и других отраслей права. Использование статей с бланкетными диспозициями в уголовном законе позволяет упорядочить их применение. Учитывая это, законодатель решает проблему бланкетизации норм Особенной части Кодекса введением в диспозиции норм криминообразующих признаков: способа совершения деяния, ущерба, вреда, мотивов, целей преступления, специального субъекта и т.д. Используемый юридико-технический прием позволяет отграничивать уголовное законодательство от других, неуголовных законодательных положений.

Регламентация ответственности, закрепленной в уголовно-правовых нормах Особенной части, достаточно многофункциональна. Ее основным достоинством является дефинитивность сформулированных уголовно-правовых положений. Однако устанавливать таким путем многозначность терминов, исключить юридико-технические, стилистические, логические и другие погрешности в полной мере не удалось, поэтому в некоторых случаях законодатель при конструировании статей Уголовного кодекса Особенной части использует примечания, выполняющие различные функции регламентации ответственности.

В Особенной части УК АР законодатель в определенной логической последовательности расположил (структурировал) разделы, а внутри них выделил взаимосвязанные главы, в которые включены однородные, сходные или тождественные преступные посягательства. В уголовно-правовых нормах законодатель определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и устанавливает наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления. Такое построение системы Особенной части УК АР имеет не только прикладной, юридико-технический поисковый смысл, подобный алфавитно-предметному указателю статей Уголовного кодекса, но и показывает в соответствии с положениями, отраженными в Конституции Азербайджанской Республики (далее - Конституция АР), иерархию охраняемых им значимых социальных ценностей.

Раздел и главы систематизированы и расположены по родовому и видовому объектам посягательства, т.е. по группам родственных, общественных отношений, охраняемых уголовным законом, структурирование осуществлено в зависимости от ценности, иерархии правоохраняемых социальных интересов, благ.

Таким образом, законодатель создал систему Особенной части УК АР - целостное единство уголовно-правовых положений, структурированных на подсистемы (разделы, главы, статьи) различной величины. Под системой преступлений Особенной части УК АР следует понимать последовательное расположение разделов, глав и статей в данном структурном образовании.

Необходимо отметить, что Общая и Особенная части УК АР взаимосвязаны между собой, взаимообусловливают друг друга и представляют неразрывное целое. Значение взаимосвязи заметнее всего проявляется при реализации уголовного закона. Нельзя применить норму закона, содержащуюся в Особенной части УК, не обратившись к Общей части. Положения Общей части распространяются на все составы преступлений, предусмотренные в Особенной части УК. В статьях Особенной части УК указаны признаки конкретных видов преступлений, сформулированы их составы.

Статьи УК пронумерованы арабскими цифрами и имеют заголовки, выражающие суть содержащихся в них уголовно-правовых норм. По общему правилу в статье выражена одна уголовно-правовая норма. Лишь в отдельные статьи законодатель включил по две нормы (например, части первая и вторая ст. 176 УК). Иногда одна и та же норма, но с определенной различной модификацией повторяется в нескольких статьях (например, ст. ст. 120 - 123 УК, предусматривающих ответственность за умышленное убийство).

В случае включения в УК новых статей они помещаются в соответствующую главу, исходя из родового объекта посягательства, и обозначаются номером статьи, наиболее близкой к ней по содержанию, но с дополнением к имеющемуся номеру цифрового показателя. Исключение той или иной статьи (нормы) из УК в связи с устранением наказуемости деяния или иными причинами также не меняет порядок нумерации статей в Кодексе, номер отмененной статьи сохраняется с определенной пометкой. Отмеченный порядок нумерации вновь включенных статей позволяет сохранить стройную систему УК и облегчает пользование им работниками правоохранительных органов, учеными-юристами, студентами.

Раздел VII "Преступления против мира и безопасности человечности" состоит из двух глав: преступления против мира и человечества (гл. 16) и военные преступления (гл. 17), в которых определяется ответственность за конкретные преступления.

Указанная группа преступлений относится законодателем к международным преступлениям. Они посягают на важнейший объект всех государств и народов - сохранение мира и обеспечение в целом безопасности человечества. Уголовно-правовая охрана мира и безопасности человечества от преступных посягательств является одним из важнейших направлений по реализации основных положений, закрепленных в международно-правовых актах и Конституции АР. Уголовно-правовые нормы об ответственности за анализируемые преступления бланкетные.

"Преступления против мира и безопасности человечества" (гл. 16). Руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, в Особенной части УК АР законодатель впервые предусмотрел самостоятельный раздел VII и отдельную главу о преступлениях против мира и безопасности человечности и сформулировал в ней пятнадцать статей (ст. ст. 100 - 115). Правовой основой регламентации ответственности за преступления против мира и безопасности человечности являются международно-правовые акты: Устав международного военного трибунала; Устав Токийского международного военного трибунала. В Уставе международного военного трибунала не только определялись основания уголовной ответственности, но и устанавливались три основных вида международных преступлений: против мира (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных действий); военные преступления (нарушение законов или обычаев войны, в том числе убийства, истязание или увод в рабство, или для других целей гражданского населения оккупированных территорий, убийство или истязание военнопленных или лиц, находящихся на море, убийство заложников, ограбление общественной или частной собственности, бессмысленное разрушение городов и деревень, разорение, не оправданное военной необходимостью, и другие преступления); преступления против человечности (убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости в отношении гражданского населения до или во время войны или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет <1>.

<1> См.: Нюрнбергский процесс: Сб. материалов: В 2 т. М., 1952. Т. 1. С. 16.

В главе 17 УК АР "Военные преступления" структурно размещены 6 статей, предусматривающих ответственность за военные преступления: наемничество (ст. 114), нарушение законов и обычаев войны (ст. 115), нарушение норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов (ст. 116), бездействие или отдача преступных приказов во время вооруженного конфликта (ст. 117), военный грабеж (ст. 118), злоупотребление знаками, находящимися под охраной (ст. 119).

Раздел VIII "Преступления против личности" состоит из 5 глав: "Преступления против жизни и здоровья" (гл. 18), "Преступления против свободы и достоинства личности" (гл. 19), "Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности" (гл. 20), "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" (гл. 21), "Преступления против семьи и несовершеннолетних и семейных отношений" (гл. 22).

Законодатель, исходя из конституционных положений, личность выделил в качестве приоритетного объекта уголовно-правовой охраны. Приоритетная защита личности уголовным законом заключается не только в изменении расположения раздела о преступлениях против личности, но и в других особенностях: установление повышенных санкций за посягательства против личности; формулирование тяжких последствий (вред здоровью или причинение смерти) в качестве криминообразующего или квалифицирующего признака; расширение объекта уголовно-правовой охраны. Большинство составов преступлений, предусмотренных в данном разделе, закреплялись и в прежнем законодательстве, однако они впервые были сгруппированы как преступления против личности и поставлены на второе место в Особенной части УК АР.

Преступления против жизни и здоровья (гл. 18). В соответствии со ст. 3 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. Данное положение законодателем воспроизведено в ст. 23 и других статьях Конституции АР. Так, в ст. 2 Конституции провозглашается, что человек является высшей ценностью. В главе III Конституции закрепляются гарантии каждому человеку на жизнь, охрану собственного достоинства, свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени. Жизнь человека представляет собой особую социальную ценность, важнейшее биологическое благо, дарованное ему природой. В этой связи уголовно-правовая охрана жизни человека как самого ценного блага приобретает первостепенное значение в современном обществе. Охрана жизни человека в уголовном законе решается специфическими методами, а именно формулированием запретов посягательств на жизнь и здоровье и установлением ответственности за их совершение. Уголовный кодекс относит к преступлениям против жизни и здоровья различного вида посягательства: умышленное убийство (ст. 120); умышленное убийство матерью новорожденного ребенка (ст. 121); умышленное убийство, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (ст. 122); умышленное убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 123); убийство по неосторожности (ст. 124); доведение до самоубийства (ст. 125); умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 126); умышленное причинение менее тяжкого вреда здоровью (ст. 127); умышленное причинение легкого вреда здоровью (ст. 128); умышленное причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (ст. 129); причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление (ст. 130); причинение менее тяжкого или тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 131); побои (ст. 132); истязание (ст. 133); угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 134); эвтаназия (ст. 135); незаконное искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона, медицинская стерилизация (ст. 136); принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации органов или тканей (ст. 137); незаконное проведение биомедицинских исследований или применение запрещенных способов диагностики и лечения, а также лекарственных средств (ст. 138); распространение венерической болезни (ст. 139); заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 140); незаконное производство аборта (ст. 141); неоказание помощи больному (ст. 142); оставление в опасности (ст. 143). Исходя из этого можно сделать вывод о том, что видовым объектом выступает совокупность общественных отношений, регулирующих нормальное функционирование жизни и здоровья человека.

Преступления против свободы и достоинства личности (гл. 19). Свобода человека, его личная неприкосновенность составляют важнейшее благо, продукт общественного развития. Личность, являясь биологическим существом, выступает в данном случае еще и как социальная категория с присущими ей определенными качественными признаками. Одним из важнейших признаков в плане их уголовно-правовой защиты является честь, достоинство и репутация человека, которые взаимосвязаны между собой и характеризуют личность. Указанные свойства отражают определенные социальные отношения между гражданином и обществом, имеют большое значение и подлежат охране государством.

Данное положение продиктовано рядом норм международного права. В частности, в ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в ст. 3 Всеобщей декларации прав человека провозглашено, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом <2>. Закрепленные в указанном документе положения получили развитие в Конституции АР, в которой закреплены права на свободу мысли и слова (ст. 47), свободу совести (ст. 48) и т.д. Личная свобода граждан, их достоинство обеспечиваются и другими законами Азербайджанской Республики. Всемерная охрана личной свободы и достоинства личности является важнейшей задачей уголовного законодательства.

<2> См.: Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 1998. С. 56. Пакт был принят в 1966 г., ратифицирован СССР в 1976 г. // Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

УК АР в главе 19 предусмотрел ответственность за посягательства на свободу и достоинство личности, включил в нее 7 статей: похищение человека (ст. 144); торговля людьми (ст. 144.1), принудительный труд (ст. 144.2), незаконное лишение свободы (ст. 145); незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст. 146), клевета (ст. 147), оскорбление (ст. 148).

Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности (гл. 20). Общественная опасность указанных преступлений заключается в том, что они посягают на половую неприкосновенность и половую свободу личности, грубо нарушают нормы половой морали, оказывают негативное влияние на нормальное и физическое развитие несовершеннолетних, разрушают сложившиеся в обществе естественные правила половых отношений. В УК АР законодатель уделил особое внимание регламентации ответственности за посягательства на половую неприкосновенность и половую свободу личности. К преступлениям, посягающим на половую неприкосновенность и половую свободу личности, он отнес изнасилование (ст. 149), насильственные действия сексуального характера (ст. 150), понуждение к действиям сексуального характера (ст. 151), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста (ст. 152), развратные действия (ст. 153).

Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 21). Исходя из общепризнанных международных правовых норм <3> Конституция АР не только предоставляет всем гражданам Азербайджана широкие политические, социально-экономические, трудовые и иные демократические права и свободы, но и закрепляет приоритетность их охраны, в частности, гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Права и свободы человека и гражданина охраняются всем комплексом норм права, в том числе и уголовного. Комплексная защита способствует созданию обстановки стабильности в обществе, обеспечению надлежащих социально-экономических и политических условий для всестороннего развития личности.

<3> Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (Сборник стандартов Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: официальное издание ООН. Нью-Йорк, 1992. С. 275279, 280 - 288, 289 - 304).

Следует отметить, что большое значение в понимании преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина имеют решения Европейского суда по правам человека, которые являются неотъемлемой частью Европейской конвенции о защите прав и свобод и, соответственно, составной частью правовой системы Азербайджанской Республики.

Преступления против несовершеннолетних и семейных отношений (гл. 22). Всеобщая декларация прав человека (п. 3 ст. 16), Международный пакт о гражданских и политических правах (ч. 1 ст. 23) <4> закрепляют важное положение, согласно которому семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. В частности, в п. 1 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических правах указывается, что каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального и социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства <5>.

<4> См.: Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990. С. 31, 55.
<5> См.: Там же. С. 55.

Декларация о правах ребенка от 20 ноября 1985 г. провозглашает следующие принципы: ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства <6>.

<6> См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека: документы и материалы. М., 1989. С. 425.

Конституция АР в ст. 17 устанавливает, что семья как основная ячейка общества находится под особой опекой государства. Государство оказывает всемерную поддержку семье в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к нормальной жизни общества. Указанная глава представляет собой консолидированную группу уголовно-правовых норм, направленных на защиту материнства, детства, семьи, несовершеннолетних. Отнесение составов преступлений, касающихся вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, к преступлениям против личности давно рассматривалось учеными в теории уголовного права. Включение норм о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления, равно как и в совершение антиобщественных действий, в главу о преступлениях против несовершеннолетних и семейных отношений свидетельствует о том, что законодатель уделяет особое внимание нормальному нравственному и физическому развитию несовершеннолетних.

В указанную группу законодатель объединил 7 статей, предусматривающих ответственность за следующие преступления: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 170); вовлечение несовершеннолетнего в занятие проституцией либо совершение аморальных действий (ст. 171); подмена ребенка (ст. 172); торговля несовершеннолетними (ст. 173); незаконное усыновление (удочерение) (ст. 174); разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 175); злостное уклонение от содержания детей или родителей (ст. 176).

Раздел IX "Преступления в сфере экономики" структурирован на 2 главы: "Преступления против собственности" (гл. 23), "Преступления в сфере экономической деятельности" (гл. 24). Единым критерием, позволяющим объединить эти главы, является то, что они посягают на экономические отношения, причиняют существенный вред экономике Азербайджанской Республики, организациям, предприятиям как государственных, так и негосударственных образований. Таким образом, родовым объектом преступлений, предусмотренных разделом IX Особенной части УК АР, является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование и развитие экономики Азербайджана.

"Преступления против собственности" (гл. 23). В соответствии с положениями ст. 17 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. Конституция АР в ст. 13 закрепляет принципиально важный правовой постулат, согласно которому в Азербайджанской Республике собственность неприкосновенна и защищается государством. Она может быть государственной, частной и муниципальной. Собственность не может быть использована в ущерб правам и свободам человека и гражданина, интересам общества и государства, достоинству личности.

Основной Закон Азербайджанской Республики не только декларирует равенство всех форм собственности, но и императивно запрещает устанавливать какие-либо ограничения или предоставлять преимущества тем или иным формам собственности. При этом государство, провозглашая принципы равенства и защиты всех форм собственности, выступает гарантом стабильности отношений собственности и обеспечивает устойчивое их развитие.

"Преступления в сфере экономической деятельности" (гл. 24). Современные социально-экономические преобразования в Азербайджанской Республике характеризуются прежде всего становлением частной формы собственности, определяющей рыночное развитие экономики. Проведение радикальной экономической реформы и связанные с ней процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации привели к появлению разнообразных предприятий и организаций, основанных на различных организационно-правовых формах собственности.

Переход в экономике на новые рыночные отношения потребовал адекватного реагирования со стороны уголовного законодательства, регулирующего ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. Это было связано с переосмыслением роли уголовного права в охране экономических отношений. В связи с этим азербайджанскому законодательству необходимо было решить задачу охраны экономической сферы от противоправных посягательств. Поэтому уголовное законодательство, имеющее целью противодействие преступлениям, посягающим на общественные отношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности, подверглось значительно большим изменениям, чем другие объекты уголовно-правовой охраны.

В системе уголовного законодательства охрана складывающихся экономических отношений обеспечивается главой 24 УК АР "Преступления в сфере экономической деятельности". Глава 24 УК АР "Преступления в сфере экономической деятельности" - самая объемная в новом уголовном законе, включает в себя с учетом внесенных изменений и дополнений 30 статей. Данные деяния существенно отличаются друг от друга по характеру общественной опасности, признакам субъекта, субъективной и объективной стороны и степени тяжести.

Результатом законодательного конструирования новой системы преступлений в сфере экономической деятельности явилось то, что ее составили преимущественно неизвестные ранее уголовному законодательству Азербайджанской Республики составы преступлений. Видимо, поэтому при их определении имеет место нарушение принципов системности при закреплении в законе данных составов. Кроме того, при конструировании норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности, встречаются и другие технико-юридические ошибки. Все это затрудняет понимание основных положений этих норм, что с неизбежностью порождает определенные противоречия в их правоприменении.

Анализируемые преступления имеют корыстный мотив и цель - извлечение выгоды, а следовательно, совершаются умышленно, субъект характеризуется стабильным социальным положением, наличием трудового места.

Изучение проблем ответственности за преступления в сфере экономической деятельности показывает, что основными причинами малоэффективной работы по противодействию преступлениям, совершаемым в указанной сфере, являются несовершенство конструкций уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности; низкая теоретическая и профессиональная подготовка сотрудников правоприменительных органов; слабое знание регулятивного законодательства; отсутствие надлежащего опыта и навыков в расследовании и квалификации преступлений в сфере экономической деятельности.

Экономическая деятельность в период становления и реформирования рыночных отношений обширна и разнообразна. Большое количество различных организационно-правовых форм предопределяет тесные организационные связи, выражающие зависимость одних от других, поэтому содержащиеся в новом УК АР нормы об ответственности в сфере экономической деятельности ориентированы в первую очередь на защиту свободы предпринимательской деятельности, на охрану потребителя и, конечно, на обеспечение интересов государства и общества.

Отдельные преступления в сфере экономической деятельности, несмотря на определенные сходства, могут существенно различаться по характеру совершаемых действий, по свойствам той конкретной экономической сферы, которой причиняется ущерб, по другим признакам. Однако любое преступление в сфере экономической деятельности причиняет в первую очередь вред именно тем общественным отношениям, которые возникают в экономической сфере и выражают интересы развития экономики.

Раздел X "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" разбит на 6 глав: "Преступления против общественной безопасности" (гл. 25), "Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (гл. 26), "Преступления против общественной нравственности" (гл. 27), "Экологические преступления" (гл. 28), "Преступления против правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств" (гл. 29), "Преступления в сфере компьютерной информации" (гл. 30).

Раздел о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка в УК АР как самостоятельное структурное подразделение законодателем выделен впервые. Решение об объединении указанных преступлений в одну группу законодателем обосновывалось необходимостью обеспечения всесторонней охраны таких важнейших социальных благ, как безопасность общества и порядок в нем. В основу такой структуризации преступлений, посягающих на общественную безопасность и общественный порядок, был положен родовой объект, а их конкретные виды, расположенные компактно в главах, подразделяются в зависимости от видового объекта посягательства. Под преступлениями против общественной безопасности и общественного порядка следует понимать предусмотренные уголовным законом виновно совершенные общественно опасные деяния (действия либо бездействие, причиняющие существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим общественную безопасность, здоровью населения и общественной нравственности, окружающей среде, а также связанные с компьютерной информацией либо создающие угрозу причинения такого вреда). Общественная опасность преступлений, включенных в раздел X УК АР, определяется их повышенной вредоносностью: для широкого круга общественных отношений; для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Вред (ущерб) при совершении указанных преступлений причиняется не конкретной личности, а общественно значимым охраняемым в обществе интересам и социальным благам. Все это позволяет отграничивать их от преступлений, включенных в другие разделы УК АР.

"Преступления против общественной безопасности" (гл. 25). В данную главу законодателем было включено 30 статей, некоторые из них были включены впервые либо структурированы по-новому. В частности, претерпел существенные конструктивные и содержательные изменения ряд статей указанной главы, получили конкретизацию криминообразующие признаки в примечаниях к ст. ст. 214, 215, 228, 229, 233.1 и др. Впоследствии законодатель продолжал совершенствовать нормы об ответственности за преступления, посягающие на общественную безопасность, путем включения новых статей в главу, в частности: финансирование терроризма (ст. 214.1), морской разбой (ст. 219.1), нарушение правил строительства (ст. 222.1), ведение строительных или монтажных работ в охранных зонах без соответствующего разрешения (ст. 222.2), нарушение правил пользования товаром (работам, услугам, результатами интеллектуальной деятельности) с двойным предназначением (ст. 224.1), нарушение экспортного режима ст. 224.2), незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, ношение, передача другому или продажа вещей, запрещенных законом в гражданском обороте (исключенных из гражданского оборота) (ст. 233.1), организация продажи несертифицированных средств связи (ст. 233.2), несоздание необходимых условий со стороны должностных лиц предприятий связи для проведения оперативно-розыскных, разведывательных и контрразведывательных мероприятий.

"Преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ" (гл. 26). Конституция АР уделяет особое внимание укреплению здоровья населения. В ст. 41 Основного Закона закрепляется важное положение, согласно которому "каждый имеет право на охрану здоровья и получение медицинской помощи". Охрана здоровья населения является первостепенной обязанностью всех государственных органов, учреждений, предприятий, организаций, должностных лиц. В Азербайджане охрана здоровья осуществляется совокупностью мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера и направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. В этой связи законодатель в главу 26 УК АР включил 8 статей.

"Преступления против общественной нравственности" (гл. 27). Учитывая значимость правоохраняемого объекта (общественная нравственность), законодатель в УК АР впервые выделил в самостоятельную главу 26 нормы об ответственности за преступления, связанные с посягательствами на общественную нравственность. Ее особенность состоит в том, что она объединяет группу преступлений, причиняющих вред здоровью или создающих угрозу причинения такого вреда здоровью неопределенному (широкому) кругу лиц - незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. 242), вовлечение в занятие проституцией (ст. 243), содержание притонов (ст. 244), надругательство над могилой (ст. 245), умышленное уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 246).

"Экологические преступления" (гл. 28). Конституция АР в ст. 39 закрепляет право каждого жить в условиях здоровой окружающей среды, получать достоверную информацию о ее состоянии, также в статье предусматривается право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Это, в свою очередь, означает, что гражданину должны быть созданы благоприятные условия жизни, предоставлены реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и национальным стандартам окружающей природной среде. Стабильность окружающей среды, природно-ресурсного потенциала будет способствовать гармоничному развитию человека. Выполнение государством своих функций в сфере защиты природной среды вызывает необходимость правового регулирования следующих сторон: четкое установление объектов, методов, способов и средств охраны.

Учитывая важность и значимость экологического правопорядка, экологической безопасности, законодатель в УК АР в главе 28 в числе других задач охраны выделил окружающую среду и впервые в истории уголовного законодательства структурно образовал главу 28 УК "Экологические преступления". Глава 28 УК АР включает в себя нормы об ответственности за следующие экологические преступления: нарушение правил охраны (защиты) окружающей среды при производстве работ (ст. 247); нарушение правил обращения экологически опасных веществ (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (источников воды) (ст. 250); загрязнение атмосферы (воздуха) (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 251); нарушение законодательства Азербайджанской Республики о прибрежном шельфе (ст. 253); порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконная добыча рыбы и иных водных животных (ст. 256); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); незаконная порубка деревьев (ст. 259); уничтожение или повреждение лесов (ст. 260); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 261).

В данном случае под экологической безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и окружающей среды от угроз, которые могут возникнуть в результате вредных природных и техногенных воздействий на нее, а также в результате экологических правонарушений.

"Преступления против правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств" (гл. 29). Современный транспорт (железнодорожный, воздушный, водный, трубопроводный и автомобильный) является одним из достижений научно-технического прогресса и цивилизации, важнейшей составной частью инфраструктуры экономики. От уровня развития и работы транспорта зависит успешное осуществление экономической стратегии государства. С развитием различных видов транспорта эволюционировало и уголовное законодательство о транспортных преступлениях. Такое внимание законодателя вполне оправданно и логично и объясняется возрастающей опасностью этих преступлений в современном мире, а также явилось необходимым этапом в процессе возникновения и совершенствования норм уголовного права, которые устанавливают ответственность в данной сфере. В указанной главе законодатель закрепил следующие статьи: нарушение правил безопасности движения и правил эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта (ст. 262); нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 265); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 266); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспортных средств (ст. 267); нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 268); неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 269).

"Преступления в сфере компьютерной информации" (гл. 30). Вполне закономерным и объяснимым выглядит выделение в разделе IX УК АР "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" самостоятельной главы 30 УК АР "Преступления в сфере компьютерной информации". Эволюция мировой цивилизации конца XX - начала XXI в. характеризуется всеобъемлющей информатизацией всех сторон жизни. Информационно-коммуникативные технологии являются продуктом общественного производства, основой его научно-технического и социально-экономического развития, одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование отношений, складывающихся в обществе. Информационная среда сегодня рассматривается как фундамент социальных отношений в обществе, его значимый ресурс, оказывающий существенное влияние на национальные, межнациональные, межгосударственные отношения, на жизнедеятельность личности, общества, государства. Она позволяет эффективно развивать и масштабно реализовывать технические и творческие возможности людей, формировать новые условия человеческого существования. В этих условиях особое место занимают вопросы создания и реализации эффективно действующих правовых механизмов охраны интересов субъектов информационных отношений.

Уголовно-правовые нормы об ответственности за преступления в сфере компьютерной информации, включенные в УК АР, являются новыми и свидетельствуют о стремлении законодателя адекватно отразить потребность общества в защите информационных отношений.

Необходимость установления уголовной ответственности за преступления в сфере компьютерной информации вызвана тем, что в результате их совершения нарушается нормальное функционирование электронно-вычислительных систем, с помощью которых осуществляется контроль и управление объектами транспорта, атомной энергетики, оборонного комплекса, других объектов жизнеобеспечения. Опасность указанных преступлений чрезвычайно высока, так как они способны дезорганизовать работу системы национальной безопасности и привести к катастрофическим последствиям.

Законодатель, исходя из демократических начал уголовного права и переоценки в связи с этим приоритетов, а также видового объекта группы преступлений в УК АР, включил в раздел XI "Преступления против государственной власти" 4 главы: "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства" (гл. 31); "Преступления против правосудия" (гл. 32), "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также в других коммерческих и некоммерческих организациях" (гл. 33), "Преступления против порядка управления" (гл. 34).

Исходя из этого родовым объектом рассматриваемых преступлений выступают общественные отношения, регулирующие нормальное функционирование государственной власти. В качестве видовых объектов преступлений указанных глав УК выступают: общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности, основ конституционного строя и безопасности государства (гл. 31); общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование законодательно регламентированной деятельности системы правосудия и содействующих ему органов в отправлении правосудия (гл. 32); общественные отношения в сфере обеспечения нормальной и законной деятельности органов государственной власти, государственного аппарата управления и органов местного самоуправления, а также в других коммерческих и некоммерческих организациях (гл. 33); общественные отношения, обеспечивающие легитимность и нормальное функционирование установленного порядка государственного управления (гл. 34).

"Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства" (гл. 31). Современный исторический период развития Азербайджана характеризуется коренными изменениями во всех сферах жизни общества и государства. Как закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, Конституция АР оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти.

Основы конституционного строя и безопасности государства, являясь приоритетными, базисными, определяющими правовыми положениями, обеспечивают нормальное функционирование государственной власти. Основы конституционного строя Азербайджанской Республики регламентированы в главе 1 Конституции АР, закрепляющей исходные принципы конституционного строя, экономических отношений, политической системы общества.

Преступления против основ конституционного строя ослабляют конституционный строй, экономическую и политическую систему государства, его безопасность, защищенность жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Посягательство на конституционный строй - это подрыв социально-экономической и политико-правовой основы Азербайджанской Республики.

Безопасность государства - состояние защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. Посягательство на безопасность государства - это подрыв внутренней и внешней стабильности государства, ослабление его защищенности.

Видовым объектом преступлений, входящих в главу 31, выступают общественные отношения, обеспечивающие состояние защищенности основ конституционного строя и безопасности государства. Основной непосредственный объект - конкретные общественные отношения, на которые посягают соответствующие преступления рассматриваемой главы, причиняя им ущерб, вред.

"Преступления против правосудия" (гл. 32). Конституция АР как закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, оказывает непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Как указывается в ст. 7 Конституции АР, государственная власть в Азербайджанской Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, которые реализуют свои функции самостоятельно. Конституционное закрепление правосудия как отдельной, самостоятельной и независимой судебной власти является свидетельством демократизации общества.

Судебная власть занимает особое место в системе государственного устройства. Она призвана защитить конституционные права и свободы граждан, обеспечивать разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права и осуществить легитимный контроль за деятельностью всех субъектов общественной жизни. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прав и свобод человека и гражданина, охраняет членов общества от любых посягательств и произвола, от кого бы они ни исходили. Выделение судебной власти в самостоятельную государственно-властную структуру свидетельствует о позитивных процессах, происходящих в государстве, направленных на осуществление принципа верховенства права.

Закономерным и поэтому объяснимым является выделение в УК АР специальной главы 32 "Преступления против правосудия" в разделе XI "Преступления против государственной власти" и включение в нее 22 статьей.

"Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также в других коммерческих и некоммерческих организациях" (гл. 33). Глава 33 УК АР включает в себя статьи, содержащие описание признаков преступлений, совершаемых особой категорией субъектов - лицами, выполняющими управленческие функции - реализующими свои служебные полномочия. УК АР кардинально изменил существовавшую в ранее действовавшем уголовном законодательстве регламентацию ответственности за данные деяния, не делает принципиального различия между преступлениями лиц, привлеченных к отправлению публичных функций, и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, не относящихся к публичным органам власти и управления. В названиях соответствующих разделов и глав УК, где закреплены составы этих преступлений, законодатель отразил их специфические особенности, связанные в первую очередь с объектами указанных посягательств.

"Преступления против порядка управления" (гл. 34). Государственное управление в системе социального управления занимает приоритетное место. Важность и значимость определяется тем, что государственное управление обладает специфическими функциями и направлено на обеспечение жизнедеятельности общества и регулирование общественных отношений.

В действующем уголовном законе законодатель отнес к числу преступлений против порядка управления только такие преступления, которые действительно представляют реальную угрозу порядку управления.

Общественная опасность преступлений против порядка управления заключается в том, что преступления указанной группы противодействуют нормальной, законодательно регламентированной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, подрывают основы управленческой деятельности, дестабилизируют работу органов правопорядка, дезорганизуют деятельность уголовно-исполнительных органов, ослабляют установленный режим государственной границы. В указанную главу законодателем было включено 13 статей: сопротивление или применение насилия в отношении представителя власти (ст. 315); разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении лиц, участвовавших в уголовном процессе (ст. 316); распространение конфиденциальной информации о лицах, пострадавших от торговли людьми (ст. 316-1); нарушение нормальной деятельности уголовно-исполнительных учреждений и следственных изоляторов (ст. 317); незаконное пересечение Государственной границы Азербайджанской Республики (ст. 318); противоправное изменение государственной границы Азербайджанской Республики (ст. 319); подделка, изготовление или сбыт официальных документов, государственных наград, печатей, штампов, бланков или использование поддельных документов (ст. 320); уклонение от прохождения военной службы (ст. 321); самоуправство (ст. 322); опорочение или унижение чести и достоинства главы Азербайджанской Республики - Президента Азербайджанской Республики (ст. 323); надругательство над Государственным флагом или Государственным гербом Азербайджанской Республики (ст. 324); приобретение или сбыт государственных наград и официальных документов (ст. 325); похищение или уничтожение официальных документов, штампов, печатей (ст. 326).

Раздел XII "Преступления против военной службы" состоит из одной главы (гл. 35), название которой повторяет название раздела. В нормах данной главы дается понятие преступлений против военной службы (ст. 327) и определяется ответственность за конкретные преступления против установленного порядка прохождения военной службы (ст. ст. 328 - 353).

"Преступления против военной службы" (гл. 35). В указанную главу законодатель включил 26 статей об ответственности за посягательства на отношения, складывающиеся в процессе прохождения военной службы.

Важным средством обеспечения защиты государства является правовое регулирование порядка прохождения военной службы, исполнение военнослужащими обязанностей военной службы и установление ответственности за нарушения установленного порядка. Выделение преступлений против военной службы в отдельное структурное образование в системе Особенной части УК АР обусловлено особым характером объекта преступного посягательства и специальным субъектным составом участников такого рода преступлений. Общественная опасность военных преступлений выражается в нарушении установленного порядка прохождения военной службы, вследствие чего снижается боевая готовность войск, ослабляется военная безопасность государства.

Как видно, УК АР - это единая уголовно-правовая система, включающая в себя основные уголовно-правовые положения, в которых отражаются наиболее значимые, принципиальные параметры уголовной политики, формулируются важнейшие уголовно-правовые институты. Нормы Особенной части УК АР устанавливают круг общественно опасных деяний, причиняющих существенный вред охраняемым законом социальным ценностям, признанным в обществе приоритетными, закрепленными в соответствии с предписаниями и Общей части УК АР.

Изложенное дает возможность сделать вывод о том, что, во-первых, Общая и Особенная части УК АР являются структурным элементом одной системы, взаимосвязаны между собой, взаимообусловливают друг друга, представляют одно неразрывное целое; во-вторых, система уголовного закона представляет собой структурно-функциональное единство норм институтов Общей и Особенной частей УК АР, позволяет решить поставленные задачи по обеспечению безопасности личности, общества, государства от преступных посягательств; в-третьих, система уголовного закона - это сложная и динамичная совокупность институтов, обусловленная сложившимися политическими и экономическими потребностями общества, принципами уголовной политики, основаниями криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации.