Мудрый Юрист

Миграционные процессы как фактор воздействия на криминальную ситуацию (на примере республики Бурятия) *

<*> Vasil'ev V.I., Borodulya E.V. Migration processes as a factor of impact on criminal situation (as exemplified by the Republic of Buryatiya).

Васильев Валерий Иванович, начальник отдела организационно-аналитической работы и зонального контроля УБЭП МВД по Республике Бурятия.

Бородуля Елена Васильевна, старший научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Восточной Сибири, кандидат юридических наук.

Статья посвящена отдельным аспектам влияния миграционных процессов на криминальную ситуацию (на примере Республики Бурятия).

Ключевые слова: мировая глобализация, миграция, криминальная обстановка.

The article is devoted to certain aspects of impact of migration processes on criminal situation (as exemplified by the Republic of Buryatiya).

Key words: world globalization, migration, criminal situation.

Как известно, миграция представляет собой часть современной мировой глобализации, которая вовлекает в свой оборот значительные людские массы, существенно меняя рынок труда. Зачастую неизбежным следствием этого процесса становится усложнение экономической и общественной жизни не только отдельных регионов, но и целых стран.

Для России также подобные общемировые тенденции являются типичными. Практика показывает, что основной поток незаконной миграции (около 90%) в нашу страну идет из стран СНГ, еще примерно 10% приходится на государства дальнего зарубежья (для регионов Сибири и Дальнего Востока это прежде всего Юго-Восточная Азия).

Особенности миграционных процессов на территории Республики Бурятия предопределяются как природно-географическими условиями, так и социально-экономическими факторами. Занимая значительную часть современной России, Бурятия расположена в ее азиатской части, на основных транспортных магистралях, соединяющих Европу с дальневосточными районами Российской Федерации и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это является важным фактором, способствующим появлению в этом регионе значительного числа мигрантов. Помимо географического положения республики большую привлекательность для приезжающих имеет и такое обстоятельство, как высокий природно-ресурсный потенциал республики. Уже разведанные запасы природных богатств не только полностью обеспечивают местные потребности, но и дают возможности для вывоза их в другие регионы России и за рубеж. Это может и должно являться важным стимулом к развитию добывающих и перерабатывающих производств на территории региона. При этом особо значимыми становятся такие обстоятельства, как большой рынок труда с дефицитом рабочей силы и низкая плотность населения. Это в значительной степени влияет на ситуацию с миграционными потоками.

Можно констатировать, что наметившийся подъем российской экономики потребовал увеличения рабочей силы, так как существующая в стране демографическая проблема в настоящий момент является фактором, ограничивающим возможности экономического и социального роста. Анализ состояния миграционных процессов в России свидетельствует о том, что основным источником роста населения и трудовых ресурсов страны в течение последних десятилетий является миграция. В то же время бесконтрольная миграция опасна, так как в перспективе она может существенно повлиять на развитие как отдельных регионов, так и страны в целом.

Весьма показателен в этом плане интерес граждан Китая к таким регионам России, как Дальний Восток и Сибирь. В Поднебесной, где, как известно, на фоне значительного числа населения страны существует проблема дефицита земель, пригодных для проживания, периодически встает вопрос территориальных притязаний к России. В то время как в азиатской части Российской Федерации наблюдается существенное снижение количества проживающего там населения, отмечается увеличение числа представителей китайской диаспоры. Так, в последние годы вдоль российской границы представителями китайского бизнеса было открыто огромное количество предприятий, занимающихся переработкой активно скупаемой в России древесины и дальнейшей перепродажей в Россию уже строительных материалов, мебели и иных продуктов деревообработки. Кроме того, в поисках заработка тысячи жителей Поднебесной ежегодно легально и незаконно пересекают границу Российской Федерации. Уже сейчас граждане Китая на Дальнем Востоке составляют около половины населения некоторых районов Амурской области, Хабаровского и Приморского краев. Происходит концентрация средств китайских предпринимателей в России для организации с их помощью поставок в Китай, прежде всего природного сырья. В то же время в Россию из Поднебесной ввозятся крупные партии низкокачественных товаров и контрабанды.

Зачастую миграция имеет криминогенный характер, что обостряет и без того сложную криминальную обстановку в стране. Руководством МВД России отмечалось, что за последнее десятилетие число преступлений, совершенных иностранными гражданами в России, увеличилось в 2,5 раза. Анализ угроз национальной безопасности России в миграционной сфере показал, что в основном они связаны с формированием различных криминальных национальных сообществ, моноэтнического бизнеса, теневых секторов экономики в регионах с привлечением нелегальных мигрантов. Все это порождает массу проблем для власти и общества. На одном из заседаний Совета безопасности России было заявлено, что проблемы незаконной миграции и связанная с нею криминальная деятельность достигли масштаба угроз национальной безопасности.

Наряду с перемещениями на законных основаниях большое распространение получила так называемая нелегальная миграция. Зачастую неуправляемость и неконтролируемость данного процесса отрицательно сказывается на состоянии внутреннего рынка труда, приводит к массовым нарушениям прав мигрантов, создает очаги социальной напряженности в местах скопления нелегальных мигрантов, негативно влияет на криминогенную обстановку в стране.

Из трех составляющих нелегальной миграции (незаконные въезд, пребывание и занятость) в России наиболее распространена последняя из них. В различных регионах страны она особенно ярко проявляется в максимально прибыльных сферах занятости, активно использующих труд мигрантов. В частности, в сибирских регионах особое значение приобретает сфера использования леса. При этом фиксируемые статистикой данные о преступности не соответствуют масштабам нелегального оборота древесины. Так, ослабление контроля над лесопользованием в России привело к росту незаконных рубок леса, ведущихся стихийно, без учета ресурсных возможностей. В настоящее время обостряется проблема экологической преступности, которая приобретает все более профессиональные формы. Для занятия преступным бизнесом создаются организованные преступные группы, а геополитическое положение сибирских регионов способствует тому, что преступность приобретает транснациональный характер. Например, на территории Бурятии интерес граждан КНР распространяется на занятие незаконным бизнесом, связанным с оборотом леса, а также сбором и вывозом за пределы республики нефрита и других ценных минералов.

В целях противодействия нарушениям в сфере использования леса УФМС России по Республике Бурятия во взаимодействии с органами внутренних дел и иными заинтересованными органами исполнительной власти проводятся мероприятия в сфере лесопромышленного комплекса. Данному направлению уделяется особое внимание во исполнение распоряжения МВД России, ФМС России, Минсельхоз РФ, ФСБ России от 26 января 2009 г. N 1/395/КР-1/4-524/4-р/5 "Об организации проведения оперативно-профилактических мероприятий", а также Указания директора ФМС России от 9 октября 2009 г. N КР-1/4-17241 "О проведении оперативно-профилактических мероприятий". На основании этих документов УФМС России по Республике Бурятия совместно с МВД по Республике Бурятия разработаны и согласованы совместные Приказы "О проведении мероприятий по противодействию незаконной миграции в сфере лесопромышленного комплекса".

Так, в течение 9 месяцев 2010 г. только сотрудниками УФМС России по Республике Бурятия было составлено около 500 административных протоколов по выявленным нарушениям в сфере лесопромышленного комплекса. Судами принято решение о выдворении 6 граждан КНР. Наложено штрафов на сумму: 1132000 руб., из которых взыскано 74% (836000 руб.). При этом статистика свидетельствует, что из общего количества выявленных нарушений в сфере использования леса примерно 75% составляют нарушения, совершенные гражданами Китая.

Часто подобной незаконной деятельностью занимаются и представители стран СНГ. Так, в ходе только одного оперативно-профилактического мероприятия "Регион" при проверке пилорамы, расположенной в с. Дабатуй Бичурского района Бурятии, были выявлены 12 граждан Республики Узбекистан, занимавшихся обработкой древесины, не имея при этом разрешений на работу. Кроме этого, иностранные граждане пребывали на территории России без постановки на миграционный учет.

Следует отметить, что нелегальные мигранты, пытаясь избежать встречи с сотрудниками правоохранительных органов во время проведения подобных мероприятий, нередко укрываются в сопредельных областях и районах. Так, в ходе плановой операции "Регион" оперативно-профилактическими мероприятиями были охвачены районы Бурятии, граничащие с Иркутской областью и Забайкальским краем. Акцент был сделан на места с преобладанием иностранного контингента, выявленного в ходе предварительного мониторинга миграционной ситуации. Сотрудниками миграционной службы, органов внутренних дел, Госнаркоконтроля, судебными приставами и представителями исполнительной власти было проверено более 300 объектов (торговые площади, строительные объекты, жилой сектор и места пребывания иностранных граждан). Было выявлено порядка 100 нарушений миграционного законодательства. Административные наказания понесли не только иностранные граждане, которые нарушили режим и правила пребывания, а также незаконно осуществляли трудовую деятельность на территории РФ, но и российские граждане, привлекшие их к труду без соответствующих разрешений.

Следует отметить, что проблемы, связанные с миграционными процессами, могут стать для Бурятии еще более актуальными с развитием на территории муниципального образования "Прибайкальский район" особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Байкал".

В частности, при проведении различных видов работ (дорожных, строительных, отделочных, подсобных и т.п.) на объектах туристско-рекреационной зоны одним из типичных нарушений может стать активное применение труда незаконных мигрантов. Малозатратность труда подобных работников будет провоцировать массовое использование их услуг при возведении объектов и инфраструктуры особой туристской зоны. При этом низкая профессиональная квалификация основной массы трудовых мигрантов может привести к некачественному выполнению работ, что в дальнейшем способно спровоцировать различные тяжкие последствия.

Негативное влияние на процесс расширения оборота наркотиков как республики в целом, так и Прибайкальского района, на территории которого в настоящее время проходят работы по обустройству особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, может оказать и увеличение числа мигрантов из таких стран, как Узбекистан и Таджикистан (через которые в Россию поступает значительная часть афганского героина).

Практика такова, что наибольшее количество (88,6%) из пересекших границу Республики Бурятия в 2010 г. представляют граждане Монголии. В абсолютных значениях это составило около 200 тыс., что на 18% больше, чем в 2009 г. Следует отметить, что по Соглашению между Правительством России и Монголии о пограничных пунктах пропуска и упрощенном сообщении через монгольско-российскую границу от 10 августа 1994 г. жители приграничных районов Монголии вправе въезжать на территорию Российской Федерации по удостоверениям на разовое пересечение границы и находиться в пределах приграничного района, указанного в удостоверении. В 2010 г. данная категория лиц превысила 75 тыс. (76% от общего числа проследовавших граждан Монголии) и в сравнении с 2009 г. возросла на 27%. Из этого количества с туристической целью прибыло 14% от общего числа въезжающих (на 8% меньше, чем в 2009 г.), с учебной целью границу пересекли 4% (ниже, чем в 2009 г., на 35%). На уровне прошлого года около 3% составили цели частная, служебная и коммерческая.

Количество проследовавших граждан КНР увеличилось в сравнении с прошлым годом на 9%, или на 144 человека. Значительно сократилось количество прибывших с целью "работа" - на 92%, с частной целью - на 62%; на 5% увеличилось количество въехавших по туристическим визам, на 43% больше стало въехавших со служебной целью.

Однако если число иностранных граждан, легально въехавших на территорию страны, вполне поддается учету, то количество незаконных мигрантов практически невозможно установить. По разным оценкам число незаконных трудовых мигрантов в России варьируется от 1,5 до 15 млн. человек. Чтобы эффективно регулировать внешние трудовые миграции, необходимо знать не только их количественные параметры, но и районы формирования миграционных потоков, сферы занятости, конкурентоспособность на разных рынках труда, социально-демографический, квалификационный и этнический состав трудовых мигрантов, мотивацию мигрантов, их взаимоотношения с населением посещаемых регионов и т.д.

Рассматривая проблему, связанную с использованием труда мигрантов на территории Республики Бурятия, следует иметь в виду, что решением Правительственной комиссии по миграционной политике от 11 июля 2008 г. было рекомендовано при формировании трудовой квоты на последующие годы устанавливать в организациях, использующих иностранную рабочую силу, соотношение между российскими и иностранными работниками 70% и 30% соответственно, с последующим снижением числа трудовых мигрантов за счет замещения региональными трудовыми ресурсами.

Всего в 2010 г. было оформлено более 1,5 тыс. приглашений с целью въезда "работа по найму", из них большинство пришлось на граждан КНР (около 87%), 8% составили представители КНДР; представительство других стран (Монголия, Турция) еще менее существенно. Следует отметить, что квота на оформление приглашений с целью въезда "работа по найму" в 2010 г. была исчерпана лишь на 89%. Таким образом, по сравнению с предыдущим годом привлечение иностранных работников в экономику республики уменьшилось на 52%.

Анализ привлечения иностранной рабочей силы в Республике Бурятия показал, что лидирующее положение практически во всех сферах экономической деятельности, как и в предыдущие годы, занимали трудовые мигранты из КНР, Узбекистана и КНДР. Большинство трудовых мигрантов задействуются в строительстве - 57%, в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств - 13% и в обрабатывающем производстве - 11%.

Статистика свидетельствует, что совокупная доля иностранной рабочей силы в численности экономически активного населения республики составляет около 1% и не является дестабилизирующим фактором для регионального рынка труда (по сведениям Бурятстата, численность экономически активного населения в ноябре 2010 г. соответствовала оценке 475 тыс. человек, или 49,3% от общей численности населения). Сокращение количества привлекаемых работодателями иностранных работников связано с проводимым Правительством Республики Бурятия комплексом антикризисных мер, направленных на оптимизацию миграционных процессов внутри республики и смягчения последствий мирового финансового кризиса. Одной из таких мер явилось снижение квот для организаций, использующих иностранную рабочую силу.

При этом речь идет о законной трудовой миграции. Что касается нелегальных иммиграционных трудовых потоков, то вряд ли можно говорить о каких-либо конкретных цифрах. При этом, как любой неконтролируемый процесс, незаконная миграция сопряжена с рядом проблем. Прежде всего - довольно высокой криминальной активностью нелегальных мигрантов и повышенной виктимностью этой категории лиц.

Практика такова, что большинство мигрантов занято на неквалифицированных, непрестижных работах, в тех сферах занятости, где неохотно трудятся россияне; однако сложилось общественное мнение, что именно приезжие отнимают рабочие места и способствуют снижению уровня заработной платы местного населения. При этом мало кто задумывается, что граждане, приехавшие в Россию на заработки, зачастую сталкиваются с практикой задержки и невыплаты заработной платы, "проверок" и изъятий документов, удостоверяющих личность, угрозами депортации. Кроме того, мигранты нередко становятся объектами преступных посягательств, а также и сами совершают противоправные деяния. При этом далеко не все факты противоправных деяний, связанных с мигрантами (особенно с нелегальными), становятся известными правоохранительным органам.

Так, по данным ИЦ МВД по Республике Бурятия, в 2010 г. на территории региона иностранными гражданами и лицами без гражданства было совершено 59 преступлений (в 2009 г. - 56, +5,4%). Большинство из них было совершено гражданами Китая, Азербайджана, Узбекистана и Монголии. В тот же период в отношении мигрантов было совершено 66 преступлений (на 17,9% больше, чем в 2009 г., когда правоохранительным органам республики стало известно о 56 подобных деяниях). Чаще всего преступлениям подвергались граждане Китая, Монголии и Узбекистана.

Проводимые оперативно-профилактические мероприятия, такие как: "Маршрутка", "Трасса", "Рынок", "Режим", "Нелегал-2010", "Нелегальный мигрант", "Жилой сектор", "Овощевод", "Регион" и другие, в определенной степени позволяют решать задачу противодействия нелегальной миграции. Однако они, как и межведомственные совещания по рассмотрению вопросов правоприменительной практики в сфере борьбы с незаконной миграцией, выявлению и раскрытию фактов организации нелегальной миграции, не могут кардинально решить данную проблему.

Несмотря на, казалось бы, не очень значительные абсолютные показатели криминального воздействия незаконной миграции на отдельные регионы страны и Российской Федерации в целом, следует обратить на данный процесс пристальное внимание, так как в ближайшем будущем это явление грозит стать еще более актуальным. О подобной тенденции свидетельствует и развитие ситуации, например, в Европе, для которой нелегальные иммиграционные потоки стали существенной проблемой, особенно в свете общемирового финансово-экономического кризиса. Вопросы нелегальной миграции, обозначившиеся в последнее время, требуют особого внимания в части ее профилактики, чтобы позднее не пришлось спешно искать выход из обострившейся ситуации.