Мудрый Юрист

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов при обучении предпринимательскому праву: вопросы методики преподавания *

<*> Shevchenko O.M. Formation of general cultural and professional competences of students in teaching entrepreneurial law: issues of methods of teaching.

Шевченко Ольга Михайловна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры предпринимательского права ГОУ ВПО МГЮА имени О.Е. Кутафина.

В статье на примере практического занятия, проводимого в рамках изучения дисциплины "Российское предпринимательское право", рассматриваются вопросы применения интерактивных обучающих технологий при подготовке юристов-бакалавров. Автором представлены методические рекомендации по подготовке и проведению интерактивного практического занятия по теме "Создание юридического лица", содержанию домашнего задания и критериям оценки работы студентов, с указанием планируемых образовательных результатов, формирующих общекультурные и профессиональные компетенции бакалавра.

Ключевые слова: юридическое образование, общекультурные и профессиональные компетенции, бакалавр, интерактивные технологии обучения, методика преподавания, предпринимательское право, предпринимательская деятельность, юридическое лицо, учредитель юридического лица, создание юридического лица, государственная регистрация.

The article in terms of practical class conducted within the frames of studying discipline "Russian Entrepreneurial Law" considers the issues of application of interactive educational technologies in preparation of lawyers-bachelors. The author presents methods recommendations for preparation and conducting of interactive practical class on topic "Creation of Juridical Person", contents of homework and criteria of evaluation of work of students with indication of planned educational results forming general cultural and professional competences of bachelor.

Key words: juridical education, general cultural and professional competences, bachelor, interactive technologies of education, methods of teaching, entrepreneurial law, entrepreneurial activity, juridical person, founder of juridical person, creation of juridical person, state registration.

В связи с проведением в России реформы образования и утверждением Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") <1>, особое внимание при разработке методических материалов для обучения студентов-бакалавров по юридической специальности необходимо уделять формированию у них навыков практической деятельности, соответствующих заданным в стандарте профессиональным и общекультурным компетенциям.

<1> Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464 "Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")".

Учебная дисциплина "предпринимательское право" имеет целью подготовить будущих юристов к правовому сопровождению бизнеса, что является одним из важнейших направлений деятельности современного практикующего юриста. Наибольшая эффективность такого обучения может быть достигнута только при максимальном сокращении "разрыва" между теорией и практикой при изучении данной дисциплины. Это требует обширного внедрения в образовательный процесс интерактивных технологий обучения, с помощью которых во время занятий воссоздаются реальные практические ситуации.

В данной связи представляется актуальным предложить в качестве примера подобного рода интерактивного практического занятия нижеследующие методические рекомендации, разработанные при содействии Института дополнительного профессионального образования ГОУ ВПО МГЮА имени О.Е. Кутафина и прошедшие апробацию в ходе преподавательской деятельности их автора.

Юридическое сопровождение бизнеса начинается, как правило, с правового сопровождения процесса образования субъекта предпринимательской деятельности - юридического лица или индивидуального предпринимателя. По сравнению с государственной регистрацией физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, процесс создания и легитимации юридического лица более сложен и требует особого изучения в ходе практического занятия. По данной причине в качестве темы представляемого здесь практического занятия нами было избрано "Создание юридического лица".

Итогом данного практического занятия является формирование комплекта документов, который в настоящее время подается в органы Федеральной налоговой службы РФ для государственной регистрации юридического лица, а также написание юридического заключения, обосновывающего выбор конкретной организационно-правовой формы для определенного вида предпринимательской деятельности.

Общая характеристика практического занятия по теме "Создание юридического лица"

Представляемое нами занятие проводится при обучении по курсу "Российское предпринимательское право", относящемуся к учебным дисциплинам базовой части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 - Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"), в рамках изучения темы "Общие положения о субъектах предпринимательского права" из первой части курса.

Выполнение предлагаемых заданий предполагает предварительное изучение и практическое применение комплекса правовых норм, регулирующих процедуру создания и государственной регистрации юридического лица, а также избранный студентами конкретный вид предпринимательской деятельности.

Занятию предшествует чтение лекции по теме "Общие положения о субъектах предпринимательского права" (4 акад. часа) и теоретическое аудиторное семинарское занятие по одноименной теме (2 акад. часа).

Трудоемкость практического занятия - 6 акад. часов, из них 2 акад. часа - аудиторное практическое занятие и 4 акад. часа - самостоятельная работа студентов (выполнение домашнего задания).

Содержание и цель занятия

Тема занятия - "Создание юридического лица".

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на занятии:

  1. Способы принятия решения о создании юридического лица (принятие решения единственным учредителем и решение учредительного собрания) и формы их закрепления. Перечень вопросов, отражаемых в решении единственного учредителя и протоколе учредительного собрания о создании юридического лица.
  2. Порядок проведения учредительного собрания юридического лица и составления его протокола.
  3. Состав документов, подаваемых для государственной регистрации юридического лица. Порядок оформления заявления о государственной регистрации юридического лица и приложений к нему.
  4. Иные документы, оформляемые при создании юридического лица.

Целью проведения практического занятия по теме "Порядок создания юридического лица" является формирование у студентов навыков применения в реальной практической ситуации знаний, полученных в ходе изучения темы "Общие положения о субъектах предпринимательского права".

Планируемые образовательные результаты, формирующие общекультурные и профессиональные компетенции бакалавра

После проведения занятия успешные студенты смогут:

Необходимые дидактические средства и материально-технические средства, обеспечивающие проведение занятия

Проведение занятия обеспечивается следующими дидактическими средствами:

Целесообразно проведение практического занятия в компьютерном классе, оснащенном доступом в сеть Интернет, правовыми базами "КонсультантПлюс" или "Гарант", а также мультимедийным комплектом для демонстрации слайдов. Студенты также могут пользоваться собственными ноутбуками.

Подготовка к проведению занятия

Преподаватель готовит указанные выше образцы документов (кроме образцов учредительных документов и сравнительной таблицы коммерческих юридических лиц) на бумажных носителях в количестве копий, определенном из расчета: один экземпляр каждого документа - на пять студентов.

Студенты предварительно получают задание:

  1. составить и принести на занятие сравнительную таблицу коммерческих юридических лиц (хозяйственные товарищества (полное и коммандитное), акционерные общества (открытое и закрытое), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, государственное/муниципальное предприятие, казенное предприятие, производственный кооператив), сопоставив их по следующим критериям: 1) нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение юридического лица; 2) требуется ли формирование уставного капитала (фонда); 3) форма распределения уставного капитала (фонда) между участниками - акции, доли и т.п.; 4) минимальный размер уставного капитала (фонда), если он формируется; 5) количество учредителей (участников); 6) состав учредителей (участников); 7) органы управления юридического лица; 8) правоспособность - общая или специальная; 9) ответственность учредителей (участников) по обязательствам юридического лица; 10) иные критерии (не менее 3), определяемые самим студентом;
  2. найти в Интернете, сборниках документов и иных источниках и принести на занятие образцы учредительных документов коммерческих юридических лиц различных организационно-правовых форм;
  3. выбрать конкретный интересующий студента вид предпринимательской деятельности и изучить основные нормативные правовые акты, регулирующие данную деятельность.

Сценарий проведения занятия

В ходе проведения практического занятия для более эффективного усвоения материала, выработки и закрепления практических навыков планируется использовать следующие методы.

  1. При рассмотрении вопроса N 1 "Способы принятия решения о создании юридического лица (принятие решения единственным учредителем и решение учредительного собрания) и формы их закрепления. Перечень вопросов, отражаемых в решении единственного учредителя и протоколе учредительного собрания о создании юридического лица" (15 минут) - метод мозгового штурма.

На мозговой штурм выносится следующий вопрос: по каким вопросам должны быть приняты решения при создании юридического лица?

Студенты называют вопросы, по которым необходимо принять решение при создании юридического лица, данные вопросы записываются преподавателем или назначенным для этого студентом, перечень вопросов анализируется и оценивается студентами и преподавателем, в результате чего из общего перечня предложенных вопросов вычеркиваются неправильные (10 минут).

Далее студентам предлагается определить последовательность принятия решения по выписанным вопросам, пронумеровав их по порядку (5 минут).

Мозговой штурм завершается составлением упорядоченного (по номерам) перечня вопросов, по которым необходимо принять решение при создании юридического лица.

  1. При рассмотрении вопроса N 2 "Порядок проведения учредительного собрания юридического лица и составления его протокола" (40 минут) - метод работы в малых группах, в сочетании с методами деловой игры, дискуссии и комментирования: студенты разбиваются на малые группы, каждая из которых выступает учредителями одного юридического лица, и применительно к своему юридическому лицу решают и оформляют протоколом вопросы, подлежащие решению на учредительном собрании; преподаватель следит за ходом деловой игры и комментирует действия студентов.

В ходе деловой игры воссоздается практическая ситуация проведения учредительного собрания юридического лица.

Деловая игра ориентирована на работу в малых группах, однако, по желанию отдельных студентов, допускается выполнение заданий единолично.

Выполнение заданий осуществляется под руководством преподавателя (Руководителя). Руководитель организует работу в малых группах, отвечает на вопросы, разъясняет отдельные нюансы выполнения заданий, следит за ходом работы в малых группах, комментирует действия студентов и достигнутые результаты.

Студенты разбиваются на малые группы (по 5 человек).

Способ формирования малых групп может быть различным, в зависимости от особенностей студенческой аудитории. Автором на практике применялось формирование малых групп по желанию самих студентов. Целесообразно предварительное (до проведения занятия) решение вопроса о составе каждой малой группы.

Члены каждой малой группы выступают в роли учредителей одного юридического лица.

Функции учредителей:

В каждой малой группе избираются Председатель и Секретарь собрания.

Функции Председателя собрания:

Функции Секретаря собрания:

Из числа учредителей каждого юридического лица избирается Генеральный директор (может совпадать или не совпадать с Председателем собрания).

Функции Генерального директора:

Студент, желающий выполнять задание индивидуально, выступает в роли единственного учредителя юридического лица, выступающего также и в роли его Генерального директора.

Задание, получаемое малыми группами: сделать и обсудить предложения, поставить на голосование и разрешить следующие вопросы:

  1. основной вид предпринимательской деятельности, осуществление которого предполагается создаваемым юридическим лицом;
  2. организационно-правовая форма создаваемого ими юридического лица, с учетом избранного вида предпринимательской деятельности;
  3. фирменное наименование юридического лица;
  4. место нахождения (юридический адрес);
  5. размер и состав уставного капитала (фонда);
  6. доля каждого из учредителей в уставном капитале (фонде);
  7. порядок оплаты уставного капитала (фонда) каждым из учредителей;
  8. органы управления и их компетенция;
  9. избрание единоличного исполнительного органа юридического лица (Генерального директора) из состава его учредителей.

По результатам проведения учредительного собрания письменно (по возможности - с использованием ПК) составляется протокол учредительного собрания, в котором фиксируются все принятые решения.

Студент, выполнявший задание единолично, оформляет решение единственного учредителя о создании юридического лица.

В дальнейшем в той же малой группе предполагается рассмотрение других вопросов практического занятия и выполнение домашнего творческого задания.

  1. При рассмотрении вопроса N 3 "Состав документов, подаваемых для государственной регистрации юридического лица. Порядок оформления заявления о государственной регистрации юридического лица и приложений к нему" (10 минут) - продолжается работа в малых группах (студентам в каждой группе предлагается составить перечень документов, которые должны быть поданы в налоговый орган для государственной регистрации юридического лица, с учетом той организационно-правовой формы, которую эта группа выбрала для своего юридического лица (10 минут в общей сложности).
  2. При рассмотрении вопроса N 4 "Иные документы, оформляемые при создании юридического лица" (15 минут) - продолжается работа в малых группах в сочетании с методом творческого задания: студентам предлагается в виде схемы или таблицы представить последовательность действий, совершаемых при создании юридического лица, с указанием документов, составляемых на каждом этапе создания юридического лица учредителями, а также документов, которые юридическое лицо должно получить в итоге каждого этапа, при этом студенты снабжаются образцами таких документов (15 минут в общей сложности).

Итоговая часть занятия (10 минут). Занятие завершается в следующем порядке:

  1. преподавателем подводится итог занятия, в ходе которого преподаватель разъясняет, как полученные и составленные студентами на занятии образцы документов, сравнительная таблица юридических лиц, таблица последовательности действий при создании юридического лица должны использоваться при выполнении домашнего задания и могут использоваться в практической деятельности;
  2. выдача студентам творческого домашнего задания.

Домашнее задание, выполняемое на основе материалов и навыков, полученных в ходе практического занятия

По результатам занятия дается творческое домашнее задание, выполняемое в малых группах:

  1. подготовить комплект документов, необходимых для подачи в налоговый орган для государственной регистрации конкретного юридического лица (учредителями которого якобы выступают студенты каждой малой группы) с приложением составленных студентами на практическом занятии таблиц последовательности действий при создании юридического лица;
  2. подготовить юридическое заключение с указанием: 1) избранного студентами вида предпринимательской деятельности создаваемого юридического лица и допустимых для него организационно-правовых форм, с обоснованием ответа ссылками на действующее российское законодательство; 2) конкретной организационно-правовой формы создаваемого юридического лица, а также преимуществ, послуживших причиной избрания данной организационно-правовой формы, и недостатков других допустимых для него организационно-правовых форм, по причине которых они были отвергнуты, с обоснованием ответа ссылками на действующее российское законодательство.

Форма и сроки сдачи выполненного задания

Задание выполняется в письменной форме с использованием ПК, сдается в распечатанном виде, с соблюдением заданных преподавателем параметров оформления.

Сроки сдачи выполненного задания определяются преподавателем исходя из расписания занятий студентов. Целесообразно предоставление одной недели для выполнения данного задания.

Критерии оценки выполненного задания

Требования к выполнению задания, соблюдение которых является условием получения максимальной положительной оценки, - 15 баллов:

  1. юридическая грамотность составленных документов;
  2. грамотность документов с точки зрения русского языка;
  3. внимательность заполнения форм документов (сведения, содержащиеся в уставе, учредительном договоре (договоре о создании), протоколе (решении), заявлении о государственной регистрации и приложениях к нему, юридическом заключении, должны быть идентичными);
  4. четкость и непротиворечивость формулировок юридического заключения;
  5. соответствие оформления юридического заключения установленной форме при соблюдении заданных параметров (требований) оформления;
  6. соответствие заявления о государственной регистрации установленной законодательством форме;
  7. обоснованность выводов, сделанных в юридическом заключении, ссылками на действующее законодательство, судебную практику;
  8. наличие правильных ответов на все вопросы юридического заключения.

Снижение максимальной положительной оценки на пять баллов осуществляется в каждом из следующих случаев:

Снижение максимальной положительной оценки на десять баллов осуществляется в каждом из следующих случаев:

Оценка "неудовлетворительно" (0 баллов) выставляется в следующих случаях: