Мудрый Юрист

Преступления, посягающие на валютный контроль Российской Федерации: ст. 193 УК РФ

Карпович О.Г., доктор юридических наук, профессор.

Статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.

Общественная опасность преступления, предусмотренного ст. 193 УК, состоит в том, что в результате его совершения нарушается порядок обязательного перечисления субъектами внешнеэкономической деятельности на их счета в уполномоченные банки Российской Федерации получаемой иностранной валюты <1>; государство не увеличивает свой валютный фонд, предназначенный для обеспечения различных потребностей страны; нарушаются финансовые интересы государства в сфере валютного регулирования и экспортной политики <2>.

<1> См., например: Макаров А.Н. Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 85.
<2> См.: Пикуров Н.И. Преступления в сфере экономической деятельности // Российское уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. М.П. Журавлева, С.И. Никулина. М., 2001. С. 219.

Таким образом, следствием невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте является рост инфляции, сокращение валютных резервов, дестабилизация курса рубля, неконтролируемый государством оборот валютных средств.

Непосредственным объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности по поводу государственного регулирования обязательного перечисления субъектами внешнеэкономической деятельности на их счета в уполномоченные банки Российской Федерации получаемой иностранной валюты.

Предметом преступления являются средства в иностранной валюте, подлежащие, в соответствии с законодательством обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

Уполномоченные банки - это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте (п. 8 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ).

Скрытая выручка представляет собой выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках на территории РФ независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий, если иное не разрешено Центральным банком РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" <3> иностранная валюта - это: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

<3> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

Не относятся к предмету преступного посягательства указанные в ч. 2 ст. 19 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ валютные поступления на счет резидента:

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте наступает в случаях, когда сумма невозвращенных средств была в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 193 УК данное деяние признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Невозвращение означает несвоевременное, частичное или полное непоступление из-за границы валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

Обязанность перечислять средства в иностранной валюте на счета в уполномоченные банки предусмотрена ч. 1 ст. 19 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, согласно которой при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  1. получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  2. возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Таким образом, ч. 1 ст. 19 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ устанавливает следующие обязанности резидентов:

Данные обязанности возникают лишь при осуществлении резидентами внешнеторговой деятельности. Понятие внешнеторговой деятельности определено в ст. 2 ФЗ от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <4> как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами информацией и интеллектуальной собственностью, где:

<4> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ резиденты могут не зачислять иностранную валюту на свои банковские счета в уполномоченных банках в следующих случаях:

  1. при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц - резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях исполнения обязательств юридических лиц - резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;
  2. при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;
  3. при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению - на период проведения этих мероприятий;
  4. при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними договорам (соглашениям), а также при проведении зачета встречных требований по обязательствам между транспортными организациями - резидентами и нерезидентами в случае, если расчеты между ними осуществляются через специализированные расчетные организации, созданные международными организациями в области международных перевозок, членами которых являются такие транспортные организации - резиденты;
  5. при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами;
  6. при зачислении валютной выручки на счета транспортных организаций - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации - в целях оплаты возникающих у таких транспортных организаций за пределами территории Российской Федерации расходов, связанных с оплатой аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, расходов, связанных с обслуживанием находящихся за пределами территории Российской Федерации воздушных, речных, морских судов и иных транспортных средств таких транспортных организаций и их пассажиров, а также расходов для обеспечения деятельности находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалов, представительств и иных подразделений таких транспортных организаций.

Поскольку согласно ст. 19 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ резидент, занимающийся внешнеторговой деятельностью, обязан обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты, а также обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию РФ товары, выполнение объективной стороны рассматриваемого преступления сводится к необеспечению исполнения указанных обязанностей, при условии наличия возможности для их исполнения. Это обстоятельство справедливо подчеркивается и в литературе: "...для привлечения к уголовной ответственности необходимо установить, что руководитель организации-резидента имел реальную возможность (в том числе с учетом обычаев делового оборота) воздействовать на контрагента и его банк, не оплачивающий экспортный товар, но не сделал этого и, таким образом, не выполнил возложенную на него обязанность" <5>.

<5> Пастухов И.Н., Яни П.С. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Проблемы квалификации. М., 1999. С. 22 - 23.

Таким образом, под невозвращением полученной резидентом иностранной валюты (выручки) на счета в уполномоченные банки, при осуществлении последним внешнеторговой деятельности, следует понимать незачисление иностранной валюты (выручки) в установленных законодательством РФ случаях на транзитные валютные счета резидента, открытые в уполномоченных банках.

Рассматриваемый состав преступления является формальным. Преступление признается оконченным с момента невозвращения валютных средств, истечения установленных сроков перечисления из-за рубежа иностранной валюты на банковские счета в уполномоченные банки РФ. Сроки возврата различны и зависят от положений экспортного контракта между резидентом и нерезидентом. В контракте наряду с другими существенными условиями устанавливается и срок оплаты за экспортируемые товары или работы. Контракт может предусматривать отсрочку платежа. С момента истечения установленных внешнеторговым договором (контрактом) сроков при незачислении средств в иностранной валюте начинается и течение срока давности, установленного ст. 78 УК РФ.

Таким образом, определить момент истечения срока для возврата из-за границы средств в иностранной валюте по конкретной экспортной операции возможно на основании соответствующего контракта и паспорта сделки, который в соответствии со ст. 20 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ должен содержать сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Субъект преступления - специальный. Им может быть только руководитель организации-резидента, обязанный перечислять либо контролировать перечисление средств в иностранной валюте в уполномоченные банки.

Резиденты - это:

а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов - юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, связанных с валютным регулированием и валютным контролем, и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами (п. 6 ч. 1 ст. 1 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, который характеризуется осознанием общественной опасности и противоправности невозвращения в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. Лицо осознает, что незаконно не возвращает в крупном размере из-за границы средства в иностранной валюте и желает этого.

Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, и их последующее хищение образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. 193 и ст. 160 УК.

Часть 4 ст. 15.25 КоАП устанавливает административную ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Согласно ч. 5 ст. 15.25 КоАП административная ответственность установлена за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Разграничение указанных правонарушений и преступления, предусмотренного ст. 193 УК, производится, исходя из суммы невозвращенных средств в иностранной валюте, а именно для административного правонарушения сумма не должна превышать пяти млн. рублей.