Мудрый Юрист

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения: новые возможности

Ванеев О.Н., кандидат юридических наук, советник Экспертно-правового управления Законодательного Собрания Красноярского края.

Статья посвящена полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения.

Ключевые слова: полномочия субъектов РФ, энергосбережение.

The article is devoted to the powers of the Russian Federation in the sphere of energy saving.

27 ноября опубликован и вступил в силу, за исключением ст. ст. 34, 36 и 37, Федеральный закон N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) <1>. Федеральный закон концептуально изменил подходы к регулированию отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации.

<1> Российская газета. 2009. 27 ноября.

На момент принятия Федерального закона в 35 субъектах Российской Федерации действовали региональные законы об энергосбережении. Например, Закон Хабаровского края от 25.04.2001 N 304 "Об энергосбережении в Хабаровском крае" (ред. от 25.03.2009), Закон Алтайского края от 04.01.2001 N 1-ЗС "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае", Закон Кемеровской области от 14.01.1999 N 9-ОЗ "Об энергосбережении на территории Кемеровской области" (ред. от 13.10.2009), Закон Красноярского края от 15.09.1999 N 8-463 "Об энергосбережении на территории Красноярского края" (ред. от 10.12.2002) и др. <2>.

<2> [Электронный ресурс] Доступ из справ.-правовой системы "КонсультантПлюс-Регионы".

Федеральный закон изменил полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Статья 3 Федерального закона устанавливает, что законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности включает "законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации".

В соответствии со ст. 7 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся: 1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; 2) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 5) информационное обеспечение на территории соответствующего субъекта РФ мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных региональной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 6) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением бюджетными учреждениями, государственными унитарными предприятиями субъекта РФ; 7) осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической безопасности на территории субъекта РФ; 8) осуществление иных полномочий в данной области, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям органов государственной власти РФ.

Статьей 35 Федерального закона внесены изменения в п. 2 ст. 26.3 ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанный пункт дополнен подпунктом "65) утверждение и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов РФ, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности"; подпунктом "66) осуществление регионального государственного контроля за соответствием жилых домов, многоквартирных домов в процессе их эксплуатации установленным законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов". То есть расширены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

Анализ текста Федерального закона выявил также следующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома (п. 3), в соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 4), органы исполнительной власти субъектов РФ вправе утвердить дополнительный перечень рекомендуемых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан (п. 10).

Согласно ст. 13 Федерального закона "до 1 января 2011 года органы государственной власти обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной собственности приборами учета" (п. 3), органы государственной власти вправе компенсировать за счет бюджета субъектов РФ сумму договора установки приборов учета для категорий пользователей (п. 11), а также поддержку организациям, осуществляющим установку приборов учета, путем выделения им средств из бюджета субъекта РФ на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением рассрочки при заключении договора по установке приборов учета (п. 9).

Статья 14 Федерального закона посвящена повышению энергетической эффективности экономики субъектов РФ. В составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 1). Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ утверждается Президентом РФ (ст. 26.3.2 ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ). Региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным требованиям настоящего Закона и утверждены Правительством РФ (п. 2). Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной программы, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (п. 5). В перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные программы, кроме обязательных мероприятий могут включаться иные вопросы, определенные органом государственной власти субъекта РФ (подп. 9 п. 6).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона обязательному энергетическому обследованию подлежат: органы государственной власти, наделенные правами юридических лиц; организации с участием государства; организации, совокупные затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 10 млн. рублей за календарный год; организации, проводящие мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Статья 21 Федерального закона устанавливает право государственных заказчиков заключать государственные энергосервисные контракты (договоры). Государственные энергосервисные контракты заключаются и оплачиваются в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о размещении заказов.

Согласно ст. 22 Федерального закона органы государственной власти опубликовывают региональные программы, организовывают распространения в СМИ тематических теле- и радиопередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Органы государственной власти обязаны обеспечить регулярное распространение: информации об установленных Федеральным законом правах и обязанностях граждан и юридических лиц и иных требованиях Федерального закона; социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством РФ. Информация, включенная в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, подлежит обязательному размещению на официальных сайтах органов государственной власти субъектов РФ (ст. 23 Федерального закона).

В соответствии со ст. 24 Федерального закона начиная с 1 января 2010 г. бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение объема потребления энергоресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15% от объема фактически потребленного им в 2009 году, с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%, и главные распорядители бюджетных средств осуществляют планирование бюджетных ассигнований учреждения исходя из указанного снижения потребления энергоресурсов.

Статья 25 Федерального закона предусматривает, что организации с участием государства и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. При этом для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций регулируются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, требования к программам в области энергосбережения и повышению энергетической эффективности применительно к регулируемым видам деятельности устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. В целях закрепления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при установлении долгосрочных тарифов таких организаций между органом государственной власти субъектов РФ, осуществляющим функции в области регулирования цен (тарифов), и организацией заключается соглашение, закрепляющее права и обязанности сторон.

Статья 27 Федерального закона устанавливает направления государственной поддержки в области повышения энергетической эффективности. К ним относятся: содействие в осуществлении инвестиционной деятельности; пропаганда использования энергосервисных контрактов; содействие в разработке и использовании объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность; содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности; разработка региональных программ; поддержка муниципальных программ; реализация программ стимулирования производства и продажи товаров, имеющих высокую энергетическую эффективность; содействие в осуществлении образовательной деятельности и информационной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; иные предусмотренные законодательством направления. При этом Российская Федерация вправе осуществлять софинансирование расходов субъектов РФ, в виде субсидий бюджетам субъектов РФ. Органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного регулирования цен (тарифов), вправе устанавливать социальную норму потребления населением энергетических ресурсов.

Согласно ст. 28 Федерального закона предусмотрен региональный государственный контроль за соблюдением законодательства об энергосбережении и повышения энергетической эффективности органами исполнительной власти субъектов РФ.

Таким образом, комплексный подход к исследованию Федерального закона позволяет сделать следующие выводы.

  1. На региональном уровне основными полномочиями по реализации Федерального закона наделены органы исполнительной власти субъектов РФ.
  2. На уровне закона субъекта РФ могут быть установлены основы государственной политики субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направления государственной поддержки в данной области, а также инициативно установлены категории потребителей и размер компенсаций расходов по установке приборов учета как региональные публичные обязательства.
  3. В связи с изменением концептуального подхода в Федеральном законе к государственному регулированию по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации Закон Красноярского края от 15 сентября 1999 г. N 8-463 "Об энергосбережении на территории Красноярского края" (ред. от 10.12.2002) и аналогичные законы субъектов Российской Федерации содержат термины и определения, не соответствующие Федеральному закону, и требуют уточнения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В связи с этим считаем необходимым разработку и принятие новых региональных законов, устанавливающих основы государственной политики и направления государственной поддержки в области повышения энергетической эффективности в субъектах Российской Федерации.