Мудрый Юрист

Многофункциональные центры оказания государственных услуг в структуре гарантий реализации права на информацию *

<*> Blednova E.M. The multipurpose centers of rendering of the state services in structure of guarantees of realization of the right to the information.

Бледнова Елена Михайловна, соискатель кафедры государственного строительства и конституционного права Курского института государственной и муниципальной службы.

В статье рассматриваются организационные и правовые основания деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг и их роль в расширении гарантий реализации права на информацию.

Ключевые слова: многофункциональный центр; государственная услуга; право на информацию.

In article it is considered organizational and legal grounds of activity of the multipurpose centers of granting of the state services and their role in expansion of guarantees of realization of the right to the information.

Key words: the multipurpose center; the state service; the right to the information.

Еще в Концепции формирования электронного правительства в Российской Федерации до 2010 г. впервые было сказано, что в целях повышения удобства при очном взаимодействии организаций и граждан с государственными органами предполагается создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг. Многофункциональные центры начали создаваться (и этот процесс продолжается по сегодняшний день) для обеспечения предоставления комплекса взаимосвязанных между собой государственных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по принципу "одного окна". При этом межведомственное взаимодействие, необходимое для оказания государственной услуги (включая необходимые согласования, получение выписок, справок и др.), происходит без участия заявителя <1>.

<1> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 632-р "Об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года" // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2372.

Широкое применение технологии "одного окна" - технологии предоставления государством услуг для граждан и бизнеса является важным элементом функционирования электронного правительства в России. Она имеет целью снизить бремя вынужденного общения граждан и бизнеса с государством и характеризуется тем, что оказание государственных услуг концентрируется в одном месте, начиная от подачи заявления до выдачи решения государственного органа.

Внедрение режима "одного окна" как одной из наиболее известных в мире сервис-ориентированных управленческих схем является частью административной реформы в России. "Одно окно" активно осваивается в Москве, Чувашии, Татарстане, Белгородской области, Краснодарском крае, Ростовской области и в других регионах России. Оно представляет собой административный механизм, дающий возможность гражданам обращаться за получением необходимого пакета документов в одну организацию, проходя собеседование с одним специалистом, заполняя при этом одну форму заявления и предоставляя один минимальный набор необходимых документов. Далее все согласования осуществляются по внутренним каналам связи органов исполнительной власти. "Одно окно" интегрирует процесс управления в системе органов исполнительной власти, устраняя дублирование функций, усиливая взаимосвязи между государственными органами, преодолевая конфликты на уровне горизонтальных связей, стимулируя сотрудничество <2>.

<2> Информация о созданных к настоящему моменту и уже оказывающих государственные услуги в Российской Федерации многофункциональных центрах оказания (предоставления) государственных и муниципальных услуг размещается на сайте административной реформы - www.ar.gov.ru.

К настоящему моменту действуют 166 многофункциональных центров (МФЦ) в 49 субъектах Российской Федерации. Очевидно, что внедрение технологии "одного окна" поможет предприятиям различных отраслей сократить издержки и увеличить эффективность управления, государственным структурам - сэкономить бюджетные средства и максимально эффективно использовать их на приоритетных направлениях развития и создать комфортные и удобные для граждан возможности общения с государственными структурами. Внедрение технологии "одного окна" приобретает статус одной из важнейших индивидуальных форм электронного общения с гражданами и организациями.

В России сегодня стоит конкретная задача развития в рамках проекта электронного правительства систем оказания трансакционных услуг гражданам и организациям, которые несут пользователям реальную экономию времени во взаимодействии с государством. Для руководителей министерств и ведомств это означает обеспечение в сфере государственной службы высокой скорости обмена информацией с партнерами, вышестоящими и нижестоящими ведомствами. Для пользователей, кто бы они ни были (любые физические и юридически лица), это возможность доступа к необходимой информации и работы с ней в любом месте и в любое время. Гражданин не должен носить справки из одного ведомства в другое, будь то оформление прав собственности, та или иная регистрация и т.д., - он должен просто обратиться в государственные органы, а дальше весь взаимный обмен информацией и документами происходит без его "хождений" и в сжатые (во всяком случае, фиксированные) сроки <3>.

<3> Сарафанов В.И. Информатизация системы государственного управления России: Монография / РАН. ИНИОН; Отв. ред. А.М. Кулькин. М., 2006. С. 86.

Система предоставления государственных услуг в России только-только начинает формироваться. Принятый в 2010 г. Федеральный закон N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" <4> регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Закон закрепил понятие многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг. В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона это российская организация, независимо от организационно-правовой формы отвечающая требованиям, установленным федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе и в электронной форме, по принципу "одного окна".

<4> Федеральный закон от 7 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

С целью выявления лучшего опыта создания МФЦ с 2008 г. Минэкономразвития России организует проведение мониторинга действующих МФЦ в субъектах РФ, для чего проводятся выездные проверки. В ходе проверок организуются опросы общественного мнения, наблюдения за работой МФЦ, проводятся исследования на соответствие МФЦ требованиям стандарта комфортности <5>.

<5> См.: Яковлева Н.А., Калинин А.М. Создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в России: результаты мониторинга // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. N 2. С. 182 - 189.

Полагаем, что нормативное правовое обеспечение деятельности многофункциональных центров оказания (предоставления) государственных и муниципальных услуг на современном этапе развивается в двух основных направлениях.

Первое - разработка и принятие качественного нормативно-правового и методического обеспечения как необходимое условие для успешного осуществления проектов по созданию собственно многофункциональных центров предоставления указанных услуг (МФЦ), а также развитию уже существующих МФЦ. Пакет необходимого нормативного правового обеспечения предложен сегодня к разработке корпорацией "Парус" - одним из крупнейших в России разработчиков автоматизированных информационных систем для государственных учреждений и коммерческих организаций. Он включает в себя разработку таких компонентов, как: проект нормативного правового акта о порядке предоставления услуг на базе МФЦ; проект нормативного акта о создании МФЦ; Устав МФЦ; Положение о МФЦ; стандарты качества услуг; Административные регламенты предоставления услуг; соглашения о межведомственном и межуровневом взаимодействии МФЦ с территориальными отделениями федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и другими организациями; регламенты информационного и технологического взаимодействия с названными органами и организациями; Порядок мониторинга качества предоставляемых услуг.

Второе направление - обеспечение необходимой нормативной правовой базой процессов предоставления государственных услуг и моментов, связанных с их организацией. Так, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг" были утверждены Правила организации деятельности МФЦ <6>. В частности, определено, что на базе Центра предоставляется не менее 50 государственных (муниципальных) услуг по таким направлениям, как: социальная поддержка населения, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя и регулирование предпринимательской деятельности.

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 г. N 796 "О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг" // СЗ РФ. 2009. N 41. Ст. 4782.

В части реализации права на информацию, как нам видится, важным является требование Постановления об организации специального сектора информирования в помещении МФЦ. В соответствии с п. 4 сектор информирования должен включать в себя: а) информационные стенды, содержащие актуальную и исчерпывающую информацию, необходимую для получения заявителями государственных (муниципальных) услуг; б) информационный киоск - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения возможности доступа заявителя к информации о государственных (муниципальных) услугах и ходе их предоставления в Центре.

В соответствии с п. 5 названного нормативного правового акта в секторе информирования предусматривается не менее 2 окон для осуществления информирования о порядке предоставления государственных (муниципальных) услуг, включая информацию: о перечне государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых в Центре, а также о территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и (или) организациях, участвующих в предоставлении таких услуг; о сроках предоставления государственных (муниципальных) услуг; о перечнях документов, необходимых для получения государственных (муниципальных) услуг; и т.д. Пунктом 6 предусматривается организация отдельной телефонной линии, предназначенной для ответов на вопросы заинтересованных лиц, либо центра телефонного обслуживания, осуществляющего с помощью операторов и (или) в автоматическом режиме прием и обслуживание вызовов, поступающих в Центр с использованием ресурсов телефонной сети общего пользования или сети Интернет.

В заключение обратим внимание на то, что в 2010 г. подведены итоги реализации мероприятий административной реформы в 2006 - 2010 гг. В этой связи в выступлении Министра экономического развития было подчеркнуто, что Концепция административной реформы завершает свое действие, и необходимо принятие нового документа, определяющего основные направления совершенствования государственного управления на среднесрочную перспективу, таким документом будет являться Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011 - 2013 годы, разрабатываемая Министерством экономического развития по поручению Правительства Российской Федерации <7>. Таким образом, очевидно, что работы по созданию МФЦ будут продолжены, а также и усилия по укреплению соответствующей нормативной правовой базы. В конечном итоге, как нам видится, будут значительно расширены имеющиеся на сегодня гарантии реализации права на информацию.

<7> URL: www.economy.gov.ru.