Мудрый Юрист

Взаимосвязь нормативных и ценностных элементов в содержании правомерного поведения *

<*> Konarev S.V. Interconnection of normative and axiological elements in the contents of legitimate behavior.

Конарев Станислав Владимирович, соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.

В статье предпринимается попытка раскрыть свойства правомерного поведения с позиции их обусловленности нормативно-ценностными элементами содержания правомерного поведения. Автор анализирует механизм взаимодействия формально-содержательных компонентов правомерного поведения.

Ключевые слова: ценности, правомерное поведение, нормативность, оценка, юридические корреляции.

This article attempts to uncover the properties of legal behavior from the perspective of their conditionality regulatory elements of the value-content of lawful conduct. The author analyzes the mechanism of interaction between formal and substantive components of lawful conduct.

Key words: values, lawful behavior, normativity, assessment, legal correlation.

Правомерное поведение как процесс представляет собой механизм, в котором элементы ценностного и нормативного содержания непрерывно взаимодействуют. Природа такого взаимодействия кроется в специфике социального действия. Правовые нормы как "внешняя причина" оказывают регулятивное воздействие на поведение, преломившись через систему субъективных факторов, составляющих в совокупности "внутренние условия" личности, иными словами, "процесс реализации правовой нормы - это взаимодействие ее требований с сознанием индивида" <1>.

<1> Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973. С. 247.

Через правовые нормы осуществляется: во-первых, легитимация общественно значимых интересов; во-вторых, координация интересов; в-третьих, информирование населения о наиболее важных, принятых под защиту государства интересах и способах их реализации; в-четвертых, установление рамок реализации интересов теми или иными группами субъектов в зависимости от специфики их деятельности <2>. Сказанное справедливо и по отношению к ценностям.

<2> Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л., 1984. С. 33, 35, 54 - 55.

Правомерное поведение так или иначе связано с оценкой. Оценка - это результат интеллектуально-волевой и эмоциональной деятельности индивида по распознаванию системы социально-выработанных или индивидуально-приобретенных ценностей. Нормативно-ценностные элементы в содержании правомерного поведения раскрывают грани этого оценочного отношения. Нормативная оценка - это соответствие правоустанавливающему авторитету, т.е. нормам права, индивидуальная оценка - это, прежде всего, отражение индивидуального правосознания, это самооценка личностью варианта, предлагаемого нормой с точки зрения соответствия его потребностям, интересам, ожиданиям. Социальная оценка - это ненарушение границ разумного, нормального, правильного с точки зрения общественно полезного, приемлемого.

Правомерное поведение - это право в действии. Данная предпосылка исследования раскрывается именно в связи нормативного и ценностного компонентов его содержания. Уже в процессе формирования источников действия права разрешается противоречие между формой и содержанием. Оно выступает как постоянно воспроизводящееся противоречие между нормой и ценностью. Ценностное содержание является активной (содержательной) стороной, нормативная сторона - производна, формальна. Когда общественно целесообразная деятельность оседает в норму, становится шаблоном, правилом, тогда норма теряет свою динамику и начинает выполнять консервирующую, репродуктивную, ретранслирующую роль. А поскольку ценностная сторона права является ситуационной, постольку всегда возникает столкновение между существующими нормами, поскольку в любой из них конкретная ситуация отражена лишь частично, ограниченно.

Правовой действительности присущи определенные закономерности, зависимости ее структурных элементов. Любое взаимодействие, носящее характер устойчивого постоянного стереотипного отношения, возникающего и действующего в рамках правовых установлений, можно определить через корреляционные связи, существующие в праве. Единство ценностного и нормативного компонентов в содержании правомерного поведения проявляется в юридических корреляциях. Обращение внимания на юридические корреляции позволяет правильно использовать внутренние закономерности развития правовой сферы общества.

Юридические корреляции - это определенные устойчивые отношения между правовыми явлениями, обусловливающие характер системы права в целом и единство рассматриваемых феноменов. К одной из юридических корреляций относят зависимости между актами, нормами и реальным правосознанием и правовым поведением <3>. Само ценностно-нормативное содержание правомерного поведения обусловлено наличием в структуре права таких уровней, как нормативный, ценностный и эмпирический.

<3> Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М., 2010. С. 245.

Связи внутри нормативно-регулятивной системы развертываются и в обратном направлении: идеи воздействуют на отношения, отношения на норму, норма на идею. Так как разнонаправленные связи между элементами развертываются по кругу, то не существует строгого лексического порядка при определении места того или иного уровня в нормативно-регулятивной системе: любой из них может считаться первым, вторым или третьим.

Если правовые ценности являются мерой осмысленности общественного существования человека, то правовые нормы всегда бессубъектны, деперсонифицированы, не учитывают оценку воспринимающего их субъекта. Правовая норма призвана ограничивать как индивидуальные, так и общественные представления о свободе, справедливости их формальными редукциями. Именно поэтому правовые нормы всегда связаны системой государственного контроля, гарантирующей социальный порядок. Однако в действительности эта нормативная основа сама может быть источником противоречий и конфликтов. Даже если нормативный конфликт непосредственно не наблюдается, он может проявляться через акционные конфликты.

В отличие от правовых норм, правовые ценности не содержат в себе сущностных противоречий, являющихся источником конфликтов. Обращение человека к ценностям позволяет наполнить его жизнь такими экзистенциалами, как "понятность", "разумность", "достижимость", "универсальность" и др.

Правовые нормы и ценности включены в общий для них контекст социального опыта. Правовые нормы и ценности - это "эйдосы", умозрительные формы, хранящие в себе идеальный объективный смысл. Правовые нормы и правовые ценности являются выражением меры в объективно возможной организации деятельности и поэтому обязательно включают в свое содержание схемы предполагаемого действия.

Связь нормативных и ценностных компонентов в содержании правомерного поведения можно рассмотреть через следующие характеристики: они могут находиться в структурных, субординационных, координационных, конфронтационных связях.

Структурные связи - это, прежде всего, сама структура права, содержащая нормативный, ценностный и эмпирический компоненты, это и природа права, которая также наряду с принудительным и нормативным потенциалом содержит ценностную основу. В частности, нормативная основа права состоит в его способности придавать действительным и типичным общественным отношениям форму разумных требований, обращенных к конкретным людям, группам и к общности (сообществу) в целом. Ценностная природа права состоит в его способности выражать (предъявлять) и реализовывать определенные общественные и индивидуальные интересы, цели, жизненные установки, идеалы, приводя в действие то, что наилучшим образом этому способствует, т.е. ценности <4>.

<4> Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории: Монография. М., 2011. С. 97.

Субординационные связи проявляются в содержании правомерного поведения в такой сфере правового регулирования, как публичное право. Там они в полной мере проявляются и раскрываются через усиление нормативного начала. Координационные связи в полной мере проявляются в сфере частного регулирования, где взаимоожидание субъектов построено на принципе формального равенства, доверия и согласованности воль участников правовой жизни.

Наибольшую актуальность имеют конфронтационные связи нормативного и ценностного элементов в содержании правомерного поведения. Данные зависимости предопределяются различными факторами. В частности, это влияние самой правовой системы, это уровень правосознания и правовой культуры, это роль позитивного права в общественном регулировании, это соотношение общественных и индивидуальных интересов, моральность права и др.

Можно выделить еще одну актуальную корреляцию, имеющую место при рассмотрении содержания правомерного поведения. Сама типология правовых норм как регуляторов поведения предполагает активное действие тех или иных ценностных компонентов. Например, принцип права сам по себе является нормативно-целевым ориентиром, норма "принимает решения" предполагает выбор, проявление самостоятельности, свободы воли индивида, норма "может" - альтернативность действия, норма "саморегулирование" предполагает свободу усмотрения, норма "самообязательства" - наличие таких правовых качеств, как ответственность, дисциплинированность.

Содержательные особенности правомерного поведения характеризуются через призму единства ценностного и нормативного начал. Это проявляется в свойствах правомерного поведения, большинство из которых определяет как нормативный элемент, так и ценностный.

С точки зрения соответствия предписаниям нормы, правомерное поведение, как мы уже отмечали, это закономерное поведение. Но с другой стороны, ценность - более устойчивый компонент реальности и с этой точки зрения фундирует ее, придавая ей свойства прочности. То есть ценностные элементы также содержат в себе компонент закономерного. В частности, мы определяли, что любое социальное действие человека является закономерным настолько, насколько оно мотивировано. В правовой плоскости закономерными могут считаться лишь такие деяния, детерминация которых типична именно для правовой жизни.

Социальная значимость правомерного поведения просматривается и в ориентации индивида на защищенность со стороны государства, в случае если при реализации его прав и обязанностей возникнет правовой спор <5>. То есть само установление правила в норме права, его гарантированность и защита показывают значимость для государства, общества данного поведения индивида. Характеристика значимости правомерного поведения напрямую связана с обращением к нормативному началу.

<5> Закомлистов А.Ф. Юридическая философия. СПб., 2003. С. 117.

Возможность осуществления контроля предполагает его внешнее и внутреннее выражение. Когда речь идет о внешнем контроле, его возможность связывается с действительностью правовых предписаний, когда же речь идет о контроле внутреннем, его действительность есть возможности самоконтроля. Внешний контроль - это, прежде всего, возможности позитивного права, хотя В.В. Лапаева выделяет у права функцию осуществления социального контроля, под которым понимается процесс, посредством которого сводятся к минимальным расхождения между системой ожиданий и требований, предъявляемых обществом к поведению его членов, и их фактическим поведением <6>. Благодаря социальному контролю общество может удерживаться в состоянии равновесия, которое поддерживается с помощью социальных регуляторов, в том числе и с помощью права.

<6> Лапаева В.В. Социология права. М., 2000. С. 199.

Выполняя функцию социального контроля, право выражает интересы частного и всеобщего. Оно призвано не допустить превалирования общего над частным или частного над общим. В истории нет примеров, когда бы интерес частных лиц преобладал в нормативном закреплении над общим. Поэтому развитие права представляет собой постепенное и все большее закрепление и защиту интересов частных лиц.

Правомерное поведение - это поведение волевое. В нормативном компоненте отражена, прежде всего, воля правотворческого органа, представляющего интересы государства и общества. Волевой компонент, заложенный в психологических свойствах, - это то, что определяет поведение индивида. Поведенческие акты человека (действия, поступки) при всей их индивидуальности всегда относительно самостоятельны, поскольку они подчиняются определенному регулированию со стороны общества, класса, социальной группы в соответствии с принятыми в них правилами поведения - социальными нормами <7>. Данный аспект получил аргументированную интерпретацию в работе В.П. Малахова <8>. Рассматривая такое свойство правомерного поведения, как добровольность, ученый показывает на необходимость обращения к содержанию воли человека, а не к ее факту, что способствует правильному пониманию исследуемого феномена - правомерного поведения, и позволяет его отграничивать от таких явлений, как неправомерное поведение и оставаться при этом в рамках юридической материи.

<7> Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985. С. 35.
<8> Малахов В.П. Концепция философии права: Научное издание. М., 2007. С. 386.

Единство нормативных и ценностных компонентов правомерного поведения проявляется в связке таких признаков, как убежденность и необходимость. Необходимо отметить, что существует два вида необходимости: внешняя, как проявление причинных связей и отношений, и внутренняя, как существование вещи по "необходимости своей собственной природы". Внешнее проявление необходимости есть нормативный компонент действительности, отражающий определенные правовые закономерности. Внутренняя необходимость, по сути, есть убежденность субъекта в совершении того или иного поступка. Претворение многих норм в жизнь связано с высоким уровнем правосознания и правовой культуры личности, в рамках которых у индивида присутствует стойкая убежденность в высоком предназначении права.

Проявление конфронтационных корреляций в содержании правомерного поведения проявляется через такой нормативный компонент, как вынужденность. Усиление принудительного начала может не согласовываться с ценностной основой, но так или иначе субъект, поступая правомерно, согласовывает свои желания, потребности с требованиями нормы, и в данном случае необходимость как характеристика нормативного компонента превалирует над ценностными компонентами деяния.

Правомерное поведение - это поведение стереотипное. Если в качестве элемента нормативного поведения выделяется процесс стереотипизации, то при характеристике ценностных начал речь идет о механизме адаптации личности к условиям правомерного поведения в социально-правовой среде. Сам процесс адаптации складывается из таких стадий, как становление, стабилизация и стереотипизация. В связи с этим оно приобретает и свойство ожидаемости, предсказуемости как самого поступка, так и результата. Оно типично для данной сферы общественных отношений применительно к аналогичным ситуациям, условиям. С другой стороны, нормативность также подразумевает наличие такого критерия, как ожидаемость или предсказуемость.

Правомерное поведение - это поведение долженствующее. Элемент внешнего долженствования заложен в императивности нормы. Внутреннее долженствование - это проявление правовых качеств индивида, не позволяющих ему поступить иным образом.

В соответствии правомерного поведения не только правовым, но и нравственно-этическим требованиям также проявляется дихотомия нормативных и ценностных элементов правомерного поступка. Моральность права - это критерий его действенности.

Поведение большинства представляет собой образец социальной терпимости к действиям лиц, чей образ мышления и поступки порой резко не совпадают с собственными представлениями о дозволенном и запрещенном. И если взаимность - это отражение психического компонента в правомерном поведении, то солидарность - это уже социальное свойство. Ценностный строй правомерности отражается в солидарности, признанности. Нормативные компоненты также не существуют без опоры на эти свойства.

Проанализировав корреляционные связи между ценностными и нормативными компонентами правомерного поведения, можно сделать интересный вывод. Социальные признаки правомерности, по сути, есть отражение дихотомии ценностных и юридических, нормативных начал. Именно преломляясь в общественном правосознании, нормативные элементы обусловливают появление таких социальных признаков правомерного поведения, как массовость, полезность, значимость и др.

Большинство социальных и психологических признаков правомерное поведение получает именно исходя из их соотнесенности с нормативностью. Можно ставить под сомнение позитивный характер нормативного, говоря о наличии таких норм, как традиции, обычаи и др., но мы подразумеваем именно такую нормативность, которая обладает свойствами всеобщности, универсальности. В свою очередь, нормативность как внешнее предписание, указание и обязанность возникает на основе приемлемости социальных актов, что подразумевает, прежде всего, ценностную основу.

Юридическое есть специфическая деятельность государства, нормирующая и распределяющая право, свободу, интерес, ответственность в обществе <9>. Но юридическое должно иметь ценностную основу, что позволит избежать произвола, обеспечит законопослушание и правовую активность индивида.

<9> Закомлистов А.Ф. Юридическая философия. СПб., 2003. С. 192.

Правовые ценности, позволяющие личности оценивать окружающий мир с точки зрения права, а также выбирать и формировать свое правовое поведение, органично вплетаются в систему нормативного регулирования общества, проявляясь на всех уровнях нормативной регуляции общественных отношений. И норма, и ценности, и мотивация выполняют регулятивное воздействие, тем самым определяя заданность поведения индивида, что есть следствие единства действия регуляторов как внешних, так и внутренних.