Мудрый Юрист

Геоэнергетические интересы ЕС, России и китая в каспийском регионе *

<*> Mukhametov R.S. Geo-energetic interests of the european council, Russia and China in the Caspian region.

Мухаметов Руслан Салихович, ассистент кафедры теории и истории политической науки факультета политологии и социологии Уральского государственного университета им. А.М. Горького, кандидат политических наук.

В статье рассказывается о внешней энергетической политике Евросоюза. Основная цель ЕС состоит в компенсации нехватки собственных ресурсов и в уменьшении энергетической зависимости от России. Это достигается через создание Каспийско-Черноморско-Европейского энерготранспортного коридора. Автор приходит к выводу, что внешняя энергетическая политика ЕС в Каспийском регионе не отвечает национальным интересам РФ. Стратегическая цель России заключается в прямых поставках каспийских углеводородов через территорию страны. Автор дал исчерпывающий анализ энергетической дипломатии Китая.

Ключевые слова: энергетическая безопасность ЕС, внешняя энергетическая политика, национальные интересы России, Каспийский регион, энергетическая дипломатия КНР.

The article dwells upon foreign energy policy of EU. The aim of the EU is to compensate for its own lack of resources and over-dependence on Russia. This be achieved through developing a Caspian Sea - Black sea - EU energy transport corridor. The author comes to a conclusion that Europe's enhances to cooperation with the Caspian region in the energy sphere to run counter to national interests of Russia. The strategic purpose of Russia is to direct share of the Caspian oil and gas on the world markets through Russia. The author gave a comprehensive analysis of energy diplomacy of China.

Key words: energy security of the EU, national interests of Russia, foreign energy policy, the Caspian region, energy diplomacy of People's Republic of China.

С начала 90-х годов XX в. Каспийский регион привлекает к себе все большее внимание мирового сообщества. Стратегическая значимость определяется его географическим положением: это своего рода мост между Европой и Азией, перекресток трансконтинентальных транспортных коммуникаций в направлении "восток-запад" и "север-юг". То, что Каспийский регион стал объектом активной внешнеполитической деятельности многих государств, связано и с наличием здесь запасов углеводородов. Государства Южного Кавказа и Центральной Азии располагают 3 - 4% мировых запасов нефти и 6 - 7% мировых запасов природного газа <1>.

<1> См.: BP Statistical Review of World Energy June 2010. URL: http:// www.bp.com/ liveassets/ bp_internet/ globalbp/ globalbp_ uk_ english/ reports_ and_ publications/ statistical_ energy_ review_2008/ STAGING/ local_assets/ 2010_downloads/ statistical_ review_ of_ world_ energy_ full_ report_ 2010.pdf.

Привлекательность каспийских запасов углеводородов обусловливается, во-первых, их сравнительно удачным географическим положением. Ценность Каспия как одного из центров добычи углеводородов только увеличивается в связи с перманентной нестабильностью в регионе Персидского залива. Кроме того, у каспийских стран есть еще одно серьезное преимущество по сравнению с другими нефтеносными районами. Все они обладают малым уровнем потребления углеводородов в связи с небольшой численностью населения, что позволяет говорить об их жесткой ориентации на экспорт <2>.

<2> См.: Муханов В. Состояние энергоносителей в Каспийском регионе и роль России в их транспортировке на мировой рынок // Внутренние и внешние факторы в динамике современного развития Кавказа. Аналитические записки. М.: МГИМО-Университет. 2008. N 6. С. 22.

Регион Каспийского моря имеет неоспоримые достоинства, побуждающие Евросоюз проявлять к нему особую заинтересованность. Рост интереса к региону обусловлен в первую очередь энергетическими факторами. На первое место в числе приоритетов, которые стоят в настоящее время перед ЕС, поставлена энергетическая безопасность. Связано это с тем, что на сегодняшний день Европа практически полностью зависима от внешних поставок энергоносителей на свой рынок. Так, в 2009 г. внутреннее потребление нефти и природного газа в Евросоюзе составило 670,8 млн. т и 459,9 млрд. куб. м соответственно, в то время как произведено было 98,7 млн. т и 171,2 млрд. куб. м <3>. Во-вторых, в Евросоюзе убеждены, что основным источником риска в энергетической сфере является зависимость государств - членов Союза от импорта из нестабильных регионов и поставщиков, которые политически используют зависимое положение ЕС как рычаг давления на него.

<3> См.: BP Statistical Review of World Energy June 2010. URL: http:// www.bp.com/ liveassets/ bp_internet/ globalbp/ globalbp_ uk_ english/ reports_ and_ publications/ statistical_ energy_ review_ 2008/ STAGING/ local_assets/ 2010_downloads/ statistical_ review_ of_ world_ energy_ full_ report_ 2010.pdf.

В этих условиях страны - члены ЕС поддерживают проекты, которые направлены на диверсификацию источников, поставщиков и маршрутов транспортировки энергоносителей. Главным направлением диверсификации является увеличение числа стран - производителей энергоносителей и стран-транзитеров, из которых и через которые в ЕС поступают углеводороды. Поэтому главная ценность государств Каспийского региона заключается в том, что у ЕС появились (после распада СССР) возможности добывать и прокладывать по их территории маршруты поставок энергоносителей из региона в государства - члены ЕС, минуя Россию. В частности, Евросоюз поддерживает реализацию "Южного газового коридора" ("Southern gas corridor"). Планируемый коридор состоит из трех звеньев: Транскаспийский газопровод (данный проект предусматривает доставку природного газа из Казахстана и Туркменистана в Азербайджан), Баку - Тбилиси - Эрзерум (из Азербайджана через Грузию в Турцию) и Nabucco (от турецкого Эрзерума до австрийского Баумгартена через Болгарию, Румынию и Венгрию). Вторым проектом является создание "Евразийского нефтетранспортного коридора", который предусматривает транспортировку "черного золота" из Азербайджана через Грузию по трубопроводу Баку - Супса, затем танкерами в Одессу и далее в Польшу по трубе Одесса - Броды.

Одним из приоритетов внешней энергетической политики Евросоюза является создание газопровода Nabucco. Это проектируемый магистральный газопровод протяженностью 3,3 тыс. км. Договор о начале строительства газопровода был подписан 25 июня 2007 г. Свои подписи на документе поставили комиссар Еврокомиссии по энергетике Андрис Пиебалгс и министры энергетики Турции, Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии. Проектная мощность газопровода - 30 млрд. куб. м газа в год. Ориентировочная стоимость проекта составляет 7,9 млрд. евро. Строительство газопровода планируется начать в 2011 г. и завершить в 2014 г. Магистраль станет продолжением уже построенного газопровода Баку - Тбилиси - Эрзерум. Проект предполагает транспортировку газа в европейские страны в обход России <4>.

<4> См.: Проект газопровода "Набукко". Справка от 13.07.2009. URL: http:// www.rian.ru/ economy/ 20090713/ 177157481.html.

Основным транзитным путем, созданным без участия России, является нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан (БТД). Общая протяженность нефтепровода - 1768 км, из которых 443 км пролегает по территории Азербайджана, 249 км - Грузии; 1076 км - Турции. Проектная пропускная мощность - 50 млн. тонн нефти в год, или 1 млн. баррелей в сутки. Начало строительству трубопровода БТД было положено 18 сентября 2002 г. 25 мая 2005 г. был открыт азербайджанский участок нефтепровода, 12 октября 2005 г. состоялось открытие грузинского участка. 13 июля 2006 г. в Турции состоялась официальная церемония открытия нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан <5>.

<5> См.: Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан им. Гейдара Алиева. Справка от 17.04.2009. URL: http:// www.rian.ru/ economy/ 20090417/ 168381928.html.

Таким образом, повышение надежности энергообеспечения Европы идет за счет расширения географии поставок и увеличения числа стран-экспортеров. На сегодняшний день основными странами - поставщиками нефти в ЕС являются Россия (32,9%), Норвегия (15,5%), Ливия (9,3%), Саудовская Аравия (8,9), Казахстан (4,7%) и Азербайджан (2,1%). Потребности Евросоюза в природном газе покрываются за счет импорта из следующих стран-поставщиков: России (40,4%), Норвегии (23,3%), Алжира (17,5%), Нигерии (4,6%), Узбекистана (1%) и Туркменистана (0,3%) <6>.

<6> См.: Europe in figures. Eurostat yearbook 2009. URL: http:// epp.eurostat.ec.europa.eu/ cache/ ITY_OFFPUB/ KS-CD-09-001/ EN/ KS-CD-09-001-EN.PDF.

С геополитической точки зрения создание транспортного коридора в направлении с востока на запад в обход России, по замыслу Брюсселя, позволит:

Реализация собственных интересов в Центрально-азиатском регионе будет для ЕС непростой, так как очевидно, что Брюссель столкнется с серьезной конкуренцией со стороны Москвы. Осуществление ЕС вышеназванных проектов является комплексным вызовом для национальных интересов РФ на европейском направлении и в состоянии ощутимым образом сказаться на российской внешнеполитической и внешнеэкономической активности.

Во-первых, реализация проектов ставит под угрозу текущий уровень экспорта энергоресурсов из РФ в страны - члены ЕС, что может негативно повлиять на доходные статьи российского бюджета. Создание условий для диверсификации европейского импорта неминуемо приведет к уменьшению спроса на нефть и газ из России, что ограничит экспортные поступления и соответствующим образом отразится на стабильности национальной экономики.

Во-вторых, уменьшение содержательной составляющей энергетического диалога между Россией и Евросоюзом ограничит возможности Москвы по воздействию на политическую позицию Брюсселя, который и без того часто действует вопреки российским национальным интересам.

Геоэнергетическим приоритетам России отвечает транспортировка каспийской нефти на мировой рынок через ее территорию. Согласно утвержденной Правительством РФ в ноябре 2009 г. Энергетической стратегии России на период до 2030 года одним из важнейших стратегических направлений внешнеэкономической активности нефтяного комплекса РФ является транзит нефти сопредельных государств через российскую территорию <7>. В настоящее время по магистральным нефтепроводам России в транзитном режиме транспортируется нефть двух государств Каспийского региона - Азербайджана и Казахстана. Так, транзит казахстанского "черного золота" происходит по российской территории как через старые советские нефтепроводы (Атырау - Самара, Махачкала - Тихорецк - Новороссийск), так и через систему Каспийского трубопроводного консорциума. По системе КТК (Тенгиз - Новороссийск) в 2007 г. транзит нефти, добытой в Казахстане, составил более 25 млн. тонн. Транспортировка казахстанского "черного золота" через территорию России осуществляется на основании долгосрочного межправительственного Соглашения от 7 июня 2002 г.: по нефтепроводу Атырау - Самара не менее 15,5 млн. тонн в год; по системе нефтепроводов Махачкала - Тихорецк - Новороссийск - до 5,5 млн. тонн в год <8>. Что касается закавказской республики, то в соответствии с условиями договора между Россией и Азербайджаном о транзите нефти через территорию Российской Федерации от 18 января 1996 г. азербайджанская сторона осуществляет транспортировку нефти по маршруту Баку - Новороссийск. В 2007 г. в связи с вводом в эксплуатацию маршрута транспортировки нефти "Баку - Тбилиси - Джейхан" и перераспределением экспортных потоков азербайджанской нефти в систему "Транснефти" было подано лишь 2,083 млн. тонн нефти, хотя по существующему Договору от 1996 г. должно прокачиваться не менее 5 млн. тонн в год. За 11 месяцев 2008 г. поставлено только 1,114 млн. тонн азербайджанской нефти <9>.

<7> См.: Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. URL: http://www.energystrategy.ru.
<8> См.: Российско-казахстанские торгово-экономические связи (справочная информация МИД РФ от 26.05.2008). URL: http:// www.mid.ru/ ns-rsng.nsf/ 6bc38aceada6e4-4b432569e700419ef5/ 9a1aed57c1b2475043256a- 630048c7e0? OpenDocument.
<9> См.: Российско-азербайджанские отношения (Справка МИД РФ от 18.02.2009). URL: http:// www.mid.ru/ nsrsng.nsf/ 6bc38aceada6e44b432569e700419ef5/ b1c94c24eb29ad53c32571bd0034d7c7? OpenDocument.

Для России транспортировка казахстанского и азербайджанского "черного золота" на мировой рынок по так называемому северному маршруту является выгодной, так как в этом случае тарифы за прокачку нефти поступают в российскую казну, а не в бюджеты сопредельных государств. Особая значимость сохранения и увеличения транзита каспийской нефти имеет для обеспечения не только экономических, но и геополитических интересов.

Геоэнергетическим интересам России отвечает возможность полного контроля экспорта каспийского газа. Доступ к "голубому топливу" очень важен для России по ряду причин. Во-первых, это нужно для того, чтобы предотвратить наполнение каспийским газом западного проекта Nabucco, который предусматривает поставки природного газа в Европу в обход России и напрямую конкурирует с российским "Южным потоком". Необходимость скупки газа продиктована для России не только геополитическими соображениями: региональное "голубое топливо" необходимо для "подстраховки" в том случае, если собственных запасов не хватит на реализацию энергетических договоренностей с Европой. С помощью же центральноазиатских углеводородов Россия может выполнять контракты и сохранять лицо перед ЕС, поддерживая репутацию "гаранта энергетической стабильности". Так, в 2008 г. "Газпром" приобрел 66,1 млрд. куб. м центральноазиатского газа, в том числе 42,3 млрд. куб. м в Туркменистане, 14,2 млрд. куб. м в Узбекистане и 9,6 млрд. куб. м - в Казахстане <10>. Таким образом, природный газ Центральной Азии является важным элементом формирования общей ресурсной базы ОАО "Газпром", обеспечивающей потребности внутреннего рынка России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

<10> См.: Закупки газа в Средней Азии. URL: http:// www.gazprom.ru/ production/ central-asia/.

По вышеназванным причинам Москва стала инициатором сооружения Прикаспийского газопровода. 12 мая 2007 г. президентами России, Казахстана и Туркменистана была подписана совместная декларация о его строительстве. Формальная договоренность была достигнута 20 декабря 2007 г., когда было заключено трехстороннее межправительственное Соглашение о сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода. Целью сооружения данного трубопровода является транспортировка природного газа с месторождений Каспийского моря и других месторождений на территориях Туркменистана и Казахстана на территорию Российской Федерации. Новый трубопровод ежегодной мощностью в 20 млрд. кубометров "голубого топлива" пойдет в обход Каспийского моря вдоль его восточного побережья. Трубу решено проложить от компрессорной станции "Белек" в окрестностях Туркменбаши до газоизмерительной станции "Александров Гай", что на казахстанско-российской границе, где она соединится с газопроводной системой России. Одновременно была достигнута договоренность между Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном о расширении построенной еще в советское время трубопроводной системы Средняя Азия - Центр (САЦ).

Что касается Азербайджана, то 14 октября 2009 г. был подписан контракт купли-продажи природного газа между ОАО "Газпромом" и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР). В соответствии с контрактом, первоначальные объемы покупки газа "Газпромом" составят 500 млн. куб. м, в дальнейшем объемы закупки будут возрастать в соответствии с экспортными возможностями азербайджанской стороны. Поставки начались с января 2010 г. <11>.

<11> См.: "Газпром" и ГНКАР подписали контракт купли-продажи азербайджанского газа. URL: http:// www.gazprom.ru/ press/ news/ 2009/ october/ article69255/.

Хотя Евросоюз и Россия и располагают развитой сетью трубопроводов в Каспийском регионе, но они не обладают монопольным правом на транспортировку углеводородного сырья на мировой рынок. ЕС и Россия действительно являются крупнейшими "игроками" на каспийском топливно-энергетическом рынке, но отнюдь не единственными.

Интерес к каспийским энергоносителям проявляет и Китай, который в последние годы заметно усилил здесь свои позиции. Привлекательность данного направления для КНР определяется следующими обстоятельствами: он позволяет уменьшить зависимость от производителей Персидского залива и избежать "малаккской дилеммы", поскольку транспортировка из этих стран относительно безопасна, коротка и осуществляется по наземным трубопроводам.

Росту объемов торговли Китая с Центральной Азией способствует реализация двух энерготранспортных проектов, полностью разрушающих российскую монополию на транспортировку ресурсов региона и меняющих всю геоэкономическую ситуацию в регионе.

15 декабря 2005 г. был сдан в эксплуатацию нефтепровод Атасу - Алашанькоу, общая протяженность которого составила 988 км. Проектная пропускная способность трубопровода составит 20 млн. тонн в год, в том числе первая очередь - 10 млн. тонн в год. Транспортировка нефти в Китай по нему началась с середины 2006 г. Атасу - Алашанькоу - вторая часть межгосударственного проекта строительства нефтепровода из Казахстана в КНР. Первой его частью является введенный весной 2003 г. трубопровод Кенкияк - Атырау протяженностью 448,8 км и с пропускной способностью первой очереди 6 млн. тонн нефти в год. Нефтепровод Кенкияк - Кум коль протяженностью 761 км является третьим этапом проекта строительства нефтепровода Казахстан - Китай. Проект позволит соединить нефтепровод Кенкияк - Атырау с нефтепроводом Кумколь - Атасу.

Нефтепровод стал основным каналом экспорта казахской нефти в Китай. В 2008 г. через него прошло 5,37 млн. тонн, что составило 94% всех поставок нефти в Китай и 8,4% всей экспортной нефти Казахстана <12>. Всего по нефтепроводу Казахстан - Китай поставлено к началу 2009 г. более 10 млн. тонн нефти <13>.

<12> См.: Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 94.
<13> См.: Быстрова А.К. Проблемы транспортной инфраструктуры и экологии в Каспийском регионе (добыча и экспортные перевозки углеводородов). М.: ИМЭМО РАН, 2009. С. 14.

Достоинством казахстанско-китайского трубопровода является то, что, во-первых, осуществляются прямые поставки нефти из Казахстана в Китай, во-вторых, не нужно осуществлять транспортировку нефти через третьи страны, в-третьих, он позволит освободиться от уязвимого снабжения по морю, наконец, повышается степень безопасности ее транспортировки.

Вторым энергетическим проектом Пекина в Центральной Азии является газопровод из Туркменистана в Китай через Узбекистан и Казахстан, соглашение по которому было достигнуто в апреле 2006 г. Церемония открытия первой очереди данного газопровода с участием лидеров этих стран состоялась 14 декабря 2009 г. на участке Самандепе на северо-востоке Туркмении. Протяженность газопровода составляет 7 тыс. км, при этом по территории Туркмении проложено 188 км, Узбекистана - 525, Казахстана - 1293, Китая - 4860 км. На проектную мощность (40 млрд. куб. м) трубу планируется вывести только в 2012 г.

Необходимо отметить, что усилия по обеспечению энергетической безопасности Китай предпринимает с 1993 г. До этого Китай полностью обеспечивал себя собственной нефтью. В настоящее время Китай является одним из мировых лидеров по величине импорта нефти. В 2009 г. в стране было добыто 189 млн. тонн нефти, а ввезено из-за рубежа приблизительно 200 млн. тонн. Потребление нефти в Китае в 2010 г. достигнет 400 млн. тонн, 210 млн. из них будет импортироваться из-за рубежа. Зависимость КНР от импорта нефти превысит 50% <14>.

<14> См.: В Китае ожидается продолжительный рост импорта энергоносителей в 2010 г. URL: http:// russian.people.com.cn/ 31518/ 6927000.html.

Рост зависимости от импорта углеводородов обусловлен беспрецедентным по своим масштабам процессом урбанизации в Поднебесной. Так, к концу 2007 г. уровень урбанизации в Китае достиг 44,9%, увеличившись на 27 процентных пунктов по сравнению с 1978 г. <15>. Такая перспектива (зависимости) вызывает у китайского правительства беспокойство, так как существует хроническая нестабильность в регионах, экспортирующих энергоносители. Устойчивый и гарантированный импорт нефти и газа рассматривается правительством Китая как жизненно важное условие обеспечения дальнейшего развития страны. Власти КНР осознают, что решение проблемы снабжения углеводородами из надежных источников является необходимым условием сохранения высоких темпов экономического роста (в 2009 г. ВВП Китая увеличился на 9,1%, в 2008 г. - на 9,6%, в 2007 г. - 13%, в 2006 г. - 10,7%), а следовательно, гарантией социально-экономической и политической стабильности страны. Таким образом, почти три десятилетия стремительного развития национальной экономики Китая привели к тому, что потребление энергоносителей в стране значительно превысило объемы внутреннего предложения. В дальнейшем зависимость страны от внешних поставок будет только увеличиваться. Согласно прогнозам Международного энергетического агентства (базовый сценарий) в 2015 г. спрос и производство будут составлять 11,1 и 4,0 млн. баррелей в день соответственно, а в 2030 г. - 16,5 и 3,4 <16>. Поэтому неудивительно, что для руководства КНР одной из основополагающих задач является проблема обеспечения энергетической безопасности страны.

<15> См.: В Китае коэффициент урбанизации за 30 лет поднялся на 27%. URL: http:// russian.people.com.cn/ 31516/ 6541971.html.
<16> См.: World Energy Outlook 2007. China and India Insights. URL: http:// www.iea.org/ textbase/ nppdf/ free/ 2007/ weo_2007.pdf.

В условиях нарастающей зависимости Китая от импорта нефти и газа программа по обеспечению энергетической независимости КНР включает меры по увеличению поставок углеводородного сырья за счет диверсификации импорта, т.е. обеспечение надежных и стабильных поставок из альтернативных источников - стран и регионов по всему миру. Ввиду резкого увеличения объемов потребления энергоносителей в стране, вызванного высокими темпами экономического роста и углубления процессов индустриализации, в Китае взят курс на поддержку проектов, направленных на географическую и ресурсную диверсификацию источников, поставщиков и маршрутов транспортировки углеводородов.

В настоящее время главным источником энергоносителей для Китая является регион Персидского залива, страны которого обеспечивают до 44% всех импортных поставок в Поднебесную. Сильная зависимость от ближневосточной нефти вызывает обеспокоенность в Пекине, и причины этого очевидны. Во-первых, транспортировка ближневосточной нефти в Китай осуществляется только через Малаккский пролив, соединяющий Индийский океан и Южно-Китайское море, который характеризуется самым высоким уровнем пиратства. Во-вторых, перманентная напряженность вокруг Ирана означает наличие постоянного риска прекращения поставок из региона Персидского залива.

Африка является вторым крупным поставщиком нефти в Китай, обеспечивая 32% всего нефтяного импорта страны. При этом необходимо отметить, что "африканский вектор" энергетической политики КНР не уменьшает удельный вес морских поставок углеводородов. Таким образом, география поставок такова, что практически вся транспортировка нефти от стран-производителей в Китай осуществляется по морю на танкерах. Иными словами, "малаккская дилемма" представляет собой огромную угрозу для энергетической безопасности КНР.

В этой связи Китай взял курс на развитие внутриконтинентальных поставок нефтегазового сырья из России и государств Центральной Азии.

Таким образом, к настоящему времени определились три основных направления поставок на мировой рынок каспийских углеводородов: Европа, Китай и Россия. Основным потребителем этих ресурсов, без сомнений, следует признать Европейский союз, который для смягчения своей зависимости от производителей нефти и газа и обеспечения надежности поставок стремится к диверсификации как источников энергоресурсов, так и маршрутов их транспортировки.

Китай - более новое и крайне перспективное направление поставок углеводородных ресурсов из Каспийского региона. Заключение с центральноазиатскими республиками соглашений о поставках энергоресурсов в Китай и строительство экспортных трубопроводов создают качественно новую геополитическую ситуацию в этом регионе. В частности, трубопровод Туркменистан - Китай стал первым крупным газопроводом, перекачивающим топливо из региона в обход российской территории. Последующее наращивание загрузки и выход трубы на проектную мощность будут фактически означать конец эры российской монополии на центральноазиатском газовом рынке. Более того, китайское вовлечение на газовый рынок ЦА наносит определенный удар по конкурентам в лице России и Запада, заинтересованных в продвижении собственных трубопроводных проектов (европейский Nabucco и российский Прикаспийский газопровод). Строительство нефтепровода Казахстан - Китай ознаменовало прекращение монополии России на транзит энергоресурсов из региона. По причине возникновения альтернативной сети транзита нефти Россия неизбежно понесет экономический ущерб от сокращения объемов транспортируемых с Каспия природного газа и нефти, а также потеряет часть политического влияния в регионе. Препятствовать этому процессу Россия уже не в состоянии, так как энергетические интересы Китая отвечают запросам центральноазиатских республик, заинтересованных в новых рынках сбыта.

Текущая динамика процессов диверсификации экспорта центральноазиатской нефти и газа свидетельствует об усилении "восточного вектора" во внешнеторговом курсе ведущих поставщиков углеводородов региона Каспийского моря и ЦА, что значительно снижает возможности осуществления западных проектов и одновременно укрепляет позиции конкурирующих проектов, направленных на долгосрочную привязку центральноазиатского газа к азиатскому (китайскому) рынку.

Таким образом, проблема выбора маршрутов транспортировки каспийских углеводородов превратилась в главный геополитический и геоэкономический фактор в данном регионе. Собственно, решение этой задачи и составляет ныне главное содержание противоборства ЕС, РФ и КНР в рассматриваемом регионе. Это обусловлено тем, что география поставок углеводородов, а также маршруты их транспортировки имеют исключительное значение для геополитических и геоэкономических интересов всех стран мирового сообщества.